Cценарий проведения праздника День журавля

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы пригласили вас на праздник «День журавля». Этот праздник проводится в сентябре. В это время журавли собираются в стай и начинают свой долгий путь на зимовку. В наше время журавли стали редкими, т.к. люди уничтожают птиц, распахивают поля, где журавли питаются, разоряют гнезда. Но есть и те люди, которым судьба этих красивых птиц не безразлична. Они изучают их, выращивают в питомниках, а затем выпускают на волю в природу. Журавли-любимые герои народных сказок, песен, легенд. О них сложено много стихов. Сегодня мы пригласили вас на небольшой спектакль, который называется «В гостях у журавля». Как в настоящем спектакле есть и актеры. Познакомимся с ними (ведущий знакомит детей с актерами, помощниками).

Сцена 1. Птичий базар

Действующие лица: УТКА, СОРОКА.

Действие происходит на птичьем базаре. На прилавке (можно использовать стол, парту) разложены веточки деревьев, трава, блестящие вещи, корм для птиц, гнезда, домики для птиц, зеркало. По «базару» важно расхаживает сорока, рассматривает товар, примеряет вещи. На встречу сороке идет утка.

СОРОКА: Ой, хорош товар, хорош.

УТКА: Кря, кря. Здравствуй кумушка. Что высматриваешь?

СОРОКА: Да уж больно товар хорош. А вот то (показывает на зеркало), светящееся, так и манит, так и зовет. (Берет зеркало, смотрит в него.)

СОРОКА: – Вот погляди, хороша ли?

УТКА: Да уж, хороша, да уж кря-кря. Ой, пойду я, некогда мне.

СОРОКА: Аль спешишь куда?

УТКА: Да ведь осень на дворе. Посмотри. Пора собираться в теплые края. Да ведь еще и в гости надо, на именины.

СОРОКА: Да у кого же такой праздник?

УТКА: У журавля, у соседа моего.

СОРОКА: Это тот, что на болоте живет? Выбрал тоже себе местечко-то. А он что нынче не летит на юга?

УТКА: Летит, летит. А живет он действительно на болоте. И место ему очень нравится. И знаешь, что журавль верен своему болоту и гнезду, всегда возвращается на это место, если, конечно, кто-то его не зай- мет.

СОРОКА: Ну и скажешь – гнездо у журавля. Да ведь он строитель-то неважный. Найдет в земле углубление, устелет травкой, тростничком, да камышом и все готово. То ли дело ласточка лепит свое гнездо, вот мастерица, так мастерица!

УТКА: А сама то велика ли строительница. Да что спорить с тобой. Пой- ду я кря-кря. Некогда мне.

СОРОКА: – А много ли гостей – то будет?

УТКА: Нет, немного. Он только друзей своих пригласил: соловья – пев- ца, ласточку – касатку, да меня крякряквушку.

СОРОКА: Ну, тогда и я пойду. Чем я не гостья? (Смотрится в зеркало) Хороша? А? Ой, красавица!

(Сорока убегает)

УТКА: Да уж красавица. Сорока она и есть сорока. Болтушка. Совсем заболтала. Ой, да ведь я и не заметила вас ребята. Ну, если эта болтушка в гости придет, может и вы не откажетесь? Я думаю, журавлю понравятся такие ребята как вы. (Спрашивает у детей). Пойдете ребята? Ну, я пока пойду, перышки почищу. А вы послушайте стихотворение.

Тает осень золотая

Над спокойствием полей В край далекий улетает Стая милых журавлей.

Приклоню к земле я ухо, Слышу, бьется чья-то грудь. Окрыленным силой духа, Добрый путь вам, добрый путь!

Машет осень на прощанье Красной веточкой вдали:

До свиданья, до свиданья, До свиданья, журавли!

Во время чтения стихотворения, идет подготовка к сцене №2. Убирают прилавки с товаром. Выставляют стол, стулья, чайный сервиз, различные угощения (ягоды, зерно и т.д.)

Сцена 2. Дом журавля.

 (Журавль накрывает на стол. На «доме» вывеска, указывающая адрес журавля.)

ЖУРАВЛЬ: Да, осень уже наступила. Вон и листва опадает. (Смотрит на часы). Что-то гости опаздывают. (Раздается стук. Заходят ласточка, соловей и утка).

ЛАСТОЧКА: Здравствуй дружок, с праздником тебя. (Дарит ягоды: клюкву.)

ЖУРАВЛЬ: Ой, клюква. Курлы-курлы. Спасибо ласточка. Вот уважила, так уважила.

УТКА: А я принесла тебе зернышек мешочек. Лакомись, дружок. (Пода- ет журавлю мешочек с зерном).

СОЛОВЕЙ: – А я всю ночь не спал, сначала голос свой тренировал, а за- тем лакомство тебе добывал. (Подает лягушку и змейку). Посмотри, что я тебе принес. Лягушка да змейка ведь твоя любимая еда. Прав ли я? ЖУРАВЛЬ: Прав соловушка, прав. Ой, спасибо за подарки гости дорогие. Очень рад вам. Да вы не стесняйтесь, проходите за стол, угощайтесь. (Гости рассаживаются за стол. Журавль наливает чай. В это время за- бегает сорока и с громкими вздохами усаживается за стол.)

СОРОКА: Ой, запыхалась я, чуть не опоздала.

УТКА: А подарок – то принесла?

СОРОКА: А что подарить – то. Не знаю. А вот что есть у меня. (Достает зеркальце и протягивает журавлю). Бери уж. Я себе еще найду.

ЖУРАВЛЬ: Спасибо сорока. Но оно мне незачем лучше бы мышку или змейку принесла.

СОРОКА: Да полно тебе. Не ужель ты этим питаешься.

ЛАСТОЧКА: А что ты не знала, что у журавлей это первое лакомство. СОРОКА: Ох уж эти журавли вечно стараются отличаться от других. А еще и шумят да кричат.

СОЛОВЕЙ: Но согласись, что журавли очень осторожные птицы, да и верные друзья. Всегда предупреждают своих об опасности.

УТКА: А вы знали, что летящие строем высоко в небе журавли спят, положив голову на спину летящей впереди птице.

ЛАСТОЧКА: Да, да. А еще именно журавли при перелете через среди- земное море переносят нелетающих коростелей и других мелких птиц. Ой, журавль хороший, умный.

СОРОКА: Ой, журавль хороший, умный, верный. Что птиц других мало что ли? Я, например.

ЖУРАВЛЬ: Да что все обо мне, да обо мне. Давайте придумаем, какие- нибудь развлечения.

УТКА: А давайте загадки загадывать.

СОЛОВЕЙ: Да ведь мы уже их столько знаем. Кто их отгадывать будет? ЛАСТОЧКА: А вон, сколько гостей пришло гостей к журавлю. Они и по- могут нам. Правда, ребята?

УТКА: А у меня и помощницы есть.

Конкурс «загадки»

Трещала с самого утра:

Тра-р-ра, тра-р-ра. А что пора? Такая с ней морока, когда трещит…

(Сорока)

Зимой на ветках – яблоки Скорей их собери!

И вдруг спорхнули яблоки Ведь это…

То не радуга, не пламя! Что за птицы? Угадай! Целый день болтает с нами Разноцветный…

(Попугай)

Кто курлычет в зарослях? Подскажите мне

Речь идет у нас сейчас О ком?

(О журавле)

(Снегири)

В лесу под щебет, звон и свист Стучит лесной телеграфист

«Здорово, дрозд, приятель!» И ставит подпись …

(Дятел.)

СОРОКА: А я люблю больше всего музыку. Но певица – то из меня некудышная. А вот соловей – вот певец, вот артист. Споешь, соловушка?

СОЛОВЕЙ: Да я всю ночь пел, да летал над болотом, все лягушек собирал. Простудился. Вот если бы ребята мне помогли. Поможете ребята?

Музыкальная пауза

Одна из помощниц просит детей вспомнить, как поют птицы: курица: ко-ко-ко; утка: кря-кря; ворона: кар-кар; кукушка: ку-ку; воробей: чик-чирик; журавль: курлы-курлы. Затем все дети хором повторяют птичьи голоса. После «тренировки» по¬мощница предлагает спеть пти- чьими голосами под мелодию песню «Пусть бегут неуклюже …»

УТКА: Ох уж певцы, так певцы. Молодцы ребята. А теперь мы поиграем в прятки.

Конкурс прятки

По описанию надо отгадать птицу.

Посмотришь на эту небольшую, невзрачную серую птичку, похожую на воробья, только хвост рыжеват, вроде бы и ничего особенного, а как услышишь ее пение, встанешь как вкопанный.

На одной ноге стоит

В воду пристально глядит Тычет клювом наугад Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

(Соловей) Февраль. Трещат в лесу от лютой стужи Игольчатые сосны – вековуши

Луна желтеет коркой на снегу,

И леденит трусишкам – зайкам душу Ночной зловещий хохот: У-ху-ху

(Филин)

Пусть я птичка невеличка У меня, друзья, привычка- Как начнутся холода, Прямо с севера сюда Каждый год я к вам лечу- Зимовать у вас хочу

И еще красней зимой

Дом – дупло еще с рассветом Языкастый враг покинул

Тук-тук-тук! Зимой и летом Ели, сосны и осины

Лечит он своим «пинцетом»

(Дятел)

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь)

Аккуратный дом для деток Из сухих построен веток

С той поры над нашей хатой:

-Та-та-та – летит крылато.

(Аист)

Гибкой дугою над солнечным лугом Радуга в небе лучится

А бороздою шагает за плугом Черная важная птица.

(Грач)

(Раздается стук в дверь. Входит лиса.)

ЛИСА: Шла мимо. Вдруг слышу шум да гам. А что у тебя журавль гостей так много?

ЖУРАВЛЬ: Так ведь праздник «День журавля» нынче.

ЛИСА: Ох, как я вовремя. Да и угощение для тебя есть. Только что кашку сварила. Вот, ещё горячая. Кушай на здоровье. (Подаёт тарелку с кашей. Журавль пытается поесть кашу, водит клювом по тарелке).

ЖУРАВЛЬ: А ты лиса оказывается шутница. У меня же клюв длинный, ничего не получается. Ну, погоди, я тебя тоже угощу. (Подает кувшин лиса пытается просунуть нос, бегает вокруг кувшина, облизывается). ЛИСА: Ой, чувствую, что-то вкусненькое, да достать не могу. Но скажи, журавль, чем тебе не по нраву моя-то каша? Чем же ты питаешься?

СОЛОВЕЙ: – А ты у ребят спроси.

(Лиса задаёт вопросы ребятам. После их ответов морщится и хватается за голову).

ЛИСА: А что же я есть буду? Подскажите. Может у журавля найдется что-нибудь, что и я поем с удовольствием. (Ребята отвечают, что у журавля есть мыши).

СОРОКА: – Ну и скукотище же у вас. (Прихорашивается в зеркало). ЛИСА: Вчера по телевизору смотрела очень интересную игру, «Знатоки» называется. Там вопросы разные задавали. А сколько умных там. Всё отгадали. Может быть и мы попробуем поиграть?

СОРОКА: Играйте, играйте. Да детишек-то не забудьте.

Конкурс «Знатоки»

Задают вопрос, необходимо из 3-х вариантов ответа выбрать один пра- вильный ответ. Так как участвуют дети дошкольного возраста или уча- щиеся начальных классов, то им можно предложить следующее: по- мощник читает вопрос, затем варианты ответов. Через некоторое время она просит поднять руки, кто считает, что правильным является 1-й вариант ответа; 2-ой вариант и 3-й ответ. После такого «голосования» помощница озвучивает правильный ответ и просит ещё раз поднять руки, кто думал правильно.

1.  Спят ли ночью птицы?

а) не спят б) все спят

в) кто спит, а кто нет

Ответ: в) те птицы, которые не видят в темноте, спят, а ночные птицы (сова, филин) ночью охотятся на мышей.

2.  Как спят журавли?

а) сидя в камышах, в траве, засунув голову в перья б) на дереве, устроившись на ветках

в) стоя на одной ноге в болоте

Ответ: в) так спят и цапли и другие длинноногие птицы.

З. Почему наши перелётные птицы весной возвращаются опять к нам, а не остаются в дальних странах?

а) они верны тому месту, где появились на свет, т.е. своей родине; б) когда у нас наступает весна, там становится холодно и голодно;

в) не всегда возвращаются: если им там нравится, то они могут остать- ся в тех краях навсегда!

Ответ: а) перелётные птицы всегда, несмотря на дальние перелёты, воз- вращаются на Родину. Даже в песне о журавлёнке есть такие слова:

Хоть та земля теплей На Родина милей,

Милей, запомни, журавлёнок, Это слово.

4. Сколько яиц в кладке журавлей?

а) 2

6) 1

в) много

Ответ: а) у большинства журавлей в гнезде 2 яйца, а у журавля-кра- савки и венценосных журавлей иногда 3.

5. Кто насиживает яйца?

а) самка б) самец

в) по очереди

Ответ: а) большую часть времени кладку насиживает самка; самец подменяет её только 2-3 раза в сутки для того, чтобы она покормилась и почистила оперение.

СОЛОВЕЙ: Но мы совсем забыли об имениннике. Что – то он грустный стал. ЖУРАВЛЬ: Вспомнил жизнь свою, вот и взгрустнул.

ЛАСТОЧКА: А расскажи-ка нам, журавушка, о себе. Ведь мы о тебе мало знаем. Да и ребятам интересно будет. Правда, ребята?

ЖУРАВЛЬ: А что рассказывать? Зовут меня серый журавль. Вот и пор- трет мой. (Показывает на портрет-рисунок). Болото мой дом родной. Чем питаюсь, вы уже знаете. Есть у меня братья: черный журавль – его ещё монахом кличут; японский журавль; белый журавль – стерх. И сестрица есть: её кличут журавль – красавка. Да у меня и портреты их есть. Посмотрите. Вот стерх – живет в тундре, лесотундре. Он белый, с черным кончиками на крыльях. А вот монах – он черный. Он тоже живет на болоте, но в тайге. А сестрица моя ещё маленькая, любит степи. (Во время рассказа демонстрируются портреты разных видов журавлей). УТКА:А правда ли, что японский журавль самый большой из вас?

ЖУРАВЛЬ: Да, он весит 10-12 кг, а самый мелкий – красавка – до 3-5 кг.

ЛАСТОЧКА: И живут долго. Я вот слышала, что красавки прожили в не- воле до 27 лет; стерх до 61 года, а японский журавль до 87.

ЖУРАВЛЬ: Да и это правда. И все мы птицы перелётные и скоро нам отправляться в далёкие края.

ЛИСА: Да, что вам собираться, взяли бы, да и полетели. СОРОКА: А как красиво они летят!

ЖУРАВЛЬ: Да, летим мы клином, а впереди самый сильный из нас – вожак. Вот посмотрите на план нашего полета. (Показывает план-схему полёта журавлей).

СОЛОВЕЙ: А правда ли, что в старину улетающих журавлей провожали и пытались задержать?

СОРОКА: Да, что их задерживать? Пусть летят себе.

ЖУРАВЛЬ: Да это правда. Нас всегда пытались задержать. А почему? Да потому, что считалось, что после отлёта журавлей наступали холода. А всем хотелось продлить лето. А деревенские мальчишки, увидев наш журавлиный клин, бежали за нами с криками «колесом дорога». Считали, что так нас можно воротить назад.

ЛАСТОЧКА: Да любят вас люди, уважают, даже охраняют. Все вы зане- сены в Красную книгу.

ЛИСА: Любят, охраняют! Как же? А стреляют как вас?

УТКА: Да, некоторые злые люди действительно отстреливают журавлей; осушают болота, где гнездятся они; уничтожают поля, где журавли ищут себе пищу.

СОЛОВЕЙ: Да ребята, всё это правда. Да вы сами послушайте стихотворение. (Читает стихотворение Н. Заболоцкого «…Вылетев из Африки в апреле…»).

ЖУРАВЛЬ: – Да нелегко нам приходится. Но мы всё же наде- емся, что хороших людей больше.

СОЛОВЕЙ: А вы ребята будите охранять журавлей? А других птиц? А как вы нам поможете.

СОРОКА: Что-то танцевать хочется. Устала вас слушать.

УТКА: А что можно и потанцевать. Есть у меня любимая песенка. Потанцуем и вместе споём. (Участники спектакля приглашают детей на танец под музыку «Маленькие утята»).

СОРОКА: Ох, устала я, да и причёска попортилась.

УТКА: Да пора и домой собираться.

ЖУРАВЛЬ: Спасибо вам гости дорогие. Спасибо ребята. Сегодня у меня такой счастливый день. Но, к сожалению, действительно становится холодно и нам нужно собираться в далёкий путь.

УТКА: Да и нам пора.

СОРОКА: (Обращаясь к лисе). Хорошо хоть мы с тобой остаёмся. ЛИСА: Лети, лети журавушек. А мы тебя здесь подождём. Дом твой охранять будем. А ты уж нас не забывай, возвращайся.

ЖУРАВЛЬ: Вернусь, обязательно вернусь. А чтобы вы меня не забыли, у меня для вас есть подарки. (Раздает буклеты, значки и наклейки).

УТКА: А что, может быть, покажем, как улетают журавли клином.

(Участники становятся в журавлиный клин, прощаются с детьми и улетают).

Автор: С. М. Подольская

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий