Синичкин день сценарий “Радость осенней песни”

Синичкин день картинка 2024

Цели: формирование у детей любви к природе, чувства ответственности за «братьев наших меньших»; приобщение к традициям и обычаям русского народа.

Действующие лица:

  • Воробей – мальчик, одетый в серый свитер, брюки такого же цвета. Шея обмотана пестрым шарфом, на голове кепка.
  • Ворона – девочка, одетая в черный свитер, длинную юбку такого же цвета, на голове небольшая шляпка, в руках – черный ридикюль.
  • Синица – в серой юбке, свитере зеленого цвета, черной вязаной шапочке и таких же перчатках.
  • Дятел – в белом халате, на голове шапочка с красным крестом. В одной руке небольшой чемоданчик, в другой – лупа.

Педагог. Когда-то на Руси наши предки отмечали замечательный, добрый и   мудрый   праздник,   который   призывал   бережно   относиться к природе, заботиться о птицах в трудный для них период. Праздник приходился на 12 ноября и назывался Синичкиным днем. В народе внимательно следили за поведением птиц. Существует множество народных примет, связанных с поведением пернатых. Давайте, ребята, вспомним некоторые из них. (Дети называют известные им приметы.)

Какие пословицы и поговорки о птицах вам, ребята, известны? (Дети перечисляют.)

Как вы понимаете смысл, например, таких пословиц: «Старого воробья на мякине не проведешь»? (Так говорят о человеке, которого трудно обмануть.) «Всяк кулик свое болото хвалит»? Кто такой кулик и почему он свое место хвалит? (Кулик – небольшая птичка, живущая вблизи болот. Смысл поговорки в том, что каждый хвалит свое родное место, где он живет.)

– Ребята, а что делаете вы для того, чтобы облегчить жизнь пернатых зимой? (Дети рассказывают о том, как они подкармливают птиц, мастерят кормушки; читают стихи, исполняют песни.)

Ребенок:

Сегодня дятел без очков.

Не видит, бедный, червячков.

  • Попробуй, дядя, нас найди! – Смеются весело они.
  • Сегодня, видно, день не твой. Лети-ка, милый, ты домой!..

Остался дятел не у дел. Домой голодным улетел. Досадно: подвели очки… Ну, берегитесь, червячки!

Ребенок (читает стихотворение «Не успела на обед»):

Вдоль дорожки сыплю крошки, Птиц сзываю на обед:

  • Вы не бойтесь, подлетайте, Кошки рядом с вами нет!

Голубки воркуют, ходят И с достоинством клюют. Не толкаются, не спорят, Хорошо себя ведут.

Воробьям же безразлично:

Дома, в поле иль в гостях. С этикетом незнакомы, Все глотают второпях.

В стороне сидит ворона И обидчиво глядит.

  • Не успела! Прозевала! На весь двор она вопит. Успокойся, горемыка, Не насытишься от крика. Опоздала? Не беда!

Угощайся. Вот еда.

Педагог. Молодец, Верочка. Никого не забыла, всех накормила! А вот Сережа не только смастерил кормушку для птиц и подкармливал их зимой. Ему удалось, вы не поверите, подружиться с воробьем!..

Ребенок:

Чик-чирик, чик-чирик, Я птичий выучил язык! Как воробей я говорю

И даже песенки, чирик, пою!

Исполняет   «Воробьиную   песенку»   (слова   П. Синявского,  музыка З. Компанейца). Затем педагог предлагает детям поиграть в народную игру «Воробышки и хитрая ворона». Объясняет правила игры. При помощи считалки выбирается «хитрая ворона», остальные – «воробышки».

Птичка летела,

Мне считать велела:

Раз, два, три – выходи!

На пол кладется обруч – «гнездо» вороны. «Воробушки» «летают» вокруг «вороньего гнезда», подразнивая ее.

Карр-кар-кар – воровка, Карр-карр-карр – плутовка! Высунь нос ты из гнезда, Не догнать нас никогда!

«Воробушки» стараются выманить Ворону из «гнезда». Но Ворону не зря прозвали в народе хитрой: едва прозвучат последние слова дразнилки, она, не выходя из круга, должна неожиданно схватить зазевавшегося Воробья. Выигрывает тот, кто остается «на свободе».

Педагог. Раньше в старину говаривали: «Невелика птичка-синичка, а свой праздник знает». По наблюдениям наших предков, именно в этот день из лесов прилетали синички и жались поближе к жилью, в то время как другие, более теплолюбивые птицы улетали в теплые края. Синицы же, как и воробьи, круглый год с нами. Если в теплое время года они обитают больше в лесу, то с наступлением холодов прилетают поближе к людям, надеясь на нашу   помощь.   (Разыгрывается   сценка   «Зимние   долги»   – по мотивам одноименной сказки Н. Сладкова.)

Декорация лесной опушки. На переднем плане нарисовано дерево. Чуть дальше –   другое.   На   нем   на   высоте   детского   роста   –   скворечник, с прорезанным отверстием. Звучит веселая музыка. На импровизированную поляну «вылетает» Воробей. Задорно чирикая, он танцует. Неожиданно появляется Ворона. Неслышно подкравшись к Воробью сзади, она неожиданно громко каркает. Воробей пугается.

Ворона (хриплым голосом, простуженным). Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?

Воробей (нахохлившись, сжимает кулаки, говорит в сторону). Страсть драться охота. А ты (наступает на Ворону) тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!

Ворона (невозмутимо). А вот испорчу! Как задам вопрос…

Воробей (беззаботно). Вот напугала!

Ворона (подбоченясь). И напугаю! Ты крошки зимой в птичьей столовой около садика клевал?

Воробей. Ну, клевал. Спасибо ребятам, подкармливали…

Ворона (радостно каркнув). То-то! А чем ты за все это расплачиваться думаешь? Своим чириканьем?

Воробей (растерянно). А я один, что ли, пользовался? И Синица там была, и Дятел, и Галка. И ты, Ворона, была…

Ворона (с самодовольным видом расхаживая взад-вперед). Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких вредителей выбираю. Сорока с галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.

Воробей (упираясь). Другие, может, и думать забыли…

Ворона (не унимаясь). А ты слетай да проверь!

Ворона важно ходит. Вновь звучит музыка. Воробей «летит» в «сад». В   окошечке    нарисованного    скворечника    появляется    Синичка.    Она с любопытством озирается по сторонам, заметив воробья, «вылетает» из «скворечника» – выходит из-за декорации.

Воробей (остановившись перед Синицей). Поздравляю с новосельем!

Небось, и про долги забыла?

Синица. Не забыла, Воробей! Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их   осенью   сладкими   яблочками   угощу.   Сад   стерегу от плодожорок и листогрызов.

Вновь звучит веселая музыка. Воробей «летит» дальше, в «лес». Около

«дерева» стоит дятел. Он внимательно через лупу всматривается в кору дерева.

Дятел (удивленно спрашивает Воробья). По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?

Воробей (чирикнув). Да вот расчет с меня требуют. А ты, Дятел, как расплачиваешься?

Дятел (важно). Уж так-то стараюсь. (Стучит по «стволу» «дерева».) Лес вот от древоточцев и короедов оберегаю. Та-а-ак, это дерево здоро́во. Очень хорошо. Займемся следующим больным. (Убирает лупу в свой

чемоданчик. Подает руку Воробью.) Ну, будь здоров, старик. Извини, у меня дела. (Дятел уходит.)

Воробей (в задумчивости протягивает). Ишь ты, а я думал…

Приглушенно звучит музыка. Неторопливо выходит Ворона и, подкравшись к задумавшемуся о чем-то своем Воробью, громко каркает.

Ворона. Карр-карр!

Воробей (испуганно чирикнув, подпрыгивает от неожиданности). Тьфу ты, Ворона, опять меня напугала! Права ты была. Все зимние долги отрабатывают.

Ворона (самодовольно выпятив грудь). А я что тебе говорила?

Воробей. Ну так я хуже других, получается? Как начну вот комаров, слепней да мух ловить! Чтобы эти кровососы ребят не кусали! Мигом долги верну!

Звучит музыка. Выходят действующие лица. Взявшись за руки, они говорят по очереди.

Ворона. Мы благодарим, ребята, вас…

Синица. За вашу помощь в трудный час!

Дятел. Заботу, понимание…

Воробей. А главное – внимание!

Все вместе. Спасибо, спасибо, спасибо!.. (Под веселую музыку птицы «разлетаются».)

Педагог (обращаясь к детям). Ребята, понравилась ли вам сказка? Вы поняли,    о    каких    долгах    говорили    птицы?     (Дети    отвечают.) С Синичкиным днем связаны народные обряды кормления синиц и других птиц. Не будем и мы нарушать традиции наших предков – угостим в честь праздничка наших пернатых друзей…

Заранее подготовленный ребенок выразительно читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма. Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!

Звучит народная мелодия. Дети идут в группу. Одеваются и под руководством воспитателей выходят во двор детского сада: вывешивают на деревьях кормушки с угощением для птиц.

Автор: Грекул А.П.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий