Праздник русского языка сценарий для детей

Дорогие зрители! Сегодня мы пригласили вас на праздник русского языка, посвященный открытию недели русского языка и литературы.

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик, К

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная – живуч.

Для больших и для малых стран

Он на дружбу,

На братство дан.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Он, как наши мечты, велик,

Животворный русский язык!

Сценка про Эзопа

Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.

  • Почему ты подаешь одни языки? – спросил за обедом Эзопа удивленный Ксанф.
  • Ты велел купить самое лучшее, – ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка. Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.

Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:

  • Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло… Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу.

Стихотворение В. Шефнера «Есть слова словно раны…»

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Не счесть на земле языков и наречий,

Они существуют, наверное, вечно.

Но нам всех дороже наш русский язык,

Ведь каждый из нас к нему с детства привык.

Но вот незадача, мы русские, вроде,

Однако чего не услышишь в народе:

Слова искажают, коверкают речь. Мы вас попытаемся предостеречь.

Сценка о жаргонизмах

ЯНА:     Эй, Федька, братан! Прикинь, что вчера было. Мы токо классно начали отвисать, потом намутили там одну штуку, висели, висели, меня че-то прибило , потом накрыло и я залипла.

ФЕДЯ:   Ян, так что все-таки случилось? Я тебя не понимаю!? И  вообще, что за жаргон?! Где ты таких слов набралась-то?!

ЯНА: Оооу… Тяжелый случай… По-моему, ты уже совсем отстал от современной жизни. Так сейчас все подростки общаются.

ФЕДЯ:    Да ничего я не отстал! Я просто вас не понимаю! Эти ваши жаргонизмы засоряют нашу речь, она становится непонятной, беззвучной. В языке говорящего проявляется культура, воспитанность и знания… Да и словарный запас зависит от уровня культуры, начитанности, интеллекта. Тебе известно, что культурный человек имеет словарный запас 3000-3500 слов?

ЯНА:       Ну-да… так много? Да и кому это надо?! По-моему, ты преувеличиваешь …

ФЕДЯ:    Мне так не кажется. Некоторые скоро вообще забудут, как говорить и писать нужно. Вот к примеру, смотри, мы вчера с Мишкой переписывались.

ФЕДЯ:   Вот, я ему пишу: «Миш, Идем, поиграем в футбол? На улице такая погода хорошая». А он мне: « ( ». Я ему: « А может тогда в кино?». Он: « ) ». Я ему « Попкорн с собой возьмем?». Он « ))». Я ему: «Увидимся». И он мне: « )))»

ФЕДЯ:    Вот и поговорили! Только мне непонятно: он или совсем русский язык забыл, или только как слова пишутся, не помнит.

ЯНА:      Ну и что? Что тебя не устраивает-то? И так же все понятно! И время экономится. Да и вообще, за смайликами будущее. Это прогресс! Я думаю, скоро даже стихи в школе по смайликам учить будем.

ФЕДЯ:    Что? И как ты себе это представляешь?

ЯНА:      Да легко! Во, смотри.

«Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном»

Пушкин

(все это на экране показано с помощью смайликов)

ФЕДЯ:   Я не могу с тобой согласиться, может, пойдем и спросим у наших друзей, что они думают?

ЯНА:      Ну, окей.

Меня так колбасит, тебе параллельно…

Откинешь копыта…

Да…случай смертельный!

Поди разберись, где тут правда, где ложь,

Без переводчика и не поймешь.

Ребята, ведь это всего лишь бравада!

Жаргонным наречьем глаголить не надо!

На русском писали Тургенев и Горький, Есенин, Толстой, Пастернак и не только.

Ты будь с языком осторожней, мой друг!

И вслушайся в речи друзей и подруг!

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Николай Васильевич Гоголь

Сказка «Семь дочерей»

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери:

  • Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — промолвила первая дочь.
  • Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая.
  • Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — пропела третья.
  • Мне тяжело было без тебя, как пчела без цветка, — защебетала четвертая.
  • Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — проворковала пятая.
  • Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги. (как вариант – принесла еды и накормила маму)

Вот какой поэтичный, выразительный, задушевный русский язык. И не только сокращения и жаргонизмы портят и засоряют его, но и чрезмерное использование заимствованной лексики.

Сценка «Три мудреца»

  1. (уверенно, с напускной важностью, высокомерно)

Уважаемые господа! С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, погруженный в мотивирующую абстракцию, не может обойтись без утопического объективизма. Я так думаю…

  1. (немного растерянно, обескуражено, возмущенно)

Позвольте, господа! Дифференцированный подход к модуляциям абстрагированного мышления дистанцируется от объективизма и концентрирует в себе субъективизм!.. Это же каждому ясно, как дважды два!

  1. ( с обидой, упрямо)

Не соглашусь с Вами, многоуважаемый! Деструктивный подход! Ваши модуляции с ассоциативным мышлением пугают меня! Этак, батенька, мы и до корреляции с компиляцией дойдем!

  1. ( великодушно развалясь на стуле, снисходительно)

Вы оба правы, господа! Это просто вопрос трактовки метода… Однако нельзя отрицать дезинформацию наших СМИ… Желтой прессы, наконец…

  1. ( горячо, убежденно, с азартом, быстро) Господа! Не будем забывать, что мы достигнем успеха благодаря приоритету эмпирии перед креацией в экстраполировании ментального дискурса! Мы верим в нашу молодежь! Вот она, юная, цветущая, подающая огромные надежды… Поприветствуем её!
  2. (иронически, с улыбкой)

Не идеализируйте, господа! Мировоззрение нашей публики сегодня зависит от а) менталитета российского гражданина вообще, б) умения анализировать свой жизненный опыт, и, наконец, в) наличия…

Хором: ЧУВСТВА ЮМОРА!

Стихотворение «Два языка» Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нём впервые я сказала «мама»,

На нём клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нём ветра в предгорьях наших свищут,

На нём впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зелёною весной…

Но, как родной,

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг,

На нём живые, трепетные чувства

Открылись мне,

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране.

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне…

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык – Я онемею.

Утратив русский – Стану я глухой.

(Т. Зумакулова, балкарская поэтесса.)

Стихотворение «Первородство» С. Островой

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны́ … И когда я слышу:

  • Извини меня! — Это значит:
  • Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу:

  • Обереги меня! — Это значит:
  • Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу:

  • Защити меня! — Это значит:
  • Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть — Слово тебе сотворит добро.

  1. Реклама словарей

Мальчик увлеченно читает книгу, восклицает : «Не может быть!», «Вот это да!». Друг зовет его на футбол, девочки в кафе, он отказывается. Девочки предлагают ему чипся. Он борется между желанием поесть чипся и продолжать читать книгу. Но снова погружается в чтение. Девочки и мальчик в зал: «Вы знаете, почему Юра не идет играть в футбол, отказывается идти в кафе и есть чипсы?» Юра:»Я читаю толковый словарь русского языка!»

Вторая реклама.

Ученица: «Хотите узнать, что общего между капустой и капитаном? Хотите? Тогда с этим этимологическим словарем я иду к вам!

Ученица:»Черное и белое… Лед и пламень… Жизнь и смерть… Любовь и ненависть… Читайте словарь антонимов русского языка!

Стихотворение В. Солоухина

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Сценка о синонимах «В ЖЭКе»

В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.

– Моя фамилия Михайлов, – отрекомендовался посетитель.

  • А моя – Сидорчук, – сказал начальник ЖЭКа.
  • Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов. Синонимы – это слова, близкие по смыслу, значению…
  • Ну и что?
  • Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела… Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать…
  • Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы…
  • Хотеть делать, желать, стремиться – это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…
  • Но что я должен сотворить? Что? – взорвался Сидорчук.
  • Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной,
  • Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только… вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.
  • Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице…
  • Но есть же субординация, – начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.
  • Вот возьмите, – сказал он, вновь войдя в кабинет. – Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

-Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать…»

  1. Стихотворение

Я помню лазурный рассвет, Малиновый, теплый закат,- Дороже мне Родины нет,

Я ей благодарен стократ.

Там есть за деревней родник, Вода в нем чиста, как слеза. Там пел свои песни кулик

И плакала ивы лоза.

Спасибо за то, что дала Мне русский великий язык, Ты, Родина! – есть и была,

А я твой до смерти должник. (А.Квашенников)

Все участники выходят на сцену.

  1. Русский язык.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Иван Тургенев

  1. Стихотворение «Слово» Иван Бунин Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

Берегите наш язык!

Все вместе: Наш прекрасный русский язык!

Между сценками, стихами звучит музыка. (в это время меняются выступающие, передвигаются декорации)

Автор: Самарина Н.Н.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий