Театрализованный концерт к Дню семьи, любви и верности в доме культуры «Сказ о Петре и Февронии Муромских»
Сказ о Петре и Февронии Муромских
Занавес закрыт. Звучит вступление. Занавес открывается. На экране видеокадры «Чудо-дерева» (отрывок из х/ф «Кострома»). Плавно вливается музыкальная композиция. В глубине сцены виден силуэт женщины-рассказчицы, качающей колыбель. На фоне музыки звучат слова Рассказчицы.
Рассказчица. Давным-давно, когда дедушка моего прадедушки еще в зыбке не качался, жил-правил во славном граде Муроме князь Павел. И была та старина стародавняя не нынешнему суматошному времени чета: солнышко ласковое, речки чистые, цветы душистые, девицы скромные; добры молодцы силушкой мерялись не в темных проулках, а во чистом поле. Вокруг Мурома была тьма лесов, и было на земле нашей всякой Божьей твари в достатке: и летучей, и рыскучей.
Любил князь Павел ездить за охотою – лисиц, зайцев поганивать, гусей, уток постреливать. А пока князь охотой тешился, сатана тоже без дела не сидел: взял да и отрядил своего посланца, змея-оборотня, в княжеские покои. И сумел тот змей, законным мужем обернувшись, жену князя обольстить. Сатану свежей кровушкой не пои – только дай христианский лад нарушить, семью православную разорить.
Свет гаснет, силуэт женщины с колыбелью исчезает. Через мгновение сцена освещается световыми лучами. Сквозь дымовую завесу появляется исполнитель первого номера, олицетворяющий собой змея-искусителя.
Звучит песня
Свет гаснет, скрывая исполнителя. Звучит тревожный фон музыкальной композиции . Световой луч освещает Рассказчика, который плетет корзину и продолжает повествование.
Рассказчик. Хотел разгневанный князь прогнать жену со двора, да вовремя одумался. Чует сердце: непросто с лукавым совладать. И посоветовал жене распознать хорошенько, в чем его смерть-погибель таится? Выведала она, что боится змей смерти от Петрова плеча, от Агрикова меча.
А у князя был родной брат по имени Петр. Как-то Павел позвал его к себе и стал говорить ему о словах змея, которые тот сказал жене его. Князь же Петр, услыхав от брата своего, что змей назвал того, от чьей руки ему надлежит умереть, его именем, стал думать без колебаний и сомнений, как убить змея.
Добыл Петр меч, называемый Агриковым, пришел он в покои к снохе своей и увидел змея в образе брата своего, но, твердо уверившись в том, что не брат это его, а коварный змей, ударил его мечом. Змей же, обратившись в свое естественное обличье, затрепетал и умер, обрызгав блаженного князя Петра своей кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих врачей во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил его.
И вот дошел до Петра слух: не на море-окияне, а возле города Рязани красна девица живет, свежи раны затворяет, от прострела избавляет, добрым словом хвори рушит, лечит банею- парушей.
Луч гаснет, скрывая Рассказчика. Через мгновение радужный свет озаряет исполнительницу следующего номера.
Стилизованный русский танец
Звучит лирический музыкальный фон. В свете луча появляется Рассказчица.
Рассказчица. Послал Петр своих гонцов-подручников в древнюю землю Рязанскую найти девицу и узнать рецепт исцеления, а за него богатую награду обещать.
Феврония в качестве награды за лечение потребовала, чтобы князь женился на ней после того, как поправится. Передала Феврония гонцам князевым рецепт исцеления. Исполнил Петр все наказы Февронии и быстро дело у него на поправку пошло. Однако он не сдержал своего слова, не пожелал князь на крестьянке жениться, послал ей деньги откупные, немалые. Но отказалась Феврония принять откупные.
Луч гаснет, скрывая рассказчицу. Постепенно свет открывает участников следующего номера.
Песня
Звучит лирический музыкальный фон В свете луча появляется Рассказчик, сидящий на лавке. Возле его ног, на полу, трое маленьких детей, они внимательно слушают Рассказчика.
Рассказчик. Живет-поживает князь Петр в граде Муроме, окреп телом, похорошел лицом, да вот краснеет метинка супротив сердца, разрастается: была с коготок, а теперь с локоток. И не понять толком: то ли язва свербит, то ли сердце болит. Делать нечего, снарядил князь кареты и поехал со сватьями в Рязанскую землю. Не труднее птице в апрельский день напиться, чем голубю сизому с голубкой белокрылой в брачный сговор войти. Глянули Петр и Феврония в глаза друг другу и поняли: не болезнь их сводила, а сам Господь Бог свел.
Луч гаснет. Сцена заливается нежно-зеленым светом, освещая участников следующего номера.
Песня
Звучит музыкальный фон В свете луча снова появляются Рассказчик и дети.
Рассказчик. Вскоре сочетались Петр и Феврония законным браком по Апостольскому преданию и Святых Отцов правилу. Расплетали Февронии русу косу на две косицы, частым гребешком волосы расчесывали. Провожали свахи невесту в красную палату, где Петр со своими дружками дожидался, подносили новобрачным хлеб с полотенцем, ставили на стол сыр и солоницу с солью. Горели в трапезной свечи пудовые, обручальные, золотыми кольцами опоясанные.
Отправились молодые в соборную церковь, и дети боярские, впереди идущие, дорогу бдили – не дай Бог, кто-нибудь молодым дорогу переедет-перейдет.
Обручал Петра с Февронией протопоп седовласый, и певчие согласно пели. Подавали жениху и невесте скляницу со сладким вином, и было им пожелание доброго здравия и многолетия.
Русский танец «Сударушка»
Звучит музыкальный фон. В свете луча появляется Рассказчик с балалайкой.
Рассказчик. И, как на Руси водится, завершилось дело пиром-пированьем. Сходился люд наряженный в палаты белокаменные, садились гости за столы широкие, покрытые скатертями браными, и какой только яствы сахарной и напитков разналивчатых на том пиру не было. Гостей дорогих лучшие стольники обхаживали, самые приятные чашники ублажали.
Я на том пиру не был – хвастать не буду, зато мой предок дальний за княжеским столом сиживал. Человек он был степенный, помногу пить не любил: десять чаш ведерных осилил, а на одиннадцатой под стол свалился. Там, в холодочке, прохрапел-продрых, потом вылез, глаза голубые протер.
Рассказчик берет в руки балалайку и наигрывает частушечный мотив. Тут же появляются девушки в русских сарафанах, исполняющие частушки.
Частушки под аккомпанемент балалайки
Закончив петь частушки, девушки забирают у Рассказчика балалайку и, танцуя и напевая, удаляются. Рассказчик продолжает повествование. Постепенно свет становится слабее, выделяя только Рассказчика.
Рассказчик. Как только свадьбу сыграли, сразу же последняя язва у Петра зажила. И сердце молодое болеть перестало. Стали жить Петр и Феврония в ладу и согласии.
Вскоре князь Павел умер, и стал Петр единолично Муромской землей управлять. Феврония в мужнины дела не вмешивалась. Жене-христианке и своей заботы хватает: детей уму-разуму учит, сирот обшивает, нищим милостыню подает…
Звучит тревожный музыкальный фон.
Не по нраву сатане лад семейный, христианский, стал нечистый жен боярских подзуживать: пошто князь золотому зерну боярскому худородное рязанское семя предпочел? Эта лесная колдовка есть-пить толком не научилась, ведет себя за столом бесчинно, хлебные крошки, словно нищенка последняя, собирает, не княгиней ей быть, а обыкновенной портомойницей.
Послушал Петр своих советчиков и говорит:
- Я Февронии муж венчальный, а она мне жена вековечная. Не будет у князя Петра другой жены!
То не сон-трава качается, то супруги с Муромом прощаются. Помолились они Николе Можайскому, заступнику дорожному, поклонились на все четыре стороны и пошли, головушки кручинные, на окский берег, где их две лодки поджидали.
И поплыли на тех лодочках изгнанники наши вниз по Оке-реке, к озеру Кстовскому, в котором благоверный князь Константин, сын киевского князя Святослава, муромлян- язычников крестил.
Там, где Ока-река заворачивает, оглянулись в последний раз князь и княгиня на свой город, и с той поры закрепилось за ближним левобережным местом название «Ямская Глядячая слобода».
Свет гаснет. На экране появляются видеокадры «Лодочки» (отрывок из к/ф тКострома»).
Звучит лирический музыкальный фон. В свете луча появляются Рассказчица и Рассказчик.
Рассказчица. Там, в Монастырьке, был первый привал. На берегу тем временем на ужин князю Петру готовили еду. И повар его обрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А когда закончился ужин, святая княгиня Феврония, ходившая по берегу и увидевшая обрубки эти, благословила их, сказав: «Да будут они утром большими деревьями с ветвями и листвой». Так и было: встали утром и нашли вместо обрубков большие деревья с ветвями и листвой.
Сели наши изгнанники в лодки, от ночной росы волглые, и поплыли себе дальше – куда глаза глядят, куда речка ведет. Привела их Ока-река к месту, где ныне город Жайск стоит. Не успели они к берегу пристать, смотрят: что за люд-народ за ними стремится: по реке плывут, по суше идут, руками машут; уж не тати ли какие подорожные?
Рассказчик. А это боярские посыльщики за ними в сугон пустились. Едва успели Петр с Февронией Муром покинуть, а уж бояре из-за княжеской шапки лбами перестукались, чуть до кроволития дело не дошло. Что тут поделаешь – каждая ложка мнит себя плошкой. Честили бояре друг друга, костерили, наконец к здравомыслию стали клониться: а ведь с Петром-то было лучше, чем без Петра, да и жонка его рязанская не так уж плоха: богомольна, нищелюбива, да и умом ее Господь Бог не обнес.
Повалились боярские посылыцики князю в ноги:
- Бояре муромские тебя в Муром кличут. Иди и правь. Коль обиду не вспомянешь, согласишься, будут они за тебя вечно Богу молиться, верою-правдою служить!
Согласились Петр с Февронией. Пересели они на самые лучшие лодки и поплыли вверх по Оке, меж холмов-бугров окатистых, бережков речных урывистых. Гребцы на радостях песню затянули. И вышло так, что обратный путь короче прежнего оказался.
Свет становится багряно-красным, как при рассвете, выделяя силуэты мужчин.
Песня «Вьюн над водой» (лучше если она прозвучит а капелла)
Свет гаснет. Звучит музыкальный фон. В свете луча появляется Рассказчица, прядущая пряжу.
Рассказчица. Встретили бояре своего князя хлебом-солью, от самых сходен прогибистых до терема златоверхого ковры постелили. Как только Феврония праведная на муромскую землю ступила, в овраге Бучиха новый родник пробился: завился, зашевелился в траве- мураве, словно длинный пастуший кнут.
Расцвели, укоренились в Муроме Петр с Февронией, как те дубки окские. Но бывают ли дубки без отросточков? Вот и отросточки появились, к небу Божьему потянулись: Святослав, Юрий, Ярослав, Давид…
Луч гаснет. Свет становится ярко-радужным.
Танец «Мама»
Звучит лирический музыкальный фон. В свете луча появляется Рассказчица, рядом с ней девушка за рукоделием. Рассказчица продолжает повествование, девушка внимательно слушает.
Рассказчица. Князь Петр старался мирно править, воинскими походами не промышлял. Однако княжьи раздоры и его стороной не обошли. Старался Петр князей замирить, а коль доброе слово не помогало, то обидчика копьем осаживал, а слабого да обиженного с земли подымал.
Когда Петр с муромским воинством из города уходил, Февронии день за неделю казался, а неделюшка за месяц шла. Зато сколько радости жене-детям было, когда князь, вернувшись, шелом запыленный с головы снимал. Любовь да согласье вместе с ними за одним пировальным столом сидели, пили-ели из одних блюд.
Так и жили Петр с Февронией в ладу и согласии, а когда старость пришла, решили они монашеской постриг принять; и просили они Господа Бога, чтобы прибрал он их в один день и час и чтобы тела их бренные, не разлучаясь, лежали в гробу каменном, который они загодя припасли и поставили в соборный храм Рождества Богородицы.
Разошлись супруги неразлучные по разным монастырям, чтобы в новой жизни навек соединиться: Петр – в Спасский монастырь, а Феврония – в Крестовоздвиженскую обитель.
Пребывали праведники муромские в строгом посте и молитве, хлебом-солью с нищими делились, будущих супругов на подвиг самоотверженной любви благословляли.
Луч гаснет. Сцену освещает нежно-голубой свет, выделяя участницу следующего номера.
Танец «Бал дождя»
Звучит лирический музыкальный фон. В свете луча снова появляются Рассказчица и девушка за рукоделием.
Рассказчица. Но вот болезни стали удручать Петра. Трижды посылал Петр монаха-гонца в Воздвиженский монастырь сказать, что пришел срок умирать. Феврония в то время покров для их общей гробницы дошивала и просила подождать еще немного, только три ниточки серебряные осталось положить. Петр ждал, но когда совсем невмоготу стало, положила Феврония в узор последнюю нитку, убрала иголку и в одно время с мужем свои глаза закрыла.
Отдали они оба святые свои души в руки Божии в двадцать пятый день месяца июня, по григорианскому календарю 8 июля.
Луч гаснет. Медленно набирающий силу свет выделяет участницу следующего номера.
Песня «Разлука» .
Свет на мгновение гаснет, и два луча высвечивают Рассказчика и Рассказчицу.
Рассказчица. Однако не исполнили бояре муромские завещание Петра с Февронией, не положили их купно, в одном каменном гробу, а развели по разным домовинам; Петру соборный храм Рождества Богородицы определили, а Февронию оставили лежать в церкви Воздвиженского монастыря. Но не дано ни человеку, ни врагу рода человеческого разделить то, что связано незримым скрепом Божьим: наутро оказались праведники в одном тесаном гробу – только перегородка невысокая их друг от друга отделяла.
Рассказчик. Бояре же, отступу не зная, велели праведников на прежнее место возвратить. Но и на этот раз чудо повторилось. А когда в третий раз муж с женой в едином гробу обрелись, поняли бояре-разлучники, что не переиначить им Божью волю.
Рассказчица. И как только богоугодное дело свершилось, начались чудеса необыкновенные у гроба святых твориться: слепые прозрели, немые заговорили, болезные с постелей встали, глухие слышащих превзошли. И пошла слава о муромских праведниках-чудотворцах по всей великой Руси.
Музыкальный фон затихает. Далее слова звучат с эффектом «Эхо».
Рассказчик. Пусть живет благочестие древнерусское и верное супружество, скрепленное Божьим благословением! Воздадим же святым благоверным Петру и Февронии честь и славу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Лучи медленно гаснут. Постепенно яркий свет заполняет сцену, освещая участников финального номера.
Финальный номер «Гимн семье» в исполнении всех участников концерта.
На последних аккордах занавес закрывается.