Сценарий мероприятия посвященного песням военных лет, которые помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их

2025 год – год защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Наше молодое поколение знает о минувшей войне по учебникам, книгам, произведениям искусства, радио, телепередачам и кинофильмам, по рассказам ветеранов и тружеников тыла. Тем важнее сохранить и донести до наших учащихся великий подвиг нашего народа через восприятие и осмысление прекраснейших произведений искусства.

Песни военных лет – это исторический источник, который является историко- культурным наследием. Их по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. В них есть все: горечь отступлений и радость возвращения домой, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. Песни войны – одна из центральных составляющих нравственно- патриотического воспитания молодежи – играет особую роль во всестороннем развитии учащихся, в приобщении их к общечеловеческим ценностям.

Песни Великой Отечественной, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствуют развитию чувства гордости за подвиг своего народа, уважение и благодарность ветеранам и героям войны.

Шел третий день войны. Москва готовилась к обороне. 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная Звезда» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева – Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…». Газета со стихами попала к руководителю краснознаменного ансамбля песни и пляски СССР Александру Васильевичу Александрову. Стихи настолько потрясли композитора, что через несколько часов песня была готова.

Еще день заняли репетиции, а уже 26 июня коллектив впервые исполнял «Священную войну» на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

Успех был невероятным. Сидевшие солдаты вдруг встали после первого куплета, и, слушали со слезами на глазах. Песня закончилась, но бойцы потребовали повторения вновь и вновь – пять раз подряд! Пытаясь запомнить слова – увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери, жены и детей.

Слова и музыка «Священной войны» передают единение русского народа в трудное для страны время. Каждый нюанс в песне выражает цель сочинения, несет глубокий смысл. Редко встречающийся в марше размер три четверти, придаѐт песне могучий, решительный характер. Четкий, мерный метр усиливает строгость и суровость песни, акценты на сильные доли и паузы в конце фраз подчѐркивают чѐткость мелодии и уверенность в правоте слов. Затактовый скачок на чистую кварту – интонация клича, мужественного зова вызывали у бойцов решимость тут же идти в бой на врага.

С 15 октября 1941 года, когда немецкие войска вермахта захватили Калугу, Ржев, Калинин и приблизились к Москве, песня «Священная война» звучала по радио каждый день в 6 часов утра – после боя кремлѐвских курантов. Она духовно сплотила людей, стала коллективной молитвой, давшей силы бороться в тяжелейшей войне, заставила поверить в то, что враг будет разбит, победа будет за нами! Так начался славный и долгий путь песни «Священная война». Она была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой и оружием Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, и в тылу, где ковалось оружие для победы.

Но и сейчас ее нельзя слушать без волнения, ведь она напоминает нам о небывалом мужестве русского народа. Сегодня на фасаде здания Белорусского вокзала в Москве можно увидеть один из самых необычных мемориальных символов – барельефный памятник песне «Священная война», который был открыт в год 60-летия Победы, 6 мая 2005 года.

Небольшая по площади доска вместила в себя: горельефные изображения дирижера Александрова и краснознаменный ансамбль, исполняющий песню! Поезд и солдат, отправляющихся на фронт! Вокзал и памятный текст, а главное тот высокий боевой дух наших воинов, сражавшихся не на жизнь, а на смерть. «Священная война» – это песня-герой, песня-гимн благородной решимости русского народа в борьбе за свет и за мир!

В годы Великой Отечественной войны «Вечер на рейде» была одной из любимых лирических песен, причем не только у моряков, про которых в ней поется, ее пели все. На мой взгляд, секрет этой песни в чувстве любви к родному городу и дому, ко всему, что нам близко и дорого и в том, что надо было стоять в жестоком, смертельном бою. Родилась песня «Вечер на рейде» в Ленинграде в августе 1941 года, незадолго до того, как город оказался в блокаде. На дальних и ближних подступах к городу строились рубежи обороны. Все население принимало участие в этой работе.

Как и все ленинградцы, авторы будущей песни композитор Василий Павлович Соловьев-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы. А в субботние вечера работали в Ленинградском порту «Лесной», где на его причале убирали и складывали горы брѐвен. Однажды летним августовским вечером после трудового дня поэт и композитор присели отдохнуть на борту разгруженной баржи. Недалеко на рейде стоял какой-то корабль, с которого доносились звуки баяна и какая-то песня. В этот замечательный вечер в душе композитора зародилась мелодия. Через несколько дней в творческом тандеме родилась необыкновенно задушевная песня о моряках, которые прощаются с родным городом и отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нему. Авторы представили песню в Ленинградском отделении Союза композиторов СССР, где ее, к сожалению, раскритиковали и не приняли.

Вскоре авторы песни были эвакуированы: Александр Дмитриевич Чуркин в Архангельск, а Василий Павлович Соловьѐв-Седой – в Чкалов (ныне Оренбург). В эвакуации композитор создал эстрадный театр «Ястребок», в составе которого в феврале 1942 года он выехал в район Ржева, на Калининский фронт, где в землянках под баян он исполнял перед солдатами свои песни. В этот момент кто-то из слушателей попросил его спеть что-нибудь для души, и тогда композитор вспомнил о «Вечере на рейде». Во время исполнения бойцы начали подпевать, сначала тихо, а затем всѐ громче и громче, и Василий Павлович с радостью понял, что песня дошла до солдатского сердца. Есть в ней не только задушевность, задумчивость, но и большая внутренняя сила. Напевная мелодия, местами расширяясь, благодаря пунктирному ритму приобретает интонационную свежесть и яркость. Имя В. П. Соловьева-Седого стало всенародно известным. И в 1943 году за эту и ряд других песен В. П. Соловьев-Седой был удостоен Государственной премии СССР.

Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Именно здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась песня «В землянке», соединявшая невидимой нитью сердца тех, кто сражался на фронтах, и тех, кто их ждал дома. В наши дни эта песня стала живым свидетельством того, что переживали наши солдаты. История ее создания удивительна и драматична.

Автор стихов советский поэт Алексей Сурков в годы войны служил военным корреспондентом «Красноармейской правды». Осенью 1941 года он вместе с другими военкорами по приглашению Политуправления Западного фронта прибыл в оборонявшую подмосковную Истру 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию. После посещения штаба журналисты отправились на командный пункт 258-го стрелкового полка, находившийся в деревне Кашино. По прибытии оказалось, что командный пункт отрезан от батальонов наступающей 10-й танковой дивизией гитлеровцев. Завязался тяжѐлый бой. Прорываясь из окружения, наши солдаты, вместе с которыми сражался и Алексей Сурков, попали на минное поле – смерть оказалась совсем близко.

Когда поэт смог добраться до своих, то вся его шинель оказалась посечѐнной осколками. Усталый и промѐрзший, сидя в землянке у солдатской печурки, он создал это неповторимое, лирическое стихотворение, текст которого поместил в письме своей жене Софье Антоновне, написав на обороте листка: «Тебе, солнышко моѐ!». В феврале 1942 года прочитавший эти строки письма и потрясѐнный их эмоциональной силой композитор Константин Яковлевич Листов через неделю написал музыку к ним и стал первым исполнителем.

25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал. Песня медленная, грустная, о разлуке, о смерти, которая может прийти в любой момент и, о любви. Она стала не только верным другом солдата в минуты отдыха, в минуты фронтового затишья, а оружием победы: с ней шли в бой, в атаку.

В годы войны песню исполняли знаменитые певцы – Леонид Утесов, Лидия Русланова. И в наши дни эта песня остается одной из самых дорогих и любимых, потому что является неотъемлемым спутником Великой Отечественной войны. В мае 1998 года в деревне Кашино на том месте, где была написана песня «В землянке», ребятами из клуба «Исток» города Истры был установлен памятник. Песни войны, обладая особой силой объединить людей, поднять их боевой дух внесли свой неоценимый вклад в дело Победы. Они всегда будут напоминать нам, какой героический подвиг совершил советский народ в борьбе с фашизмом. Музыка помогла русскому народу выжить в страшное время Великой Отечественной войны, выстоять и победить.

Суровой осенью 1941 года, когда шла смертельная битва за Москву, поэт-фронтовик младший лейтенант Марк Самойлович Лисянский возвращался из госпиталя в родную 243-ю стрелковую дивизию, находившуюся на Калининском фронте.

В кузове машины в блокноте написал стихотворение «Моя Москва». Когда грузовик проезжал через Москву, поэт, воспользовавшись получасовой остановкой, отдал стихотворение в редакцию журнала «Новый Мир», которое было напечатано в декабрьском номере. Но из-за переезда редакции в Куйбышев журнал вышел только в феврале 1942 года. Весной того же года стихотворение прочитал Исаак Осипович Дунаевский, находившийся в агитпоезде ансамбля песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников за многие тысячи километров от Москвы. И тут же в купе вагона на полях журнала записал мелодию, навеянную первой строфой.

Прекрасный стихотворный образ Лисянского содержал всѐ, что необходимо для песни, но нужны были ещё две строфы. Композитор обратился за помощью к молодому режиссеру своего ансамбля Сергею Ивановичу Аграняну. Именно он и написал строфы, без которых представить теперь эту песню уже невозможно:

«Я люблю подмосковные рощи

И мосты над твоею рекой,

Я люблю твою Красную площадь

И кремлевский курантов бой.

Песню «Моя Москва» пели на всех фронтах, ее полюбила вся страна. Она звучит и сегодня, песня о сыновней любви к Москве, к сердцу нашей Родины, песня о том, что ни один враг не ступит на нашу землю. Именно там, где враг был остановлен и ему дали смертный бой, в 1970 году воздвигли памятник, на котором отчеканены слова из этой светлой и мужественной песни.

«Моя Москва» удивительным образом соединила в себе героическое и лирическое начала, маршевость и задушевность. 5 июля 1995 года она стала гимном города-героя Москвы.

История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» режиссеру Леониду Лукову неожиданно пришла мысль, что украшением сцены написания солдатом письма родным, могла бы стать песня, передающая чувства бойца. Режиссер обратился к композитору Никите Владимировичу Богословскому и поэту Владимиру Агатову, всего за несколько часов была создана любимая и поныне песня «Темная ночь» и чудесно спета исполнителем роли главного героя Марком Бернесом.

Трогательный, лирический образ песни отражает душевное состояние каждого бойца после напряженного смертельного боя. Мягкая и задушевная мелодия ярко передает атмосферу короткого фронтового затишья. В жестких, беспощадных условиях войны эта песня о любви и верности, дающая веру и волю к победе солдатам, была близка и дорога всем, кто сражался за Родину.

В годы Великой Отечественной войны песни духовно обогащали нелёгкую фронтовую жизнь, наполняли её высоким смыслом, вели в бой и были оружием, разящим врага. Они объединяли, морально помогали людям выстоять и победить.

Песни военных лет навсегда запечатлены в памяти нашего народа не только как символ войны, но прежде всего как воплощение жизни человеческой души в самых трагических обстоятельствах.

Сегодня мы все – внуки, правнуки, и уже праправнуки пережившего войну поколения чувствуем воплотившуюся в них глубокую и всеобъемлющую историческую истину. И наш долг беречь, хранить в душе и в сердце мужество, стойкость и великие подвиги защитников прошедшей войны.

Автор: Фасхутдинова А.С., Фазлиева А. М.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий