Сценарий игра путешествие по станциям «Я люблю тебя Россия»
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть вас на нашей игре
Дети:
Россия — Ты мне, как вторая мама,
Я рос и вырос на Твоих глазах.
Иду вперёд уверенно и прямо,
И верю в Бога, что живёт на небесах!
Люблю я звон колоколов Твоих церковных,
И наши сельские цветущие поля,
Людей люблю я, добрых и духовных,
Которых вырастила Русская Земля!
Люблю я стройные, высокие берёзки –
Наш знак и символ Русской красоты.
Смотрю на них и делаю наброски,
Словно художник я пишу свои стихи.
Не смог бы никогда с Тобой расстаться,
Ведь я люблю Тебя всем сердцем и душой.
Сегодняшняя игра будет посвящена государственным символам России, её истории и культуре.
Ведущий 1: Послушайте правила игры:
Наша игра‑путешествие будет проходить по станциям:
- Станция «Флаг и герб России»
- Станция «Гимн России»
- Станция «Моя Родина — Россия»
- Станция «Русские пословицы».
- Станция «Русские загадки»
- Станция «Русские сказки»
- Станция «Русские игры»
- Станция «Русские песни»
- Станция «Русская армия»
- Станция «Самые знаменитые русские»
Ведущий 2: На каждой станции вам будут заданы вопросы или даны задания. За правильный ответ и хорошую работу команда получает баллы в маршрутный лист.
Ведущий 1: Итак, начинаем наше путешествие. Командиры команд, получите маршрутные листы.
Выдаются маршрутные листы.
Ведущий 2: Путешествие началось. В путь, ребята!
Команды отправляются по станциям.
СТАНЦИЯ 1 «ФЛАГ И ГЕРБ РОССИИ»
Ведущий: Каждый гражданин своей страны должен знать государственные символы. Есть они
и у России. Это гимн, герб и флаг. На этой станции мы с вами вспомним всё, что вы знаете о флаге и гербе.
Предлагаю выполнить несколько заданий.
1. «Флаг России».
Вопрос: «Что такое флаг?»
Ответ: Флаг — полотнище правильной геометрической (как правило, прямоугольной) формы, име‑ ющее какую‑либо специальную расцветку.
Задание: Из предложенных заготовок ткани (или бумаги) разного цвета выберите нужные и выло‑ жите флаг России. (выкладывают)
Вопрос: «Что означают цвета российского флага?» Ответ: Цвета российского флага выбраны не случайно:
белый — благородство;
синий — верность и честность;
красный — мужество, отвага, героизм, смелость.
А совсем — совсем давно, когда в состав России входили Украина и Белоруссия, красный цвет был цветом России, синий был цветом Украины, а белый — Белоруссии.
Государственный флаг — важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг России — это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут
2. «Герб России»
Вопрос: Что такое герб?
Ответ: Герб — это отличительный знак, эмблема государства, города. Вопрос: Назовите, что является гербом России?
Ответ: Герб России — золотой двуглавый орёл на фоне красного цвета. Орёл — символ вечности, ува‑ жения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии. Три короны — союз народов, живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника — это Георгий Победо‑ носец. Всадник — это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну
от врагов.)
Где мы встречаемся с изображением герба? (на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительствен‑ ных наградах).
Задание — Из фрагментов составьте герб России (пазлы)
СТАНЦИЯ 2 «ГИМН РОССИИ»
Ведущий: В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн.
Вопрос: «Что такое гимн?»
Ответ: Гимн — это торжественная песня или мелодия. Вопрос: «Как нужно слушать гимн?»
Ответ: гимн слушают стоя, мужчины — без головных уборов, проявляя тем самым уважение к глав‑ ной песне своей Родины.
Вопрос: «Кто знает авторов современного гимна?»
Ответ: Автор современного текста гимна России — С. В. Михалков, музыку написал А. В. Александров.
Задание — восстановите текст гимна России
(получают карточку с текстом гимна и с пропущенными словами в тексте)
Гимн России
Россия………………………………… наша держава!
Россия — любимая наша………………………. !
……………………… Воля, великая слава –
Твое достоянье на все ………………………
Славься,…………………………… наше свободное –
Братских народов……………………….. вековой.
………………… данная мудрость народная. Славься, страна!
Мы……………………………………….. тобой!
Гимн России
От ………………… морей до………………. Края
Раскинулись наши……………………….. и поля.
…………… ты на свете!……………….. ты такая!
Хранимая Богом родная ……………………
Славься,……………………………….. наше свободное –
Братских народов……………………………….. вековой.
Предками данная………………………………. Народная.
………………………, страна! Мы гордимся тобой!
………………… простор для мечты и для жизни,
Грядущие нам года.
Нам…………………….. дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет…………………………… !
Славься,……………………………….. наше свободное –
…………………………… Народов союз вековой.
Предками данная мудрость …………………………
Славься, страна! Мы гордимся…………………………… !
(сравнение с исходным текстом на слайде или плакате)
(Официальный текст гимна Российской Федерации)
СТАНЦИЯ 3 «МОЯ РОДИНА — РОССИЯ»
Ведущий: Россия. Родина. Это священные для русского человека слова. Вопрос: «Откуда же произошло слово родина?»
Ответ: Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объеди‑ ненных кровным родством. От этого слова произошло и много других.
Первое задание для команды — подобрать как можно больше однокоренных слов к слову «Родина», за каждое слово — 1 балл
Ответ:
=родня,
=родословная,
=народ,
=родина,
=родич,
=родители.
Второе задание — Викторина
Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.
=Как сейчас называется наше государство?
(Российская Федерация)
=Назовите столицу нашей Родины России?
Москва
=Кто является главой государства, гарантом Конституции РФ.
Президент РФ
=Назовите Президента России
Владимир Владимирович Путин
=Как называется самый главный документ граждан РФ, в котором отражены все законы?
Конституция
=Какие самые древние города России вы знаете?
(Новгород, Ростов, Смоленск, Псков, Муром, Владимир)
=Какие крупные реки России вам известны?
Волга, Дон, Амур, Енисей.
=Какая река считается главной рекой России и самой длинной в Европе?
Волга — самая длинная река Европы. Её протяжённость около 3 тыс. 530 км.
=Какие национальности проживают на территории России?
Мордва, чуваши, татары, карелы, калмыки, якуты, башкиры, ненцы, чукчи, немцы, ханты, манси…
СТАНЦИЯ 4 «РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ»
Ведущий: На этой станции мы с вами вспомним русские пословицы.
Пословицы — это краткие устойчивые изречения, употребляемые в разговорной речи для углубления ее смысла или для украшения. В пословицах отражается жизнь народа, особенности националь‑ ного характера. Пословицы — коллективное творчество народа, и они употребляются в речи всем народом. Много пословиц и поговорок сложено народом про нашу любимую Родину — Россию. Вот и сейчас задание командам — вспомнить пословицы и поговорки про Родину.
Вам будут даны тексты пословиц и поговорок. Но… все слова заменены антонимами. Кто знает, что такое антоним?
Антоним — это слово с противоположным значением. Давайте попробуем:
Сухой — мокрый Грустный — веселый
Умный — глупый Хорошо — плохо
Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.
- В гостях и потолок мешает. (Дома и стены помогают)
- Чужбина — отец, не умей за него полежать. (Родина — мать, умей за неё постоять)
- У себя плохо, а у чужих — хуже. (В гостях — хорошо, а дома — лучше)
- Много у зверя мачех, много и чужбин. (Одна у человека мать, одна у него и Родина).
- Где чужая окраина — там и ад (Где родной край, там и рай).
- Зверь с чужбиной, что рыба с молчанием (Человек без родины, что птица без песни)
- Чужое небо и в ноге ненавистно (Своя земля и в горсти (в руке) мила).
СТАНЦИЯ 5 «РУССКИЕ ЗАГАДКИ»
Ведущий:
Основой русской культуры является фольклор: сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Загадка — это краткое описание неизвестного предмета или явления по сходным или намекаемым признакам другого предмета и явления. Загадки вы знаете с раннего детства. Русские загадки очень эмоциональны, в них много сравнений красочных определений, т. е. загадка — это поэтическое описание какого‑либо предмета или явления, сделанное чтобы испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность.
Задание: И сейчас я попрошу вас отгадать русские народные загадки. Каждый правильный ответ — 1 балл.
Палят и варят, а не едят. (Валенки)
В избу идут — плачут, из избы идут — пляшут. (Ведра)
На одном месте мотков двести. (Клубок)
Жужжит, жужжит, а с места не улетит (Веретено)
Сяду на хвост, а руками бороду дергаю. (Пряжа)
Рыба в море — хвост на заборе. (Черпак)
Без начала, без конца (Колечко)
В лесу снято, в дому гнуто, а посередке заплетено. (Решето)
В лесу родился, а в доме хозяйничает (Веник)
Старая бабка по двору шныряет, чистоту соблюдает. (Метла)
Кто дом стережет? (Замок)
Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы срывали. (Морковка)
Летом — в огороде, свежие, зеленые, а зимой — в бочке, желтые, соленые. (Огурец)
Малые малышки, зеленые катышки, сквозь землю прошли, на тычинку всползли. (Горох)
С виду — красная, раскусишь — белая (Редиска)
Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта, как мед, а вкус не тот. (Репка)
Меня одну не едят, а без меня мало едят. (Соль)
Упадет, разобьется — никакой кузнец не скует. (Яйцо)
Гибкий лес на плечи влез (Коромысло)
Стоит копытце полно водицы. (Колодец)
Живу я от ветра, сама не ем, а тебе еду готовлю. (Мельница)
Красненький котик по грядочке ходит, крошечки ронит. (Лучина)
Полна коробушка золотых воробышков. (Печка)
Небо да земля, в середке огонь да вода. (Самовар)
Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)
Был я копан, Был я топтан, Был я на пожаре, Был я на кружале.
Молод был — сто голов кормил; Сделался стар — пеленаться стал.
Выбросили за окно, и собакам не надобно.
(Глиняный горшок)
Слезу пьет, сама молчит. (Подушка)
Какое дерево без ветра шумит? (Осина)
Есть дерево об четыре дела: первое дело — мир освещает, второе дело — крик утишает, третье дело — больных исцеляет,
четвертое дело — чистоту соблюдает. (Береза)
Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца)
Стоит изба без угольна, Живут в ней люди безуёмны. (Улей)
Лицом — к стене, А спиной к избе (Топор)
Два кума Абакума, Две кумы Авдотьи, Шесть Фалелеев, Да девять Андреев. (Сани)
Вот Ася, разлеглася, Кабы встала,
Небо достала!,
Кабы руки — вора связала, Кабы ноги — коня догнала, Кабы глаза — увидала!
Как бы язык — рассказала!
(Дорога)
Без ног бегут, Безо рта кричат, Дороги не знают,
А других провожают
(Полозья)
Явился в жёлтой шубке:‑Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок)
Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух)
К реке идут — поют, назад идут — плачут. (Ведра)
Двое ходят, двое бродят.
Двое сойдутся, да поцелуются.
(Двери)
Чего на свете нет буйнее? (Ветер и вода)
Чего нет быстрее? (Очи)
Кто родится с усами? (Кот)
Баран — в хлеве, а рога — в стене (Скоба)
Маленький мальчик всем под ноги смотрит. (Порог)
Двое купаются, третий валяется; Двое вышло, третье повисло. (Ведра и коромысло)
Рук и ног у него нет, а всех трясёт и качает. (Ветер)
Маленький пузатенький. А весь дом бережет. (Замок)
Нас семь братьев. Летами мы равны. А именами разны. (Дни недели)
СТАНЦИЯ 6 «РУССКИЕ СКАЗКИ»
Ведущий: Все вы с самого раннего детства любите русские народные сказки. Сказки — один из ос‑ новных видов устного поэтического творчества. Словом, «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, сатирические анекдоты, и замысловатые авантюрные повести, но больше всего мы, несомненно, любим больше всего полные чудес волшебные сказки.
На сказочной станции мы и вспомним русские народные сказки. Выполнив все задания, вы можете заработать 5 баллов.
Задание 1– «Чьи вещи?»
Надо отгадать, кому принадлежат вещи, и назвать имя или название сказки (хорошо если есть иллюстрации):
=помело (Баба Яга)
=щука (Емеля)
=топор (солдат)
=золотое яичко (курочка Ряба)
=простое яйцо (Кащей Бессмертный)
=яблочко на блюдечке (Машенька) — Серебряное блюдечко и наливное яблочко
=морозильный посох (Морозко)
=кувшин и тарелка (Журавль и лиса)
=бобовое зернышко (Петушок и бобовое зернышко)
Задание 2 «Отгадай, кто это»
=Кто использовал обогревательный прибор в качестве транспорта (Емеля)
=Имя былинного богатыря из города Мурома (Илья)
=Кому удалось перехитрить двух людей и трех животных (Колобок)
=Какое дерево спасло двоих детей от погони (Яблоня)
=Какой конь может прыгнуть до крыши терема (Сивка‑бурка)
=Кто, распрощавшись с зеленою кожей,
=Сделалась мигом красивой, пригожей? (Царевна‑лягушка)
Задание 3: «Продолжи фразу»
=Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… (а от тебя и подавно уйду)
=В некотором царстве… (в некотором государстве)
=По щучьему велению… (по моему хотению)
=Скоро сказка сказывается… (да не скоро дело делается)
=Несет меня лиса… (за дальние леса, за высокие горы)
=И я там был мед‑пиво пил… (по усам текло, а в рот не попало)
СТАНЦИЯ 7 «РУССКИЕ ИГРЫ»
Ведущий:
Народные игры — это яркое выражение характера народа в них играющего, отражение истории его развития. Многие народные игры мы знаем с раннего детства.
Задание 1. Давайте вспомним народные игры. За каждую названную в течение 30 секунд игру вы заработаете 1 балл.
Задание 2. Предлагаю вам поиграть в русские народные игры.
Игровая программа с использованием русских народных игр на выбор в течение 7 минут.
Игра «Карусель».
В центре стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками.
Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга — ребенок с бубном.
- я часть — дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле‑еле, еле‑еле Завертелись карусели.
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).
А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. (Легко бегут по кругу).
Тише, тише, не бегите, Карусель остановите.
(Дети замедляют бег, останавливаются).
Раз‑два, раз‑два,
Вот и кончилась игра.
(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).
- я часть — дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый стара- ется быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».
Малечина — калечина
Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т. д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова: «Малечина‑калечина», сколько часов до вечера?
Коты и мыши
Игроки (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход — нору. В одном ряду стоят коты, в другом — мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками игроков. Как только кот поймал мышь, игроки встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока
коты не переловят всех мышей. Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
Пчелки и ласточки
Игроки — пчелки сидят на полянке и поют:
Пчелки летают, медок собирают! Зум, зум, зум, зум, зум, зум!
Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка вста‑ нет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.
Игра «Заря-зарница»
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий — «заря» — ходит сзади с лентой. Дети поют: Заря-зарница,
Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила. Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые, За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и они оба бегут по кругу в разные стороны, стараясь занять свободное место. Тот, кто останется без места, становится «зарей».
СТАНЦИЯ 8 «РУССКИЕ ПЕСНИ»
Ведущий: народные песни в России в основном связаны с обрядами, обычаями или народными праздниками. Были свадебные песни, солдатские песни (проводы в армию), колыбельные песни, масленичные песни пели на Масленицу, троицкие песни про березку на праздник Троицы в начале лета.
А какие песни знаете вы?
Задание — вспомните и попробуйте спеть русскую народную песню.
(Если не справляются сами, можно воспользоваться караоке)
=«Во поле березка стояла»
=«Калинка»
=«Комаринская»
=«Чики‑чики‑чикалочки»
=«Ладушки»
=«Сидит ворон на дубу»
=«Как у наших у ворот»
За отличное выполнение задания — 5 баллов.
СТАНЦИЯ 9 «РУССКАЯ АРМИЯ»
Ведущий: Армия всегда была русской гордостью. Русские воины храбро защищали родную землю от врагов. Но в разное время и армия была разной: от древнерусских богатырей до сегодняшней рос‑ сийской армии. Знаете ли вы историю нашей армии?
Задание — Ответив на вопросы викторины, вы сможете заработать по одному баллу за правильный ответ.
- Как называлась основная часть княжеского войска в Древней Руси? (Дружина)
- Как в Древней Руси называли отважного доблестного воина, богатыря? (Витязь)
- Как назывался бронежилет времен Александра Невского? (Кольчуга)
- Что в 17 веке использовали для занятий по строевой подготовке при отработке поворотов налево и направо? (Сено-солома)
- Имя какого русского святого носит флаг Российского флота? (Андреевский флаг)
- При императоре Александре II срок солдатской службы сократился на 19 лет, а сколько же лет служили в русской армии до этого? (25 лет)
- В 1903 году поручик русской армии Турчинович на радость изобрел именно это. Как вы думаете, что? (Полевую кухню)
- Победы России связаны с именами русских полководцев. Назовите русских полководцев, которые вам известны. (А. Невский, Дмитрий Донской, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков и др.)
- Как назывался красноармейский головной убор в виде суконного шлема со звездой? В честь кого он назван? (Буденовка, в честь С. М. Буденного)
- Как расшифровывается аббревиатура знаменитого пистолета советских офицеров «ТТ»? (Туль- ский Токарева — место, где изобретен и фамилия изобретателя)
- Автомат какого конструктора был главным на вооружении советской армии с 1949 года? (Калаш- никова)
- Какого выдающегося русского полководца после Великой Отечественной войны называли «Мар‑ шалом Победы»? (Г. К. Жукова)
- Военнослужащие каких войск называют себя голубыми беретами? (десантники)
- В каком возрасте призывают на военную службу в России? (18 лет)
- Как называется солдатский дом? (Казарма)
СТАНЦИЯ 10 «САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ РУССКИЕ»
Ведущий: Нашу страну, конечно же, знают во всем мире. А чем особенно знаменита Россия?
Задание — Ответив на вопросы викторины, вы сможете заработать по одному баллу за правильный ответ.
- Самая известная русская икона (Троица)
- Самая популярная в мире русская игрушка (Матрёшка)
- Самый знаменитый русский певец (Шаляпин)
- Самая известная русская порода собак (Русская борзая)
- Самый известный русский поэт (Пушкин)
- Самый известный русский писатель (Толстой и Чехов)
- Самый известный русский художник (Шишкин, Васнецов)
- Самый известный русский сорт яблок (Антоновка)
- Самый известный русский ученый (Менделеев)
- Самый известный русский спортсмен (Ирина Роднина, …)
- Самый известный русский город (Москва)
- Самая известная русская песня (Калинка, Подмосковные вечера)
- Самая распространенная русская фамилия (Иванов…)
- Самое известное женское и мужское русское имя (Мария, Иван)
- Самый знаменитый русский напиток (квас)
- Самый известный русский богатырь (Илья Муромец)
- Самый знаменитый русский полководец (Суворов)
- Самое известное русское озеро? (Байкал)
- Самый знаменитый русский космонавт (Юрий Алексеевич Гагарин)
После прохождения всех станций команды собираются на линейке и сдают маршрутные листы для подведения итогов.
Ведущий: Подошла к концу наша игра.
Дети:
Россия! Русь! Земля святая, Что от Москвы и до окраин, Леса, моря, поля и реки,
Для нас всегда ты и навеки,
Наш дом родной, ты мой причал, Здесь я любил, страдал, мечтал, Чтоб ты жила, страна родная, В согласье, мире, процветая.
По итогам путешествия отмечаются команды‑победители каждой станции и команда, получившая наибольшее количество баллов в маршрутном листе. Таким образом, награждаются все‑команды, принимавшие участие в игре.
Автор: Иванова Л. В.