Фестиваль русских народных инструментов сценарий мероприятия

Играй, душенька, ладно да складно

  • Фросенька – молодая девушка в простом, русском сарафане, крестьянка; Ивашка – молодой парень в простой рубахе, крестьянин;
  • Глашатай – мужчина средних лет, одетый в хорошую, добротную русскую рубаху;
  • 3 девушки – юные девушки, танцевальная группа, одетая в русские народные сарафаны; 3 мальчика – мальчики лет 10-12, одетые в русские народные рубашки;
  • Массовка и артисты, участвующие в музыкальных номерах.

На сцене звучит легкая народная музыка – наигрыши, разворачивается Ярмарка. Сходятся торговцы и купцы – кто, чем хочет торговать – весь товар на прилавках разворачивают. Звучат заставки ярмарских закличек.

От прилавка до прилавка ходит Фросенька. Выбирает украшения, игрушки. Ее угощают пряником. Вдруг трубят трубы – выходит глашатай и громко читает объявление.

Глашатай. Внимание, внимание! По такому-то указу, по такому-то приказу, велено собрать все народные инстрУменты, какие есть на Руси – грустно, скучно стало ее великому высочеству, ее крайнему одиночеству! Велено играть что есть мочи, веселить высочества очи! А лучшему инстрУменту отдать почетное место в увеселительной зале ее высочества. А лучшему обладателю инстрУмента отдать руку и сердце ее одиночества!

Глашатай уходит, Фросенька с осуждением кивает головой. Толпа собравшегося народа расходится, перешептываясь, обсуждая новость, возле Фросеньки остается деревенский паренек Ивашка.

Ивашка. Фрось, а Фрось, а чего это? Это ее высочество замуж за того пойдет, чей инструмент сыграет лучше?

Фросенька. Ну, видимо, пойдет.

Ивашка. (мечтательно) Это, стало быть, жизнь маслом покатится. Можно ж работу оставить, целый день на полатях лежать да на потолке мух считать.

Фросенька. (смеется) Ага, вокруг ее высочества зайчиком скакать, веселить да развлекать. Того и гляди, как бы бока не обмять.

Ивашка. Ну чего ты, Фрося, ну кто ж о такой жизни не мечтает.

Фросенька. А то, поди, и ты мечтаешь?

А на каком инструменте ты, Иван, играешь?

Ивашка. (обиженно) А что ж, по-твоему, я не гож? Я играю, может, тож.

Фросенька. На нервах ты играть умеешь – Это каждый разумеет.

А чтоб на инструментах ты играл – Нет, Иван, никто такого не слыхал.

Ивашка. А вот смогу – хоть верь, хоть нет!

Фросенька. Ну, Иван, держи ответ. Для начала ты давай-ка,

На балалайке нам сыграй-ка!

Фрося уходит. Ивану выносят балалайку, он ее вертит, крутит в руках. Бренчит, но толкового ничего не выходит. Тогда Ивашка, почесав затылок, кричит в кулисы.

Ивашка. Эй, братцы-балалаечники, выручайте. Игре на балалайке – обучайте!

Уходит в кулисы. На сцену выходят балалаечники и исполняют номер. Если нет балалаечников – выходят дети с игрушечными балалайками, исполняют песню об инструменте и подтанцовывают, либо разыгрывают музыкальную сценку с балалайками. Можно исполнить несколько номеров. Главное, показать зрителю балалайку во всей ее музыкальной красе. Затем, на сцену выходят Фросенька и Ивашка.

Фросенька. Ну что, Иван, не твое видать – На балалаечке играть?

Бери топор, бери полено – Да вон, побольше, до колена.

У нас, крестьян, одна забота – Возвращайся-ка к работе.

Ивашка. Не охота. Не могу. Музыку играть хочу.

Садится Ивашка на чурочку у края сцены, отбрасывает топор, складывает руки на груди, и, запрокинув голову, театрально отворачивается от Фросеньки.

Фросенька. Ишь, какой, – еще с обидой. Ты, Иван, не дальновидный.

Чтоб музыку тебе играть – Образованьем нужно обладать.

Ивашка. Чем-чем?

Фросенька. Образованьем.

Ивашка. Оно мне на что, скажи-ка Фрося? Играет без образованья дед Федосий.

Вон как гармошка разливается – Только рук его касается.

Фросенька. Наш дед играет по призванию души, С детства его отец еще учил.

А кто учил, скажи, тебя? Ведь ты ж, Ивашка, сирота!

Ивашка. (соскакивая) А вот, талант, быть может, есть во мне! И можно ведь его открыть вполне!

Фросенька. Вот уперся – черт с тобой. А ну, попробуй, да открой.

Я ж скорей домой пойду, Дров, хоть, что ли, наколю. То тебя же не дождешься – Пока с собой ты разберешься.

Фросенька уходит, прихватив топор. Ивашка берет гармошку, которая стояла за чурочкой, в руки, садится, и пытается играть. У него ничего не получается, он бормочет.

Ивашка. Черный ряд, да белый ряд, Пальцы пляшут невпопад.

Жму сюда – выходит визг, А отсюда – звуки вниз.

Тут попробуй, разбери

(Кричит в кулисы)

Дед Федосиииий, подсобиииии!

Идет в кулисы. На сцену выходит гармонист или баянист, можно с ансамблем, исполняются музыкальные номера. Если нет баяниста-гармониста – можно заменить на песню о гармони, стихотворение и т.п. Затем на сцену выбегает стайка девчат. Среди них Фросенька. Игра- дразнилка.

Фросенька. Ой, девчата, вы слыхали, Наш Ивашка весь в печали?

Он задумал, просто так – Что он в музыке мастак.

1 девушка. Знаю, Фрося, я про то, Что высочество ее

Ивашка хочет охмурить,

Да сыром в масле – сладко жить!

2 девушка. Наш Ивашка Простенька рубашка,

Худеньки сапожки, Дырявенько лукошко!

3 девушка. Наш Ивашка Простенька рубашка, Чтобы жить да поживать, Нужно ноженьки топтать.

Пристукивает каблучком, звучит музыка, выбегают еще девушки, исполняется танцевальный номер. В танце нужно использовать народные инструменты – бубны. После танца девушки убегают, на сцену выходит Ивашка. В руках он вертит трещотки.

Ивашка. Что-то вроде получается. Здесь уж стыдно не уметь, что ж трещоткой не владеть? Стукну раз, другой – сойдет.

К нему на сцену выбегают мальчишки, они его окружают и дразнят.

1 мальчик. Не надорви Иван живот.

2 мальчик. Ты с трещоткою мастак Поиграть и так и сяк.

3 мальчик. Пусть послушает народ – Авось и так, и так сойдет!

Ивашка гоняется за мальчишками, но поймать не может.

  • мальчик. А брось, Иван, на нас сердится. На вот дудку – как, дудится?
  • мальчик. Нет, постой, возьми свирель, Да ее теперь проверь!
  • мальчик. Ты же пробовать мастак – Так проверь – и так, и сяк.

Мальчишки убегают, Ивашка гонится за ними. Музыкальный номер на трещотках, дудочке, свирельке. Можно сценку разыграть, в которой рассказывается об этих музыкальных инструментах или музыкальная сценка с участием этих инструментов. После номеров на сцену выходят Ивашка и Фросенька.

Фросенька. Друг Ванюша – не грусти, Не твое играть – пойми.

Ну не всем играть дано.

Ивашка. Мне ж охота все равно. В каждом доме то и дело

Кто-то всё играет смело. На баяне или дудке,

В бубенцы, свирель – на блюдцах! Играют ведь, не устают –

Один лишь я печалюсь тут.

Фросенька. Знать, в другом твое признанье.

Ивашка. А куда же деть желанье?

Фросенька. А того ли хочешь ты? Но ежели твои мечты

Дают желание учиться, То надобно стремится.

Ты же ищешь легкого пути.

Ивашка. Да вот только не найти.

Фросенька. А пойдем, Иван, с тобою, деда лучше навестим. Да с поклоном, да с добром, его попросим мы о том, чтоб тебя он обучил.

Ивашка. Лишь бы мне хватило сил. Вот бы он и накормил!

А то пока я тосковал.

Что-то голод меня пробрал.

Уходят со сцены, на сцену выбегают девушки.

  • девушка. Эх, Ивашка, Простенька рубашка.

Подумал он о плошке,

Подай к обеду ложки!

  • девушка. Эх, Ивашка, Простенька рубашка, Дайте ему плошку,

Да к обеду ложку.

  • девушка. Эх, Ивашка, Простенька рубашка, Ваня щи хлебает –

А мы на ложках-то играем!

Звучит музыка, девушки исполняют танцевальный номер с деревянными ложками. После танца на сцену выходят довольный Ивашка и Фросенька.

Фросенька. Ты держи, Иван, свистульку, Эту детскую игрульку,

И с нее ты начинай – На ней мелодии играй.

Так глядишь, что постепенно – Заиграешь непременно

На любом, что есть на свете, Музыкальном инструменте.

Ивашка. Я же, Фросенька, сейчас Начинаю понимать,

Что поможет, непременно, Научится мне играть.

И пускай ее высочество Занимает одиночество – Мне же в деле непростом Подсобит честной народ.

На этих словах к ним будут постепенно начинать подходить люди с народными инструментами – и купцы, и крестьяне, и мальчишки, и девушки – все участники.

Ивашка. Люди добрые – играйте. Да народ наш завлекайте –

Кто на что горазд – хвалитесь, Да за игру свою держитесь.

Фросенька. Нету лучших инструментов – все инструменты хороши! Гармонь, баян и балалайка – все играют от души!

И зальется звонко, звонко, Словно юная девчонка, Дудочка – волшебница,

Да свирелька – раскудесница.

Ивашка. Грянут громом ложки – Не по краю плошки,

А друг по дружке, друг по дружке, Будут трёкать те подружки.

Коллективный музыкальный номер

Звучат фанфары, играют трубы, на сцену выходит глашатай.

Глашатай. Внимание, внимание! По такому-то указу, по такому-то приказу, велено всех игравших наградить, выходной им учинить. Довольно было музыкой ее высочество, скрасило

народное выступленье ее одиночество! Нету лучших инструментов – все заслужили аплодисментов. А раз высочеству все нравится – велела всем она откланяться!

Глашатай уходит.

Фросенька. Хорошо, что хорошо Все у нас кончается,

Да, только, Ваня, знаешь ли – Работа продолжается.

Ивашка. По работе стосковался, От нее не откажусь.

Ведь где – конечно, на работе Я-то точно пригожусь.

Между делом и бездельем Скоротаю время я,

Если буду на свирельки Вам играть, мои друзья!

Звучит легкая народная музыка, наигрыши. Танцевальные группы после общего поклона разводят участников по закулисьям. В конце остаются Ивашка и Фросенька – выходят на середину, кланяются и тоже уходят.

Автор: Богомазова Н.А.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий