Сценарий мероприятия к дню шахмат
Ведущий Шахматная Королева: Добрый день, уважаемые родители и дети!
- Наши шахматисты, как вы думаете, вы уже стали знатоками шахматной грамоты?
- А знаете ли вы, что это звание могу присваивать только я, Шахматная королева, после того как будут пройдены все мои испытания?
- Вы готовы пройти испытания?
Хорошо, если вы готовы, то я приглашаю вас на викторину.
Викторина будет состоять из испытаний, которые помогут выявить ваши знания и умения!
По итогам викторины мы назовём победителя. Желаю вам всем успехов и удачи!
Задание № 1. Загадки про шахматы.
Задача: отгадать правильно загадки.
Выполнение: задание выполняется совместно: участник и его родитель. Участник отгадывает; родитель записывает ответ в бланк.
Правило: ответ загадки надо сказать тихо, на ушко своему партнеру.
Раздатка: бланк ответов, ручка.
Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Общая сумма правильных ответов составляет 6 баллов.
- Быть особо защищённым – у него такая роль,
Это правило резонно, Потому что он – … (король)
- Если в шахматы играешь, То, конечно, это знаешь, Будет лучший результат,
Если ты поставишь … (мат)
- На шахматной доске – сильнейший он,
«Плывёт» он как ладья,
А «топает» как слон (ферзь).
- Фигура эта так упряма,
Что из угла идёт лишь прямо. Ходить умеет по вертикали
И ещё по горизонтали. (Ладья)
- Она маленький солдат, Храбрый и отважный, Ход в две клеточки она Делает однажды. (Пешка)
- Этот воин очень смелый, Чуть ладью вчера не съел он. По диагонали строго ходит, Порядок на доске наводит. (Слон)
Задание № 2. «Волшебный» мешочек.
Задача: правильно расставить фигуры на доске быстрее соперников. Выполнение: дети делятся на две команды. Участник команды достаѐт из мешочка шахматную фигуру, добегает до шахматной доски, ставит фигуру на доску, возвращается и передаѐт эстафету следующему.
Правило: не толкаться и не мешать другим участникам, брать фигуры по очереди.
Раздатка: 2 мешочка по цветам фигур (отдельно белые, отдельно черные).
Оценка: 2 балла каждому участнику победившей команды, по 1 баллу проигравшим.
Задание № 3. Вопрос-ответ.
Задача: правильно ответить на вопрос как можно быстрее.
Выполнение: задание выполняется совместно: участник и его родитель. Участник отгадывает; родитель записывает ответ в бланк.
Правило: не выкрикивать ответ, а тихо сказать на ушко партнѐру.
Раздатка: бланк ответов, ручка.
Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Общая сумма правильных ответов составляет 10 баллов.
- Перечень вопросов
- Что нужно поставить противнику, чтобы победить? (мат)
- Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым? (белые)
- Сколько пешек расположено на шахматной доске одного цвета в начале партии? (8)
- Что будет, если пешка дойдет до другого конца доски? (станет другой фигурой)
- Буквой Г ходит одна из шахматных фигур: какая? (конь)
- Между какими фигурами на доске стоит конь? (слон и ладья)
- Какая фигура всегда остаётся на доске до конца игры? (король)
- Назови самую сильную фигуру. (ферзь)
- Пат в шахматах – это (ничья)
- Каким столовым прибором называется одновременное нападение на две и больше фигуры? (вилка)
Задание № 4. Шифровальщик
Задача: расставить шахматные фигуры на доске, используя кодировку, без ошибки.
Выполнение: дети определяют названный адрес клетки на доске и ставят нужную фигуру. Жюри оценивают каждый ход во время выполнения.
Правило: выполняется молча.
Раздатка: шахматные доски с фигурами.
Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Общая сумма правильных ответов составляет 8 баллов.
С e4 Кр а2 Л f6 Л h5 Ф b2 К c7 п g3 С a1
Задание № 5. Кроссворд.
Задача: разгадать кроссворд.
Выполнение: задание выполняется совместно: участник и его родитель. Разгадывают задуманное слово и заполняют ответ в нужной строке.
Правило: обсуждать ответы тихо, не мешая другим командам.
Раздатка: бланк с кроссвордом, ручка.
Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Общая сумма правильных ответов составляет 9 баллов.
Перерыв (5 минут)
Задание № 6. Пазл с секретом.
Задача: собрать пазл.
Выполнение: задание выполняется совместно: участник и его родитель. Необходимо собрать одну картинку из мелких деталей.
Правило: выполняется тихо, а собрав картинку, команда поднимает руки.
Раздатка: конверт с частями пазла Ферзь.
Оценка: 3 балла первому собравшему, 2 балла второму, 1 балл остальным.
Задание № 7.
– для родителей «Сложи слова».
Задача: сложить вместе два слова и получить шахматный термин.
Выполнение: слова на экране, ответ записывается на листе.
Правило: по завершении разрешается помочь участнику с его заданием.
Раздатка: лист для ответов, ручка.
Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Общая сумма правильных ответов составляет 8 баллов.
– для детей «Лабиринт»
Задача: пройти лабиринт, зная, как ходит фигура.
Выполнение: нарисовать путь от фигуры до грибка на бланке с лабиринтом, не заходя на бомбы.
Правило: по завершении разрешается помочь родителю с его заданием.
Раздатка: бланк с лабиринтом, ручка.
Оценка: 1 балл за правильное выполнение.
Задание № 8. «Найди сумму фигур».
Задача: сосчитать и записать сумму фигур.
Выполнение: задание выполняется совместно: участник и его родитель. Участник определяет ценность фигур; родитель помогает считать и записывает ответ в бланк. Сосчитать стоимость фигур в каждой строке, основываясь на их ценности, и записать ответ.
Правило: обсуждается тихо, без выкрикивания ответов.
Раздатка: бланк с фигурами, ручка.
Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Общая сумма правильных ответов составляет 6 баллов.
Задание № 9.
– для родителей «Ребусы»
Задача: разгадать ребусы.
Выполнение: ребусы на экране, ответы записываются на листе. Правило: по завершении разрешается помочь участнику с его заданием. Раздатка: лист для ответов, ручка.
Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Общая сумма правильных ответов составляет 3 баллов.
– для детей «Кратчайший путь»
Задача: довести фигуру до звѐздочки кратчайшим путём, зная, как она ходит. Выполнение: нарисовать кратчайший путь от фигуры до звёздочки на бланке, не заходя на бомбы.
Правило: по завершении разрешается помочь родителю с его заданием.
Раздатка: бланки, ручка.
Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Общая сумма правильных ответов составляет 4 баллов.
Музыкальная разминка, работа жюри и награждение.
Шахматная Королева: Вот и подошла к финалу наша семейная увлекательно
– познавательная викторина «Шахматное королевство».
– Ребята, вы все достойно справились со всеми моими испытаниями. И вы по праву можете называться Знатоками шахматной грамоты. Но останавливаться на достигнутом не советую. Продолжайте постигать шахматную науку и идите к новым вершинам побед. Желаю вам удачи!
Автор: Кураева В. В.