ОЛЕНИН ДЕНЬ ИЛИ ОЛЕНА-ЛЬНОСЕЙКА CЦЕНАРИЙ
НАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ПРАЗДНИК 3 июня (21 мая по старому стилю)
В день, когда церковь чтит память равноапостольных Константина и Елены, у крестьян начинался сев льна, поэтому в народе его именовали «Олена-льносейка», «Льняница», «Длинные льны». В этот день «в надежде на хороший урожай льна старушки с каждой бабы собирают по паре печеных куриных яиц и кладут их тихонько в мешок с семенами. Мужик-сеяльщик, хотя бы и знал об этом заранее, но должен молчать… Выезжая на поле, он прежде всего принимается за завтрак и домой привозит одни только скорлупки».
Существовал вариант этого обычая, когда подложенные бабами печеные яйца «мужик при посадке старался… подбросить повыше, чтобы вырос высокий лен».
С обработкой льна в народном сознании связан образ Параскевы-Пятницы – персонажа, воплотившего в себе черты двоеверия: с одной стороны, почитание великомученицы Параскевы (греч. Παρασκευή – букв. «приготовление к субботе», т.е. пятница); с другой стороны, отголоски образа языческой богини Мокоши (в некоторых написаниях Макоши).
Обе они, слившись в единую фольклорную фигуру, воспринимались как «льняницы», покровительницы прядения и ткачества как специфически женских ремесел. В день Параскевы-Льняницы (10 ноября по новому стилю, 28 октября по старому стилю) лен начинали мять. День же Олены-Льносейки связался с этой сельско-хозяйственной культурой, скорее, по созвучию слова «лен» и имени Олена (Елена). Лен имел большое значение в женском крестьянском быту – «это будущее полотно, будущие девичьи наряды, а посему лен в русском песенном творчестве связан с девичьими сокровенными заботами», а посев льна понимался как «бабий и девий праздник, во время которого исполнялось много обрядовых песен». Существовал и чисто женский обычай: чтобы «обмануть лен», при посеве
женщина обнажалась, «чтобы лен, сокрушенно глядя на ее наготу-босоту, подумал,что она бедная, и щедро уродился». При этом «сами бабы не отдают себе ясного отчета, кого собственно они имеют в виду разжалобить: лен ли, или св. Елену, в день которой этот злак сеется. Вернее, впрочем, предположить, что бабы имеют в виду не Елену, а именно лен, который, в данном случае, как бы олицетворяется».
Сценарий обряда «А МЫ СЕЯЛИ, СЕЯЛИ ЛЕНОК…»
Действующие лица:
- ВЕДУЩИЕ – трое мужчин и трое женщин 25-45 лет, в народных костюмах
- УЧАСТНИЦЫ СЕВА – 5-6 женщин в русских народных костюмах, с лукошками льняных семян
Рекомендуемый реквизит:
Приспособления для обработки льна: мялка, прялка-плоскодонка, кросна, гребень-чесаль, полотенца, сноп, беленый холст, в котором лежит семя льна. Ростовая кукла Макошь-Льняница (изготавливается из льна), икона Параскевы-Льняницы, холщевый мешок с семенами льна и печеными яйцами, длинная папка с меховой шапкой на конце, старый лапоть на ленте, «карусель» (шест, к которому закреплено колесо с лентами).
ПРОЛОГ
Звучит фонограмма колокольного звона.
1 ведущий:
Здравствуйте, люди добрые! Сегодня праздник – день святых Константина и его матери царицы Елены. Собрались к нам в гости из разных мест, ближних и дальних. Всех мы вас привечаем, душевно встречаем, примите от нас с поклоном Хлеб-Соль.
Под народную песню «Встреча гостей» фольклорный коллектив вручает гостям каравай.
Рады мы вас видеть,
Дорогие наши,
Русское спасибо
Мы от сердца скажем!
На земле родимой
Мы вас величаем,
Доброго здоровья
От души желаем!
Кланяемся низко,
Чарочку подносим,
Хлеб и соль отведать
От души вас просим!
ЭПИЗОД I
2 ведущий: С праздником Константина огуречника и Олены-Льносейки!
В центр выходит третий ведущий с лаптем на ноге и, бросив его в круг, приговаривает:
3 ведущий:
Сидор-Огуречник
Не сидит на печке,
Огурцы сажает,
Лен засевает.
Как густо сей лапоть плелся, так чтоб огурцы мои плелись, да лен хороший уродился.
Все встают в хоровод по кругу – под «карусель».
1 ведущий:
Ой, да отведи, Боже, хмару,
Да на чужую сторону.
Ой, там дед бородатый,
Ой, там девки череваты.
Одна из Участниц держит ростовую куклу Макошь-Льняницу.
Фольклорный коллектив исполняет песню.
Посеяли лен за рекою
ЭПИЗОД II
1 ведущий: Про лен говорили, что его «на престол с царем садили».
Ведущие обращают внимание зрителей на длинную палку, на которой высоко вверх поднята меховая шапка.
2 ведущий: А еще молвили: «Кто посеет лен – пожнет золото».
3 ведущий: Посеешь лен на Олену – будут длинные льны, вот такие, как палка. И ты, мой лен, расти длинный, как палка, и развесистый, как шапка.
4 ведущий: Ой, подруженьки, я-то на масленицу с горы на прялке каталась, дальше всех укатилась, значит и лен мой лучше всех уродит.
Ведущие обращают внимание зрителей на прялку-плоскодонку.
5 ведущий: А когда сеять лен нужно?
1 ведущий: Моя бабушка говорила, кукушка закуковала, рябина зацвела – пора лен сеять.
2 ведущий: А мой дед в день сева в баню ходил, чтобы лен был чистым, без сорняков.
3 ведущий: А моя бабушка рассказывала, что лен сеяли из хорошего беленого холста, чтобы новый лен был и бел, и тонок.
4 ведущая: А мне рассказывали, что росту длинного льна способствовали танцы, песни, и игры с подскоками (чем выше прыгали, тем длиннее вырастал лен), давайте поиграем.
5 ведущий:
Сегодня гуляшки, завтра гуляшки,
Останетесь без рубашки.
На площадку выходит мужчина с холщовым мешком, в котором лежат семена льна и печеные (вареные) яйца.
6 ведущий: Хватит разговоры разговаривать, пора и за работу приниматься, пора сев начинать. По народной примете, чем выше яйцо взлетит, тем длиннее будет лен. Пусть уродится лен такой же белый, как это яйцо.
Мужчина подбрасывает яйцо.
5 ведущий:
А уж ясно солнышко припекло, припекло,
И повсюду золото разлило, разлило.
Одна из ведущих выходит с иконой Параскевы-Льняницы.
Ведущая (перекрестясь):
Ой, солнышко-батюшка, угоди, угоди,
А, землица-матушка, уроди, уроди.
Зароди, боже, нам ленок, чтоб был чистый
И колосистый, и шелковистый.
Участницы сева начинают сеять лен с песней, заводят хоровод сева льна.
Посеяли девки лён
- Уродился бел ленок,
Уродился бел ленок,
Бел ленок, бел ленок.
Ходи браво, гляди мило,
Говори, что бел ленок.
- Повадился паренек,
Повадился паренек,
Паренек, паренек.
Ходи браво, гляди мило,
Говори, что паренек.
- У девчонки лен стоптал.*
- В речку на берег сбросал.
- Дунай-речка не примат.
- К бережочку прибиват.
- Ко бережку, ко ярку.
- Ко Майорову дворцу.
- У майора во дворце.
- Разыгрался ярик – конь.
- Этот конь воды непьет.
- Конь копытам землю бьет.
- Расшиб землю копытом.
- Пробил землю добела.
- До сырого камешка.
- В этом камне огня нет.
- В этим парне правды нет.
- Купил вина на пятак.
- Всю канпанью напоил.
- Одна дева не пила.
* далее строфы строятся по аналогии с предыдущими
1 ведущий:
Посеяла я, млада, ленку
При дорожке, при толку.
Ты расти, расти, ленок,
Тонок, долог и высок.
Вверх головистый,
А низ коренистый.
Батюшка, Никола!
Дай дождя поболе,
На бабий лен поливай ведром!
2 ведущий:
Ты расти, расти ленок,
Тонок, долог и высок.
Вверх золотистый,
Низ серебристый.
Чтоб лен получше уродился, его нужно обмануть.
3 ведущий: Для этого при посеве льна на поле баба раздевалась донага с тем расчетом, что лен, глядя на нее, сжалится над ней. Эта баба, бедная – у нее даже рубашки на теле нет, надо будет пожалеть ее и получше уродиться.
ЭПИЗОД III
Ведущие встают за расставленные приспособления для обработки льна:
мялка, прялка, гребень-чесаль, кросна.
4 ведущий: А еще сильным магическим воздействием на урожай льна считалось проведение на засеянном поле всех этапов обработки льна.
5 ведущий: От семени льна до готового полотна.
Ведущие поют первый куплет песни «А мы сеяли, сеяли ленок».
А мы сеяли, сеяли ленок
1 ведущий: Лен две недели цветет, четыре спеет, на седьмую семя летит.
2 ведущий: А рвать когда лен будем? Вытеребить лен надо до праздника Успенья
3 ведущий: До конца августа справиться надо, ведь в августе серпы греют, вода холодит – до последнего спаса управиться надо.
Поют второй куплет песни «А мы сеяли, сеяли ленок».
Ведущие:
А мы рвали, мы рвали ленок,
А мы рвали, приговаривали,
Чеботами приколачивали.
Ты удайся, удайся, ленок,
Лен мой, лен, белый лен,
Справа на горе, слева на крутой
Лен и зеляной.
3 ведущий: Каждый знает, как трава с голубыми цветочками превращается в нить.
4 ведущий: А мое-то веретено вертится, не потеет, только более толстеет.
5 ведущий: А какая у тебя ниточка? Тоненькая, значит, жизнь твоя будет счастливая.
5 ведущий прядет льняную ниточку на прялке под пятый куплет песни.
Ведущие:
А мы пряли, мы пряли ленок,
А мы пряли, приговаривали,
Чеботами приколачивали.
Ты удайся, удайся, ленок,
Лен мой, лен, белый лен,
Ты удайся, мой белый кужалек,
Справа на горе, слева на крутой
Лен и зеляной.
1 ведущий: А знаете ли вы, что надевают люди, знающие толк в одежде и здоровье свое хранящие? Скажу по секрету – лен. Носите изделия изо льна.
Лен и прочен, и белен,
Для здоровья недурен.
2 ведущий:
Кто в лен одет –
Доживет до ста лет.
ЭПИЛОГ
3 ведущий:
Моя бабушка особо почитала лен и каждый год второго апреля, в день Фотинии Самарянки, с утра выносила тканые льняные изделия, развешивала их на заборах, а рушниками украшала ветки березы. Считала, что это приносит счастье в дом.
3 ведущий демонстрирует приемы ткачества на ткацком станке под последний куплет песни.
Ведущие:
А мы ткали, мы ткали ленок,
А мы ткали, приговаривали,
Чеботами приколачивали.
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой белый кужалек,
Лен мой, лен, белый лен,
Справа на горе, слева на крутой
Лен и зеляной.
КОНЕЦ
Составитель: Жирнова А. Д., Ванцай Л. А.