Страницы истории России вопросы для игры: Время выбрало нас
«Узнавание Родины многослойно и многообразно, как многообразно и многослойно познание тайн искусства, изучение природы, постижение закономерностей бытия. К цели ведет не одна дорога, но главное – однажды ступить на свою дорогу, затем надо идти не сворачивая» (Александр Блок).
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся в путешествие по страницам истории России «Время выбрало нас!».
Разрешите представить членов жюри. …
Первое испытание «Сильные – помнят».
Перед вами карта события.
Определите по иллюстрациям его название, место и дату.
На карте
- «Ледовое побоище» (лед Чудского озера, 5 апреля 1242 г.),
- «Полтавская битва» (27 июня 1709 г.)
- Синопское сражение (18 ноября 1853 г.).
Подведение итогов. Каждое подведение итогов сопровождается занесением результатов на стенд.
Испытание второе «Для славы мертвых нет».
А жизнь идет. И годы – как страницы Огромной книги подвигов людских,
Что навсегда сумели воплотиться
В картину, песню, мрамор или стих.
(«Мы помним» А. Курочкин)
Страницы героического прошлого нашей Родины нашли свое отражение в искусстве. Каждой команде предоставляется право выбрать вопрос из той области искусства, в которой она себя увереннее чувствует. Выбирайте: литература, живопись, скульптура или музыка?
Вопросы конкурса.
1. Литература.
Назовите автора строк. Из какого произведения взят фрагмент?
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.
Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной, В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы – ночной и зарубежной – Я не боюсь.
(А.Блок «На поле Куликовом».)
- Музыка. Прослушайте музыкальный фрагмент. Назовите произведение и композитора. (Звучат «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина)
- Живопись. Назовите имя художника и его самую известную картину.(Ведущий показывает автопортрет. Узнав В.М.Васнецова, учащиеся вспомнят его «Богатырей»).
- Скульптура. Перед вами князь Дмитрий Донской, попирающий побежденного татарина. Назовите памятник и город, в котором он установлен. (Ведущий показывает фрагмент памятника.) (Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде).
Подведение итогов.
Испытание третье «Полотна нашей славы».
У памяти старой в плену,
Не зная к себе снисхожденья,
Художники пишут войну,
Живую картину сраженья…(М.Дудин)
Открывая последовательно фрагменты репродукции известной картины необходимо как можно быстрее определить ее название и автора.
Демонстрируются репродукции полотен:
- акварель К.И. Кольмана «14 декабря 1825 года на Сенатской площади»;
- картина Каравака Луи «Полтавская баталия»;
- картина В.И.Сурикова «Переход Суворова через Альпы».
Подведение итогов.
Испытание четвертое «Их слава нарекла своими».
Как звезды светят имена
Героев, чьи пути прекрасны.
Глухой Вселенной времена
Над дерзким мужеством не властны
(М.Дудин).
Этот конкурс посвящен героям России разных эпох. Напишите имена героев, чьи портреты вы увидите, в той последовательности, в которой они будут демонстрироваться.
Демонстрируются портреты легендарных военачальников:А.Невского, Д.И.Донского, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, Ф.Ф.Ушакова, М.И.Платова, М.Б.Барклая де Толли, П.И.Багратиона, П.С.Нахимова, С.О.Макарова.
Команды заполняют бланк ответов и передают его в жюри.
№ п.
п. |
Фамилия, имя, отчество военачальника |
1. | |
2. | |
3. |
Подведение итогов
Испытание пятое «Тяжело в ученье – легко в бою!».
Играем блиц. Команды по кругу отвечают на вопросы. Если ответа нет или он неверный, отвечает следующая команда.
Вопросы конкурса «Блиц»
- Как назывались первые русские воины? (Дружинниками – 1 балл.)
- Кто написал музыку к фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»? (С.С.Прокофьев – 4 балла.)
- Кому принадлежат слова: «Слава была колыбелью народа русского, а победа – вестницей бытия его»? (Н.М. Карамзину – 3 балла.)
- Позади у воинов Непрядва,
Слева – затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделен.
О каком событии идет речь? (О Куликовской битве – 1 балл.)
- Кто благословил Дмитрия Донского и все русское воинство на ратный подвиг в 1380 году? (Сергий Радонежский – 1 балл.)
- Как звали двух иноков, которых дал в помощь войску Дмитрия Донского Сергий Радонежский? (Александр Пересвет и Андрей Ослябя – 4 балла.)
- Чей внук Дмитрий Донской? (Ивана Калиты – 2 балла.)
- По преданию, лишь один человек из десяти, пришедших на это поле из разных русских земель, возвратился домой. (Куликово поле – 1 балл.)
- Кому из поэтов принадлежит цикл «На поле Куликовом»? (Александру Блоку – 2 балла.)
- Его поход положил начало присоединению Сибири к России. (Поход Ермака – 1 балл.)
- В память о каком событии на Красной площади был возведен Казанский собор? (Об освобождении Москвы от польских интервентов народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского (1612 г.) – 2 балла.)
- Как назывался план разгрома немецких захватчиков под Москвой (1941 г.), разработанный Г.К. Жуковым? («Меч Александра» – 3 балла.)
- Кто из русских князей положил начало освобождению Руси от татаро- монгольского ига? (Дмитрий Донской – 1 балл.)
- Когда мы отмечаем День победы русского флота под командованием Ф.Ушакова над турецким флотом у острова Тендра? (9 сентября – 3 балла.)
- Какие события описывает «Набат 1612 года» Н. Рачкова? (Народное ополчение К.Минина и Д.Пожарского в Нижнем Новгороде – 2 балла.)
- К какой династии принадлежал Петр I? (Романовых – 1 балл.)
- Ополченцы К.Минина и Д.Пожарского шли на бой с захватчиками, вдохновленные этой иконой, которую считали своей покровительницей. (Казанская икона Божьей Матери – 2 балла.)
- «Я забывал себя, когда дело шло о пользе моего Отечества!» Кому принадлежат эти слова? (А.В.Суворову – 1 балл.)
- Кто впервые ввел в России понятие «гардемарины» и как оно переводится? (Петр I, морские офицеры – 2 балла.)
- Начало правления династии Романовых. (1613г. – 1 балл.)
- Какое событие произошло 7 августа 1714 года?(Первая в российской истории морская победа русского флота под командованием Петра I над шведским флотом у мыса Гангут – 3 балла.)
- О каком сражении идет речь? Назовите произведение и автора: Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим, гнутся шведы! (Полтавская битва – «Полтава» А.С.Пушкина – 3 балла.)
- Кто автор «Суздальского полкового учения» и «Науки побеждать»? (А.В.Суворов – 1 балл.)
- Какое восстание описал А.С. Пушкин в «Капитанской дочке»? (Восстание под предводительством Емельяна Пугачева – 1 балл.)
- Кем и когда был воздвигнут первый памятник героям Бородина – храм Спаса Нерукотворного? (Женой генерала Александра Тучкова (IV) Маргаритой – 3 балла.)
- В его честь слагали хвалебные оды Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Вяземский, Баратынский; Гоголь читал ему своего «Ревизора», Вальтер Скотт восхищался поэтом-партизаном и имел в своем кабинете его портрет. (Денис Давыдов – 1 балл.)
- Самое крупное сражение XIX века. (Бородинское – 1 балл.)
- Кто служил под именем улана Александра Соколова, а затем Александра Александрова в 1812 году, автор «Записок кавалерист- девицы»? (Надежда Дурова – 1 балл.)
- Сколько лошадей в эскадроне? (Сто – 1 балл.)
- Назовите героев войны 1812 года. (По 1 баллу за имя.)
- Где родина бородинского хлеба? (Спасо-Бородинский монастырь – 2 балла.)
- Какой известный марш написал штаб-трубач Василий Агапкин? («Прощание славянки» – 3 балла.)
- Назовите первый российский орден. (Орден Святого апостола Андрея Первозванного – 3 балла.)
- Какой род войск называют «царицей полей»? (Пехоту – 1 балл.)
- Перечислите имена казненных декабристов. (Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев- Рюмин и Петр Каховский – 5 баллов.)
- Сколько жен декабристов отправились за мужьями в Сибирь? (Одиннадцать – 1 балл.)
- Кто из русских поэтов написал поэму о женах декабристов, как она называется? Процитируйте несколько строк. (Н.А.Некрасов «Русские женщины» – 3 балла.)
- Этот адмирал разгромил турецкий флот в Синопском сражении. (П.С.Нахимов – 3 балла.)
- В корейском порту Инчхон (бывший Чемульпо) 11 февраля 2004 года состоялось открытие мемориала, посвященного этому событию. (100- летней годовщине героической гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» – 2 балла.)
- Спи, северный рыцарь, спи, честный боец, Безвременной взятый кончиной.
Не лавры победы – терновый венец Ты принял с бесстрашной дружиной. Твой гроб – броненосец, могила твоя – Холодная глубь океана.
И верных матросов родная семья – Твоя вековая охрана.
О ком эти строки? (Об адмирале С.О.Макарове – 4 балла.)
- Как называется часть войск, идущая впереди главных сил? (Авангард – 1 балл.)
- Народное название гвардейского миномета «БМ-13». («Катюша» – 2 балла.)
- Кто совершил первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика? (Виктор Талалихин – 2 балла.)
- Когда началась Вторая мировая война? (1 сентября 1939г. – 1 балл.)
- Перечислите имена ваших ровесников-героев Великой Отечественной войны. (По 1 баллу за имя.)
- Кто автор книг «Батальоны просят огня» и «Горячий снег»? (Ю.Бондарев – 1 балл.)
- Прочитайте стихотворение Юлии Друниной. (3 балла.)
- Назовите героя, произведение и автора: Нет, ребята, я не гордый,
Не заглядывая вдаль,
Так скажу: «Зачем мне орден?
Я согласен на медаль!»
(Василий Теркин – герой поэмы «Василий Теркин» А.Т.Твардовского – 3 балла.)
Подведение итогов.
Испытание шестое «Музы не молчали».
Этот конкурс посвящен песням, в которых нашли отражение исторические события. Прослушав мелодию, вспомните название песни, ее авторов и время, когда она была написана.
Ребятам предложены мелодии песен:
- «Варяг» (сл. Р.Грейнца, пер. Е.Студенской, музыка неизв. автора),
- «Прощание славянки» (муз.В.Агапкина, варианты слов многочисленны),
- «Погоня» (муз.Я.Френкеля, сл. Р.Рождественского),
- «Песня неуловимых мстителей» (муз.Б.Мокроусова, сл. Р.Рождественского),
- «Катюша» (муз.М.Блантера, сл. М.Исаковского),
- «В землянке» (муз.К.Листова, слова А.Суркова),
- «Темная ночь» (муз.Н.Богословского, сл. В.Агатова),
- «Синий платочек» (муз.Г.Петерсбургского, сл. Я.Галицкого, М.Максимова),
- «Мы за ценой не постоим…» (сл. и муз.Б.Окуджавы),
- «День Победы» (муз.Д.Тухманова, сл. В.Харитонова). Подведение итогов.
Испытание седьмое «Священная война».
Четыре вопроса о Великой Отечественной войне. Командам предоставляется право выбрать область искусства: литературу, музыку, живопись, скульптуру.
Вопросы конкурса.
- Литература. Назовите автора строк. Из какого произведения взят фрагмент?
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
(К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».)
- Музыка. Поэт М.Л.Матусовский находился на том участке фронта, где совершили свой подвиг восемнадцать сибиряков. Тогда же он сделал набросок, через двадцать лет прозвучавший песней в кинофильме «Тишина».
«Это был бой, – пишет автор, – не за крупный населенный пункт и не за стратегически важный водный рубеж… схватка шла за маленькую высоту, которая на карте была отмечена только цифрой. Но для людей, которые здесь дрались и умирали, это было сражение и за Москву, и за Сталинград, и даже за Берлин».
В Новосибирске помнят имена всех «восемнадцати ребят». Назовите песню. (Звучит песня М.Матусовского, музыка В.Баснера «На безымянной высоте».)
- Живопись. Назовите художника и картину. (Демонстрируется репродукция.)
(К.А.Васильев «Маршал Советского Союза Г.К.Жуков».)
- Скульптура. На Площади героев с левой стороны развернулось знамя с надписью: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!» Справа – шесть двухфигурных скульптурных композиций, посвященных подвигам воинов. Назовите памятник-ансамбль. (Демонстрируются фотографии знамени и шести скульптурных композиций.) (Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы».Установлен на Мамаевом кургане в Волгограде.)
Подведение итогов
Ведущий: Слово жюри. …
Библиотекарь: А сейчас награждение победителей, тех, кто в нашем виртуальном путешествии «Время выбрало нас!» набрали максимальное количество баллов.
Награждение.
Не правы те, кто утверждает, что годы пролетают незаметно. Свой след на Земле оставляет каждый из нас. Другое дело, что у кого-то это – робкий штришок на полотне жизни, у кого-то – четкая прямая линия. Так давайте творить свою судьбу достойно великой страны, в которой живем!
Спасибо за игру, ребята! Сегодня время выбрало вас! И вы с этим справились достойно!
Автор: Бобровская Л.В., Лебедева И.В.