Фестиваль русских народных инструментов сценарий мероприятия
Играй, душенька, ладно да складно
- Фросенька – молодая девушка в простом, русском сарафане, крестьянка; Ивашка – молодой парень в простой рубахе, крестьянин;
- Глашатай – мужчина средних лет, одетый в хорошую, добротную русскую рубаху;
- 3 девушки – юные девушки, танцевальная группа, одетая в русские народные сарафаны; 3 мальчика – мальчики лет 10-12, одетые в русские народные рубашки;
- Массовка и артисты, участвующие в музыкальных номерах.
На сцене звучит легкая народная музыка – наигрыши, разворачивается Ярмарка. Сходятся торговцы и купцы – кто, чем хочет торговать – весь товар на прилавках разворачивают. Звучат заставки ярмарских закличек.
От прилавка до прилавка ходит Фросенька. Выбирает украшения, игрушки. Ее угощают пряником. Вдруг трубят трубы – выходит глашатай и громко читает объявление.
Глашатай. Внимание, внимание! По такому-то указу, по такому-то приказу, велено собрать все народные инстрУменты, какие есть на Руси – грустно, скучно стало ее великому высочеству, ее крайнему одиночеству! Велено играть что есть мочи, веселить высочества очи! А лучшему инстрУменту отдать почетное место в увеселительной зале ее высочества. А лучшему обладателю инстрУмента отдать руку и сердце ее одиночества!
Глашатай уходит, Фросенька с осуждением кивает головой. Толпа собравшегося народа расходится, перешептываясь, обсуждая новость, возле Фросеньки остается деревенский паренек Ивашка.
Ивашка. Фрось, а Фрось, а чего это? Это ее высочество замуж за того пойдет, чей инструмент сыграет лучше?
Фросенька. Ну, видимо, пойдет.
Ивашка. (мечтательно) Это, стало быть, жизнь маслом покатится. Можно ж работу оставить, целый день на полатях лежать да на потолке мух считать.
Фросенька. (смеется) Ага, вокруг ее высочества зайчиком скакать, веселить да развлекать. Того и гляди, как бы бока не обмять.
Ивашка. Ну чего ты, Фрося, ну кто ж о такой жизни не мечтает.
Фросенька. А то, поди, и ты мечтаешь?
А на каком инструменте ты, Иван, играешь?
Ивашка. (обиженно) А что ж, по-твоему, я не гож? Я играю, может, тож.
Фросенька. На нервах ты играть умеешь – Это каждый разумеет.
А чтоб на инструментах ты играл – Нет, Иван, никто такого не слыхал.
Ивашка. А вот смогу – хоть верь, хоть нет!
Фросенька. Ну, Иван, держи ответ. Для начала ты давай-ка,
На балалайке нам сыграй-ка!
Фрося уходит. Ивану выносят балалайку, он ее вертит, крутит в руках. Бренчит, но толкового ничего не выходит. Тогда Ивашка, почесав затылок, кричит в кулисы.
Ивашка. Эй, братцы-балалаечники, выручайте. Игре на балалайке – обучайте!
Уходит в кулисы. На сцену выходят балалаечники и исполняют номер. Если нет балалаечников – выходят дети с игрушечными балалайками, исполняют песню об инструменте и подтанцовывают, либо разыгрывают музыкальную сценку с балалайками. Можно исполнить несколько номеров. Главное, показать зрителю балалайку во всей ее музыкальной красе. Затем, на сцену выходят Фросенька и Ивашка.
Фросенька. Ну что, Иван, не твое видать – На балалаечке играть?
Бери топор, бери полено – Да вон, побольше, до колена.
У нас, крестьян, одна забота – Возвращайся-ка к работе.
Ивашка. Не охота. Не могу. Музыку играть хочу.
Садится Ивашка на чурочку у края сцены, отбрасывает топор, складывает руки на груди, и, запрокинув голову, театрально отворачивается от Фросеньки.
Фросенька. Ишь, какой, – еще с обидой. Ты, Иван, не дальновидный.
Чтоб музыку тебе играть – Образованьем нужно обладать.
Ивашка. Чем-чем?
Фросенька. Образованьем.
Ивашка. Оно мне на что, скажи-ка Фрося? Играет без образованья дед Федосий.
Вон как гармошка разливается – Только рук его касается.
Фросенька. Наш дед играет по призванию души, С детства его отец еще учил.
А кто учил, скажи, тебя? Ведь ты ж, Ивашка, сирота!
Ивашка. (соскакивая) А вот, талант, быть может, есть во мне! И можно ведь его открыть вполне!
Фросенька. Вот уперся – черт с тобой. А ну, попробуй, да открой.
Я ж скорей домой пойду, Дров, хоть, что ли, наколю. То тебя же не дождешься – Пока с собой ты разберешься.
Фросенька уходит, прихватив топор. Ивашка берет гармошку, которая стояла за чурочкой, в руки, садится, и пытается играть. У него ничего не получается, он бормочет.
Ивашка. Черный ряд, да белый ряд, Пальцы пляшут невпопад.
Жму сюда – выходит визг, А отсюда – звуки вниз.
Тут попробуй, разбери
(Кричит в кулисы)
Дед Федосиииий, подсобиииии!
Идет в кулисы. На сцену выходит гармонист или баянист, можно с ансамблем, исполняются музыкальные номера. Если нет баяниста-гармониста – можно заменить на песню о гармони, стихотворение и т.п. Затем на сцену выбегает стайка девчат. Среди них Фросенька. Игра- дразнилка.
Фросенька. Ой, девчата, вы слыхали, Наш Ивашка весь в печали?
Он задумал, просто так – Что он в музыке мастак.
1 девушка. Знаю, Фрося, я про то, Что высочество ее
Ивашка хочет охмурить,
Да сыром в масле – сладко жить!
2 девушка. Наш Ивашка Простенька рубашка,
Худеньки сапожки, Дырявенько лукошко!
3 девушка. Наш Ивашка Простенька рубашка, Чтобы жить да поживать, Нужно ноженьки топтать.
Пристукивает каблучком, звучит музыка, выбегают еще девушки, исполняется танцевальный номер. В танце нужно использовать народные инструменты – бубны. После танца девушки убегают, на сцену выходит Ивашка. В руках он вертит трещотки.
Ивашка. Что-то вроде получается. Здесь уж стыдно не уметь, что ж трещоткой не владеть? Стукну раз, другой – сойдет.
К нему на сцену выбегают мальчишки, они его окружают и дразнят.
1 мальчик. Не надорви Иван живот.
2 мальчик. Ты с трещоткою мастак Поиграть и так и сяк.
3 мальчик. Пусть послушает народ – Авось и так, и так сойдет!
Ивашка гоняется за мальчишками, но поймать не может.
- мальчик. А брось, Иван, на нас сердится. На вот дудку – как, дудится?
- мальчик. Нет, постой, возьми свирель, Да ее теперь проверь!
- мальчик. Ты же пробовать мастак – Так проверь – и так, и сяк.
Мальчишки убегают, Ивашка гонится за ними. Музыкальный номер на трещотках, дудочке, свирельке. Можно сценку разыграть, в которой рассказывается об этих музыкальных инструментах или музыкальная сценка с участием этих инструментов. После номеров на сцену выходят Ивашка и Фросенька.
Фросенька. Друг Ванюша – не грусти, Не твое играть – пойми.
Ну не всем играть дано.
Ивашка. Мне ж охота все равно. В каждом доме то и дело
Кто-то всё играет смело. На баяне или дудке,
В бубенцы, свирель – на блюдцах! Играют ведь, не устают –
Один лишь я печалюсь тут.
Фросенька. Знать, в другом твое признанье.
Ивашка. А куда же деть желанье?
Фросенька. А того ли хочешь ты? Но ежели твои мечты
Дают желание учиться, То надобно стремится.
Ты же ищешь легкого пути.
Ивашка. Да вот только не найти.
Фросенька. А пойдем, Иван, с тобою, деда лучше навестим. Да с поклоном, да с добром, его попросим мы о том, чтоб тебя он обучил.
Ивашка. Лишь бы мне хватило сил. Вот бы он и накормил!
А то пока я тосковал.
Что-то голод меня пробрал.
Уходят со сцены, на сцену выбегают девушки.
- девушка. Эх, Ивашка, Простенька рубашка.
Подумал он о плошке,
Подай к обеду ложки!
- девушка. Эх, Ивашка, Простенька рубашка, Дайте ему плошку,
Да к обеду ложку.
- девушка. Эх, Ивашка, Простенька рубашка, Ваня щи хлебает –
А мы на ложках-то играем!
Звучит музыка, девушки исполняют танцевальный номер с деревянными ложками. После танца на сцену выходят довольный Ивашка и Фросенька.
Фросенька. Ты держи, Иван, свистульку, Эту детскую игрульку,
И с нее ты начинай – На ней мелодии играй.
Так глядишь, что постепенно – Заиграешь непременно
На любом, что есть на свете, Музыкальном инструменте.
Ивашка. Я же, Фросенька, сейчас Начинаю понимать,
Что поможет, непременно, Научится мне играть.
И пускай ее высочество Занимает одиночество – Мне же в деле непростом Подсобит честной народ.
На этих словах к ним будут постепенно начинать подходить люди с народными инструментами – и купцы, и крестьяне, и мальчишки, и девушки – все участники.
Ивашка. Люди добрые – играйте. Да народ наш завлекайте –
Кто на что горазд – хвалитесь, Да за игру свою держитесь.
Фросенька. Нету лучших инструментов – все инструменты хороши! Гармонь, баян и балалайка – все играют от души!
И зальется звонко, звонко, Словно юная девчонка, Дудочка – волшебница,
Да свирелька – раскудесница.
Ивашка. Грянут громом ложки – Не по краю плошки,
А друг по дружке, друг по дружке, Будут трёкать те подружки.
Коллективный музыкальный номер
Звучат фанфары, играют трубы, на сцену выходит глашатай.
Глашатай. Внимание, внимание! По такому-то указу, по такому-то приказу, велено всех игравших наградить, выходной им учинить. Довольно было музыкой ее высочество, скрасило
народное выступленье ее одиночество! Нету лучших инструментов – все заслужили аплодисментов. А раз высочеству все нравится – велела всем она откланяться!
Глашатай уходит.
Фросенька. Хорошо, что хорошо Все у нас кончается,
Да, только, Ваня, знаешь ли – Работа продолжается.
Ивашка. По работе стосковался, От нее не откажусь.
Ведь где – конечно, на работе Я-то точно пригожусь.
Между делом и бездельем Скоротаю время я,
Если буду на свирельки Вам играть, мои друзья!
Звучит легкая народная музыка, наигрыши. Танцевальные группы после общего поклона разводят участников по закулисьям. В конце остаются Ивашка и Фросенька – выходят на середину, кланяются и тоже уходят.
Автор: Богомазова Н.А.