Сценарий Пасхи в детском саду – По дорожке к Пасхе
Пасха в детском саду
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека.Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей.
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
День пасхи – самый радостный и большой праздник христиан. Празднование Пасхи стало уже традицией. Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью».
Но не все дошкольники имеют представления об этом празднике, не знают историю и традиции.
Пасха – праздник для детей чудесный и в то же время не очень понятный! Дети задают много вопросов.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть снова в гостях. Меня зовут
. Какое у вас настроение? Чтобы настроение стало очень хорошим, предлагаю поиграть в игру, а вы напомните мне свои имена.
Улыбнитесь всем вокруг И скорей вставайте в круг. Клубок вы передавайте, Свое имя называйте.
Я приглашаю вас в путешествие « По дорожке к Пасхе». И начнется наше путешествие с экскурсии в музей. Вы уже были в музее детского сада, а может быть, кто-то из вас был в городском музее или музеях других городов. Вы знаете, что в музеях есть правила. Напомните их, пожалуйста.
Совершенно верно, вы хорошо знаете правила музея.
Сегодня нас ждет новая экспозиция и некоторые незнакомые экспонаты. Всем ли понятны эти слова? Что такое «экспонаты»? Что такое «экспозиция»?
Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы. Изба – это деревенский дом.
Вам хотелось бы заглянуть в русскую избу? Посмотреть, какая там была обстановка, мебель, посуда?
(Дети проходят в музей на экспозицию «Русская изба»)
Хозяйка избы: Добро пожаловать, гости дорогие, в русскую избу. У меня здесь тепло и уютно. Я хозяйка, а это мои внучата.
- ребенок: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
- ребенок: Здравствуйте, гости дорогие! Гости на порог – хозяину радость. Сядем рядком да поговорим ладком.
- ребенок: Вот наша горница. Здесь все сделано своими руками. Мебель самодельная, деревянная и очень простая. Стульев раньше не было, поэтому около стола стоят лавки. А вещи мы складываем и храним в сундуке (открывает сундук).
- ребенок: А это наш стол и посуда, которой мы пользуемся. В крестьянской семье у каждого человека есть своя ложка, вырезанная из дерева. В гости люди тоже всегда ходили со своей ложкой.
- ребенок: С особым уважением крестьяне относились к хлебу. Хозяин раздавал каждому человеку: и детям, и взрослым в семье, его долю хлеба. За столом нельзя было смеяться и даже малышам не разрешалось баловаться. Если хлеб уронили на пол, то его поднимали, целовали и просили у него прощения.
Хозяйка избы: А это наша помощница – печка, она занимает большую часть горницы. Печь – это самое главное в избе. Говорят, что печь – это сердце дома.
Как вы думаете, почему так говорят?
Дети зимой на горке накатаются, в снежки наиграются, придут домой, вся одежда мокрая. Где же одежду сушить?
А еще на печи спали дети и старики.
(показывает дрова у печки). Начинаю готовить еду. А вы знаете, в чем готовят еду?
У меня есть глиняные горшки, в которых я готовлю еду. А еще есть чугунок. Почему же он так называется? Чугунок сделан из чугуна – очень прочного металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не разбивался. Печь горячая, огонь пышет, как же поставить туда чугунок? Здесь нужен другой помощник – ухват (показывает ухват и как им пользоваться).
Угадайте, какое блюдо сегодня приготовлено в чугунке?
Совсем скоро люди будут праздновать Пасху. И сегодня я приготовила в чугунке одно из блюд, которое является символом Пасхи.
(воспитатель показывает чугунок с яйцами)
- ребенок: А почему в чугунке, кроме яиц, лежит еще луковая шелуха?
Хозяйка избы: Люди умели использовать природные красители. Красители добывали из сока ягод, крапивы, свеклы. А луковая шелуха – это самый известный способ и один из самых любимых: яйца получаются насыщенного цвета красновато- коричневых оттенков. Как называются крашеные яйца? Крашеные яйца называются крашенки, а если их расписывали разными красивыми узорами, то они называются писанки.
1 ребенок: А можно ли яйцами- крашенками играть?
Хозяйка избы: Да, на Пасху принято не только поздравлять друг друга, но и обмениваться яйцами, играть в разные игры. Предлагаю вам поиграть в старинную пасхальную игру «Катание яиц по желобку».
Подвижная игра Катание яиц по желобку
Необходимо разделиться на две команды, взять по одному яйцу и катить его по желобку, стараясь, чтобы яйцо прикатилось к мешочку с сюрпризом. Забираете тот мешочек, ближе к которому прикатилось яйцо.
Хозяйка избы: Ребята, а как бы вы назвали эту игру? На Пасху принято яйца дарить. Хочу вам яйца подарить. Только как же вы их понесете?
Воспитатель: Многие люди не только красят яйца, пекут куличи, но и украшают свои дома пасхальными сувенирами, а также делают поделки и открытки, чтобы порадовать родных и друзей. В музыкальном зале сейчас открыта выставка. Если хотите, можем сходить и посмотреть, какие пасхальные сувениры смастерили дети и родители. И, возможно, увидим там что-нибудь подходящее, куда положить подаренные яйца, чтобы удобно было их нести.
Посещение выставки Пасхальная радость
Ребенок-экскурсовод: Мы рады приветствовать вас на выставке «Пасхальная радость». Обратите внимание на многообразие экспонатов. Здесь и пасхальные композиции с крашеными яйцами, и корзинки разных размеров, а куличи такие аппетитные, что хочется их попробовать. Все эти пасхальные поделки смастерили дети вместе с родителями и воспитателями. Рассмотрите все внимательно, возможно, вы найдете и свои работы. (Дети рассматривают экспонаты выставки)
Воспитатель: Предлагаю послушать , она расскажет вам о своей поделке.
(Дети садятся на стульчики)
Ребенок- экскурсовод: Моя поделка называется «Курочка- подставка». Мы смастерили ее вместе с мамой. Для изготовления поделки использовали цветную бумагу и декоративные перья. Я считаю, что моя поделка не только забавный пасхальный сувенир, но и нужная вещь. Ведь на Пасху дарят яйца, когда идут в гости. Яйцо в подставке дарить очень практично и удобно (оно не укатится и не разобьется).
Воспитатель: Какая замечательная яркая курочка– подставка! А мы как раз ищем, куда же положить яйца, которые нам подарили.
Ребенок-экскурсовод: Хотите, я вас научу делать такую же курочку-подставку?
(Дети проходят на мастер-класс)
Мастер-класс Курочка-подставка
Ребенок (объясняет приемы работы):
- Чтобы подставка была прочнее, сгибаем квадратный лист бумаги по диагонали.
- Представим, что верхний угол – это голова курочки, а два нижних угла – это крылья (показывает).
- Приклеим глазки, клювик и маленький гребешок в верхнюю часть треугольника (показывает заготовку с заранее приклеенными глазками и клювом).
- Возьмем одно из картонных колец, которые заранее нарезаны из картонной втулки ( показывает втулку и кольцо).
- Проводим вдоль самой линии сгиба треугольника клеем несколько раз, клея должно быть много (показывает нижнюю часть треугольника, которую нужно смазать клеем).
- Кладем кольцо на середину, берем за уголок и приклеиваем к кольцу, затем берем другой уголок и тоже приклеиваем, как будто курочка обнимает кольцо крыльями. Для надежности можно скрепить бумагу и кольцо степлером.
- Смазываем боковую часть клеем, приклеиваем декоративное перышко. Чтобы клей лучше схватился, считаем до 10 и в обратном порядке.
- Так же приклеиваем перышко с другой стороны. Таким же образом приклеиваем хвост.
- Курочка – подставка готова. Если хотите, можно сделать ее более нарядной: приклеить наклейки – стразы или сделать вырубки дыроколом.
4 ребенок: Можно приступать к работе, а я и будем вам помогать.
Самостоятельная работа. Звучит тихая народная музыка.
Хозяйка избы: ( входит с корзинкой яиц): Какие красивые курочки у вас получились!
Воспитатель: Это не простые курочки, а подставки для яиц.
Хозяйка избы: Как здорово! теперь вы сможете безопасно донести пасхальные крашенки до своего здания!
(Дети берут яйца, ставят их в подставки)
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие «По дорожке к Пасхе».
Что вам особенно запомнилось в путешествии? Какие экспонаты вы видели в «Русской избе»? Какой предмет раньше брали с собой, когда шли в гости? Как люди относились к хлебу? Какой бы отзыв вы оставили о посещении экспозиции «Русская изба» ? Какие у вас возникли вопросы?
Автор: О.В. Сагдеева