Сценарий мероприятия в игровой форме для будущих педагогов – Лото хороших манер учителя
В современных условиях важнейшим средством повышения эффективности образовательного процесса является рациональное и творческое использование новых технологий, приемов и форм обучения не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности.
Использование разнообразных форм проведения внеклассных мероприятий дает возможность педагогу обеспечить стимулирование развития и реализацию собственного педагогического потенциала, обеспечивает подготовку и педагога, и студентов к инновационной деятельности, создает предпосылки для их быстрой адаптации в динамической профессиональной среде.
В ходе игры ее участники делятся на три команды и в течение часа должны ответить на 30 вопросов из шести блоков:
- История этикета;
- Деловой (женский) дресс-код учителя;
- Речевой этикет учителя;
- Культура общения учителя по телефону;
- Этикет деловой переписки учителя;
- Культура учителя в общественных местах.
Игра отличается от других видов внеклассной деятельности тем, что ее участники активно принимают участие в испытании. Важным элементом игры является коллективный творческий процесс. В ходе своей деятельности команда проходит все стадии формирования коллектива.
В результате ее участники становятся способными самостоятельно ставить цели, регулировать свою деятельность. Они учатся взаимодействию, дисциплине, ответственности, приобретают опыт коллективных переживаний.
Игра стимулирует активность, создает «ситуацию успеха», зачастую создает положительный эмоциональный фон. Активно участвуя в работе, команды проверяют свой уровень подготовленности к предстоящей трудовой деятельности.
Участники игры делятся на 3 команды, выбирают карточку/игровое поле и рассаживаются за столы.
Ведущий озвучивает правила игры. Если у игроков возникают вопросы, ведущий отвечает на них и делает все необходимые пояснения.
- Проведение игры.
- Подсчет голосов.
- Награждение команды-победителя.
- Общее время проведения игры: 60 минут.
Правила игры
Каждая команда выбирает карточку/игровое поле с десятью числами. Ведущий достает из мешочка бочонок с номером вопроса. На него отвечает та команда, на карточке у которой есть этот номер. За выполненное задание команда получает жетон желтого цвета (1 балл).
Если команда не знает ответ на вопрос, то он переходит другой команде, которая в случае правильного ответа получает жетон зеленого цвета (2 балла).
Если обе команды не знают ответ, то на вопрос могут ответить болельщики. За каждый правильный ответ они получают жетон красного цвета (3 балла). В конце игры болельщики могут отдать свои жетоны той команде, за которую они болеют.
Игра считается оконченной, когда одна из команд закроет все числа на своей карточке.
Победителем будет считаться та команда, которая наберет наибольшее количество баллов (с учетом баллов болельщиков).
Все вопросы во время игры озвучиваются ведущим и выводятся на экран. Ответ на вопрос должен быть дан командой в течение 1 минуты.
Целевая аудитория: студенты 1-4 курсов педагогических колледжей.
Список вопросов для проведения игры
История этикета
- Что такое этикет? (Правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем виде. Это совокупность правил поведения, в которых выражается внешняя сторона отношений с другими людьми: приветствия, обращения, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
- Из какого языка пришло к нам слово «этикет» и что в переводе оно означает? (Слово пришло из французского языка étiquett; означает – ярлык, надпись, этикетка).
- Какую страну принято считать родиной этикета? (Италия. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше, чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. в то время как вся остальная Европа утопала в междуусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает, по справедливости, быть названной родиной этикета).
- При каком короле слово «этикет» первые ввели в обиход при дворе? (При дворе короля Франции Людовике XIV. Каждый, кто являлся перед королѐм, заранее получал «этикетку» с письменной инструкцией, где перечислялись все необходимые действия, слова и даже жесты. На королевских приемах гостям также вручали карточки («этикетки») с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово «этикет».
- При каком царе/императоре этикет появился в России? (Жизненный уклад в России начал резко меняться в бурную эпоху Петра I (1672- 1725), насыщенную значительными событиями. Поставив своей задачей европеизацию всего уклада жизни в России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства, в том числе и новые правила хорошего тона).
Деловой (женский) дресс-код учителя
- Какая юбка в гардеробе учителя может считаться классической? (Юбка-карандаш длиной до коленного сгиба, она идет практически всем. Такая юбка — обязательный предмет «официального» гардероба и совершенно незаменима в некоторых ситуациях, когда нужно выглядеть достаточно нейтрально.
- Какие фасоны брюк по нормам этикета может себе позволить надеть на работу учитель? (Классические брюки с высокой посадкой на бедрах и талии. Не широкие и не слишком узкие, не обтягивающие. Они не могут быть укороченными, не должны соприкасаться с землей и полностью закрывать каблуки).
- Туфли учителя. Могут ли они быть открытыми и в какой области это будет приемлемо? (Туфли с отрытыми пятками допустимы, а открытыми пальцами нет).
- Одежду из каких тканей учителю не следует носить на повседневную носку? (Джинсовые ткани, блестки, пайетки, кружева, прозрачные ткани).
- Допустимо ли по нормам этикета учителю приходить на урок с обнаженными ногами? (В деловой обстановке женщине не рекомендуется ходить в туфлях на босую ногу. Да, такова её участь: она обязана носить колготки или чулки даже летом в жару. Для того и существуют изделия различной плотности).
Речевой этикет учителя
- Какая/какие из данных фраз можно использовать в качестве приветствия: «Здрасьте», «Доброго дня», «Доброго времени суток»? (Из этих вариантов ничего не подходит в качестве приветствия). Допустимо ли обращаться к человеку только по фамилии? (К людям принято обращаться по имени или по имени-отчеству – это звучит более вежливо).
- Как правильно следует говорить: звонИт или звОнит? (Считается, что правильно поставленное ударение в слове — знак образованности. В глаголе «звонит» во всех его формах ударение падает на окончание: «звонИт», «звонЮ», «звонИшь», «звонИт», «позвонИшь», «перезвонИшь»).
- С какого возраста по нормам этикета к человеку принято обращаться на «вы»? (С 12 лет).
- Если вы забыли имя человека, можно ли еще раз попросить его представиться? (Если вы забыли, как зовут человека, не стесняйтесь признаться в этом и попросите его еще раз напомнить свое имя. Помните, что этот вопрос можно задать только один раз).
Культура общения учителя по телефону
15. Если во время общения по телефону связь прервалась, кто перезванивает? (Перезвонить должен тот, по чьей инициативе состоялся разговор).
- В какое время можно делать деловые /рабочие звонки? (Время для телефонных звонков должно быть ограничено рамками рабочего дня, если звонки деловые, и временем бодрствования, если это личный разговор).
- Можно ли звонить по рабочим вопросам в нерабочее время, в выходные и праздничные дни? (Звонить в нерабочее время по рабочим вопросам считается нарушением с точки зрения этикета).
- Можно ли во время делового телефонного разговора с положить телефон на стол? (Лучше этого не делать. Но если вы ждете важный звонок, который может произойти во время делового общения, телефон на стол положить можно. При этом следует заранее предупредить об предстоящем звонке своего собеседника извиниться и объяснить значимость ожидаемого звонка).
- Допустимо ли во время телефонного разговора переключить телефон в режим громкой связи, не предупредив при этом собеседника? (При необходимости включения режима громкой связи, обязательно поставьте собеседника в известность, что вы находитесь в обществе других людей).
Этикет деловой переписки учителя
- Допускается ли в деловой переписке сокращать имя или имя отчество человека? (Нет, это считается крайне невежливым).
- В каких случаях обращение на «Вы» следует писать с большой буквы? (С заглавной буквы пишутся местоимения Вы и Ваш для выражения вежливого обращения к одному лицу. При обращении к нескольким лицам эти местоимения пишутся со строчной буквы).
- После слов «С уважением» запятая ставится или нет? (Ставится).
- В течение которого времени необходимо ответить на деловое электронное письмо по правилам этикета? (В течение трех суток).
- В течение которого времени необходимо ответить на деловое письмо, отправленное в мессенджерах по правилам этикета? (В течение суток).
Автор: Лызлова Н.А.