Интерактивная игра Соглашение для дошкольников

компромисс картинки для детей

Эта игра позволит детям в игровой форме научиться приходить к соглашению, понимать друг друга и находить компромисс.

Участники игры – пираты корабля «Чёрная жемчужина» в результате пробоины в судне останавливаются возле затерянного острова, о котором совсем никому ничего неизвестно. На острове живёт древний народ Сентинельцы во главе со старым Шаманом. Сентинельцы не пускают никого на свой остров, убивают всех, дерзнувших приблизиться, и даже пытаются забросать копьями пролетающие над ними самолеты.

Чудом удалось сделать единственную видеозапись, на которой можно разглядеть таинственных дикарей. Участникам необходимо организовать ремонт судна и без потерь уплыть с острова, не разозлив древний народ и Шамана. Но на острове их ждёт сюрприз.

Цель игры: развитие навыка общения, навыка соглашения, а также умение вырабатывать новые идеи и реализовывать свои возможности.

Задачи игры: Игра направлена на знакомство со следующими умениями:

  • уход от конфликта, построение диалога;
  • поиск новых идей и нестандартных решений;
  • ведение переговоров и достижение соглашений.

Условия проведения: проведение мероприятия регламентируется:

  • время – 45 минут;
  • возраст – 13-15 лет (2 команды по 8-10 детей);
  • ведущие – 1 ведущий и 2 помощника;
  • помещение, разделённое на 2 зоны. Этапы игры:
  1. Вводный (рассказ о том, что случилось) (3 мин) – проводит ведущий.
  2. Разработка стратегии в команде (5 мин) – проводит ведущий.
  3. Первые переговоры (5 мин) – проводят помощники Шаман и Отшельник.
  4. Разработка другой стратегии в команде (5 мин) – проводит ведущий.
  5. Вторые переговоры (5 мин) – проводят помощники Шаман и Отшельник.
  6. Решение задачи (5 мин) – проводит ведущий.
  7. Третьи переговоры (5 мин) – проводят помощники Шаман и Отшельник.
  8. Подведение итогов (20 мин) – проводит ведущий.

Сценарий игры:

  1. Вводная часть: (3 мин.)

Соберите пиратов в одном помещении, начните разговор с ними.

Ведущий:

Здравствуйте! Сегодня тема нашей игры – это соглашение и переговоры. Как вы думаете, что это? И для чего нам необходимо? (Выслушайте ответы участников.)

а) Переговоры – процесс взаимодействия двух или более сторон с целью выяснения готовности той или иной стороны сотрудничать, сделать что-то для другой стороны.

б) Переговоры – коммуникация между сторонами для достижения соглашения относительно предмета переговоров.

В нашей игре вы будете встречать разных персонажей, они будут носить элементы костюма. У нас будет персонажи – Шаман древнего племени и Отшельник – человек не из племени, знающий, как можно жить на острове без риска для жизни.

Представьте себе, что вы – пираты корабля «Чёрная жемчужина». Ваш корабль попал на риф, и в корабле большая пробоина. Неожиданно вдалеке вы увидели остров и решили плыть к нему. Кто-то из старых пиратов немного слышал об этом острове и рассказал, что о нем крайне мало известно. Все попытки исследователей наладить контакт с населением закончились провалом. Агрессивно настроенные аборигены стоят «насмерть», защищаясь от вмешательства извне.

Свирепое племя Сентинельцев обитает на этом острове последние 60 тысяч лет. Остров, окруженный коралловыми рифами, покрытый тропическими муссонными лесами, оказался в стороне от торговых морских путей. Отсутствие интереса европейцев к этим землям позволило дикарям сохранить неизменной свою культуру на уровне Каменного века.

Я попрошу сейчас выбрать капитана корабля «Чёрная жемчужина».

Вы подплыли к острову ночью, благополучно высадились на берегу и легли спать возле костра. Утром вы вдруг увидели, что не хватает одного члена экипажа – Билла. А вдалеке с копьями и камнями стоит воинственное племя. Возле костра лежало 2 дощечки с выцарапанными словами. Капитан, прочтите их, пожалуйста! (Приложение 1)

Капитан (читает первое послание):

Я, Шаман древнего племени Сентинельцы. Ваш человек у нас. И мы убьём и его и вас, если вы сейчас же не покинете этот остров. Мы никогда и никого не пускали к нам. Убирайтесь, иначе всем смерть!!!

Капитан (читает второе послание):

Меня зовут Фернао Лопише, я живу на этом острове 10 лет. Они не трогают меня. Никому не удалось высадиться на остров живым. Я знаю, как вам помочь, но скорее всего вас всех убьют. Мне очень жаль.

Ведущий: Давайте разделимся на две равные команды. Я предлагаю, рассчитаться на «первый–второй». Занимайте места за своими столами, вам нужно будет выработать стратегию последующих действий, прийти к решению повести переговоры. Помните, что вы должны быть воспитаны и корректны, ваша агрессивность может привести к нежелательным для них последствиям.

  1. Разработка стратегии в команде (5 мин.)

Ведущий дает игрокам ручку и листочек для записи стратегии, а также карточки (вводные материалы).

(Приложение 2)

Вводный материал

Для команды, которая пойдёт к Шаману:

Сегодня, как и тысячи лет назад, они живут собирательством и охотой. Сельским хозяйством не занимаются. Сентинельцы весьма враждебны по отношению к любым незнакомцам и требуют активной демонстрации мирных намерений, прежде чем позволяют чужеземцам подойти на расстояние выстрела из лука. Предпринимаемые в конце 1960-х попытки оставления им материальных ценностей привели к тому, что сентинельцы стали использовать домашнюю утварь и металлические предметы в быту, кокосы были ими съедены, но не были посажены, кукла была похоронена, свинья не была съедена, но была убита и тоже похоронена. Красные вёдра были приняты с очевидным восхищением, в то время как зелёные были отвергнуты.

Для команды, которая пойдёт к Отшельнику:

Фернао Лопише – солдат португальского колониального контингента в Индии. Он перешел на сторону противника во время осады Гоа и якобы принял христианство.

Когда португальцы поймали перебежчика, они отрубили ему правую руку и высадили на острове. У Фернао был свой дрессированный петух. Племя не тронуло его, но не приняло. Фернао много наблюдал за племенем и Шаманом и многое знает. Но не разговаривал ни с кем уже 10 лет.

Команды предлагают свои стратегии, ведущий выслушивает стратегии команд, выделяет три важных момента:

  1. Должны быть переговоры;
  2. Переговоры должны быть эффективными. Это значит, что им необходимо найти материалы для ремонта корабля и вызволить Билла.
  3. Все должны остаться живыми.

Ведущий: Ребята, время заканчивается, отведённое на эту часть игры, пора отправляться на переговоры.

  1. Первые переговоры (5 мин.)

Эту часть игры ведут помощники – Шаман и Отшельник. Задача ведущего понаблюдать за переговорами в обеих командах и отметить важные моменты в ходе общения, которые вы обсудите с игроками после игры на обсуждении. Также важно отметить те моменты, на которые нужно обратить их внимание уже на следующем этапе разработки второй стратегии команд (если вы увидели какие-то важные ошибки или упущения игроков).

В переговорах Шаман ведёт себя с ребятами очень агрессивно, остро реагирует на каждое слово.

Отшельник ведёт себя замкнуто, не хочет общаться и идти на контакт. Говорит о том, что им всё равно не спастись, и чтобы они не тратили его время.

  1. Разработка второй стратегии в команде (5 мин.)

Когда игроки вернутся от Шамана и Отшельника, вновь посадите их по командам в разных углах помещения, как во время этапа разработки коммуникативной стратегии в прошлый раз. Дайте им материалы, с которыми на предыдущем этапе игры работала другая команда. Раздайте игрокам ручку и листочек для записи стратегии, а также вводные материалы. (Приложение 2)

Для команды, которая пойдёт к Шаману:

Сегодня, как и тысячи лет назад, они живут собирательством и охотой. Сельским хозяйством не занимаются. Умеют ли они добывать огонь — вопрос, который всё ещё остается открытым. Сентинельцы весьма враждебны по отношению к любым незнакомцам и требуют активной демонстрации мирных намерений прежде, чем позволяют чужеземцам подойти на расстояние выстрела из лука. Предпринимаемые в конце 1960-х попытки оставления им материальных ценностей привели к тому, что сентинельцы стали использовать домашнюю утварь и металлические предметы в быту; кокосы были ими съедены, но не были посажены; кукла была похоронена; свинья не была съедена, но была убита и тоже похоронена. Красные вёдра были приняты с очевидным восхищением, в то время как зелёные были отвергнуты.

Для команды, которая пойдёт к Отшельнику:

Фернао Лопише – солдат португальского колониального контингента в Индии. Он перешел на сторону противника во время осады Гоа и якобы принял христианство. Когда португальцы поймали перебежчика, они отрубили ему правую руку и высадили на острове. У Фернао был свой дрессированный петух. Племя не тронуло его, но и не приняло. Фернао много наблюдал за племенем и Шаманом и многое знает. Но не разговаривал ни с кем уже 10 лет.

  1. Вторые переговоры (5 мин.)

Вторые переговоры также ведут Шаман и Отшельник только с другими командами. Во время этих переговоров они выдают детям задание.

  1. Решение задачи (5 мин.)

Объявите всем игрокам, что у них есть 5 минут на решение их задач и на подготовку новых аргументов (назовите игрокам меньшее время, чем есть на самом деле, чтобы мотивировать их обсуждать собранно и быстро). Скажите также, что следующие переговоры будут последними, и если сейчас не удастся договориться с Шаманом и Отшельником, то, скорее всего, им не выбраться с острова. При необходимости помогайте командам наводящими вопросами, направляйте их обсуждение, если видите, что оно идёт нединамично. Повторяйте игрокам, что у них есть последний шанс договориться и что нужно использовать все аргументы, которые можно придумать.

(Приложение 3) Задачи.

Задача от Шамана:

Давным – давно к берегу острова прибило вот эти предметы. Мы никогда раньше не видели их, и я храню уже много десятилетий эти предметы, но не знаю, как их применить. А как вы знаете, я не могу чего-то не знать, ведь я Шаман, а значит, могу потерять уважение. Напишите мне по 10 способов использования предметов: Наушники, гантели, носки.

Задача от Отшельника:

Я-когда- то очень любил рисовать. Много гулял и вдохновлялся миром, а сейчас я сижу почти на одном месте и ничего не могу нарисовать. Вот, что я всего лишь смог сделать.

Нужно их до чего-то существующего дорисовать. Когда справитесь, принесите их мне.

  1. Третьи переговоры (5 мин.)

Ребята, выполнив задания, возвращаются с ними к Шаману и Отшельнику.

Отшельник принимает ответы и радуется заданию, а также даёт детям свои записи о древнем племени, которые смогут им помочь.

Сентинельцы давно пытаются уметь добывать огонь, но у них не получается. Молнии здесь очень редки, поэтому огня совсем нет. Если бы вы помогли им с огнём, я думаю, что они отпустили вас живыми с этого острова.

Шаман принимает ответы и радуется заданию, но в разговор вмешивается кто-то из племени, заставляя детей импровизировать и менять стратегию переговоров. Абориген требует не пощадить пиратов и грозится бунтом племени. Шаман выгоняет детей и говорит, что не хочет больше вести с ними переговоры.

  1. Подведение итогов (20 мин.)

После окончания этого этапа переговоров игра заканчивается, и игроки должны будут собраться на обсуждение в общем помещении, в котором они начинали игру, на обсуждение.

Ведущий задаёт им следующие вопросы:

  • легко ли шли переговоры?
  • была ли выработана единая стратегия общения, приходилось ли менять её и почему, легко ли это было?
  • легко ли было решать задачи, как происходил процесс решения?
  • что можно   сделать   сейчас,   чтобы   всё    же   исход   переговоров         был благополучным?

Выслушайте ответы детей и по необходимости направьте их на мысль сходить и поделиться способами добычи огня с Шаманом, а также поблагодарить и предложить свою помощь Отшельнику.

После возвращения детей поблагодарите детей за игру и предложите им поаплодировать себе! После этого обсудите с ребятами важность переговоров и достижения соглашений в настоящем мире. Можно задать следующие вопросы:

  • почему важно уметь вести переговоры и договариваться друг с другом?
  • в каких сферах их жизни умение вести переговоры наиболее важны?
  • какие способы можно применять, чтобы переговоры приводили к взаимному соглашению?

После этого попросите каждого участника по кругу высказать одну рекомендацию ведения переговоров в реальной жизни, которая вела бы к обозначенным целям.

Запишите ответы участников на доске, при необходимости дополните список. Например,:

  • ищите взаимные интересы;
  • собирайте и анализируйте информацию;
  • не поддавайтесь эмоциям;
  • принимайте во внимание культурные особенности;
  • не стойте на одной позиции, ищите варианты;
  • показывайте свой позитивный настрой;
  • и т.д.

Автор: Богатырева Т.В.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий