Сценарий мероприятия к 200-летию Салтыкова-Щедрина 2026

Действующие лица:
- Ведущий 1
- Ведущий 2
В зале звучит тихая мелодия, навевающая атмосферу XIX века. На сцене – стилизованные декорации, напоминающие кабинет писателя.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы отметить знаменательную дату – 200-летие со дня рождения великого русского писателя-сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина! Он был беспощадным критиком пороков общества, мастером слова и одним из самых ярких представителей русской литературы.
Ведущий 2: Его произведения, полные острой иронии и глубокого анализа социальных проблем, и сегодня не теряют своей актуальности.
Ведущий 1: Михаил Евграфович Салтыков (такова настоящая фамилия писателя) появился на свет 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Он происходил из потомственного дворянского рода и был шестым ребёнком в семье. В доме практиковалось наказание розгами и часто раздавался детский плач.
Ведущий 2: Михаил Салтыков был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова. Мать, Ольга Михайловна Салтыкова (в девичестве — Забелина).
В память ребёнка с самых ранних лет врезались картины крепостного насилия. «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем. Все ужасы этой вековой кабалы я видел в их наготе». «Не только всякого дворового я знал в лицо, но и всякого мужика. Я любил говорить, расспрашивать. Крепостное право, тяжёлое и глубокое в своих формах, сближало меня с подневольною массою», — с горечью вспоминал позднее писатель.
Ведущий 2: Начальное образование маленький Михаил получил дома.
Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая его сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии. Когда будущему писателю исполнилось 10 лет, он отправился учиться в Московский дворянский институт, из стен которого вышли многие деятели науки, искусства, литературы, где проявил себя как один из лучших учеников.
Ведущий 1: Два года спустя, в 1838 году, его приняли в Императорский Царскосельский лицей, который когда-то закончил Александр Сергеевич Пушкин, где он обучался за государственный счёт.
Ведущий 1: Лицейская юность Михаила Салтыкова раскрыла в нём способности к литературному творчеству. В минуты уединения Салтыков-Щедрин сочинял стихи, переводил иностранных поэтов, читал. Свои сочинения он прятал в сапоги, но их находили и теперь уже за сочинения неодобрительного содержания непокорного лицеиста снова и снова отправляли в карцер. В своём первом стихотворении «Лира» он выразил чувство огромной любви к Пушкину.
Впоследствии писатель не любил вспоминать о своих ранних литературных опытах: он быстро понял, что поэтическим даром не обладает, и сосредоточился на прозе.
Ведущий 2: Важным событием в идейной жизни писателя явилось его участие в кружке революционно настроенной молодёжи под руководством Петрашевского.
Любя «Россию до боли сердечной», Щедрин гневно бичевал в своих произведениях её врагов – крепостное право, прогнивший режим и порождённые им пороки. Писатель показал нам полную картину жизни всех слоёв и классов России за полвека (крепостную деревню, изнурённую непосильной работой на барина, и деревню после освобождения крестьян, когда место барина занял новый эксплуататор – деревенский кулак).
Сатирические произведения Михаила Евграфовича Салтыкова- Щедрина остро и метко изобличали пороки тогдашнего строя, поэтому были ненавистны царскому правительству.
Ведущий 1: «Запутанное дело» стало тем произведением, что стоило Салтыкову-Щедрину 7 лет ссылки в Вятку.
(Ведущий 2): И все же, не смотря на гонения, Салтыков-Щедрин продолжил служить на благо отечества.
Ведущий 2: В 1858 году Салтыкова-Щедрина назначили вице-губернатором Рязани, а в 1860 году он добился перевода в Тверь. Находясь на руководящих должностях, он старался, насколько позволяли условия, «не дать в обиду мужика». Такое гуманное отношение к народу было необычным в высшей бюрократической среде, и сослуживцы, припоминая французского революционера Робеспьера, называли вице-губернатора Салтыкова вице — Робеспьером.
Заниматься служебной деятельностью побуждали Салтыкова не только материальные соображения, но и намерение принести пользу обществу.
Ведущий 1: Даже загруженный по службе, в этот период он много писал – из-под его пера выходили сатирические рассказы и статьи о крестьянской жизни для журналов «Русский вестник», «Современник» и «Библиотека для чтения». Наученный горьким опытом, писатель овладел в обход цензуры эзоповым языком. Поэтому сегодняшним читателям некоторые места его произведений могут показаться странными.
Ведущий 1: Салтыков-Щедрин — это больше чем просто писатель, ведь умение о серьезных вещах рассуждать в форме незатейливых детских сказок, правда, с оговоркой, что сказки эти предназначены для детей изрядного возраста, — это удивительный и редкий дар. Скрывая боль в сердце, призвав себе на помощь эзопов язык, в своих сказках Салтыков- Щедрин смело обличает пороки современного ему общества.
Ведущий 2: : У Салтыкова-Щедрина — двойная фамилия. Щедрин — это псевдоним писателя, который впервые появился под произведением «Противоречия» в 1848 году.
Ведущий 2: Салтыков-Щедрин скончался 28 апреля (10 мая) 1889 года: смерть наступила от нарушения мозгового кровообращения. Согласно последней воле самого писателя, похоронили его на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с могилой Тургенева. В 1936 году прах Салтыкова-Щедрина перенесли на Литераторские мостки – в музей-некрополь, где покоятся многие знаменитые деятели культуры, искусства, общественные деятели.
Ведущий 1: Время неумолимо, но память о великом писателе, его произведения, полные сатиры и любви к России, живут и будут жить в сердцах благодарных читателей.
Сегодня мы проводим интеллектуальную игру посвященную 200-летию со дня рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Данная игра поможет закрепить знания о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина в игровой форме, повысить интерес к его произведениям.
Ведущий: Наша игра состоит из нескольких раундов, каждый из которых посвящен определенному аспекту жизни и творчества Салтыкова-Щедрина.
- Раунд 1. «Встреча с мастером» (биография писателя)
- Раунд 2. «Портретная галерея» (назвать героя, название произведения)
- Раунд 3. «Иллюстрация»
- Раунд 4. «Вспоминай-ка» (добавить к цитате слово или словосочетание)
Раунд 1. «Встреча с мастером» (биография писателя)
Первый раунд посвящен биографии Михаила Евграфовича. Ваша задача – ответить на вопросы о ключевых событиях его жизни.
- Как называется родовое поместье Салтыковых, располагавшееся в Тверской губернии? Спас-Угол
- В каком году и в каком журнале появились первые сказки писателя? В 1869 году в журнале «Отечественные записки»
- Вице-губернатором какого города служил Салтыков-Щедрин с 1858 по 1860 годы. г. Рязань
- В каком возрасте Салтыков-Щедрин поступил в Московский Дворянский институт? в 10 лет
- Как называлась первая повесть М.Е. Салтыкова-Щедрина? Повесть «Противоречия»
- Какой псевдоним был у писателя? ( Н. Щедрин)
- Сколько сказок написал Щедрин? (Более 30)
Раунд 2. «Портретная галерея» (назвать героя, название произведения)
Ведущий: Следующий раунд позволит нам вспомнить самых ярких персонажей произведений Салтыкова-Щедрина. На экране появится портрет (или отрывок) героя, а ваша задача – назвать его имя и произведение, в котором он встречается.
- «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках» Помещик Урус-Кучум-Кильдибаев (сказка «Дикий помещик»)
- «Обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными рёбрами и обожжёнными плечами, с разбитыми ногами» Коняга, сказка «Коняга»
- Кто сказал эти слова? Назовите сказку. «Коли хочешь жизнью жуировать,так гляди в оба». Отец пескаря. (сказка «Премудрый пескарь»)
- Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают»? (Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).
- «И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, изможденный, никому не нужный, лежит и ждет..» Пескарь. (сказка «Премудрый пескарь»)
- Изредка пробежит по просёлку вихрами пыль, но ветер, который поднимает её, приносит не освежение, а новые и новые ливни зноя» Пейзаж. Сказка «Коняга»
- «Вот тут будут груши, сливы; вот тут — персики, тут — грецкий орех!» Посмотрит в окошко — ан там все, как он задумал…..» Пейзаж. «Дикий помещик»
Раунд 3. «Иллюстрация»
Ведущий: В этом раунде мы проверим вашу визуальную память и внимательность к деталям. На экране появится иллюстрация к одному из произведений Салтыкова-Щедрина. Ваша задача – как можно точнее описать сцену, изображенную на иллюстрации, и назвать произведение.
- К какой сказке эта иллюстрация?

«Коняга». Коняга и пустоплясы. Иллюстрация Е. М. Рачёва
- К какой сказке эта иллюстрация?

«Дикий помещик». Иллюстрация Н. В. Кузьмина
- К какой сказке эта иллюстрация?
“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Иллюстрация Н. Муратова
- Из какой сказки предмет? Кому он принадлежит?

Серебряный пятак.Мужик “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.«Однако, и об мужике не забыли; выслали ему …. да пятак серебра: веселись, мужичина!»
- Из какой сказки предмет? Кому он принадлежит?

Пряники из сказки «Дикий помещик». Помещик. «Встал он из-за стола, подошел к шкапу и вынимает оттуда по леденцу да по печатному прянику на каждого человека».
- Из какой сказки предмет? Кому он принадлежит?

Газета «Московские ведомости» “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Генерал. «Приходит, а другой генерал уж дожидается.
Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!»
7. Из какой сказки предмет? Кому он принадлежит?
Выигрышный билет из сказки «Премудрый пескарь». Пескарь.
«Задремлет, грешным делом, а во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл».
Раунд 4. «Вспоминай-ка» (добавить к цитате слово или словосочетание)
Ведущий: И, наконец, самый интересный раунд – «Вспоминай-ка»! Вам будет предложена цитата из произведения Салтыкова-Щедрина, но в ней будет пропущено одно или несколько слов. Ваша задача – восстановить цитату в ее первоначальном виде.
- «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, а не то, как раз пропадёшь» «Премудрый пескарь»
- «Кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет?» «Премудрый пескарь»
- «Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел!» “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.
- «Но только такая жизнь может совершенствовать… ( пескарью) породу и не позволит ей измельчать и выродиться» «Премудрый пескарь»
- «Мужчина до того изловчился, что даже стал в ……(пригоршне) суп варить». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.
- «Работой исчерпывается весь смысл (егосуществования)» «Коняга»
- «Вскоре он так одичал, что даже стал похож на (дикое животное)» «Дикий помещик».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Ведущий: Наша интеллектуальная игра подошла к концу. Благодарим команды за участие, а зрителей – за поддержку! Надеемся, что сегодня вы не только проверили свои знания, но и получили удовольствие от встречи с творчеством великого русского сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
(Звучит музыка.)
Ведущий 2: На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!
(Звучит музыка. Гости могут ознакомиться с книжной выставкой.)



