Сценарий мероприятия по здоровому образу жизни для детей
Что такое здоровье?
Ведущий: Ребята, как вы думаете, что такое здоровье? Я буду начинать предложение, а вы будете его продолжать.
Здоровье – это… (дети продолжают).
Необходимо следить, чтобы обсуждение не «провисало», не было больших пауз, высказалось как можно больше детей и не было повторе- ний.
После того, как выскажутся все желающие, подвести итог: «Здоровье – это счастье, радость, красота. Это то, что дороже всего. Это то, что нужно беречь».
Ведущий: А как вы думаете, для чего человеку нужно здоровье? Я начинаю предложение: «Здоровье человеку нужно для того, чтобы… (дети продолжают).
Ведущий подводит итог: Здоровье нужно, чтобы жить, работать, учиться, заниматься интересным и любимым делом, достичь успехов в спорте, дружить. Здоровье нужно, чтобы у человека была хорошая семья и дети и чтобы жизнь была счастливой и долгой.
Ведущий: У каждого народа есть много пословиц о здоровье. В них со- брана мудрость целого народа.
Давайте вместе подумаем над тем, что говорят русские пословицы о здоровье.
«Здоровому все здорово». Как вы это понимаете?
(Дети: здоровому человеку весело, у него хорошая жизнь, если здоров, то все получается и т.д.).
«Здоровья не купить». А это что значит?
(Дети: это значит, что здоровье не купишь ни за какие деньги, оно не продается ни в одном магазине, оно или есть или его нет.)
«Кто труда не боится, того хворь сторонится»
(Дети: когда человек трудится, он много двигается, он делается сильным и не болеет, а лентяй все время лежит на диване, и болезни к нему липнут. Мой папа много работает и говорит: «Мне некогда болеть»).
«Здоровье дороже богатства»
(Дети: мы уже говорили, что здоровье не купишь за деньги, лучше быть здоровым, чем богатым. Если какой-нибудь миллионер заболеет, ему не будут нужны его деньги, ему будет нужно здоровье, значит, здоровье дороже денег и богатства).
«Береги платье снову, а здоровье смолоду»
(Дети: надо стараться не болеть, пока ты маленький. Сейчас у меня хорошие зубы, но я ем много конфет, и мама говорит, что в старости я буду беззубым. Значит, я должен беречь зубы смолоду. Пока у меня хо- рошее здоровье, и я должен помогать ему, чтобы оно было хорошим всю жизнь. Здоровье нужно беречь).
От чего зависит здоровье?
Ведущий: Ребята, как вы думаете, от чего зависит здоровье людей?
После того, как дети выскажут разные мнения, сделать акцент на том, что здоровье, прежде всего, зависит от самого человека.
Привести высказывание 9-летней девочки: «Человек делает свое здоровье сам. Сам человек выбирает, лежать ли ему часами перед телевизором или поиграть в футбол, съесть конфету или яблоко…»
Ведущий: Чтобы быть здоровым, недостаточно хотеть быть здоровым, нужно многое знать и уметь, нужно помогать своему здоровью. Вот мы и попробуем вместе выяснить, что вы об этом знаете.
Сначала порисуем.
Достаньте карандаши, фломастеры, бумагу.
А теперь хорошенько подумайте и вспомните как можно больше вещей и действий, полезных для здоровья. Нарисуйте их и подпишите, что они обозначают.
После того, как дети нарисуют картинки, попросить нескольких из них пояснить свои рисунки – почему они нарисовали то или другое.
Доброта и здоровье
Ведущий: Ребята, кто из вас помнит сказку «Цветик-семицветик»? Дети вспоминают, о чем эта сказка.
Ведущий: Я прочту вам, чем кончается эта сказка. (Читает конец сказки). Можно предложить детям вспомнить и рассказать конец сказки.
Ведущий: Каждая сказка чему-то учит. Помните, как говорит Александр Сергеевич Пушкин? «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Какой урок дает эта сказка? Чему она нас учит? (Дети высказывают свои мнения).
Ведущий: Женя придумывала разные желания, и все, что она хотела, ис- полнилось. Даже на Северном полюсе, где всегда мороз и живут белые медведи, побывала.
Только все ее желания были для себя одной. И только одно – для другого человека – для больного мальчика, которому она помогла выздороветь. Это был по-настоящему добрый поступок.
Подумайте и скажите, что чувствовали в этот момент Женя и Витя?» (Дети высказываются).
Ведущий: А теперь вспомните, свои добрые дела (для мамы, папы, ба- бушки и дедушки, своих братьев или сестер, для друзей, для чужих лю – дей, для животных и растений). Расскажите о них (дети высказываются). Доброе дело – это не обязательно помощь в чем-то. Можно просто сказать хорошие, добрые слова или просто обнять и поцеловать того, кого лю- бишь.
А у вас было такое? (Дети высказываются). Как вы думаете, что чувствуют те, кому вы делаете добро? И не только люди, а и животные. Как они вам отвечают на ваши добрые поступки?
(Дети высказываются. Направлять их размышления, таким образом, чтобы их эмоциональное включение было наибольшим).
Ведущий: А если бы Волшебница подарила Цветик-семицветик вам, ка- кие бы желания вы загадали? Не спешите, подумайте хорошенько, чтобы не растратить эти бесценные лепестки» (Для большей наглядности можно использовать цветок с лепестками для всего класса, чтобы все дети смогли высказаться).
(Можно использовать работу в группах – либо в парах, либо в группах по 3-4 человека. Этот интерактивный прием подходит для второклассников).
При этом каждая группа должна обсудить мнения участников и предложить совместный вариант, который озвучит ее «руководитель»).
Что я знаю о здоровье?
Ведущий: Для того, чтобы быть здоровым человеком, нужно много знать и уметь. Сегодня мы поиграем в «Правила здоровья».
Попробуем узнать, какие правила вы знаете. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать. За каждый правильный ответ вы по- лучите фишку. Кто больше наберет фишек, тот выиграет и получит приз.
После каждого задания ведущий зачитывает правильные детские ответы из приведенного ниже списка.
Для чего нужно умываться?
Правильные ответы:
- Чтобы взбодриться.
- Чтобы смыть сон.
- Чтобы быть чистым.
- Чтобы было приятно.
- Чтобы хорошо выглядеть.
- Чтобы смыть микробов.
Что нужно делать, чтобы быть закаленным?
Правильные ответы:
- Гулять в любую погоду.
- Летом купаться в открытом водоеме.
- Одеваться по погоде.
- Принимать душ каждый день.
- Обливаться прохладной водой.
Зачем нужно бывать на свежем воздухе?
Правильный ответ: Чтобы дышать чистым воздухом. Воздух, который накапливается в помещении, не очень чистый. Он уже побывал в чьих-то легких, и в нем есть микробы.
Какие продукты полезны для здоровья?
Правильные ответы:
- Овощи и фрукты
- Рыба
- Мясо
- Молоко
- Творог
- Яйца
- Сыр
- Хлеб
Хлеб – самый главный, самый ценный продукт. Если человек ока- жется на необитаемом острове, и у него не будет никакой еды, кроме хлеба, он не только останется жив, но сможет работать. Недаром русская пословица говорит: «Хлеб – всему голова».
После того, как игра будет закончена, ведущий подводит итог: кто оказался победителем, какие правила здоровья дети знают, а какие – нет.
Далее нужно сказать, что это далеко не все правила здоровья, а только их маленькая часть.
Ведущий: Человек может знать все правила здоровья, но ничего при этом не делать. Например, многие знают, что зубы нужно чистить 2 раза в день, но далеко не все люди правильно ухаживают за своими зубами. Подними- те руки, кто из вас чистит зубы 2 раза каждый день, только честно? (комментарии к ситуации).
Поэтому, чтобы здоровье было хорошим, нужно не только много знать и уметь. Надо стараться делать то, что полезно для здоровья и не де- лать того, что может причинить ему вред.
На самом деле правил здоровья много, они не такие уж сложные, и каждый человек должен их знать и выполнять. Тогда и проблем со здоровьем у него не будет.
Вот мы и будем вместе их учить.
Что такое режим дня?
Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о том, как научиться планировать свой день так, чтобы на все хватало времени, чтобы успевать сделать много дел и при этом не уставать и быть здоровым.
Я хочу вам рассказать одну историю.
Во время летних каникул две подружки – Настя и Катя поехали отдыхать в деревню к своим родным. Эти девочки очень дружили и скучали друг без друга. И вот Настя написали Кате письмо:
«Здравствуй, Катя! Я живу в деревне у моей тети. Утром встаю рано, потому что меня будят птицы и солнышко. А еще потому, что утром очень хорошо – прохладно, роса на траве, пахнет свежестью.
Я умываюсь, делаю зарядку, завтракаю, и мы с ребятами отправля- емся за ягодами или грибами. По дороге купаемся в озере. Обедаем мы всегда в 2 часа. После обеда немного отдыхаю, а иногда сплю. Потом помогаю тете в огороде. Мне очень нравится наблюдать, как все растет, и ухаживать за растениями.
Потом мы с ребятами играем в волейбол, бадминтон или катаемся на велосипедах. Телевизора здесь нет, да и смотреть мне его некогда. Вечером я читаю или рисую. Ужинаем, и я сразу засыпаю. Пиши. Настя.»
А вот, что ответила ей Катя:
«Здравствуй, Настя! Я живу в деревне у бабушки. Здесь очень хо- рошо. Места такие красивые – лес, речка.
Утром я сплю долго, сколько хочу. Потом бабушка кормит меня чем-нибудь вкусненьким, и я так наедаюсь, что мне хочется полежать. Включаю телевизор и долго смотрю, иногда читаю.
В лесу много комаров, поэтому ходить туда мне не хочется. На речку я хожу редко. Очень идти далеко и жарко. После обеда долго сплю. А вечером обычно мы с девочками гуляем, иногда я помогаю бабушке поливать огород. Потом мы с бабушкой смотрим телевизор. Ложимся спать поздно, и я иногда долго не могу заснуть.
А еще я очень поправилась – мои джинсы стали малы. Пиши. Катя.»
Какое письмо вам больше понравилось и почему? (Дети отвечают) Кто из девочек лучше отдохнет и поздоровеет и почему? (Дети отвечают).
Что нужно исправить в распорядке дня Кати? (Дети отвечают). Подвести итоги обсуждения.
Ведущий: Как вы думаете, что было бы, если бы в школе не было перемен? (Дети отвечают)
Все бы очень уставали.
Кто сделает быстрее работу – отдохнувший или усталый человек и почему?
Кто сделает меньше ошибок? (Дети отвечают)
Вот почему в любой работе должны обязательно быть перерывы для отдыха. Это первое правило режима дня.
Для школьников правило такое: 40 минут позанимался – 10-15 ми- нут отдохни.
Как лучше отдыхать? Когда ты учишь уроки и долго, неподвижно сидишь за столом, то самый лучший отдых – это движение: потянуться, сделать несколько приседаний, попрыгать, потанцевать.
Давайте сейчас мы сделаем такой перерыв. Встаньте, потянитесь, сделайте наклоны – вправо- влево, вперед-назад, попрыгайте.
Ведущий: Ребята, были ли у вас случаи, когда вы не выспались? Расскажите, как вы себя чувствовали утром и во время занятий в школе? (Дети высказываются).
Сон очень важен для здоровья человека. Это самый-самый глав- ный отдых. Как вы думаете, сколько часов нужно спать? (дети отвечают).
Человек должен спать столько времени, чтобы его организм пол- ностью отдохнул. В вашем возрасте дети должны спать не менее 9 часов. Это значит, что ложиться спать вы должны не позже 10 часов.
Итак, второе правило режима дня: человек должен достаточно
спать.
Ведущий: Как вы думаете, без чего человек не может жить, расти, раз- виваться и быть здоровым? (Дети отвечают). Правильно, без еды.
Оказывается, для того, чтобы организм хорошо работал и усваивал все-все полезные вещества из продуктов, есть нужно всегда в одно и то же, постоянное время. Это третье правило режима дня.
Если человек его соблюдает, то его организм работает, как часы. Давайте проверим, как у вас работают эти часики. Что вы чувствуете, когда приближается время обеда? (Дети отвечают).
Вам никто об этом не говорит, а ваш организм сам дает знак – пора поесть, я готов, я настроился на эту работу. Так бывает всегда, если че- ловек ест в одно и то же, постоянное время.
А если человек ест, когда попало, эти «часы» работают плохо или совсем перестают работать. Организм человека плохо усваивает то, что он ест, и тогда начинаются болезни.
А кто из вас любит поесть перед сном? (Дети отвечают, прокомментировать их ответы).
Когда человек поел, его организм начинает работу по переварива- нию пищи. И если человек ест перед сном, эта работа мешает нормаль – ному сну. Поэтому ужинать нужно за 2-3 часа до сна.
Итак, мы узнали, что основные приемы пищи – завтрак, обед, пол- дник и ужин должны быть каждый день в одно и то же время.
Давайте еще раз вместе вспомним правила режима дня (Дети отвечают). раем.
Движение – это здоровье
Ведущий: Помните, ребята, на одном из предыдущих занятий мы говори- ли с вами о том, что нужно делать, чтобы быть здоровыми. И многие из вас сказали, что для этого нужно двигаться, заниматься физкультурой и спортом.
Во время летних каникул двое друзей, Саши и Витя написали друг другу письма. Я их вам прочитаю.
«Здравствуй, Саша! Я живу в деревне у моей тети. Мне здесь очень нравится. Утром встаю рано, потому что утром очень хорошо –тихо, прохладно.Умываюсь, делаю зарядку (ты ведь знаешь, я всегда делаю за- рядку), завтракаю, и мы с ребятами отправляемся в лес за грибами или за ягодами. По дороге мы купаемся в озере, иногда играем на берегу в волей- бол. После обеда немного отдыхаю. Потом помогаю тете в огороде. Потом мы с ребятами играем в футбол или волейбол или катаемся на ве- лосипедах. Вечером читаю. Телевизор у тети не работает, да его и некогда смотреть и не хочется. Ужинаю и быстро засыпаю.
Напиши, как ты живешь. Витя.» А вот ответ Саши.
«Здравствуй, Витя!
Получил твое письмо. Я тоже живу в деревне у бабушки. Здесь очень хорошо, место очень красивое – лес, есть озеро.
Утром я сплю долго, сколько хочу. Часов до двенадцати. Потом ба- бушка кормит меня чем-нибудь вкусненьким. я так наедаюсь, что хочется полежать. Включаю телевизор и смотрю разные передачи до обеда.
В лесу много комаров, поэтому мне ходить туда не хочется. На озе- ро я хожу редко. Туда идти далеко и жарко. После обеда сплю. Потом вме- сте с бабушкой поливаем огород. А еще ходим за водой к колодцу. Иногда катаемся с ребятами на велосипедах или играем в футбол. После ужина смотрю какой-нибудь фильм по телевизору и ложусь спать.
Пиши. Саша.»
Скажите, ребята, как вы думаете, кто из ребят отдохнет лучше и поздоровеет и почему? (Дети отвечают.)
А для чего вообще человеку нужно двигаться, как вы думаете? Работа в парах, после чего ведущий подводит итог обсуждения:
Ведущий: Движения человеку так же необходимы, как питание и свежий воздух. Знаете ли вы, что происходит в организме человека, когда он двигается?
Во-первых, движения укрепляют мышцы. Они становятся больше и сильнее. А это значит, что человек может, не уставая, дольше работать и сделать больше.
Во-вторых, движения укрепляют сердце. Оно становится более сильным, может больше перекачивать крови и лучше доставлять ко всем органам нужные питательные вещества.
В-третьих, легкие становятся больше и начинают лучше работать. Человек больше вдыхает кислорода, и от этого у него появляется больше энергии.
Но и это еще не все.
Скажите, что вы чувствуете, когда двигаетесь? (Дети высказы- ваются).
Ведущий: Правильно. Когда человек двигается, он чувствует удовольствие, радость, легкость, гибкость, силу, уверенность, свободу, как будто крылья у него выросли. Вот сколько радостных чувств дает челове – ку движение.
А какие движения вы любите больше всего? Покажите эти движе- ния или расскажите о них. Что чувствует при этом ваше тело? (Дети высказываются).
Это приятные ощущения? Расскажите, что вы чувствуете, напри- мер, когда катаетесь на лыжах, плаваете, играете с мячом или в бадмин- тон, просто бегаете? (Дети отвечают).
А теперь давайте поговорим о физкультуре и спорте. Я и мои дру- зья – все мы занимаемся спортом. А кто из вас занимается в спортивной секции или спортивной школе? Давайте попросим их рассказать, что им дает спорт? (Дети слушают рассказы).
Значит, занятия спортом не только улучшают здоровье и настрое- ние, но и помогают интересно проводить время, найти себе новых друзей.
Но и это еще не все. Занятия физкультурой развивают волю, уве- ренность в своих силах и настойчивость, помогают выработать сильный характер.
А еще они помогают тому, чтобы у человека была красивая, строй- ная фигура.
Вот как много дают человеку движения, занятия физкультурой и спортом.
Ведущий: В Москве есть много спортивных клубов, секций, бассейнов, стадионов. Но не все могут по разным причинам их посещать.
- Что тогда можно сделать для того, чтобы больше двигаться?
- Что можно делать дома, в своем дворе?
- Что делаете вы, расскажите?
(Дети высказываются).
А теперь предлагаю вам попробовать свои силы. Устроим неболь- шие соревнования. (Эта часть занятия проводится в помещении, где до- статочно свободного места).
Первое: Кто может сделать больше приседаний?
Второе: Кто может больше раз подпрыгнуть на одной ножке? (Дети выполняют эти упражнения, а победители каким-то образом
поощряются).
Ведущий: Я хочу вам прочитать, что написали о спорте разные дети.
«Кто не любит спорт? Спорт любят все. Он делает людей силь- ными и смелыми, укрепляет здоровье, учит быть хорошим другом».
«Занятия спортом сделали лучше мою осанку, сделали сильными руки и ноги, широкими грудь и плечи, Я совсем перестал болеть».
«А мне занятия спортом очень помогают в учебе. Ведь насколько приятнее чувствовать себя бодрым и здоровым, чем сонным и больным».
«Я стал заниматься дзю-до. Я стал сильным, перестал бояться. Но самое главное – у меня появилось много друзей.
Ведущий: Ребята! Все вы должны знать, что каждый человек может улуч- шить свое здоровье, если начнет регулярно заниматься физкультурой, если проявит волю, упорство и настойчивость. Иногда кажется, что это трудно, почти невозможно, но, постоянно, упорно тренируясь, будешь двигаться к цели и обязательно ее достигнешь.
Природа и здоровье
Ведущий: Что дает человеку природа? (Дети отвечают).
Природа дает человеку все, чтобы он мог хорошо жить – пищу, тепло, воздух, чистую воду, одежду, отдых, красоту. Она дает ему самое главное – здоровье.
Общение с природой делает человека лучше, добрее. Если болеет природа, болеет и человек.
Как выдумаете, почему русский народ называет ее ласково – Ма- тушка-природа? Почему такими ласковыми словами в русских сказках говорят герои о природе:
- Не яблоня – а яблонька.
- Не река – а реченька.
- Не берег – а бережок.
(Дети отвечают).
Ведущий: Потому что раньше люди лучше понимали, что человек должен любить природу и беречь ее, а не только брать то, что она дает. А теперь поговорим о том, как относятся к природе люди сегодня? Чем они отпла- чивают природе за ее добро?
Кто из вас хотя бы раз бросил на землю бумажки, пакеты от чип- сов, мороженого, сока? Поднимите руки.
Кто из вас хотя бы раз бросил в лесу или в речку бутылку из-под напитков? Поднимите руки.
Кто оставлял после себя на пляже мусор? Поднимите руки?
А кто из вас, увидев помойку в лесу или на берегу речки, попытал- ся убрать чужой мусор? Поднимите руки.
А, может быть, кто-то из вас разводил костер, поджигал траву?
Все эти недобрые дела кажутся маленькими. Но из всех этих ма- леньких недобрых дел складывается очень большой вред природе.
Природа (лес, поле, речка) – это дом зверей, птиц, рыб, насекомых и других живых существ.
Больше дома у них нет. И человек в этом доме – гость.
Почему же в человеческих гостях люди не ломают мебель, не бросают на пол бутылки и обертки, не оставляют после себя помойку?
Потому что, такое поведение означало бы, что они плохо относятся к хозяевам, не уважают их.
Вот и к лесу и всем его обитателям нужно относиться с уважением и любовью. Если, конечно, ты добрый человек.
Что сейчас происходит в лесном доме?
Старайтесь потихоньку, осторожно наблюдать лесную жизнь. Сей- час весна, природа просыпается после зимы, зимой всем зверюшкам и птицам было нелегко. А перелетные птицы очень устали после тяжелой дороги.
Все лесные обитатели трудятся, готовятся к тому, чтобы обзаве- стись потомством – строят гнезда, готовят норки. А у кого-то уже появи- лись детеныши. Мешать им нельзя.
Прислушивались ли вы когда-нибудь к лесным звукам? Это ведь не просто красивое пение – это разговоры многочисленного лесного на- родца. Давайте их послушаем (включить запись с голосами леса).
А теперь представьте, что в эту лесную жизнь врывается человек со своим орущим магнитофоном. Как вы думаете, что чувствуют лесные обитатели? (Дети отвечают).
Кому-то становится страшно, а кто-то не выдерживает и умирает от разрыва сердца.
В новогоднюю ночь, когда люди взрывали петарды, в Москве, в парках, дворах и лесах погибло очень много птиц, особенно синичек.
Как вы думаете, должны ли мы, люди, помогать природе? Что может сделать каждый человек? (Дети отвечают).
Ответ на этот вопрос очень простой: не делать недобрых дел для природы.
Каждый человек может
- не бросать мусор и оставлять после себя чистый лес,
- никогда ничего не бросать в водоемы,
- не жечь костров, никогда не поджигать траву (в этом месте погиба- ет все живое – растения и все насекомые, земля надолго останется мертвой),
- не разорять гнезда и муравейники,
- не ломать деревья и кусты,
- не рвать зря цветы,
- не причинять вред живым лесным жителям (лягушкам, рыбам, птицам, мелким животным, насекомым),
- никогда не шуметь в лесу (нужно помнить, что это может кого-то испугать).
Вы знаете, что из-за человека многие животные, птицы и растения
исчезают навсегда. Теперь их можно увидеть только в Красной книге. Это должен помнить каждый человек.
БУДЕТ ЖИВА ПРИРОДА, БУДЕТ ЖИВ И ЗДОРОВ ЧЕЛОВЕК.
Автор: Баль Л.В.