Сценарий литературного вечера Из глубины веков сердца волнуют снова
Ведущая:
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня мы собрались здесь, в литературной гостиной, чтобы насладиться звуками и словами, посвященными великой и глубокой теме – любви.
С вашего позволения, уважаемые гости, мы отправимся в незабываемое путешествие сквозь пространство и время.
Русская литература XIX века является ярчайшим периодом в истории нашей духовной жизни и национальной культуры, эпохой расцвета творческих идей и великих личностей. Именно в XIX веке родились произведения, которые увековечили имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова, а также множество других поэтов и писателей, обладающих непередаваемым поэтическим мастерством.
Остановившись здесь, мы окунемся в уникальный мир искусства, где каждое стихотворение, каждая строка наполнены самыми разными эмоциями, переживаниями, взглядами на любовь. Благодаря этим талантливым людям, мы почувствуем множество оттенков и грани этого великого чувства, которое сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни.
Желаю всем нам насладиться этим удивительным путешествием в мир русской литературы XIX века и дарю вам возможность ощутить всю магию стихов, наполненных любовью.
Исполняется романс на стихи Пастернака «Ночь» («Свеча горела…»).
(Ведущие после второго куплета во время проигрыша зажигают свечи).
Ведущая:
Любовь – самое поэтически-возвышенное, чистое и прекрасное чувство.
Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо для каждого человека.
Ведущий:
Все начинается с любви…
Твердят: “В начале было слово…”
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!..
Все начинается с любви!..
И озаренье и работа.
Глаза цветов, глаза ребенка –
Все начинается с любви!..
Все начинается с любви!..
С любви, я это точно знаю.
Все. Даже ненависть – родная
И вечная сестра любви.
Все начинается с любви:
Мечта и страх, вино и порох.
Трагедия, тоска, и подвиг
Все начинается с любви…
Весна шепнет тебе: “Живи”…
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься, и начнешься
. Все начинается с любви!
- писал Роберт Рождественский
Ведущая:
На пьедестале же русской литературы навсегда останутся 2 пары: Татьяна Ларина – Евгений Онегин и Наташа Ростова – Андрей Болконский.
(Видеоролик «Письмо Татьяны.)
(Инсценирование «Письмо Онегина).
XIX век, безусловно, остается непревзойденным в отношении многообразия литературы о любви. Это не только горькие, драматические, безответные истории любви, но и любовь – игра, любовь – забава, беззаботное счастье. И опять слово героям любвеобильного и венценосного Пушкина.
Ведущий:
Первый и самый главный представитель, собственно с него все и началось, это, несомненно, Александр Сергеевич Пушкин.
Пушкин – это сама гармония, само совершенство. Безумно талантливый потомок арапа Петра Великого, русский по зову сердца, по широте души, по образованию и по крови, Александр Сергеевич стал непререкаемым авторитетом уже для своих современников. Такой разный, такой неизменно прекрасный, такой неистребимо восхищённый жизнью, такой искренний в каждом моменте своего существования. Воздвигший себе памятник, воспевший любовь и красоту. Он – несомненный лидер, учитель и посредник между веками.
Слайд 1. Портрет Александра Сергеевича Пушкина и петербургской красавицы Елены Влодек.
- Чтец.
«Красавица»
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье,-
Но встретясь с ней, смущенный,
ты Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
Слайд 2 Портрет Екатерины Павловны Бакуниной.
- Чтец.
«ОНА»
«Печален ты; признайся, что с тобой».
- Люблю, мой друг! — «Но кто ж тебя пленила?»
- Она. — «Да кто ж? Глицера ль, Хлоя, Лила?»
- О, нет! — «Кому ж ты жертвуешь душой?»
- Ах! ей! — «Ты скромен, друг сердечный! Но почему ж ты столько огорчен?
И кто виной? Супруг, отец, конечно…»
- Не то, мой друг! — «Но что ж?» — Я ей не он.
А.С. Пушкин.
Ведущая :
Многие поэты и писатели считали Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма
«Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений.
Слайд 3. Портрет Екатерины Сушковой и Михаила Лермонтов.
- Чтец.
«Она была прекрасна, как мечта…»
Она была прекрасна, как мечта
Ребенка под светилом южных стран;
Кто объяснит, что значит красота:
Грудь полная иль стройный , гибкий стан,
Или большие очи?- но порой
Все это не зовем мы красотой:
Уста без слов- любить никто не мог;
Взор без огня- без запаха цветок!
О небо, я клянусь , она была Прекрасна!.. я горел, я трепетал,
Когда кудрей, сбегающих с чела, Шелк золотой рукой своей встречал,
Я был готов упасть к ногам ее,
Отдать ей волю, жизнь, и рай, и все,
Чтоб получить один, один лишь взгляд
Из тех, которых все блаженство- ад!
М. Лермонтов.
Ведущий:
Лермонтов Михаил Юрьевич. Как и Грибоедов, как и Пушкин, ушедший от нас непозволительно рано. Но успевший за свою недлинную жизнь создать такие произведения, такие образы, которые стали краеугольными камнями в истории создания и развития великой русской литературы.
Слайд 4 Портрет графини Александре Кирилловне Воронцовой-Дашковой.
- Чтец.
Как мальчик кудрявый, резва,
Нарядна, как бабочка летом;
Значенья пустого слова
В устах ее полны приветом.
Ей нравиться долго нельзя:
Как цепь ей несносна привычка,
Она ускользнет, как змея,
Порхнет и умчится, как птичка.
Таит молодое чело
По воле — и радость и горе.
В глазах — как на небе светло,
В душе ее темно, как в море!
То истиной дышит в ней всё,
То всё в ней притворно и ложно!
Понять невозможно ее,
Зато не любить невозможно
Михаил Лермонтов.
Ведущая:
Читая стихи Евгения Абрамовича Баратынского, не можешь отказать ему в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно жил, как не всем дано жить», писал о Баратынском Белинский.
Слайд 5. портрет Евгений Баратынский.
- Чтец.
«Муза»
Не ослеплён я музою моею:
Красавицей её не назовут,
И юноши, узрев её, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражён бывает мельком свет
Её лица не общим выраженьем,
Её речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Её почтит небрежной похвалой.
Слайд 6. Портрет кузины Варвары Кучиной.
- Чтец.
«Разуверение»
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь.
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты
Е.Баратынский.
Ведущий:
Федор Иванович Тютчев. За свою длинную жизнь поэт написал всего около 300 стихотворений, но его гений проявился в них в полной мере. Будучи учеником и последователем Пушкина и учителем для последующего поколения поэтов, Тютчев создал прекрасные образцы философской лирики. Его стихотворения исполнены величественной красоты, пронизаны размышлениями о сущности бытия.
Слайд 7. Портрет Федора Тютчева и Елены Денисьевой.
Чтец.
«Я очи знал, – о, эти очи…»
Я очи знал,- о, эти очи!
Как я любил их – знает бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!
Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье, утомленный,
И, как страданья, роковой.
И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слез.
Федор Тютчев.
Ведущая:
Алексей Николаевич Апухтин вошел в русскую культуру классическими романсами, но не только: его именем Александр Блок назвал целую эпоху – глухие апухтинские времена, имея в виду не только восьмидесятые годы XIX века русской истории, но и предшествовавшие им шестидесятые — время больших надежд и общественного подъема, сменившегося глухой реакцией восьмидесятых.
Слайд 8. Портрет Алексея Апухтина.
Чтец.
«Мне не жаль, что тобою я не был любим..»
Мне не жаль, что тобою я не был любим,-
Я любви недостоин твоей!
Мне не жаль, что теперь я разлукой томим,-
Я в разлуке люблю горячей;
Мне не жаль, что и налил и выпил я сам
Унижения чашу до дна,
Что к проклятьям моим, и к слезам, и к мольбам
Оставалася ты холодна;
Мне не жаль, что огонь, закипевший в крови,
Мое сердце сжигал и томил,
Но мне жаль, что когда-то я жил без любви,
Но мне жаль, что я мало любил!
Алексея Апухтина.
Слайд 9. Портрет Александры Панаевой.
- Чтец.
«Когда так радостно в объятиях твоих…»
Когда так радостно в объятиях твоих
Я забывал весь мир с его волненьем шумным,
О будущем тогда не думал я. В тот миг
Я полон был тобой да счастием безумным.
Но ты ушла. Один, покинутый тобой,
Я посмотрел кругом в восторге опьяненья,
И сердце в первый раз забилося тоской,
Как бы предчувствием далёкого мученья.
Последний поцелуй звучал в моих ушах,
Последние слова носились близко где-то…
Я звал тебя опять, я звал тебя в слезах,
Но ночь была глуха, и не было ответа!
С тех пор я всё зову… Развенчана мечта,
Пошли иные дни, пошли иные ночи…
О, Боже мой! Как лгут прекрасные уста,
Как холодны твои пленительные очи!
Алексея Апухтина.
Ведущий:
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). На протяжении всей жизни Фет занимался литературным поэтическим творчеством. Его стихотворения – это своеобразный мир лирика с тонкой душой, овеянной трагедией бытия. Его стихи высоко оценивал Белинский, ставя Фета практически на одну ступень с прекрасным «русским Байроном» – Лермонтовым. Лирика Фета – поразительнейшая, щемящая, исполнена мотивов грусти, трагичности. Печальной дымкой овеяны красивейшие образцы поэзии, вышедшие из-под пера Фета, где красота мира познаётся автором с двух сторон, внешней, черпающей истоки вдохновения в красотах родной природы, и внутренней, главным стимулом которой является любовь.
Слайд 10. Портрет Афанасия Фета.
- Чтец.
«Музе»
Пришла и села. Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой повторяю стих;
И если дар мой пред тобой ничтожен,
То ревностью не ниже я других.
Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.
Всё та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.
Афанасий Фет.
Слайд 11. Портрет дворянки Марии Кузьминичны Лазич.
- Чтец.
«Завтра — я не различаю»
Завтра – я не различаю;
Жизнь- запутанность и сложность!
Но сегодня, умоляю,
Не шепчи про осторожность!
Где владеть собой, коль глазки
Влагой светятся туманной,
В час, когда уводят ласки
В этот круг благоуханный?
Размышлять не время, видно,
Как в ушах и в сердце шумно;
Рассуждать сегодня – стыдно,
А безумствовать – разумно.
Афанасий Фет.
Ведущая:
19 век навсегда останется в истории литературы веком искренней, чистой, целомудренной любви, стыдливой. Любовь проявлялась в нежном взгляде, в прикосновении рук, в безвинных свиданиях по аллеям парка, первом поцелуе. Зато с вулканической энергией тема любви, смелой, эротической, бунтарской врывается в русскую литературу в начале XX века. Блок и Есенин, Куприн и Бунин, Маяковский и Цветаева, Шолохов и Булгаков. Это было связано и с общей раскованностью общества, с приходом в литературу модернистских течений, с угасанием дворянской интеллигентности и с социальными потрясениями, вызванными Первой мировой войной, Октябрьским переворотом и гражданской войной. Любовь, овеянная трагедией войны и революции, звучит в рассказе Бунина.
(Он и Она. «Холодная осень) (Инсценирование)
Танец.
Ведущий:
На этом наш вечер поэзии «Из глубины веков сердца волнуют снова» заканчивается. Хотелось бы, чтобы каждый из нас унёс сегодня с собой частичку доброго, всеобъемлющего, такого нужного нашему сердцу чувства – любви.
Автор: Карабаева Л. Н.