Сценарий праздника русских народных ремёсел
Звучит русская народная мелодия, на сцену выходят девушки в народных костюмах.
1 ведущая. Здравствуйте, гости дорогие!
2 ведущая. Проходите, не стесняйтесь, Все на праздник собирайтесь.
1 ведущая. Все, кто любит потрудиться, Мастера и мастерицы.
2 ведущая. Делу – время, это знай,
В час потехи отдыхай!
1 ведущая. Ждут вас игры и забавы,
А за удаль – и награды.
2 ведущая. Тех, кто любит, ценит труд, Всех на празднике здесь ждут!
1 ведущая. Русских ремёсел праздник у нас, Приветствуем вас мы в столь радостный час!
2 ведущая. Русский народ всегда славился трудолюбием. В старину всё делали своими руками. Ремесло кормило человека и обувало его.
1 ведущая. Недаром русская пословица гласит:
«Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит». А вы юные мастера, знаете русские пословицы о труде? Мы начнём сейчас говорить пословицы, а вы должны их закончить.
1 Конкурс. «Закончи пословицу».
1 ведущая. Без труда и отдых… не сладок.
Без труда не вытащишь…и рыбку из пруда.
Берись за то,… на что ты годен.
2 ведущая. Без дела жить – …только небо коптить.
Без охоты нет…работы.
Без топора не плотник,… без иглы не портной.
Всё скоро сказывается, да не скоро… делается.
1 ведущая. Всякое ремесло честно, кроме… воровства.
Всякий человек познаётся …в деле.
Глаза боятся, а…руки делают.
Есть терпенье,… будет и уменье.
Какова пряха, такова… на ней рубаха.
/за каждый правильный ответ вручаются жетоны/
2 ведущая. Молодцы! А сейчас мы с вами проведём аукцион ремёсел. По очереди вы будете называть русские ремёсла, кто назовёт ремесло последним, тот и выиграл. Итак, приготовились, начали!
2 Конкурс «Аукцион ремёсел».
- Гжельская роспись
- Хохлома
- Вышивка (например, кокошник, крестик)
- Лоскутное шитьё (пэчворк)
- Гончарное дело
- Резьба по дереву
- Кузнечное дело
- Кожевенное ремесло
- Мозаика и мозаичное искусство
- Вязание и ткачество шерстяных изделий
1 ведущая. Молодцы! Победителю мы вручаем жетон. С давних пор известно ручное прядение. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением крайнего Севера, где носили меховые одежды. А теперь мы попросим вас ответить на следующие вопросы.
- Как называлось сооружение для прядения? /прялка/
- Как называлась палочка для намотки нити? /веретено/
- Что такое кудель? /волокно для прядения/ Молодцы!
2 ведущая. Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчёсывания волокон и ручные веретёна для их скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или прялись непосредственно с гребня.
В 15 веке была изобретена самопрялка, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу.
С 17 века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прядки.
Тех, кто правильно ответил на вопросы о прядении, приглашаем на сцену, пригласите с собой самую лучшую подругу или друга, вручаем вам жетоны и предлагаем поучаствовать в конкурсе.
3 Конкурс «Смотай нить на веретено».
/звучит народная музыка/.
Определитесь между собой, кто из вас будет держать клубочек, а кто будет наматывать пряжу. За одну минуту вам надо смотать пряжу у кого это получится быстрее, а клубочек красивее, тот и выиграл. Приготовились, начали! /победителям вручаются жетоны/.
1 ведущая. О каком ремесле сейчас пойдёт речь, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Две весёлые сестрицы-
На все руки мастерицы:
Сделают из ниточки
Носки и рукавички /вязание/ Правильно!
Когда появилось искусство вязания, точно не известно. Овцы были одомашнены ещё за девять тысяч лет до нашей эры. У нас в России искусство вязания появилось в конце 18 века. Вязали те, кто помоложе, обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудия труда мастериц различные спицы и крючки.
1 ведущая. А теперь вопросы знатокам – вязальщикам.
- Как называются петли, на которых основано всё вязание, все рисунки? /лицевые и изнаночные/
- Сколько существует способов вязания лицевых и изнаночных петель? /два/
- На чём основывается вязание крючком? Каковы его основные элементы? /столбики, воздушные петли, петли с накидом/.
Молодцы! / вручаются жетоны победителям/.
2 ведущая. Все ремёсла, про которые мы с вами говорили, – вязание, прядение – женские. А кто мне сможет назвать мужские ремёсла?
4 Конкурс « Аукцион мужских ремёсел».
- Кузнечное дело
- Охотничье и рыболовное ремесло
- Стрельба и изготовление оружия
- Мастерство по изготовлению оружейных и охотничьих ножей
- Ремесло плотника и кораблестроителя
- Мастерство по изготовлению и ремонту инструментов
Правильно! /вручается жетон победителю/.
1 ведущая. Для следующего конкурса мне понадобятся два смельчака, попросим их на сцену. Вам предстоит из лент сплести косу, у кого это получится быстрее и красивее тот, и победил, /вручаются жетоны победителям/.
5 Конкурс «Заплети косу».
/звучит народная музыка/.
2 ведущая. Следующий конкурс для девочек. Нам нужны две команды по 5 человек, желающих просим пройти на сцену. Перед вами два листа бумаги, каждая команда должна написать как можно больше названий слесарных и столярных инструментов. Вам даётся всего лишь минута. Одинаковые слова мы вычеркнем и посмотрим, у кого слов осталось больше, тот и выиграл. Внимание, приготовились, начали! /звучит музыка/, /победителям вручаются жетоны/.
1 ведущая. Самое первое из всех ремёсел, чему научился человек, – это рисование. Год от года, от столетия к столетию это искусство развивалось и совершенствовалось. И постепенно в изобразительном искусстве, появилась такая отрасль как роспись.
2 ведущая. В каждой местности вырабатывались свои приёмы росписи. И вам, дорогие друзья, я предлагаю изобрести сегодня свой способ росписи. А расписать нужно вам известную матрёшку. Нам понадобятся две команды по три человека. За три минуты вам предстоит создать свои шедевры, у кого это получится лучше, тот и победитель. Приготовились, начали! /звучит музыка/, /вручение жетонов победителям/.
1 ведущая. На протяжении всех конкурсов мы вручали вам жетоны, сейчас просим подсчитать у кого сколько.
2 ведущая. На сцену приглашаются три человека, у которых набралось больше жетонов /награждение победителей/.
1 ведущая. Наша конкурсная программа подошла к концу.
До свиданья говорим, говорим до новых встреч! Завещаем вам, ребята, ремёсла русские беречь.
1 ведущая. Учиться мастерству любому: пилить, строгать и вышивать,
Чтоб знанья эти снова, снова своим же детям передать!