Сценарий литературного вечера Из глубины веков сердца волнуют снова

Русская литература XIX картинка

Ведущая:

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы собрались здесь, в литературной гостиной, чтобы насладиться звуками и словами, посвященными великой и глубокой теме – любви.

С вашего позволения, уважаемые гости, мы отправимся в незабываемое путешествие сквозь пространство и время.

Русская литература XIX века является ярчайшим периодом в истории нашей духовной жизни и национальной культуры, эпохой расцвета творческих идей и великих личностей. Именно в XIX веке родились произведения, которые увековечили имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова, а также множество других поэтов и писателей, обладающих непередаваемым поэтическим мастерством.

Остановившись здесь, мы окунемся в уникальный мир искусства, где каждое стихотворение, каждая строка наполнены самыми разными эмоциями, переживаниями, взглядами на любовь. Благодаря этим талантливым людям, мы почувствуем множество оттенков и грани этого великого чувства, которое сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни.

Желаю всем нам насладиться этим удивительным путешествием в мир русской литературы XIX века и дарю вам возможность ощутить всю магию стихов, наполненных любовью.

Исполняется романс на стихи Пастернака «Ночь» («Свеча горела…»).

(Ведущие после второго куплета во время проигрыша зажигают свечи).

Ведущая:

Любовь – самое поэтически-возвышенное, чистое и прекрасное чувство.

Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо для каждого человека.

Ведущий:

Все начинается с любви…

Твердят: “В начале было слово…”

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!..

Все начинается с любви!..

И озаренье и работа.

Глаза цветов, глаза ребенка –

Все начинается с любви!..

Все начинается с любви!..

С любви, я это точно знаю.

Все. Даже ненависть – родная

И вечная сестра любви.

Все начинается с любви:

Мечта и страх, вино и порох.

Трагедия, тоска, и подвиг

Все начинается с любви…

Весна шепнет тебе: “Живи”…

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься, и начнешься

. Все начинается с любви!

  • писал Роберт Рождественский

Ведущая:

На пьедестале же русской литературы навсегда останутся 2 пары: Татьяна Ларина – Евгений Онегин и Наташа Ростова – Андрей Болконский.

 (Видеоролик «Письмо Татьяны.)

(Инсценирование «Письмо Онегина).

XIX век, безусловно, остается непревзойденным в отношении многообразия литературы о любви. Это не только горькие, драматические, безответные истории любви, но и любовь – игра, любовь – забава, беззаботное счастье. И опять   слово   героям   любвеобильного   и   венценосного    Пушкина.

Ведущий:

Первый и самый главный представитель, собственно с него все и началось, это, несомненно, Александр Сергеевич Пушкин.

Пушкин – это сама гармония, само совершенство. Безумно талантливый потомок арапа Петра Великого, русский по зову сердца, по широте души, по образованию и по крови, Александр Сергеевич стал непререкаемым авторитетом уже для своих современников. Такой разный, такой неизменно прекрасный, такой неистребимо восхищённый жизнью, такой искренний в каждом моменте своего существования. Воздвигший себе памятник, воспевший любовь и красоту. Он – несомненный лидер, учитель и посредник между веками.

Слайд 1. Портрет Александра Сергеевича Пушкина и петербургской красавицы Елены Влодек.

  1. Чтец.

«Красавица»

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В ее сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б в сердце ни питал

Ты сокровенное мечтанье,-

Но встретясь с ней, смущенный,

ты Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

Слайд 2 Портрет Екатерины Павловны Бакуниной.

  1. Чтец.

«ОНА»

«Печален ты; признайся, что с тобой».

  • Люблю, мой друг! — «Но кто ж тебя пленила?»
  • Она. — «Да кто ж? Глицера ль, Хлоя, Лила?»
  • О, нет! — «Кому ж ты жертвуешь душой?»
  • Ах! ей! — «Ты скромен, друг сердечный! Но почему ж ты столько огорчен?

И кто виной? Супруг, отец, конечно…»

  • Не то, мой друг! — «Но что ж?» — Я ей не он.

А.С. Пушкин.

Ведущая :

Многие поэты и писатели считали Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма

«Мцыри»,    стихотворная    повесть    «Демон»,    множество    романтических стихотворений.

Слайд 3. Портрет Екатерины Сушковой и Михаила Лермонтов.

  • Чтец.

«Она была прекрасна, как мечта…»

Она была прекрасна, как мечта

Ребенка под светилом южных стран;

Кто объяснит, что значит красота:

Грудь полная иль стройный , гибкий стан,

Или большие очи?- но порой

Все это не зовем мы красотой:

Уста без слов- любить никто не мог;

Взор без огня- без запаха цветок!

О небо, я клянусь , она была Прекрасна!.. я горел, я трепетал,

Когда кудрей, сбегающих с чела, Шелк золотой рукой своей встречал,

Я был готов упасть к ногам ее,

Отдать ей волю, жизнь, и рай, и все,

Чтоб получить один, один лишь взгляд

Из тех, которых все блаженство- ад!

М. Лермонтов.

Ведущий:

Лермонтов Михаил Юрьевич. Как и Грибоедов, как и Пушкин, ушедший от нас непозволительно рано. Но успевший за свою недлинную жизнь создать такие произведения, такие образы, которые стали краеугольными камнями в истории создания и развития великой русской литературы.

Слайд 4 Портрет графини Александре Кирилловне Воронцовой-Дашковой.

  1. Чтец.

Как мальчик кудрявый, резва,

Нарядна, как бабочка летом;

Значенья пустого слова

В устах ее полны приветом.

Ей нравиться долго нельзя:

Как цепь ей несносна привычка,

Она ускользнет, как змея,

Порхнет и умчится, как птичка.

Таит молодое чело

По воле — и радость и горе.

В глазах — как на небе светло,

В душе ее темно, как в море!

То истиной дышит в ней всё,

То всё в ней притворно и ложно!

Понять невозможно ее,

Зато не любить невозможно

Михаил Лермонтов.

Ведущая:

Читая стихи Евгения Абрамовича Баратынского, не можешь отказать ему в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно жил, как не всем дано жить», писал о Баратынском Белинский.

Слайд 5. портрет Евгений Баратынский.

  1. Чтец.

«Муза»

Не ослеплён я музою моею:

Красавицей её не назовут,

И юноши, узрев её, за нею

Влюбленною толпой не побегут.

Приманивать изысканным убором,

Игрою глаз, блестящим разговором

Ни склонности у ней, ни дара нет;

Но поражён бывает мельком свет

Её лица не общим выраженьем,

Её речей спокойной простотой;

И он, скорей чем едким осужденьем,

Её почтит небрежной похвалой.

Слайд 6. Портрет кузины Варвары Кучиной.

  1. Чтец.

«Разуверение»

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь.

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова,

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье;

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты

Е.Баратынский.

Ведущий:

Федор Иванович Тютчев. За свою длинную жизнь поэт написал всего около 300 стихотворений, но его гений проявился в них в полной мере. Будучи учеником и последователем Пушкина и учителем для последующего поколения поэтов, Тютчев создал прекрасные образцы философской лирики. Его стихотворения исполнены величественной красоты, пронизаны размышлениями о сущности бытия.

Слайд 7. Портрет Федора Тютчева и Елены Денисьевой.

 Чтец.

«Я очи знал, – о, эти очи…»

Я очи знал,- о, эти очи!

Как я любил их – знает бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре,

Жизнь обнажающем до дна,

Такое слышалося горе,

Такая страсти глубина!

Дышал он грустный, углубленный

В тени ресниц ее густой,

Как наслажденье, утомленный,

И, как страданья, роковой.

И в эти чудные мгновенья

Ни разу мне не довелось

С ним повстречаться без волненья

И любоваться им без слез.

Федор  Тютчев.

Ведущая:

Алексей Николаевич Апухтин вошел в русскую культуру классическими романсами, но не только: его именем Александр Блок назвал целую эпоху – глухие апухтинские времена, имея в виду не только восьмидесятые годы XIX века русской истории, но и предшествовавшие им шестидесятые — время больших надежд и общественного подъема, сменившегося глухой реакцией восьмидесятых.

Слайд 8. Портрет Алексея Апухтина.

 Чтец.

«Мне не жаль, что тобою я не был любим..»

Мне не жаль, что тобою я не был любим,-

Я любви недостоин твоей!

Мне не жаль, что теперь я разлукой томим,-

Я в разлуке люблю горячей;

Мне не жаль, что и налил и выпил я сам

Унижения чашу до дна,

Что к проклятьям моим, и к слезам, и к мольбам

Оставалася ты холодна;

Мне не жаль, что огонь, закипевший в крови,

Мое сердце сжигал и томил,

Но мне жаль, что когда-то я жил без любви,

Но мне жаль, что я мало любил!

Алексея Апухтина.

Слайд 9. Портрет Александры Панаевой.

  1. Чтец.

«Когда так радостно в объятиях твоих…»

Когда так радостно в объятиях твоих

Я забывал весь мир с его волненьем шумным,

О будущем тогда не думал я. В тот миг

Я полон был тобой да счастием безумным.

Но ты ушла. Один, покинутый тобой,

Я посмотрел кругом в восторге опьяненья,

И сердце в первый раз забилося тоской,

Как бы предчувствием далёкого мученья.

Последний поцелуй звучал в моих ушах,

Последние слова носились близко где-то…

Я звал тебя опять, я звал тебя в слезах,

Но ночь была глуха, и не было ответа!

С тех пор я всё зову… Развенчана мечта,

Пошли иные дни, пошли иные ночи…

О, Боже мой! Как лгут прекрасные уста,

Как холодны твои пленительные очи!

Алексея Апухтина.

Ведущий:

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). На протяжении всей жизни Фет занимался литературным поэтическим творчеством. Его стихотворения – это своеобразный мир лирика с тонкой душой, овеянной трагедией бытия. Его стихи высоко оценивал Белинский, ставя Фета практически на одну ступень с прекрасным «русским Байроном» – Лермонтовым. Лирика Фета – поразительнейшая, щемящая, исполнена мотивов грусти, трагичности. Печальной дымкой овеяны красивейшие образцы поэзии, вышедшие из-под пера Фета, где красота мира познаётся автором с двух сторон, внешней, черпающей истоки вдохновения в красотах родной природы, и внутренней, главным стимулом которой является любовь.

Слайд 10. Портрет Афанасия Фета.

  1. Чтец.

«Музе»

Пришла и села. Счастлив и тревожен,

Ласкательный твой повторяю стих;

И если дар мой пред тобой ничтожен,

То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу,

Непосвященных я к тебе не звал,

И рабскому их буйству я в угоду

Твоих речей не осквернял.

Всё та же ты, заветная святыня,

На облаке, незримая земле,

В венце из звезд, нетленная богиня,

С задумчивой улыбкой на челе.

Афанасий  Фет.

Слайд 11. Портрет дворянки Марии Кузьминичны Лазич.

  1. Чтец.

«Завтра — я не различаю»

Завтра – я не различаю;

Жизнь- запутанность и сложность!

Но сегодня, умоляю,

Не шепчи про осторожность!

Где владеть собой, коль глазки

Влагой светятся туманной,

В час, когда уводят ласки

В этот круг благоуханный?

Размышлять не время, видно,

Как в ушах и в сердце шумно;

Рассуждать сегодня – стыдно,

А безумствовать – разумно.

Афанасий Фет.

Ведущая:

19 век навсегда останется в истории литературы веком искренней, чистой, целомудренной любви, стыдливой. Любовь проявлялась в нежном взгляде, в прикосновении рук, в безвинных свиданиях по аллеям парка, первом поцелуе. Зато с вулканической энергией тема любви, смелой, эротической, бунтарской врывается в русскую литературу в начале XX века. Блок и Есенин, Куприн и Бунин, Маяковский и Цветаева, Шолохов и Булгаков. Это было связано и с общей раскованностью общества, с приходом в литературу модернистских течений, с угасанием дворянской интеллигентности и с социальными потрясениями, вызванными Первой мировой войной, Октябрьским переворотом и гражданской войной. Любовь, овеянная трагедией войны и революции, звучит в рассказе Бунина.

(Он и Она. «Холодная осень) (Инсценирование)

Танец.

Ведущий:

На этом наш вечер поэзии «Из глубины веков сердца волнуют снова» заканчивается. Хотелось бы, чтобы каждый из нас унёс сегодня с собой частичку доброго, всеобъемлющего, такого нужного нашему сердцу чувства – любви.

Автор: Карабаева Л. Н.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий