Сценарий праздника пасха
Как проводят пасху
Ведущий. К Пасхе относились благоговейно.
В этот праздник закрывались присутственные заведения, прекращались все работы, объявлялись каникулы…
Люди всех сословий объединялись памятью о великом страдании и чудесном Воскресении Христа…
На улицах устраивались иллюминации.
Друзья и соседи собирались за общим столом, друг другу дарили подарки…
Ведущая. За века этот праздник глубоко вошел в жизнь и родились присказки, поговорки, связанные с ним. «Дорого яичко к Христову дню» — так говорят, когда хотят подчеркнуть, что всякому делу есть свой срок. «И дурак знает, что в Пасху праздник!» — это прямой намек на что-то очевидное, что не хочет брать в расчет собеседник.
Сложились также поверья и приметы: воздержание от сна в ночь перед Пасхой предохраняет от болезней, обеспечивает счастливое замужество, богатый урожай.
А вот приметы, связанные с погодой.
- На Пасху небо ясное и солнце играет — к хорошему урожаю и красному лету.
- На Пасху дождь — к урожаю.
- На Пасху гром — к урожаю.
И на второй день тоже наблюдали за природой. Если ясная погода — лето будет сухое.
Вот вопрос: иногда на Пасху старики расчесывают волосы с каким-то пожеланием… Что они просили у Бога? (Чтобы было столько внуков, сколько волос на голове.)
Ведущий. Старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.
Молодые взбираются на крыши, чтобы встретить солнце.
На пасхальной службе девушки тихонько шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулочонках да в портчонках!»
(Да, всякие бывали времена. После татаро-монгольского нашествия, когда города и села лежали в пепле, наличие простой одежды говорило о силе, ловкости, удачливости жениха.) «Дай, Бог, жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!» (Эта поговорка пришла из мирного времени.)
Ведущая. Или такое поверье: первое крашеное яйцо, полученное на Пасху в подарок, хранит дом от пожара.
На Пасху люди обмениваются яичками, чтобы все худое, плохое, под стать скорлупе, отстало от нас, а
наружу проклюнулось, вышло самое красивое.
У пасхальных яиц символична даже раскраска: красный цвет символизирует радость о Воскресении Спасителя и напоминает о пролитой за нас крови.
Ведущий.
Узоры писанок несли в себе глубокий смысл:
—на зеленом фоне белые контурные линии, кружки — оранжевые; точки — красные, веточки — белые (прямые), желтые (дугообразные). Обычно дарили родителям. Этот узор обозначал пожелания здоровья;
—на красном фоне — веточки, солнышко, ласточки, а вокруг небо — заклинание весны;
—чередуются красные и черные треугольники; контурные линии, кружочки на черном — белые — богатство.
Да, пожалуй, и нет ни одного доброго пожелания, которое нельзя было бы выразить рисунком писанки:
—ласточки в полете — славят и зовут приход весны;
—спираль — знак долголетия и жизни (дарили пожилым людям);
—зеленые сердечки — жар любви (девушки дарили парням);
—рушничок — чтобы дочь удачно вышла замуж;
—крапинки — смена будущей жизни;
—корзина с цветами — полнота жизни и т.п.
Цвета тоже имели свою символику:
Что означает цвет пасхальных яиц
—красный цвет — цвет радости, жизни, любви;
—желтый — посвящается солнцу, луне, звездам;
—зеленый — символизирует весну и природу;
—сочетание красного и белого — благодарение Бога за защиту от зла; —коричневый — плодородие земли и т.д.
Ведущая. Кончался долгий пост — и начинались веселые развлечения: качели, хороводы, песни-веснянки. (Исполняется хоровод.)
Много разных игр и забав знал народ.
В Пасхальную неделю можно было ходить по домам и петь песенки, в которых выражалось пожелание хозяину.
Песенки обычно заканчивались требованием подарка.
Хозяюшка, наш батюшка!
Одари гостей, не намни костей!
Не хочешь дарить — пойдем с нами Грязь месить, собак дразнить,
Собак дразнить и людей смешить!
Ведущий. Первое воскресенье после Пасхи — последний день пасхальной недели — носит название Красная Горка.
Вот когда устраивались свадьбы. Этот день считался счастливым для вступающих в брак и весьма вольготным для ребятишек. Последние мастерили соломенное чучело, укрепляли его на длинном шесте и ставили на горке.
Ведущая. Для празднования выбирали самое высокое место — красную горку. Заводили вокруг чучела хороводы, пели песни, угощались яйцами, куличами, пили квас. Вечером чучело сжигали под песни и пляски.
Ведущий. Иногда этот день называли «девичьим праздником».
Девушки наряжались — женихи себе невест выбирают!
Считалось дурной приметой, если парень и девушка просидят на Красную Горку дома: такой парень или совсем не найдет невесты, или возьмет рябую, а девушка или не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку- замухрышку. (Исполняется веселый танец «Кадриль».)
Ночные пасхальные службы в православных церквях с крестным ходом, с чудесными песнопениями, колокольным звоном или, скажем, строгие предписания, которых придерживаются верующие, — все это не заслоняло, а усиливало радость прихода весны, обновления жизни, терпеливого, мудрого отношения ко всем тяготам бытия…
Ведущая. Вспомните слова А.С.Пушкина «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Поразмыслите над этими словами, заодно и над изречениями, в которых отражен нравственный опыт
поколений.
Добро и зло творить всегда Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго добро,
От злого зло родится.
Итак, у человека есть право выбора, но основное назначение человека — творить добро, а для этого требуются усилия.
Л.Н.Толстой был прав, утверждая, что «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие». Добро может рождаться и из зла, как пламя на поленнице холодных дров. Все высокое и доброе имеет корни в наших поступках. Подумайте над этими словами, способны ли вы:
—простить обиду;
—поделиться последним с другом;
—уступить слабому;
—пожертвовать незнакомому человеку;
—помочь;
—утешить.
И проанализируйте: нравятся ли вам результаты вашей самооценки? Кто готов мысленно похвалить себя? Кто нет?
В заключение хочу сказать о любви к Родине.
Хорошо сказал об этом писатель И.Ильин: «Быть русским — значит не только говорить по-русски, но воспринимать Россию сердцем, видеть ее драгоценную самобытность и неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий…
Быть русским — значит верить в Россию так, как верили в нее русские великие люди, все ее гении и строители.
Только на этой вере мы сможем утвердить борьбу за нее и нашу победу.
Без веры в Россию нам не возродить ее».