Сценарий праздника Вербное  Воскресенье  (ВЕРБОХЛЕСТ)

Сценарий обрядово игровой программы

«ВЕРБОХЛЕСТ БЬЕТ ДО СЛЕЗ!»

Действующие лица:

  • ЛОТОШНИКИ – двое бойких парней 14-18 лет, громкоголосые балагуры
  • ВЕДУЩАЯ – бойкая женщина 25-40 лет
  • МАТЬ – добродушная женщина 30 лет
  • ДЕВОЧКА – девочка 9-10 лет
  • МАЛЬЧИК – мальчик 10-11 лет

Рекомендуемый реквизит:

Кукла-чучело «Верба» (девушка с вербой в руках и крашенки и писанки на атласных лентах); корзины – большая и маленькая, бутафорские крашеные яйца, горка для катания яиц, кувшин с водой, деревянное блюдо с печеньем в форме крестика; два деревянных лотка для лотошников; веточки вербы;

сковорода с ветками можжевельника; старинные фольклорные костюмы для матери, детей, ведущей и лотошников.

Музыкальное оформление:

Фонограммы голосов животных (мычание коровы, крик петуха, блеянье, ржание, хрюканье и т.п.).

ПРОЛОГ

На открытой площадке ходят лотошники в русских народных костюмах, в руках у них корзины и лотки с вербой. Они зазывают народ на праздник, произнося заклички и раздавая веточки вербы. В центре площадки на подставке стоит деревце вербы. Звучат одинокие колокольные удары. В центр площадки выходит ведущая.

Ведущая: Здравствуйте, уважаемые зрители! Сегодня Вербное воскресение. А через неделю

– Пасха. Слово «Пасха» – древнееврейское. В переводе на русский язык означает «переход», «прохождение». Христиане начали праздновать Пасху как праздник Воскрешения Иисуса Христа, праздник обновления и спасения мира и человека, праздник торжества жизни и бессмертия, добра и света над злом и тьмой. Из сорока девяти дней Великого Поста в русском земледельческом календаре оказалось выделенным не более десяти. Одна из самых значительных дат – ночь со среды на четверг в середине поста, когда «Пост ломается пополам».

Наши предки верили, что перелом этот можно услышать ровно в полночь. Именно поэтому четвертая неделя называлась «Средокрестной» или «Крестопоклонной».

Звучит народная музыка. Выходит мать и двое детей: мальчик и девочка.

Мальчик: (Дергает мать за руку) Мам, а мам! Скоро говенье ломаться будет?

Мать: Вон на той неделе Сороки, а там и Средокрестье будет, ужотко я вам покажу, как говенье-то переломится!

Ведущая: Народ среды ждет, не дождется. Вот срок подошел – середина поста наступила.

Мать выходит с корзиной.

Мать: Ну, дети, хотите послушать, как говенье-то переломится?

Дети: Хотим, мама, хотим!

Мать: Ну, дак! Полезайте под кузов-то!

Дети прячутся под корзину, возятся под ней. Пауза.

Дети: Мамань, не слышно!

Мать: Погодите! Сейчас услышите!

Мать набирает воды кувшин и льет сверху на корзину.

Дети с визгом сбрасывают корзину, разбегаются в разные стороны.

Мать (смеется): Что, слышали, как говенье переломилось? Шуму-то, гулу-то!

Половина поста переломилось,

Вторая за овин схоронилась,

Третья – треснет.

Подай нам крестик!

Не режь, не ломай,

Лучше весть подавай.

Дети подают матери блюдо с печеньем виде крестика.

Мать: В среду ребятишки ходили по деревне поздравлять всех с окончанием половины поста, пели специальные песни и получали угощение – печенье в виде креста.

Мать угощает печеньем зрителей. Дети помогают раздавать печенье.

Пятая неделя – «Похвальная», от «Похвалы», которая читается в церкви в субботу, а кто скажет нам, как называется шестая неделя? Может, кто из вас знает, что шестая неделя называется «Вербной»? С чем это связано?

К матери подходит ведущая.

Ведущая: Шестая, предпасхальная неделя – «Вербная». Основные обряды совершались в воскресный день, когда происходило освещение вербы. Кустарник этот, особенно его распустившиеся пушистые почки, повсюду считались целебными, наделенными особой силой.

Выбегают дети с веточками вербы, играя в салки. Приглашают зрителей-детей принять участие в игре. Описание игры: все встают по кругу по парам в затылок друг другу. Двое ребят за кругом, у одного – веточка вербы. Под музыку один ребенок убегает, а другой, с вербой, должен догнать и осалить его веткой вербы, если тот не успел встать впереди другой пары.

Игра продолжается. Выходит мать.

Мать: Вербное воскресенье посвящено евангельскому событию – входу Иисуса в Иерусалим. Главные ритуалы Вербного воскресенья связаны с деревом, именем которого был назван этот праздник. Особое почитание вербы славянами объясняется тем, что ранней весной она распускается одной из первых, поэтому ей приписывались магические свойства. Считалось, что при прикосновении к человеку, животному, земле вербная ветка может поделиться своей жизненной силой. За неделю до прихода Пасхи на Руси начинали шуметь вербные базары.

На площадку входят два лотошника. Каждый по-своему предлагает купить вербу.

1 лотошник: А вот верба! Кому верба?

2 лотошник:

Давай, подходи

И других подводи!

У дядюшки Демьяна

Торговля без обмана!

1 лотошник:

Вот они шутки,

Утки, прибаутки!

Ах, пошел раздор,

На товар разбор!

2 лотошник:

Две Дуняшки, две Груняшки,

Да две бабы Акуляшки.

Как завидели нас,

Набежали все за раз.

1 лотошник:

Всем, всем продаем

И скупым и вороватым

И простым, и дурковатым,

Всем хапугам и плутам

И гороховым шутам.

Раздают зрителям веточки и предлагают за это рассказать считалку, дразнилку, стишок.

Ведущая: В Вербное воскресенье в церкви освещали вербу. Чтобы уберечь домочадцев от болезни и прочих несчастий веточки вербы втыкали под крышами домов. Вербу держали дома, ею хлестали близких, произнося такие слова: «Вербохлест – бей до слез!» или «Не я бью – верба бьет!»

Звучит наигрыш.

Ведущая и Мать берут веточки вербы у лотошников и касаются зрителей. Приговаривают.

Ведущая: Будь велик, как верба, будь здоров, как верба, а богат, как земля.

Мать: Верба хлест – бей до слез! Верба свята, верба свята! Не я освещаю, Бог освещает!

Ведущая: Последняя седьмая неделя – страстная, которая начинается в Вербное воскресенье. Особое место в страстной седьмице занимает «чистый четверг», по количеству обрядов и наговоров – очень богатый. Именно в этот день необходимо искупаться или облиться водой, если позволяет погода.

К ведущей подходят Мать и Дети. В руках у них верба и святая вода.

Мать: Все взяли?

Дети: Да, вроде, ничего не забыли!

Мать: Ну, кличьте скотину!

Мальчик: Тпрутя, Тпрутя.

Прислушивается.

Девочка: Мась, мась, мась.

Прислушивается.

Мальчик: Рюх, рюх, рюх.

Прислушивается.

Мать: Неужто никто не откликается?

Девочка: Сейчас матушку покличу. Тпрутя, Тпрутя.

Слышно мычание коровы.

Мать: Слава Богу! В этом году здорова она будет! Пойду, скотину почищу, чтоб все сладилось, все хорошо было.

Раздается пение петуха.

Мальчик: Вот и петух запел. Ну, давай, кропить будем.

Берут вербу, окуная ее в святую воду, окропляют все вокруг. Звучат голоса животных.

Мать: Господь, благослови и здоровьем награди.

Ребята окропляют друг друга.

Девочка (обращаясь к мальчику): Будь здоров, как верба.

Мальчик: Не я освещаю, Бог освещает!

Мать выносит большую сковороду, в которой ветви можжевельника, и поджигает их. Предлагает детям прыгать через сковороду и привлекает детей-зрителей.

Звучит веселая музыка.

Мать: Нутко, скачите, от нечистой силы и бесов очищайтесь. Этим же можжевельником окуривали жилье, жилище тщательно вымывали, а затем украшали. После уборки начинали готовить пасхальные угощения и красить яйца, которые называли крашенками.

Эту работу выполняли дети.

Ведущая: У меня вопрос к зрителям. Что такое крашенки и писанки? Какая между ними разница? (Правильный ответ: первые просто крашеные, вторые – расписаны цветными узорами).

И еще у меня вопрос к вам. Скажите, почему, чаще всего, на Пасху яйца окрашивают в красный цвет?

Мать (отвечая на вопрос Ведущей): С появлением христианства яйцо стало своеобразным знамением главного его праздника – Пасхи. А началось с того, что святая Мария Магдалина, представ перед Римским императором Тиберием, поднесла ему в дар яйцо со словами «Христос Воскрес», возвестив о вознесении из мертвых сына Божия. И пока она их произносила, яйцо стало ярко-красным.

Ведущая: А сейчас я попрошу всех ребят встать в большой круг. Я раздам каждому расписные яйца. Вы должны присесть на корточки, по моей команде, каждый, раскрутить свое яйцо. Чье яйцо будет дольше крутиться, тот выходит победителем и забирает яйцо.

Мать: А у меня есть другая игра с крашенками. Ребята остаются в кругу. Все яйца складывают в общую кучку. Надо загадать одно яйцо. Одного ребенка выбрать водящим. Он не должен видеть и слышать какое яйцо загадали ребята. Если водящий угадывает яйцо, которое загадали ребята, то забирает его и игра продолжается. Если не угадал, то выбирают другого водящего и игра возобновляется.

ЭПИЛОГ

На площадке все участники представления.

Ведущая: Испокон веков наши предки почитали яйцо как символ жизни, плодородия, святого воскрешения. Вот поверья и пословицы, связанные с ним: «Дорого яичко к Великодню», «Коли по ранней весне ранние яйца крупны, то ранние овцы пойдут в рост лучше».

Мать: В последнюю субботу Великого Поста идет подготовка к празднованию Пасхи.

В полночь с субботы на воскресенье на улицах зажигали фонари, в храмах все светильники и свечи; и колокольный звон оповещал о начале праздника.

Звучит колокольный звон.

КОНЕЦ

Составитель: Сизых В. Н.

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий