Сценарий день велосипедиста
Азбука велосипедиста
Задачи:
- познакомить детей с правилами дорожного движения для велосипедистов;
- социализировать детей в окружающей среде и прививать навыки ориентировки в пространстве;
Оборудование:
- плакат со знаками «Сигналы велосипедиста»,
- раздаточный материал. Форма:
- игровая мозаика.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Ребята, мы живем в городе, но никто из вас не боится ходить по улицам. Вы можете растеряться и оказаться в очень неприятной ситуации, если не будете знать и соблюдать Правила дорожного движения. Сегодня мы и поговорим о ПДД, о знаках дорожных и о том, как использовать знания в повседневной жизни.
Предлагаю поиграть. Выигрывает тот, кто первым закроет все ситуации и расскажет, почему он закрыл эту картинку веселым или грустным солнышком.
Воспитатель раздает учащимся карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком. Последовательно показывает карточки с различными ситуациями поведения людей на улице, дороге, в транспорте. Воспитанники поднимают ту карточку с солнышком, которая соответствует данной ситуации, т.е. можно так себя вести в транспорте или на улице (улыбающееся солнышко), или нет (грустное солнышко), правильно поступают люди или нет. Выигрывает тот, кто не только правильно поднимет соответствующую карточку, но и объяснит данную ситуацию.
Воспитатель:
Ребята, давайте обсудим нашу игру. Поднялось ли у вас настроение от выполненного задания? Важно ли для вас то, что вы узнали?
Ответы . Подросток-велосипедист:
Велосипед – это быстро, здорово, экономично.
Я вам расскажу об истории возникновения этого вида транспорта.
В 1791 году русский изобретатель Кулибин изготовил повозку, два колеса которой с помощью ножных рычагов крутил водитель, стоящий на запятках повозки.
В 1839 году шотландец Макмиллан сконструировал двухколесную машину, движимую педалями.
В 1855 году Французский механик Пьер Мишо приделал к переднему колесу дрезины пару педалей точно так, как сейчас устанавливают педали в трехколесных детских велосипедах.
К 1920 году велосипед стал основным транспортным средством для рабочих, служащих, крестьян, почтальонов и врачей.
Воспитатель:
Закон улиц очень строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни. Сейчас вы покажете, знаете ли вы ПДД. Мы проведем викторину!
Подросток-велосипедист:
ВОПРОСЫ:
С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части? С самого рождения
- с 14 лет
- когда получишь права
- когда выйдешь на пенсию
Разгадайте загадку:
Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду (Велосипед)
Воспитатель:
Сейчас предлагаю вам поговорить о правилах поведения на улице для пешеходов, для велосипедистов. И что запрещается на улицах. Что вы можете рассказать по этому поводу?
- Что запрещается правилами поведения на улице?
- Какие сигналы светофора вы знаете? Поясните их значение.
- Каковы основные правила для водителей велосипедов? (Езда разрешается с 14 лет, а с моторчиком – с 16 лет. Скорость движения – не более 20 км/ч. Запрещено ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам, ездить, не держась обеими руками за руль, цепляться за транспорт и т. д.)
Подросток-велосипедист:
Друзья, ответьте, что было вам интересно узнать?
Ответы учащихся.
Воспитатель:
Теперь перейдем к упражнению «Дорожные знаки». Нужно будет отгадать загадки.
Я хочу спросить про знак Нарисован он вот так:
В треугольнике, ребята
Со всех ног бегут куда-то! («Осторожно, дети!»)
Шли из колледжа домой Видим – знак над мостовой. Круг, внутри- велосипед,
Ничего другого нет… (Велосипедистам проезд запрещен)
Подросток-велосипедист:
Давайте подведем итоги этого упражнения и узнаем, какие сигналы и как подает велосипедист на дороге. Обратимся к плакату!
Персонаж комментирует каждое изображение и нарисованный сигнал велосипедиста на плакате, демонстрирует их.
Воспитатель:
Настало время разобраться с тем, кто же еще участвует в дорожном движении. Это позволит разобраться со статусом велосипедиста на дороге.
Подросток-велосипедист:
Велосипед — транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Воспитатель:
Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.
Подросток-велосипедист:
Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Воспитатель:
Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Подросток-велосипедист:
Т.е. велосипед — это транспортное средство, велосипедист — водитель этого транспортного средства, а значит и участник дорожного движения!
Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков.
Воспитатель:
Теперь становится понятно, что велосипедисты вправе требовать к себе должного отношения на дорогах, но и спрос с них такой же. Разобравшись со статусом, раз и навсегда определим место велосипедиста на дороге.
В Правилах существует пункт под названием «Дополнительные требования к движению велосипедов…». На самом деле это основные правила, которыми надо руководствоваться при движении на велосипеде по дорогам!
«Велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочинам, если это не создает помех пешеходам».
Это значит, что вы сами выбираете на каком расстоянии от обочины ехать. В зависимости от состояния дороги, наличия на ней препятствий в виде колодцев, осколков стекла и т.п. Мы рекомендуем ехать на расстоянии примерно десяти сантиметров от края «второй» обочины.
В более ранних Правилах было указание ехать на расстоянии не более одного метра от обочины. В новых правилах это ограничение убрано и делается упор на здравый смысл велосипедиста.
Иногда, в случае поломки или травмы, приходиться идти по дорогам с велосипедом пешком. В данном случае надо помнить следующее правило: вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Подросток-велосипедист:
Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по десять велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять от восьмидесяти до ста метров.
Воспитатель:
Зная вышеизложенные вещи, уже можно чувствовать себя более или менее уверенным на дорогах. Теперь перейдем от теории к практике.
Правила для велосипедистов:
- когда садишься на велосипед, проверь руль и тормоза;
- ездить на велосипедах по дорогам можно только с 14 лет, а на мопедах – с 16 лет;
- запрещается ездить по проезжей части, если есть велосипедная дорожка;
- если надо пересечь дорогу, это делается пешком, держа велосипед за руль;
- по обычным правилам для пешеходов;
- во время езды на велосипеде не выпускай руль из рук. Велосипедистам запрещено:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- ездить по дорогам при наличии рядом велосипедной дорожки (она обозначается круглым знаком с белый велосипедом на синем фоне);
- движение по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено (про обочины уже говорилось выше, т.е. движение велосипедистов по ним все–таки допускается, в остальном – все однозначно);
- на автомагистралях запрещается движение велосипедов. Автомагистрали обозначаются знаками «Автомагистраль» и «Дорога для автомобилей»;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- запрещается буксировка велосипедов;
Подросток-велосипедист:
Естественно, надо соблюдать такие очевидные моменты, как движение по встречной полосе (движение правостороннее), движение на запрещающий сигнал светофора, управление велосипедом в нетрезвом виде и т.п.
Воспитатель:
Сегодня вы повторили Правила дорожного движения и узнали много нового и интересного. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый подросток. Что вы узнали нового из нашего мероприятия?
Ответы учащихся. Подросток-велосипедист:
Не нарушайте эти правила, и тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы будете крепкими и здоровыми!
Автор: Е. Н. Нечаева