Сценарий осенние посиделки: Время собираться и делиться теплом!
Хозяйка:
Здравствуйте гости дорогие!
Желанные, долгожданные!
Проходите, рассаживайтесь поудобнее.
Дети садятся на места.
Хозяйка:
Давайте с вами познакомимся. Меня зовут… А вас как зовут?
Дети отвечают.
Хозяйка:
Мы с вами собрались сегодня на посиделки. Вы знаете, что это такое?
Лето красное прошло. Летом много занятий на земле: посадить, прополоть. Наступила осень. Осень пора сбора урожая. Но вот урожай собран и появилось свободное время. И вот тогда-то и устраивали посиделки.
А чем же занимались на посиделках?
Дети отвечают: «Отдыхали, общались, играли».
Хозяйка:
На посиделки собирались девочки, девушки и женщины и занимались рукодельем. А какие виды рукоделия вы знаете?
Дети отвечают: «Вышивка, бисероплетение и т.д.»
Хозяйка:
А знаете вы что-нибудь о ткачестве? Тогда слушайте.
Рассказ педагога о ткачестве.
Ткачество одно из самых древних ремесел, которым занимается человек. С незапамятных времен на Руси изготавливали ткани: льняные, конопляные, бумажные, шерстяные. Долгими зимними вечерами девушки пряли лен на посиделках, ткали полотно и шили себе наряды. Чтобы платье было красивым, его украшали вышивкой, тесьмой, поясом. Девочек начинали учить рукоделью с малых лет. Учили шить, вышивать и ткать пояса, полотенца, половики.
Знакомство с выставкой книг о ткачестве.
Чтение книги К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Стук в дверь.
Хозяйка:
Кто-то опоздал? Войдите!
Открывается дверь. Входит девочка, одетая в сарафан.
Здоровается с присутствующими. А они с ней.
Хозяйка:
А кто ты такая? Девочка:
Я Марья-искусница. Я слышала у вас здесь посиделки. Можно мне к
Хозяйка:
Проходи, мы будем очень рады. Какой у тебя красивый наряд!
Девочка:
Я сама его сшила, украсила.
Хозяйка:
А что у тебя за украшение?
Девочка показывает презентацию своей исследовательской работы «Как соткать оберег Параскева?»
Девочка:
Это оберег. На нем изображена Параскева.
Параскева – покровительница ткачества, женского рукоделья. Я сама соткала этот оберег на берде.
Хозяйка:
А что ты с собой принесла? Девочка:
Я принесла с собой рукоделье. Это пояс на дощечках. Я умею ткать пояса на дощечках. Хотите вас научу.
Девочка показывает, как ткать пояс на дощечках.
Хозяйка:
Ткали и на станках больших, и на маленьких, и много было самых разных приспособлений для ткачества: бердо, прибивальный нож, палки- держалки, челнок, дощечки, кружок.
Хозяйка показывает инструменты для ткачества и пояса на них сотканные.
Настольный детский ручной станок и сотканные на нем картины. 3.Информационный этап (инструктаж к игре) – 1мин.
Опять стук в дверь
Хозяйка:
Еще кто-то идет?
Входят девочки, одетые в праздничные сарафаны и кокошники.
Приветствуют присутствующих.
Девочки:
Не опоздали мы на посиделки? Можно к вам?
Хозяйка:
Проходите. А вы кто такие?
Марья-искусница:
Это мои подружки.
Хозяйка:
Чем вы нас удивите?
Подружки: Не засиделись ли вы гости дорогие? Мы хотим с вами поиграть.
Физкультурная пауза – 3 мин.
Проводят игру «Колечко».
Все выстраиваются в ряд. У ведущей в руках колечко, которое она прячет в ладонях, и затем старается незаметно передать одному из игроков при этом говорит:
Уж я золото прячу, Чистое серебро прячу!
В высоком терему Угадывай, девица! Угадывай, красная!
Колечко, колечко, выйди на крылечко!
Тот, у кого колечко должен быстро выскочить, чтобы его не поймали.
Хозяйка:
Повеселились от души. А что вы еще умеете делать? Вы тоже умеете пояса плести?
Подружки:
Да, умеем. На кружке, на рогатке, на пальцах.
Другие девочки говорят:
Вы поработайте. А мы вас повеселим, чтобы дело Спорилось.
Подружки:
Загадаем мы вам загадки.
- Меня бьют, колотят, режут. А я все терплю,
Людям добром плачу. (Хлеб)
- Стоит копна, Вся в дырках, На копне гора,
А из горы дым идет? (Изба)
- Мать толста, Дочь красна, Сын сокол –
Под небеса ушел? (Печь)
- Черный конь скачет в огонь? (Кочерга)
- Толстый, пузатый, Стоит и пыхтит,
Сверху дыра, снизу дыра, А посередине огонь и вода? (Самовар)
Дети отгадывают.
- Творческая самостоятельная работа– 5 мин.
Хозяйка:
А из чего вы пояса плетете?
Подружки:
Мы умеем из шелковых лент пояса плести. Хотите, научим.
Задание участникам: из шелковых лент (4 шт.) сплести пояс.
Устраивают соревнования между двумя группами, помогают им.
Хозяйка:
Ну, все молодцы! Девицы-рукодельницы. Справились с заданием.
Творческая самостоятельная работы – 8 мин.
Хозяйка:
А теперь и вам пора показать свое уменье.
Вот вам задание: из ниток смастерить себе подружку. Все что нужно у вас на столе: нитки, ножницы, рисунки. А мы с девочками вам поможем.
Все выполняют задание. По технологической карте сделать куклу из ниток.
Хозяйка:
Ну-ка, покажите, какие подружки у вас получились?! Вот какие замечательные, да нарядные!
Показывают друг другу и педагогу свои работы.
- Этап усвоения новых знаний – 5 мин.
Мы с вами познакомились сегодня с интересным видом рукоделия.
Каким?
Дети отвечают: «Ткачеством».
Кто занимался им? В какое время?
Дети отвечают: «Женщины. В основном в зимнее время, когда уже убирали урожай.
Хозяйка:
А много ли вы знаете пословиц о труде?
Дети отвечают.
- Долог день до вечера – коли делать нечего.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Умелые руки не знают скуки. Землю красит солнце, а человека труд.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Рефлексивный этап – 1 мин.
Хозяйка:
Порадовали вы меня гости дорогие, спасибо. Спасибо тебе Марья-искусница и подружкам твоим.
Пели, работали, шутили, Слушали – всем на удивленье,
Заслужили поощренье – МОЛОДЦЫ!
Если вам понравилось у нас, то посадите своих кукол к самовару.
- Заключительный этап – 2 мин.
Задание на дом. Расспросить бабушек, мам о ткачестве.
Хозяйка:
А сейчас приглашаю всех к столу!
Чаепитие с самоваром и сладостями. Дети в дружеской обстановке общаются друг с другом и с педагогом.
Автор: Галактионова А. Н.