Земля русская – сценарий городского фольклорного праздника в парке

Городской фольклорный праздник должен привлечь внимание молодежи к народным обрядам, обычаям, играм, декоративно-прикладному искусству, в которых отражается духовная красота и сила народа, пробудить интерес к фольклорным истокам искусства и творчества.

Необходимо предоставить во время праздника возможность каждому прикоснуться к народному творчеству, выучить простейшие движения народного танца, разучить фигуру кадрили, заполнить хоть одну частушку или пословицу, мотив новой для него народной песни или уточнить слова уже любимой. Привлечь зрителей в мастерские народных промыслов где умельцы покажут приемы изготовления произведений декоративного прикладного творчества.

Фольклорный праздник должен показать, что несмотря на урбанизацию нашей жизни, народное творчество не умирает, сохраняется и развивается. Бережное использование фольклора в своем творчестве приносит  исполнителям, сохраняющим и развивающим народные традиции. Проведение праздника явится стимулом для развития и совершенствования мастерства уже существующих коллективов, исполнителей и народных умельцев, которые покажут свое творчество во время праздника. Кроме того, он должен привлечь зрителей в ряды энтузиастов народного творчества.

В программу праздника должен быть включен городской фольклор, вобравший в себя элементы традиционных народных городских зрелищ с балаганом, ярмарочным городском, театром “Петушки” и  медвежьим представлением, а так же выступлением духовых оркестров, исполнителей городского романса, гитаристов и т.д.

Любовь к Родине, к ее культуре необходимо воспитывать с детства, поэтому дети должны быть участниками праздника и для них должна быть приготовлена специальная программа.

Близость фольклорного творчества к “земле” предполагает проведение праздника на лоне природы: в лесопарках, с использованием природных водоемов, поймы речки, опушки естественного леса. Театрализованные программы праздника, объединенные единой тематикой проходят автономно, иногда захватывают несколько сценических площадок с привлечением пространства парка или другого единственного ландшафта, образуя зону. Связующим звеном сквозного театрализованного действия являются передвижные фольклорные группы различных жанров, включая “семейные” ансамбли, инструментальные группы малых форм, костюмированные театрализованные бригады на конных упряжках, автопоезды, которые вовлекают зрителей в импровизированные театральные спектакли-шествия по специально разработанным маршрутам.

Зона I включает в себя:

  •          а) центральную эстраду или площадь;
  •          б) главную аллею – аллею ремесел и мастеров;
  •          в) открытую веранду – павильон.

Зона II.

  •          а) эстрада № 2;
  •          б) акватория пруда или другого водного пространства (речка, залив, озеро).

    Зона III.

поляна песен – певческое поле.

       Зона IV.

Детский городок с эстрадой.

         Зона V.

  •          а) поляна для балагана;
  •          б) спортивные площадки или стадион.

ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Основной принцип, положенный в основу художественного образа праздничного действия, – использование традиций русских обрядов, национальной архитектуры, изобразительного народного творчества и оформлений ярмарок и гуляний в сочетании с современными функциональными дизайнерскими методами разработки пространства праздника.

Лесопарковый массив сам по себе является фоном для массового народного летнего гуляния. Украшенные разноцветными лентами березы, один из элементов оформления традиционных русских летних обрядов, мы будет использовать в праздничном оформлении территории парка и его сценических площадок.

Основным конструктивным элементом сценических площадок и павильонов является дерево – исконный материал русской архитектуры, ведущим декоративным элементом – ткань (ситец, сатин, холст) с различным подбором по цвету и фактуре (принципы лоскутных одеял и ковров), изобразительным – лубок.

Для разного типа павильонов, сцен рекламных установок используются многофункциональные модули, выполненные из бруса и досок, включая соединенные узлы и детали, которые позволяют создать быстро монтируемую, легкую, хорошо складируемую и перевозимую систему оборудования многоразового пользования.

Воздушные змей, шары-зонды, окрашенные специальными вымпелами, тематическими указателями основных сценических площадок, дополняют праздничное оформление парка. Таким образом, сочетая традиционный образ народного праздника с современными методами организации пространства, предполагается создать единый, художественно выразительный ансамбль оформления праздничного действия.

АФИША И РЕГЛАМЕНТ ПРАЗДНИКА

  1. ПРОЛОГ – “Встреча гостей” – 30 минут.
  2. ОТКРЫТИЕ ПРАЗДНИКА:

а) хоровод “Березка”,

б) выступления – 10 минут.

III. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ – 3 часа.

“Я ЛЮБЛЮ ЭТУ ЗЕМЛЮ”

Зона I – театрализованная программа “Корни древа моего”.

Зона II – народное действо “Русская свадьба”.

Зона III – программа “Я не песню пою, жизнь рассказываю”.

Зона IV – детская программа – “Фольклорная школа” – “Присказка да сказочка, песенка, считалочка”.

Зона V – программы: а) “Балаган”;

б) “Ой вы, гой-еси добры молодцы!”

  1. АНТРАКТ – “Наедине с природой” – 30 минут.
  2. ПРОГРАММА “В городском саду играет духовой оркестр” – 1 час.
  3. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ.

Зона I – а) “Добро пожаловать!” – гала-концерт праздника;

Зона II –

1. Заключительный тур конкурса гармонистов “Заиграй, моя тальяночка”.

2.Театрализованная программа “Радость”.

Зона III – Программа городского песенного фольклора.

Зона IV – Театрализованное представление “Посиделки”.

Зона V – Программа народный цирк”.

VII. ФИНАЛ.

ПРОЛОГ. “ВСТРЕЧА ГОСТЕЙ”

Прибывающих к нам на праздник гостей необходимо вовлечь в атмосферу праздничного народного гулянья и снабдить информацией о программе праздника. На главном входе парка расположены несколько анонсных площадок – “Что? Где? Когда?”. Здесь фрагментарно прозвучат темы основных представлений праздника: участники фольклорных коллективов пригласят вас на центральную площадь, где произойдет представление “Корни древа моего”; русская крестьянка в костюме XVIII века с поклоном пригласит и проводит вас в игровой городок на просмотр театрализованного показа “Русский народный костюм XVIII-XX веков”, в вашу честь исполняют свадебную величальную песню и пригласят в гости на “Русскую свадьбу”.

Балаганный Дед и персонажи театра “Петрушка” зазывают вас на программу “Балаган”, а скоморохи среди зрителей показывают отрывки из “Скоморошьих игрищ”.

Детский фольклорный ансамбль проводит русскую считалочку, а сказительница приглашает детей послушать ее сказки в детском городке и т.д.

На главной аллее парка и на площадке возле парка расположились духовые оркестры, которые исполняют программу старинных русских вальсов. По аллеям парка на пони, дрожках, автопоездах приезжают участники фольклорных ансамблей, народных хоров, оркестров народной музыки, народного цирка, рассказывая о программах, в которых они будут участвовать. Иногда они останавливаются, дают мини-концерт, продолжение которого вы можете увидеть на одной из площадок (они не держат этого в секрете).

Периодически на сценических площадках парка устанавливаются 5-10 минутные “раусы” – театрализованные объявления о предстоящих представлениях. Кроме того, через каждые 10 минут происходить объявление программы праздника по радиотрансляции парка.

Я буду воспевать

Всем существом поэта

Шестую часть Земли

С названием кратким

Русь.

ОТКРЫТИЕ ПРАЗДНИКА. ХОРОВОД “БЕРЕЗКА”

Русские рожечники выигрывают мотив русской народной песни “Во поле березка стояла”, затем их подхватывают другие русские народные инструменты: гусли, балалайки, гармошки… и вот, появилась мелодия в исполнении русских народных инструментов (трансляция на весь парк).

Выходят девушки в русских костюмах и заводят хоровод “Березка”. Этот хоровод начинается одновременно на всех площадках и во всех зонах парка. В зависимости от места расположения он варьируется в каждом отдельном случае несколько по-своему: или начинает “виться” по берегу пруда, или вокруг сценической площадки, на которой установлена украшенная лентами березка, или прямо на поляне вокруг березы. “Завивание березы” – древний славянский обряд в несколько ином виде он сохранился до наших дней. Участники хоровода приглашают принять участие в танце зрителей. Фигуры танца просты: круги, воротечки, цепочки – это позволяет каждому зрителю без подготовки стать участником хоровода, а значит, и участником праздника.

ОФИЦИАЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ ПРАЗДНИКА

  1. Выступление председателя оргкомитета на центральной площадке транслируется по всему парку.
  2. Выступление на каждой площадке руководителей и участников коллективов народного творчества, старейших жителей города, уважаемых гостей праздника и т.д.
  3. Снова звучит “Во поле березка стояла” (это финал хоровода “Березка”, во время которого участники представления займут свои места для начала представлений).

III. “Я ЛЮБЛЮ ЭТУ ЗЕМЛЮ”

(тематические программы в зонах и на сценических площадках)

Зона I

На центральной площадке или главной сценической площадке состоится театрализованное представление “Корни древа моего”.

Общая тема программы: воспевание человеком красоты и радости жизни на земле. В художественных образах народной музыки, хореографии, народных обрядов перед зрителями показана жизнь человека.

Сценарий этой программы является тематическим стержнем – структурой, содержание которой необходимо трансформировать, наполняя ее различными номерами имеющихся коллективов, ансамблей и исполнителей, не отклоняясь от тем, разработанных в сценарии. Представление станет богаче и увлекательнее, если режиссеру удастся использовать в его решении как можно больше местного фольклорного материала. Вплетаясь в структуру представления, местные национальные песни и танцы обретут большую значимость, философскую ценность.

Пролог. Звучит фонограмма песни “Ты взойди, взойди, солнце красное”.

Сцена пуста. Затем, фонограмма микширует и с двух сторон появляются пастухи-рожечники, которые своей мелодией возвещают о восходе солнца. Иногда раздаются хлопки пастушьего кнута. Вот появились несколько женщин с коромыслами, спешащих по воду, где-то раздалась светлая мелодия гуслей, звуки балалайки…

Выходят несколько девушек в национальных костюмах,, которые поют русскую песню “Ты взойди, взойди, солнце красное”. С первыми звуками песни поднимается золотой шар – Солнце (воздушный зонд), к которому закреплены концы “солнечных лучей” и праздничных лент с национальным орнаментом. Взяв бережно в руки концы лент-лучей, девушки водят хоровод, переплетая ленты орнамента и солнечных лучей. Завершая танец, девушки закрепляют ленты по полукругу, образуя полушария из лент, которые служат подвижным занавесом.

Часть I. Календарные обряды, песни и танцы, воспевающие красоту природы, единство человека и окружающей его среды.

Часть II. Обряды, песни, танцы, сопровождающие трудовые процессы: после хороводов “Уж, я сеяла ленок”, танцы-игры “А мы просо сеяли…”, исполняется танец “Молотьба”, “Ложкари”, “Ткачи” и т.д. Продолжением темы этой части театрализованного представления является открытие аллеи ремесел, которая непосредственно примыкает к площади или главной сценической площадке.

На аллее ремесел в небольших мастерских работают народные умельцы; между павильонами – выставка произведений народных промыслов. Здесь расположились ткачи, вышивальщицы, кружевницы, резчики по дереву, кузнецы, корзинщики. С величальными песнями мимо них проходят участники театрализованного представления: и вот рядом с резчиком по дереву расположились ложкари, а рядом с кружевницами и вышивальщицами – исполнители протяжных русских народных песен, а умелыми руками корзинщика (плетение корзин) аккомпанируют искусные пальцы балалаечника: так исстари повелось, что искусство сопровождает труд.

Логическим завершением аллеи ремесел является пестрая ярмарка-продажа изделий художественных промыслов и сувениров, которые вам предложат веселые коробейники-лотошники. Здесь же состоится выставка-продажа произведений автора художественного фонда, а также изделий художников-прикладников из различных самодеятельных секций творческих объединений.

Параллельно с работой аллеи ремесел разворачивается театрализованный показ-выставка на открытой веранде: “Русский народный костюм XVIII-XX веков”.

Театрализованный показ сопровождается выступлением фольклорных ансамблей. В коллекции – народные костюмы различных областей России. Искусствоведы рассказывают об особенностях кроя костюмов, колористических, орнаментальных различиях украшений, тканей, головных уборов, аксессуаров и т.д. Особенное внимание необходимо уделить народному русскому костюму, характерному для данной области.

На сценической площадке после открытия аллеи ремесел продолжается театрализованное представление.

Часть III. Песни и танцы радости (лирические, свадебные, кадрили, частушки, гулянки и т.д.).

После выступления на сцене исполнители по подиуму спускаются к зрителям, вовлекая их в своей действо, а в это время на сцене готовится к выступлению новый коллектив.

Зона II

В зоне паркового пруда развернулось действие обряда “Русская свадьба”.

Обряд – сложный комплекс народного творчества, включающий большое количество разнообразных произведений народного искусства: песни, приговоры, танцы, хороводы, игры, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит. В условиях праздника необходимо сохранить в этих обрядах эстетическую и театральную основу.

Хоровод “Березка” является органичным началом программы этой зоны – так начинался один из летних обрядов русского народа “завивание березы”:

Пойдем, девочки,

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьем зеленые.

Стой мой веночек

Всю недельку зелен,

 

А я молодешенька

Весь год веселешенька!

(Русская народная песня)

На территории акватории исполняются веснянки, троицко-семицкие, купальные и жнивные песни, которые поются в хороводах, сопровождают игры. В массовые игры и танцы участники фольклорных ансамблей приглашают и зрителей.

В канву этих массовых действий естественно вписываются театрализованное представление “Русская свадьба” со сватовством, организацией свадебного поезда жениха, девишником, ряжеными, княжеским столом, с величавными и корильными песнями (см. приложение № 1), а первая часть была как бы прологом “к свадьбе”.

Зона III

Поляна песен или певческое поле.

На открытой поляне или эстраде вы можете стать участником поэтической фольклорной программы “Я не песню пою, жизнь рассказываю”, которая состоит из выступлений народных хоров, фольклорных песенных ансамблей и отдельных солистов. Жизнь человека развивается циклично – рождение, детство, отрочество, юность, свадьба, рождение детей, старость, смерть. Цикличность наблюдается в ежегодной повторяемости времени года, каждое значительное событие или новый цикл жизни человека и окружавшей его природы вызвало необходимость действий, которые в связи с регулярной повторяемостью совершались в привычном, освещенном вековыми традициями составе-обряде, которые сопровождались песнями, заклинаниями, причитаниями, плачами. В этой программе объединен в единый поэтический цикл песенный фольклор, сопровождающий жизнь человека от его рождения до смерти (от колыбельной песни до похоронного плача-причитания).

Закончив свое выступление в общей программе, участники этого представления продолжают свои концерты непосредственно среди зрителей в зоне эстрады. Они расскажут вам о своей работе над песенным фольклором, делятся с вами песнями – своим богатством. Здесь же вы можете получить консультацию по песенному творчеству у искусствоведов-фольклористов, купить музыкальную литературу, ноты, песенники в музыкальных киосках.

Зона IV

“Фольклорная школа”

В зоне детского городка состоится театрализованная программа только для детей “Присказка для сказочка, песенка, считалочка”, включающая выступление детских фольклорных ансамблей, выступления сказительниц, разучивание русских считалочек, детских народных песен, танцев, игр, спектакль кукольного театра. Детский городок превратился в научную школу фольклорного искусства, в которой для ребят проходят 10-15-минутные мини-уроки: народной музыки, пения, истории (“когда родились гусли”), литературы и театра; между уроками – перемены с разучиваниями народных игр и считалок, танцев.

Во время праздника необходимо повторить эту программу несколько раз для других групп детей, меняя только выступление детских фольклорных коллективов и варьируя содержание “уроков”.

Зона V

а) “Балаган”

На территории проведения фольклорного праздника необходимо найти место и для строительства легкого ярмарочного балаганного городка.

Балаганы, балаганы

На широкой площади,

Свет горит, бьют барабаны,

Дверь открыта – проходи.

Панорама, граммофоны,

Новый кинематограф,

Будды зуб и дрозд ученый

Дева с рогом и удав.

(Афиша)

Еще на подходах к городку вас встречает раешный дед с бородой из пакли, который своими прибаутками комментирует лубочные картины райка – потешные панорамы; Балаганные зазывалы, приглашающие вас на представление “Балаган”. В программе ярмарочного городка: “Медвежье представление”, театр “Петрушка”, выступление силачей и борцов, фокусников и волшебных городских магов – ведь балаган предтеча современного цирка.

б) Эпический фольклор найдет отражение в театрализованной программе: “Ой, вы, гой-еси, добры молодцы…”.

(Спортивные площадки-стадион)

Фольклор с давних пор был исторической памятью народа, источником исторических занятий, ярким поэтическим выражением его героических, социально-свободолюбивых устремлений. В русских балаганах народ вспоминал о Киевской Руси, о вольнице Степана Разина, о народном крестьянском герое Пугачеве, о временах Суворова и отечественной войны против Наполеона слагал песни народ русский. Патриотические темы любви к Родине, защиты родного Отечества, мужества и чести воспеваются в исторических и рекрутских песнях.

Эта программа объединит былинную песнь гусляров с театрализованным действием “Слово о полку Игореве” (литературный эпос Древней Руси), исторические песни и скоморошины с рекрутскими песнями казачьей вольницы.

Выступление фольклорных коллективов, отражающих эту тематику, чередуются с выступлениями конников, лучников; устраиваются соревнования по народной борьбе, поднятию тяжестей, соревнование гиревиков и т.д. Кроме этого организуется разучивание русских народных игр: лапта, бабки, горелки, городки и т.д., а затем и соревнования здесь же созданных команд.

Зона V

Программа городского фольклорного праздника после антракта начинается с парада духовых оркестров, которые, пройдя маршем по парку, на различных эстрадах участвуют в программе: “В городском саду играет духовой оркестр”.

Программы выступлений духовых оркестров составлены из русских народных мелодий, старинных маршей, вальсов, произведений русских композиторов. В канву выступлений оркестров необходимо включить разучивание забытых массовых танцев, таких как: “краковяк”, “полька”, простейшие фигуры “кадрили”, “падеспань” и т.д., которые когда-то исполнялись под аккомпанемент оркестров.

Заканчивается программа русской пляской “Барыня”, “Русского” и т.д., когда импровизационно танцует каждый желающий, входя в круг. Здесь же призами награждаются лучшие плясуны.

Примечание. Если в городе недостаточное количество духовых оркестров, в эту программу можно включить и выступление оркестров народных инструментов.

Во второй части городского фольклорного праздника необходимо отразить современные тенденции в развитии русского народного творчества.

В ходе праздника русская тема развивается от этнографического фольклора к современному народному творчеству: от русских народных выигрышей и песен к произведениям русских и советских композиторов, наиболее полно вобравших в своем творчестве народные традиции, от балаганных зрелищ к цирку и т.д.

Зона I

а) Центральная эстрада: “Добро пожаловать”. Выступления коллективов-гостей фольклорного праздника из других городов и республик.

б) Аллея ремесел.

Примечание. В экспозиции аллеи ремесел открылись новые выставки: макраме, выжигание по дереву, чеканки, вязания и т.д.

в) Открытая веранда – показ коллекции Дома моделей на тему русского фольклора.

На поляне песен или певческом поле проводится праздник песенного городского фольклора, в программу которого включены выступления коллективов, работающих в стиле “кантри”, исполнители русского и цыганского романса. А вслед за ними выступают ансамбли и исполнители клуба авторской и студенческой песни, которые являются своеобразными современными продолжателями песенного городского фольклора.

На поле народных игр сценические площадки балаганного городка предоставлены участникам народных цирков. В театре “Петрушка” даются представления современных кукольных театров, а балаганный дед соревнуется в остроумии с ковровым клоуном.

Детский городок: театрализованное представление “Посиделки” – вечер народного юмора, исполнителей-частушечников, сказочников (для взрослых).

Зона II

Эстрада у пруда:

1 отделение: Заключительный тур конкурса гармонистов “Заиграй, моя тальяночка!”.

2 отделение: Театрализованная программа “Радость” – гала-концерт всех коллективов, участников фольклорного праздника. Праздник – это радость. В праздник всегда приятное настроение, душа хочет парить над затрапезностью, обыденностью жизни, ищет некие, очищенные ее проявления, идеальную красоту, мудрость, счастье. Счастье – это сама жизнь над мирным небом, в любви и согласии друг с другом, в мире и дружбе со всем народом нашей планеты.

В этой части программы необходимо предоставить коллективам и исполнителям возможность непосредственно среди зрителей дать волю своей творческой фантазии. В песнях и танцах радости наиболее сближаются исполнители и аудитория; поощряется потребность личности в полном выражении своего характера, решимости человека показать себя личностью в окружении людей, охваченных единым чувством. И тогда в движении сердца, страсть заполняет все поэтическое пространство народного гулянья.

В каждом коллективе необходимо подготовить массовые хороводы, игры, песни с включением в них зрителей. Импровизационно организуются соревнования плясунов, частушечников. Концерты перерастают в народное гуляние, а затем в шествие по главной аллее вокруг пруда.

Постепенно в шествие вливаются все участники выступлений из всех зон парка: циркачи и скоморохи, музыканты и певцы, семейные ансамбли и “передвижные” фольклорные группы.

ФИНАЛ № 1

Внезапно раздаются удары вечевого колокола (фонограмма)…

Шествие замирает, а затем участники его собираются вокруг пруда. На плавучей площадке – посреди пруда, соединенными с берегом понтонными мостами, расположился центр вечевого собрания. На возвышении главный горожанин-посадник (Ведущий) в древнерусском костюме, в окружении ансамбля гусляров. (В отсутствии площадки и понтона действие переносится на эстраду № 2).

ПОСАДНИК. О, светло светлая и прекрасно украшенная Земля.

Многими красотами прославлена ты: озерами и морями, горами, холмами и высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, людьми честными и добрыми, плясками и песнями звонкими и веселыми. Всем ты преисполнена Земля. Так вот, братья, от чего же все чаще и чаще печалятся наши сердца за судьбу планеты нашей? Не поется и не пляшется при мысли, какая бездна разверзнется, если на человечество обрушится волна межнациональных войн. Страшно слышать об этом, но еще страшнее будет самому видеть. И собрались мы на это вече народное, чтобы молвить наше твердое вечевое слово и сберечь нашу родную Землю от поругания. Да сбудутся наши мечты и чаяния, будет честь и слава нам, живущим, и радость всем, кто будет жить.

ГУСЛЯР (обращаясь к народу, Посаднику). Дозвольте слово молвить!

ПОСАДНИК. По праву старейшего первое слово – гусляру.

ПЕРВЫЙ ГУСЛЯР (берет в руки гусли, пускает по струнам пальцы, затем к нему присоединяется ансамбль гусляров).

Ой, вы, гой-еси, добры молодцы,

Красны девицы, весь честной народ!

Ой, вы, жители града Георгиевского,

Что стоит у нас на пяти холмах,

Пусть начнется же песня эта

По былинам прошлого времени,

И расскажет о тех, кто достойно стоял

За нашу Землю и радость против нашествий поганых.

ВТОРОЙ ГУСЛЯР. Сгинь ты, туча-невзгодье ненастное,

Выглянь, божье солнышко красное!

Не буря соколов занесла через поля широкие,

Стаи галок бегут к Дону великому

С раннего утра до вечера,

С вечера до света.

Летят стрелы каленые,

Гремят сабли о шлемы,

Трещат копья булатные.

Черная земля костьми была засеяна и кровью полита:

Горем взошли они по Русской земле.

В это время на понтонном мосту собирается древнерусская дружина. Появляется князь Игорь.

КНЯЗЬ ИГОРЬ. О, дружина моя и братья!

Лучше убитыми быть,

Чем полоненными;

Сядем же, братья, на борзых коней

Да посмотрим хоть на синий Дон.

Хочу либо голову свою сложить,

Либо шлемом испить из Дону.

Игорь с дружиной сходят на берег. Игорю подводят коня, над дружиной поднимают стяг. Уезжают.

ПЕРВЫЙ ГУСЛЯР. На Дунае Ярославнин голос слышится. Кукушкою безвестною рано кукует. (Появляется на возвышении Ярославна).

ЯРОСЛАВНА. Полечу кукушкою по Дунаю,

Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,

Утру князю кровавые его раны

На могучем его теле…

О, ветер, ветрило!

Зачем господин мое веселье по ковылю

Ты развеял!

Светлое и трижды светлое солнце!

всем ты тепло и прекрасно:

Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи

На воинов моего лады!

(в сопровождении гусляров.)

Полечу кукушкою по Дунаю,

Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,

Утру князю кровавые его раны

На могучем его теле…

Взмахнула Ярославна руками, как крыльями, да так и замерла, как символ женской верности, надежды и любви в разлуке. Гусляры напевают мелодию русской народной песни “Черный ворон”.

ВТОРОЙ ГУСЛЯР. Сгинь ты, туча-невзгодье ненастное,

Выглянь, божье солнышко красное.

В это время на площадку моста собираются народные ополченцы XVII века под предводительством Минина и Пожарского.

ПЕРВЫЙ ГУСЛЯР. Где ты, славянов храбрых сила!

Проснись, восстань, российская мощь!

Москва в плену, Москва уныла,

Как мрачная осенняя ночь, –

Восстала! Все восколебалось!

И князь, и ратай, стар и млад –

Все в крепу броню ополчалось!

Перунов возблистал булат,

Москва, России дочь любима,

Где равную тебе сыскать?

(И.Дмитриев. “Освобождение”)

Минин и Пожарский зачитывают отрывок из воззвания к народу русскому. Раздается громкое “Ура!!!”, и ополченцы грянули “Славься” из оперы М.И.Глинки “Иван Сусанин”. Стройными рядами уходят ополченцы мимо Ярославны, мимо Минина и Пожарского, которые застыли в известной по московскому памятнику позе. А в это время вслед за удаляющимся народным ополчением, появляется отряд воинов русской армии Отечественной войны 1812 года. Над ними блещут штыки, кивера.

ГУСЛЯРЫ (хором). Разорена путь-дороженька

От Можайска до Москвы:

Еще кто ее ограбил?

Неприятель – вор-француз.

(русская народная песня)

Начинает петь хор русских воинов.

ХОР. Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина и т.д.

(Русская песня на стихи М.Ю.Лермонтова “Бородино”)

Песня прекращается с появлением на центральном помосте М.Кутузова. Раздается мощное приветственное “Ура!!!”

КУТУЗОВ. Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге, отбиты везде, за что я благодарю бога и наше храброе войско. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной русской земли.

ХОР. Ура!.. Ура!.. Ура!..

КУТУЗОВ. А… Чудесный, бесподобный русский народ! Бесподобный народ!

Уходя на марше Хор поет.

ХОР. Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы… и т.д.

Удаляясь, песня затихает.

ГУСЛЯРЫ. Не хвалися, вор-француз,

Своим славным Парижом.

Как у нас ли в России,

Есть получше Парижа –

Есть получше, пославнее

Распрекрасна жизнь Москва.

ПЕРВЫЙ ГУСЛЯР. “Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать” (Л.Толстой). (И сразу вслед за этими словами мелодия песни М.Лисянского “Я по свету немало хаживал”).

На фоне песни читает второй гусляр.

ВТОРОЙ ГУСЛЯР. Страшный бой идет кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

А покуда край обширный

Той земли родной в плену,

Я – любитель жизни мирной –

На войне пою войну.

Ярославна взмахивает рукой на прощанье, провожая снова своих сыновей в путь-дороженьку на защиту Отечества, в ее руке замирает синий платок.

ПЕРВЫЙ ГУСЛЯР. Мать-Земля моя родная!

Сторона моя лесная,

Край, страдающий в плену!

Я приду – лишь дня не знаю,

Но приду, тебя верну.

Не звериным робким следом

Я приду, твой кровный сын,

Вместе с нашею победой

Я приду, а не один.

Появляется Василий Теркин в гимнастерке, через плечо – гармонь.

ВАСИЛИЙ ТЕРКИН. Мне всего милей до дому,

До тебя дойти живому,

Заявиться в те края.

Здравствуй, родина моя!

Воин твой, слуга народа,

С честью может доложить:

“Воевал четыре года,

Воротился из похода,

А теперь желает жить!!!

Теркин снимает гимнастерку, садится на возвышение, поет.

Я люблю подмосковные рощи

И мосты над твоею рекой,

Я люблю твою Красную площадь

И Кремлевских курантов бой.

В городах и далеких станицах

О тебе не умолкнет молва,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

ПЕРВЫЙ ГУСЛЯР. Мать Россия, да мать Россия,

Ты Российская земля.

Много горя приняла

Да много крови пролила.

Про тебя ли, мать Россия,

Далеко слава прошла.

(русская народная песня)

Заканчивается гусляр свой распев, а его место занимают молодые – наши современники.

ПЕРВЫЙ ЮНОША. Нам теперь пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

ВТОРОЙ ЮНОША. О, Люди, счастье наше в том,

Что счастье мы хотим упорно,

Что на века свой строим дом,

Свой мир живой и рукотворный.

Он всех людских надежд оплот,

Он всем людским сердцам доступен.

Его ли смерти мы уступим?..

(А.Твардовский)

Третий юноша читает воззвание к горожанам, гостям, участникам фольклорного праздника (музыкальным фоном служит мелодия песни Д.Тухманова “Мир дому твоему”).

В это время на понтонных мостах собираются участники военного представления: дружинники князя Игоря, ополченцы Минина и Пожарского, воины Кутузова, солдаты Российской Армии и участники праздника в национальных костюмах. На возвышении – Ярославна, символизирующая Родину-мать, перед ней все преклоняют колени, повторяя “Мир дому твоему”.

Из-за плавучей эстрады, с двух сторон, выплывают страшные соломенные пугала-чучела, символизирующие в народном эпосе злые силы. Возглавляют эту флотилию Змей-Горыныч, Соловей-Разбойник, за ними – люди-птицы, люди-звери-пугала, среди которых можно узнать и толстого буржуина и изувера-фашиста. Они приближаются к центральной площади народного веча.

ГУСЛЯРЫ. Сгинь ты, туча-невзгодье ненастное,

Выглянь, божье солнышко красное!

Несколько героев народного веча зажигают факелы и садятся в лодки. Раздается мелодия Пятой  симфонии П.И.Чайковского с основной темой народной песни “Во поле береза стояла”. Приблизившись к пугалам, факельщики поджигают их. Они не должны омрачать народный праздник. Пусть в огне сгорят все четыре силы, которые угрожают жизни человека.

“Радуйся, твердый град, оберегаемый и хранимый людьми, радуйся земля, радуйся, празднуй и ликуй ее народ”.

Полна ликования и мелодия вечной песни “Во поле береза стояла”, которая ширится и несется над парком, возвещая об окончании фольклорного праздника.

Люблю Отечество,

Люблю и славу нашу.

Но ей предам красы,

Но ею песнь украшу.

Примечание. Финал фольклорного праздника в отсутствии достаточных материальных средств, актеров, творческих коллективов, способных исполнить на должном уровне заключительное действо, может быть изменен с использованием местного исторического материала или вообще заменен на более лирический (финал № 2).

ФИНАЛ № 2

Феерическое театрализованное представление на воде с использованием элементов народных обрядов, сказок и былин, с привлечением симфонической музыки русских и советских композиторов: П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, В.В.Андреева, В.Гаврилина.

Раздается мелодия андреевского вальса “Березка”. Под эту мелодию со всей территории парка собираются девушки-участники представлений – на берег пруда, в национальных костюмах, в руках у них – ветки берез, на головах венки. Они начинают снова водить хороводы возле пруда.

“Развивание березки” – заключительный танец летних народных праздников. Некоторые из девушек садятся в лодки, украшенные зеленью, и плывут. Они снимают ветки и бросают их в воду, загадывая свое девичье счастье. Навстречу им с другого берега плывут парни в русских костюмах, которые зажигают на воде огни-костры. Плывут по воде венки, огни, возникает на плотах град Китеж, высвечивается сказочная заводь с Царевной-Лебедью, поет свои песни былинный Садко в древнерусской ладье. (Представление в воде сопровождается фонограммами и операми русских композиторов).

Заканчивается представление цветомузыкальным фейерверком под музыку А.Гаврилина “Перезвоны” с использованием средств светопиротехники и лазеров.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий