Сценарий урока доброты Семицветик добрых дел
Сценарий добрые дела предназначен для детей и направлен на укрепление и расширение их знаний о вежливости и культуре поведения, формирование этических норм общения в обществе.
Действующие лица:
- Сказочница
- Женя
- Доктор Айболит
- Старичок-лесовичок
Входит Сказочница.
Сказочница.
Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Я хожу по всей планете,
Чтоб все взрослые и дети
Сказки добрые любили
И добрее сами были.
В сказки, дети, верить нужно,
Сказки учат жить нас дружно.
Быть правдивым и отважным
В жизни очень даже важно.
А давайте-ка, ребятушки, мы с вами отправимся в сказку. Согласны? Вот и чудесно! Тише, тише, слышите, кто-то плачет? По-моему, сказка уже началась.
(Входит Женя, плачет).
Сказочница. Здравствуй, Женя!
Женя. Здравствуйте. Ой-ой, а я не знаю кто вы!
Сказочница. А я тебя сразу узнала.
Женя. Постойте, постойте, я, кажется, догадалась! Вы — сказочница.
Хотя я не верю ни в леших, ни в василис прекрасных.
Сказочница. Да, я Сказочница. А почему ты плачешь?
Женя. Мама послала меня в магазин за баранками. Я купила семь баранок с тмином для папы, две баранки с тмином для мамы, две с сахаром для себя и одну маленькую баранку для Павлика. А одна вредная собака съела все баранки. Я погналась за ней и заблудилась. Я даже не помню, из какой я сказки.
Сказочница. Не растраиваивайся, мы тебе поможем. Ребята, а вы догадались, из какой сказки эта девочка? И как ее зовут?
Ответы детей. («Цветик-семицветик», Женя).
Сказочница. Правильно, ребята, «Цветик-семицветик». А написал эту замечательную сказку Валентин Петрович Катаев. А еще он написал и другие сказки для вас.
(Показывает книжную выставку, рассказывает о произведениях Катаева).
Сказочница. А теперь давайте вернемся к сказке о цветике- семицветике.
Женя. Ребята, вы помните, какие мои желания исполнил цветик- семицветик?
Ответы детей.
- вернуться домой с баранками,
- сделать так, чтобы разбитая ваза снова стала целой,
- отправиться на Северный полюс,
- возвратиться обратно,
- завладеть всеми игрушками в мире,
- отправить игрушки обратно в магазины,
- вылечить хромого мальчика.
Сказочница. А как вы думаете, какое желание было самое полезное?
Почему?
Ответы детей. (Последнее. Оно помогло, оно вылечило человека.)
Женя. Жаль, что у меня нет больше цветика – cемицветика… Сейчас бы я помогла кому-нибудь и загадывала бы только добрые желания.
Сказочница. А я ведь не просто так пришла к вам — у меня тоже есть цветик-семицветик. Вот, Женя, возьми его. Только помни, что этот цветик-семицветик может совершать только добрые и полезные дела. Итак, ребята, сказка начинается…
(Звучит музыка, на экране появляется сломанная березка).
Женя. Смотрите, ребята, березка плачет. Что с ней случилось?
Сказочница. Это очень грустная история. Плохо, что есть люди, которые не жалеют природу, ломают деревья, рвут цветы, топчут траву. А ведь березка такая красивая! Недаром ее считают символом России. Из ее бересты испокон веков мастерят замечательные поделки — корзинки, шкатулки, украшения.
Из березовых почек производят лекарство, береза дает нам лучшие дрова.
Женя. Что же делать? Как нам помочь деревцу?
Сказочница. Но у тебя же есть волшебный цветик-семицветик! Он исполнит твое желание!
Женя. (Отрывает один лепесток). Давайте, ребята, все вместе скажем волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Вели, чтобы березка и все другие растения были здоровыми и красивыми, чтобы они цвели и зеленели на радость людям!
(На экране появляется слайд — березовая роща).
Сказочница. Спасибо вам, Женя и ребята, за помощь. Теперь вы сможете пойти гулять в березовую рощу, слушать пение птиц и любоваться пестрыми бабочками. А наша сказка продолжается.
(На экране бездомные котенок и щенок).
Женя. Ой, какие миленькие!
Сказочница. Ребятушки, поглядите. У этих малышей нет дома, нет мамы. Они умрут на улице от голода и холода. Бедные. Как им помочь?
Женя. Я знаю, знаю! Ведь у меня есть волшебный цветик-семицветик!
Пусть исполнит мое желание! (Отрывает еще один лепесток).
Сказочница. Давайте, ребятушки, опять все вместе скажем волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Женя. Вели, чтоб у животных были хозяева, которые их любят и ухаживают за ними. И чтоб никто не жил на улице!
(Появляется слайд — кошка и собака в доме).
Сказочница. Вот как хорошо! Мы с вами, ребятушки мои хорошие, сделали еще одно доброе дело — теперь у котенка и щенка будут добрые хозяева, которые не выбросят их на улицу. А сказка наша продолжается.
(На экране слайд — птицы зимой).
Женя. Посмотрите, ребятушки, к нам птички прилетели! Они наши верные помошники и друзья.
Сказочница. А у нас сейчас зима, птицам зимой очень трудно, они погибают от мороза и от голода. А как же мы можем им помочь?
Ответы детей.
Женя. А мой цветик-семицветик снова поможет нам! (Отрывает лепесток). Давайте все вместе скажем волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Вели, чтоб птицы зимой не голодали и в кормушках всегда был для них
На экране слайд — птицы на кормушке.
Женя. Ура, получилось! Как я рада!
Сказочница. Молодцы, ребятушки! Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо!
Женя. А давайте поиграем?
Сказочница. Давайте! Я вам буду что-то называть, и если это доброе дело — поднимаете руки и хлопаете, если не доброе — присаживаетесь на стулья. Итак, начинаем игру!
Игра «Да — нет»
Помогать маме сделать уборку
Рвать цветы
Посадить дерево
Помочь встать тому, кто упал
Ломать деревья
Ловить бабочек
Защитить слабого
Помочь маме нести сумки с продуктами
Поливать растения
Покормить птичек
Бросать мусор мимо урны или оставлять после себя мусор на природе
Сказочница. Молодцы, ребятушки, вижу, что вы любите делать добрые дела. Ну а наша сказка продолжается.
(На экране — золотая рыбка).
Женя. Ой, кто это?
Сказочница. Ребятушки, вы узнали, кто это? А из какой сказки?
Ответы детей.
Сказочница. Правильно, это золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Она хочет нам что-то рассказать. Золотая рыбка плавает в реке, в озере и в море. Она очень огорчилась, потому что вода везде стала грязная. Люди бросают в воду мусор, бутылки, сливают вредные отходы с заводов и даже разливают нефть.
(Слайд).
Из-за этого гибнут рыбы, птицы, киты, дельфины и другие морские животные. Морские черепахи, например, проглатывают плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, а потом погибают. Золотая рыбка просит у нас помощи. Как мы можем помочь рыбкам и морским животным?
Женя. У нас же есть цветик-семицветик! Какое желание мы загадаем сейчас?
Ответы детей.
Женя. Итак, говорим волшебные слова (отрывает лепесток):
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Вели, чтоб вся вода в реках, озерах, морях и океанах была чистая!
(Слайд — море)
Сказочница. Вот и еще одно доброе дело мы с вами сделали. Золотая рыбка порадуется вместе с нами. Ведь без чистой, свежей, прозрачной воды не будет и жизни на нашей планете.
Пусть на Земле не умирают реки, Пусть никогда не загрязняются моря, Пусть чистой остается в них навеки Нам всем такая нужная вода.
Женя. Давайте сказку продолжать!
Доктор Айболит. (Входит). Здравствуйте, ребята!
Сказочница. Кто к нам пришел, ребятушки? А из какой сказки?
Ответы детей. (Доктор Айболит из сказки Чуковского).
Доктор Айболит. Я пришел к вам за помощью.
(Слайд — автомобили и дымящие трубы).
Женя. Что случилось?
Доктор Айболит. Дело в том, что люди построили вокруг леса много фабрик и заводов, проложили автомобильную дорогу. И теперь день и ночь дымят трубы, грохочут и пылят грузовики, в воздухе полно пыли, дыма, выхлопных газов и копоти. А звери в лесу надышались вредными веществами, поэтому все заболели, они кашляют и чихают. Я не успеваю их лечить. Без свежего чистого воздуха нет здоровья ни людям, ни животным. Но что же делать? Как помочь животным? Не закрывать же заводы и дороги!
Женя. Я знаю, что нужно сделать! Надо на трубы всех заводов и фабрик поставить специальные ловушки, которые будут очищать выбросы, улавливать ядовитые вещества из дыма. А поможет нам цветик-семицветик! Помогайте мне, ребята! (Отрывает лепесток).
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Вели, чтоб воздух над Землей всегда был чистым и свежим!
(На экране слайд — чистое небо).
Доктор Айболит. Спасибо, Женя, спасибо и вам, ребятки! Поспешу обратно в лес с хорошими новостями, ведь теперь воздух стал чистым, звери и птицы не будут болеть.
Сказочница.
Словно крыша над землею — голубые небеса,
А под крышей голубою реки, горы и леса.
Свежий ветер листья треплет, Облака дожди несут.
Чистый воздух я не вижу, Знаю только — он вокруг!
Женя. Смотрите-ка, ребята, доктор Айболит нам что-то оставил!
Сказочница. Это лекарственные травы. А зачем они нужны?
Ответы детей. (Чтобы лечиться!)
Сказочница. Правильно, для лечения. А сейчас мы с вами поиграем. Я буду загадывать вам загадки о травках, а вы отгадывайте и находите их.
Загадки
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной.
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой… (зверобой).
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? — Запах… (мяты).
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Чьи высокие макушки
Розовеют на опушке?
Лето красное встречай!
Расцветает… (иван-чай)
Разукрашиваем летом Клумбы, парки, цветники
Мы своим морковным цветом, А зовемся… (ноготки).
От простуды нас избавил,
Витаминов нам добавил
И от гриппа он помог,
Славный доктор наш… (чеснок).
Вот колючие кусты,
Лучше их не трогай ты.
Родственник красотки розы
Затаил в шипах угрозу.
Хоть не кактус, не терновник,
Но колюч в саду… (шиповник).
Женя. Ну, молодцы, ребята, давайте сказку продолжать!
Старичок-лесовичок. (Входит). Ох-ох, кого я вижу? Здравствуй, Сказочница! Здравствуйте, дети!
Сказочница. Здравствуй! Дети, вы знаете, кто это?
Ответы детей. (Леший).
Сказочница. Правильно. Это Старичок-лесовичок. А из какой он сказки?
Ответы детей.
Сказочница. А теперь давайте послушаем, что нам расскажет Старичок-лесовичок.
Старичок-лесовичок. Я, Старичок-лесовичок, пришел к вам, внучатки, за помощью. Узнал я от доктора Айболита, что вы зверям в лесу помогаете, воздух очищаете. А у меня другая беда.
(На экране слайд — мусор около реки).
Старичок-лесовичок. Приходили в мой лес и на речку туристы, мусор за собой не убрали, раскидали по всему лесу и по реке, разбили бутылки, разожгли костер и не потушили его. А я не успеваю везде мусор убрать и костры тушить. Помогите мне, внучатки. Ведь приходят люди в лес за ягодами и грибами — а в лесу один мусор. А если пожар от костра будет? Тогда совсем беда — погибнут все деревья, звери, птицы и насекомые.
Женя. Не расстраивайся, Старичок-лесовичок, мы тебе поможем!
(Отрывает лепесток). Говорим все вместе:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Вели, чтоб никто не бросал мусор и не разжигал костры!
(Слайд — чистый берег реки).
Старичок-лесовичок. Вот как хорошо! Вот спасибо вам, внучатки! Приходите в лес за ягодами и грибами или просто погулять да птичек послушать, в речке покупаться. Вы ведь знаете, как вести себя на природе?
Ответы детей. Сказочница. Молодцы!
Все-все-все на свете, на свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд!
Кто делает мед и кто делает яд.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!
Все-все-все на свете, на свете нужны,
И это все дети запомнить должны!
До свидания, Лесовичок! Ну а мы, ребятушки, продолжаем наше путешествие в сказку.
Женя. Ой, у меня один-единственный лепесток остался!
Сказочница. Знаешь, Женя, в этом зале собрались дети, которые любят природу, свой край, свою семью, своих друзей и у каждого есть заветное желание. Давай узнаем, что бы им хотелось больше всего на свете. Вы помните, ребятушки, что цветик-семицветик выполняет только добрые и полезные желания? Ну, тогда загадывайте.
Ответы детей. (Я хочу, чтобы…).
Женя. Я согласна, давайте потратим на это последний лепесток!
(Отрывает).
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели!
Вели, чтобы все мечты сбылись!
Сказочница. Какие замечательные мечты у наших ребят! Я верю, что они обязательно сбудутся! Спасибо тебе, Женя, за то, что не пожалела волшебной силы цветика-семицветика на добрые дела.
Женя.
Ты лети, наш цветок, Через запад на восток! Ты по всей Земле лети, Семена ДОБРА дари!
Сказочница. Ну вот, ребятушки, и закончилось наше путешествие в сказку. Вам понравилось делать добрые дела? Мне хочется, чтобы вы всегда совершали добрые поступки и говорили добрые слова.
Я желаю вам добра, Доброй ночи до утра, Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов. Уведет ли вас дорога
От родимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
- В добрый час и в добрый путь!
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
А сейчас давайте все вместе исполним песню «Если добрый ты», которую пел кот Леопольд.
(Песня).
До свидания, до новых встреч!
Сказочница. Ну вот, ребятушки, и закончилось наше путешествие в сказку. Вам понравилось делать добрые дела? Мне хочется, чтобы вы любили природу, не наносили ей вреда, сохраняли ее красоту. Будьте всегда добрыми и отзывчивыми!
Наша планета Земля Очень щедра и богата, Горы, леса и поля —
Дом наш родимый, ребята!
Давайте же беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
До свидания, ребята, до новых встреч!
Автор: Р. М. Гитарина