Сценарий праздника хлеб для детского сада
Воспитатель 1: Дорогие друзья! Сегодня мы поговорим с вами о хлебе. Ответьте на мой вопрос, какой вы знаете хлеб?
Дети. Белый – пшеничный, черный – ржаной.
Воспитатель 2: И сейчас ребята расскажут нам, какой же бывает хлеб!
Ребёнок:
Я пшеница, Белолица!
Я расту в широком поле, Созреваю на приволье. Это поле, будто море, Только море не простое — Море хлеба золотое.
Намелят из меня муки —
Испекут вам пироги!
Испекут и плюшки, Бублики, ватрушки. Испекут каравай — Дорогих гостей встречай!
Ребёнок:
Я хлеб ржаной,
Я пшенице брат родной. Вместе с пшеницей Будем веселиться!
Я и вкусный и душистый,
С мягкой коркой золотистой. Я от голода спасаю,
От души всем помогаю. У меня румяный бок,
Я похож на колобок!
Если сеют меня в дождь —
Хороша бывает рожь!
Ребёнок (с караваем в руках):
Вот он хлебушко душистый, с хрусткой корочкой витой, Вот он – тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.
В нём – здоровье наше, сила, в нём – чудесное тепло, Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Ребёнок:
Ведь не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле.
В нём – Земли родимой соки, Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки, вырастай богатырем!
Учитель-логопед: Дорогие ребята! А вы можете отгадать хлебные загадки?
(на ПРЕЗЕНТАЦИИ появляются отгадки)
Учитель-логопед: Мнут и катают, в печи закаляют, Потом за столом режут его ножом!
(Хлеб)
Воспитатель 1: Он – не мяч и не клубок, он – румяный … (колобок)
Воспитатель 2: Маленькое сдобное, колесо съедобное!
Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем… (бублик)
Учитель-логопед: Что на сковороду наливают, вчетверо сгибают,
Да в сметану макают… (блин)
Воспитатель 1: Очень ароматные, сладкие и мятные. Сверху – в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце… (пряник)
Воспитатель 2: В праздник он придет ко всем, он большой и сладкий. В нем всегда орешки, крем, сливки, шоколадки… (Торт)
Учитель-логопед: А какие пословицы и поговорки знаете вы о хлебе?
Дети (говорят пословицы и поговорки):
Хочешь, есть калачи – не лежи на печи!
Не велик кусок пирога, а стоит много труда!
Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец наш родной! Худ обед, когда хлеба нет!
Хлеб да вода – молодецкая еда!
У кого хлеб родится, тот всегда веселиться
Золото и серебро – только камни, ячмень и пшеница – настоящие драгоценности!
Воспитатель 1: Молодцы, ребята. Много знаете о хлебе. И загадки отгадали, и пословицы вспомнили, и сорта хлеба назвали. Послушайте стихотворения, которые вам прочтут ваши друзья [5].
Ребёнок:
Хлеб — важнейшая еда,
Хлеб — любимый наш всегда! Супчик, овощи и чай,
Всех важнее — каравай!
Ребёнок:
Каравай под солнцем рос.
Пахнет полем, колосками этот славный каравай. Благодарны папе, маме мы за щедрый урожай. Пахнет добрыми руками наш Уральский каравай!
Воспитатель 2: Вы все знаете и любите игру, в которую играют на каждом дне рож- дения. Как она называется? (Каравай) Давайте тоже поиграем в эту игру, но немного её изменим. Кто быстрее добежит до каравая? Возьмём для этой игры, конечно, не насто- ящий, а игрушечный каравай.
ИГРА КАРАВАЙ
Дети берутся за руки и водят хоровод вокруг логопеда, держащего маленький игрушечный каравай.
Учитель-логопед:
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины, Вот такой ширины, Пышный и душистый, С коркой золотистой. Каравай, каравай,
С нами вместе поиграй!
Воспитатель 1: Всё начинается ещё весной. И наши мужчины – хлеборобы могут нам рассказать, как это происходит.
Ребёнок:
Пашут каждою весною, поднимая целину. Сеют всё, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Ребёнок:
Для того чтоб выросла пшеница, Нужно, не жалея сил, трудиться:
Полюшко вспахать весною ранней, К севу приступить без опозданий.
Ребёнок:
За лесами, за лугами раздается в поле гром. Это тракторы плугами пашут легкий чернозём. На широкие долины вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно – сеют сеялки зерно.
Ребёнок:
В этом крошечном зерне, как в чудесной почке,
До весенних теплых дней спрятаны листочки.
Стебелек и колосок бронзового цвета, Станет мне под поясок он к началу лета.
Ребёнок:
В кулачке у колоска зернышки-малышки,
В каждом зернышке – мука, пироги да пышки. Сколько в это зернышко вложено труда, Знают только солнышко, ветер и вода.
Ребёнок:
Посеяли хлеб хлеборобы весною, А летом он стал золотою стеною. И слышит страна: За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Ребёнок:
Рожь наливается зерном, тяжёлым урожайным,
И солнечным погожим днём в поля идут комбайны. Грузовики спешат, гудят – везут с полей пшеницу. Колхозный урожай богат, мы можем им гордиться.
Учитель-логопед: Мы с вами, ребята, можем сами на минутку превратиться в зёрна.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА КОЛОСОК
(дети играют с воспитателем, сопровождая слова действиями)
Посадили мы зерно. (присесть на корточки)
Солнце землю согревает, (встать и распрямить руки над головой, широко раскрывая пальцы)
Дождик щедро поливает, (присесть на корточки и стучать пальцами по полу)
К концу лета вышел срок- Вырос в поле колосок. (встать на ноги и руки поднять над головой, соединив ладони)
Воспитатель 2: А потом придет к нам в гости осень, убирать пшеницу всех нас просит.
Ребёнок:
С поля сразу в магазины
хлебу ехать рановато,
Он уселся на машины и спешит на элеватор.
Ветер зёрнышки обвеет, все пылинки улетят, Золотистою горою зёрна чистые лежат.
Воспитатель 1: На элеваторе хранится много зерна. Сюда его привозят с полей на хранение. Побыстрей собирай, да зерно не рассыпай!
ИГРА-ЭСТАФЕТА ОТ ЗЕРНА ДО СТОЛА
(2 команды под музыку соревнуются в ловкости и скорости)
Учитель-логопед объясняет роль каждого участника по порядку):
- Раскладывает обручи – «поля» (по 3 штуки на команду)
- Вскапывает обручи – «поля» (2 лопатки)
- Сеет зерно (по 3 зерна)
- Поливает (2 лейки)
- Собирает зёрна и увозит (2 грузовика)
- Везёт на мельницу (2 грузовика с зёрнами и 2 стула – «мельницы»)
- Забирает мешки с мукой с мельницы (2 грузовика, 2 стула – «мельницы», 6 мешочков)
- Собирает обручи – «поля» (по 3 обруча)
- Относит хлеб в магазин на подносах (2 подноса с хлебо-булочными изделиями, 2 стула – «прилавка»)
- Покупает в магазине хлеб и несёт домой (2 сумки, 2 стула – «прилавка», булочки с подносов)
Воспитатель 1: Так что же происходит осенью? Маша и Тимур нам напомнят.
Ребёнок:
Убран хлеб и тише стало, жарко дышат закрома. Поле спит, оно устало, приближается зима.
Ребёнок:
Зерно мелят жернова, Мелют, мелют чисто.
Получается мука Лёгкая, пушистая.
Воспитатель 2: Да, путь хлеба на наш стол не закончен. С элеватора зёрна везут на мельницу, где из них получают муку.
Ребёнок:
Зерно мелят жернова, Мелют, мелют чисто. Получается мука Легкая, душистая.
Учитель-логопед: Давайте поиграем в игру «МЕЛЬНИЦА»
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА МЕЛЬНИЦА
Дети встают в круг. Не сходя с места, кружатся вокруг себя, логопед произносит слова. На последнем слове необходимо остановиться и стоять, не сходя с места.
Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывает из игры.
Учитель-логопед:
Мели, мели мельница. Жерновочки вертятся! Мели, мели, засыпай, И в мешочки набивай!
Воспитатель 1: А что же происходит дальше? Нам об этом расскажут ребята.
Ребёнок:
Даже стены здесь приятно пахнут хлебом ароматным:
Много дружных пекарей Хлеб пекут здесь на заре.
Ребёнок:
А потом его – в машины и развозят в магазины.
Вот откуда к нам на стол теплый, вкусный хлеб пришел!
Учитель-логопед:
Хлеб в трудах добывается Сам собой не родясь.
Хлеб не просто богатство –
Хлеб опора для нас.
Воспитатель 2:
Дети, расскажите нам об этом, пожалуйста.
Ребёнок:
Человек привык трудиться, Люди пашут, сеют, жнут.
В каждом зёрнышке пшеницы, В каждой крошке хлеба труд.
Ребёнок:
Хлеб растёт не для объедков от зари и до зари,
Говорят в народе метко:
съесть не можешь, не бери! Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Ребёнок:
Наш кормилец хлебушек — Поклон тебе от дедушек, Поклон тебе от бабушек, Что пекут оладушки.
Поклон от взрослых, от детей —
Накорми их посытней!
Учитель-логопед: Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в кусочек хлеба. Костя нам напомнит об этом.
Ребёнок:
Хлеб наш берегите, Хлебом не сорите, Хлеб наш уважайте, С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя
Берегите хлеб, друзья!
Воспитатель 1:
Каждому знакомы мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома – всему он голова!
Силою державы его звали встарь.
Хлебушек по праву в государстве – царь!
Воспитатель 2:
Вы запомните, дети, золотые слова:
Хлеб – всему голова!
Дети хором: Хлеб – всему голова!
Звучит запись песни «Хлеб – всему голова». На фоне музыки в группу входит пекарь (воспитатель).
В.: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, а кто я по профессии?
Я пекарь, я пеку хлеб. Посмотрите, какой красивый и ароматный я испекла для вас
хлеб, а как вы думаете, ребята как он называется?
Д: Каравай.
В: Почему?
Д.: Потому что круглый, красивый, похожий на солнце.
В.: Вот он, каравай душистый
Хрупкой корочкой витой.
Вот он, мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
Ребята, вы знаете, из чего пекут хлеб?
Д.: Из муки.
В.: А хотите узнать как это делают? Присаживайтесь за столы. А что у вас на тарелочках?
Д.: Зерна пшеницы.
В.: Да, ребята, это зерна пшеницы! Я предлагаю их внимательно рассмотреть. Возьмите их в руки и скажите, какие они на ощупь? Скажите, какой они формы, величины?
Д.: Маленькие, твердые, гладкие, посерединке борозда, которая делит зерно на две
половинки.
В.: В каждом зернышке живет росток. Чтобы он проснулся, зернышки нужно посадить в землю.
Вот дети, у вас у всех есть личное маленькое поле. Сейчас мы сделаем грабельками
бороздки, и разложим свои зернышки в эти бороздки. А потом прикроем зернышки
землей. Как вы думаете, что поможет нашим зернам прорости?
Д.: Солнце- свет, дождь- вода, тепло.
В.: Возьмите лейку и обильно полейте наш посев. Ребята, из зерен появятся росточки
из росточков вырастут колосья. Посмотрите на экран, как много колосьев выросло на
большом поле из ростков. Какое красивое золотое поле.
А эти поля останутся у нас в группе. Мы будем за ними ухаживать, наблюдать. И не
забывайте поливать.
В.: Посмотрите, ребята на экран, какие машины помогают людям выращивать пшеницу.
Д: При помощи трактора люди пашут поле и сеют зерна в землю. Комбайн убирает
с поля зерна и высыпает в машины. Машины отвозят зерна на мельницу. В мельнице
мелят муку.
В: А сейчас предлагаю поиграть в игру «Зёрнышко»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся (тянутся вверх)
И красавцем обернулся.
В.: А теперь присаживаемся за столы.
Ребята, посмотрите на экран, сколько разнообразных булочек можно испечь из муки.
А вы хотите превратиться в пекарей?
Д.: Хотим
В.: Предлагаю, надеть фартуки, и вытирать хорошо руки влажными салфетками.
Что лежит перед вами?
Д.: Перед нами в мисках тесто.
В.: А на дощечке?
Д.: А на дощечке – горстка муки.
В.: Разровняйте муку по дощечке. Какая мука на ощупь?
Д.: Нежная, мягкая
В.: Возьмите кусочек теста, чтобы тесто не прилипало к рукам, обваляйте его в муке
и будем лепить булочки.
Дети лепят булочки.
В.: Смазываем свои булочки яйцом, украшаем булочки маком и кунжутом. Готовые
булочки кладем на противень.
Очень бережно надо относиться к хлебу, не бросать, не крошить его, потому что
очень много людей вложили в него свой труд. Заготовку булочек мы отнесем на кухню,
поварам, они их испекут для нас.
Дети, чем вам понравилось наше занятие?
Д.: лепкой, игрой…
В.:К сожалению, наше путешествие подошло к концу и нам пора уходить. Вы теперь знаете, как хлеб к нам на стол пришел.
А сейчас приглашаем вас на весёлое чаепитие!