Методика коллективно творческих дел КТД
КТД — сфера педагогического изобретательства, в котором участвуют и дети. Часто в одной модели встречаются элементы других КТД, которые ее только обогащают.
Формы ктд
Одной из основных форм досуговой деятельности детей и подростков являются коллективные творческие дела (КТД).
Методика коллективной организации жизнедеятельности была разработана академиком Игорем Петровичем Ивановым и получила название «коммунарской», или «методики коллективного творческого воспитания».
Её сущность определяется как реализация трех закономерностей: целеустремленность воспитания, товарищество воспитателей и воспитанников, гуманизм воспитания.
Методику КТД отличают высокая интенсивность и концентрация разносторонней деятельности, коллективное сотрудничество и содружество взрослых и детей, совместное планирование деятельности, совместное действие в социальной среде, в социальном творчестве, совместный анализ сделанного и оценка участия каждого. Ключевым понятием в ней является «забота». Все виды деятельности и взаимоотношений пронизаны творческой заботой участников процесса взаимодействия друг о друге, о своем коллективе, об окружающем мире. Педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.
Дело – это коллективное, потому что совершается вместе ребятами и старшими товарищами как их общая забота.
Дело – это творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, поскольку творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое ещё и потому, что не может превратиться в догму, а выступает всегда в разных вариациях, всегда выявляет новые возможности, ведь оно частица жизни!
В КТД решается ряд педагогических задач: происходит развитие самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру.
КТД обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать свои задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Принципы КТД
Одним из принципов методики КТД является принцип «четырёх сами»:
- – сами планируем,
- – сами готовим,
- – сами проводим,
- – сами анализируем.
То есть за всё, что происходит в жизни коллектива, ребята ответственны наравне со взрослыми. Планируя вместе с педагогом досуговые, познавательные, спортивные и другие дела, ребята совсем иначе относятся к ним.
КТД обладает наибольшими объективными воспитательными возможностями, которые могут быть эффективно использованы только при правильной методике его подготовки и проведения.
Методику КТД отличает высокая интенсивность и концентрация разносторонней деятельности, коллективное сотрудничество и содружество взрослых и детей, совместное планирование деятельности, совместное действие в социальной среде, в социальном творчестве, совместный анализ сделанного и оценка участия каждого. Ключевым понятием в ней является «забота». Все виды деятельности и взаимоотношений пронизаны творческой заботой участников процесса взаимодействия друг о друге, о своем коллективе, об окружающем мире. Педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.
В КТД решается ряд педагогических задач: происходит развитие самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать свои задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Виды КТД
Трудовые, общественно-политические, познавательные, организатор- ские, спортивные, художественные, экологические, досуговые, КТД с целенаправленным нравственным содержанием, КТД в ра- боте с активом.
Каждая модель вариативна и несет свое воспитывающее и развивающее назначение. Форма и содержание КТД зависят от возраста ребят. Следует помнить, что форма — уже содержание, что практически любое КТД можно использовать в работе с малышами, младшими и старшими подростками, «облегчая» или усложняя ее композицию, программу и содержание.
КТД отличаются по форме, характеру практической пользы для себя, для друзей по коллективу, для улучшения окружающей жизни, для своего лагеря, для всех людей. Забота об улучшении жизни выступает всегда на первый план. Надо вести ребят от творчества в забаве до социального творчества с пользой для страны.
Таким образом, под коллективным творческим делом может пониматься и сбор лекарственных трав, и различные работы на территории, и проведение соревнований по ловле рыбы, и организация фестиваля сказочных героев и др., словом, любое дело, которое коллектив ребят считает целесообразным, интересным, необходимым.
Цели КТД, побуждение к участию в нем.
При этом можно опираться на:
- идею бескорыстного служения людям;
- чувство удовлетворения от совместной деятельности;
- очарование героическим;
- побуждение красивым;
- восхищение творческими способностями;
- радость от приобщения к непознанному, новому, творче- скому;
- открытие возвышенного в повседневной жизни;
- поддержку позитивной самооценки («Я могу!»).
Виды досуговых КТД:
Аукцион забав, Академия веселых наук, Бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов и др.), Бал Терпсихоры, Базар головоломок, Баталия бумажных корабликов, Бюро предложений по делам развлечений, Вечер легенд, Вечер веселых вопросов (сюрпризов, мистификаций, затейников и др.), Вечер-путешествие, Веселая дуэль, Вечеринка, Веселое пятиборье, Взятие песочного городка, Выпускной бал, «Голубая лампа» (вечер семейного чтения), День рекордов Гиннесса, День веселого двора, Дискотека, День веселых испытаний, День фантазера, «Ералаш», Загородная массовка, Завалинки, Затейник (устный, настенный), Игродискотека, Игры (спортивные, народные, подвижные, развивающие), Задушевный разговор, Игры строительные, конструкторские, познавательные, музыкальные, хороводные, шуточные, драматизированные, режиссерские, сюжетно-ролевые и др., Игровая сюита, Капустник, Карнавал, Клуб выходного дня, Клуб коллекционеров (меломанов, любителей искусств и т.п.), Конкурсы бально- го танца, «Алло, мы ищем таланты», песочных архитекторов, Шерлок Холмсов, Робин Гудов, Мюнхгаузенов, Дон Кихотов, карикатуристов, веселой пантомимы, фантазеров, смекалки, малых хоров, Несмеян и др., Конкурс юмора и сатиры, Коллективный выход в театр (кино, филармонию, на выставку), Корзина со сказками, Комический цирк, Коллективный рассказ в картинках, Конкурс «Мисс лето», Лотерея, Музыкальный киоск, Магазин Плюшкина, Массовка, Музей «Заходи, глазей», Ночь ужасов, Огонек, Парад войск будущего, Пир-бал именинников, Посиделки, Панорама творческих дел, Праздники бумажного змея (русской березы, цветов, игры-игрушки, Нептуна и др.), Песочный город, Ребус- ник, Состязание юмористов, Творческие объединения, Рыбалка, Турнир гидов (затейников, знатоков), Ринг, Рыцарский турнир, Турнир бумажных голубей, Хит-парад, Хоровод друзей, Цирк из газетной бумаги, Цирк на воде, Чаепитие, Час импровизаций, Час инсценировки, Чем- пионат веселого мяча, Шуточная картинная галерея, Школьное кафе, Шумовой оркестр, Эстафета веселых экспромтов (искусств, любимых занятий), Экспедиция за сказками (играми, забавами, пословицами, по- говорками, загадками, обрядами, церемониалами), Юморина, Ярмарка забав и развлечений, Ярмарка народной мудрости.