Сценарий концерта русской народной песни – С Валенками до Берлина
Сценарии концерта русской народной песни, посвященного портрету Л. А. Руслановой. В статье представлены ключевые моменты, музыкальные произведения и идеи для создания незабываемого мероприятия, которое отразит богатство русской культуры и наследия.
Действующие лица:
- Лида – Л.А. Русланова в детстве
- Автор: Л.И. Семенюк
- Русланова Л.А.- певица, исполнительница русских народных песен Бабушка Лиды
- Дядя Яша – брат отца Л.А. Руслановой
- Подруга Руслановой из фронтовой бригады артистов Офицер
- Девушки, парни, бойцы – участники художественной самодеятельности Дома культуры
- Ведущая (голос за кадром)
( Девочка Лида, Русланова Л.А., Дядя Яша, Подруга Руслановой- участники художественной самодеятельности, обладающие вокальными данными)
Звучит песня «Валенки». Занавес на сцене закрыт. Ярким пятном высвечивается портрет Л.А. Руслановой в народном костюме. Головной убор- платок.
Ведущая: (голос за кадром, на фоне песни)
Родилась в Саратове, там она росла. Лидия Русланова- песня и судьба.
Песня разливалася, а судьба, судьба-
Песней наполнялася, жить, любить звала Валенки, валенки! Удаль не тая,
Спой еще Русланова! Песня- жизнь твоя. (громко звучит припев песни)
Ведущая ( за кадром): Эта песня самая, словно жизнь сама, Лидия Русланова- русская судьба
Мелодия затихает. Открывается занавес. На сцене- уголок деревенской избы. На веревке- пеленки. В углу- зыбка. Ночь. Полумрак. Девочка качает зыбку, напевая колыбельную. Ребенок плачет. Входит бабушка.
Бабушка: Всё орёт малец-то! Мать ему надо! А ей и по ночам неймётся, всё хозяйство на ейных плечах. Тут ещё дед занемог. В больницу его надо
Лида: На чём ехать- то? Лошаденки ведь нет у нас.
Бабушка: Схожу- кА я к Яше, чай пособит. Ты пока огонек засвети.
Уходит за кулисы. За ней девочка, которая возвращается с огарком свечи. Зажигает. Комната наполняется светом. Ребёнок продолжает плакать. Девочка качает зыбку, напевая песню «На улице дождик».
Входит бабушка и Яща.
Бабушка: Поболтай тут с племяшей, а я деда соберу в больницу. Девочке скучно одной. Ночь на дворе, а она не спит гореванная. Вместе попойте! Да и младенец быстрее под песни заснет!
Уходит. Яша тихонько напевает.
Ведущая: Брат Лидиного отца был деревенский знаменитостью. Тысячи песен знал. Да и мать Руслановой часто пела с бабушками. Говаривали :
«Женщины не ворчат, а поют- не стонут, не то причитают» В деревне в
каждом доме вопили по поводу и без него. Запевает одна, другая вступает в напев, а потом несколько в один голос поют, не слушая друг друга… вот и перешла от них к Лиде любовь к русской песне.
Яша тихо поет «Ах вы сени, мои сени», девочка внимательно на Яшу смотрит.
Девочка: (показывая на рот Яши) У тебя там дудочка?
Яша: Не дудочка, а душа.
Девочка: А что такое душа – большая дудочка?
Яша заливается смехом и поет громче. Девочка начинает ему подпевать. Появляется бабушка.
Бабушка: Дед- то заснул. Будить жалко. Весь день-деньской до ночи маялся! Хоть и вреден, а тож человек. (задумывается) Всяк человек на земле живет, яко трава в поле растет.
Яша: Тады по утру его повезем по земле саратовской….
Пригорюнился и тихо запел « Степь да степь кругом, путь далек лежит». Лида и бабушка подпевают. Светает. Малыш заснул. Задремал и Яша. Девочка полусонная, но бодрится…
Лида: Так спать хочется, но нужно маме по хозяйству помочь. Она, видать, тоже умаялась. Сбегаю – кА я на улицу, прохланусь.
Бабушка: На улице – мороз. Валенки одень.
Лида: (надевает валенки и напевает) Валенки, валенки, не подшиты стареньки
Бабушка: что верно, то верно – ветхие валеночки-то у нас. А как такими не быть? Считай, одни – на троих! Дед занемог, а то давно бы уже подшил
Звучит фонограмма песни «Валенки» ( один куплет с припевом). Девочка одевает старую шубейку и валенки. Убегает через некоторое время возвращается.
Бабушка: Набегалась. Чай замерзла? Всё-то на тебе трухлявое. Ножонки с пару, знать, зашлись! Надо снегом потереть. Подожди, счас принесу. А поближе к печи посунься. Коли дед проснется- кличь Яшку. Пора везти его.
Бабушка уходит
Яша: ( протирая глаза). Заснул, а уж светает, ехать надо. По Волге, видать, поедем. Так оно быстрее
Напевает песню «Вниз по Волге – реке»
Яша: Подпевай, племяша! Голосок- то у тебя ладный.
Поют два куплета. Входит бабушка, растирает ноги девочке и тоже поет.
Ведущая: (на фоне тихой мелодии). Русланова запела с шести лет. Она позднее говорила : «Песни учили меня, растили, воспитывали, раскрывали глаза на мир…» В деревне- кругом песни: дома, на полевых работах, в
праздники и будни, на девичьих посиделках …
На сцене вместо уголка с пеленками и зыбкой – уголок горницы. Лишние детали декорации избы убрали. Поставили скамейки, стол, покрытый
скатертью. На столе – старый самовар…). Здесь собрались на посиделки девушки. Они поют песню «ОКРАСИЛСЯ МЕСЯЦ БАГРЯНЦЕМ. Входит Яша наряженный девкой.
Яша: (подражая девушкам своими повадками, разговором). Разминке вы мои подруженьки, не засиделись ли вы в горнице. Троица на дворе, а вы в избе сидите! Айда к реке!
Одна из девушек: Аль жениха искать пойдешь, Яшуля-девица?
Яша: (скромно поджав губы и вздыхая).Девушка я бессчастная: никто меня замуж не берет. Пойду с вами, девоньки, в лес, сплету веночек,
брошу его в лагуну. Может, и мне судьба женишка пошлет, подруженьки мои радушные! Житьбы да радоваться… да слез не лить, да не надрывать сердечушко…
2-Я: Довольно дурачиться, лучше песню выводи!
Яша: (улыбаясь. запевает девичьим голоском). «Уж ты, сад, ты мой сад, сад зелененький…»
ДЕВУШКИ. Ты зачем рано отцвел, обсыпаешься?..
С песней девушки направляются за кулисы. Слышны голоса: «Венки плести. В лагунку бросать! Муженька искать.’…» На сцене – затмение
Ведущая: В пять лет девочка стала сиротой: мать умерла, отец на русско- японской войне… Саратовский приют. Церковный хор, где пела Лида.
Даже многие купцы приезжали, чтобы сироту послушать. Здесь она получила первые азы музыкального образования. Вне церкви Русланова любила петь «ЛИПУ ВЕКОВУЮ» (Фонограмма песни). Позднее Лида работала полировщицей на мебельной фабрике. Здесь она впервые услышала городской жестокий романс.
На сцене – уголок рабочего общежития начала 20 века. (Та же горница. только без лавок. Стол, табуретки.. ) Группа парней и девушек поют: По Дону гуляет, по Дону гуляет, по Дону гуляет казак молодой,
А дева рыдает, а дева рыдает, а дева рыдает над быстрой рекой.
К девице подходит, к девице подходит, к девице подходит казак молодой.
К одной из девушек подходит парень и спрашивает ее, напевая: О чем, дева, плачешь, о чем, дева, плачешь, о чем, дева, плачешь, о чем слезы льешь?»
Девушка отвечает: -А как мне не плакать, а как мне не плакать, а как мне не плакать, слез горьких не лить?! Цыганка гадала, цыганка
гадала,цыганка гадала, за ручку брала».
К девушке подходит одна из подруг в цыганском наряде: -Погибнешь ты, дева, погибнешь ты, дева, погибнешь, ты. дева, в день свадьбы сво- ей»…
Парень: «Не верь, дорогая, не верь, дорогая, не верь, дорогая, цыганки все врут».
Прерывает пение и обращается к Лиде.
Парень: Спой нам. Русланова! Люблю тебя слушать.
Девушка: Спой, спой, Лидунь! Ты самая поющая работница!
Лида:. Но только с условием, что вы мне подпевать будете, А какую петь?
Парни и девушки выкрикивают названия песен. Исполняется песня –«ЗЛАТЫЕ ГОРЫ».
Одна из девушек:. Здорово у тебя получается! Весело, задорно, красиво, с русской удалью…
Парень: Да, что там говорить. Слов не хватает. Чистейший самородок!
2-Й. Ты спой нам еще, а работу за тебя мы все вместе сделаем
Лида поет песню «ВЫЙДУ ЛЬ Я НА РЕЧЕНЬКУ». Раздается фабричный гудок (фонограмма).
Лида: Вот и наш рабочий соловей запел! За дело браться призывает.
Парни и девушки уходят. На сцене – затмение.
Ведущая: Лиде было 13 лет, когда началась война, первая импери- алистическая. Работала в санитарном поезде, ухаживала за ранеными, пела им, выбирая самые близкие, самые понятные солдату песни. В 16 лет
– первый «официальный» концерт для солдатских депутатов на сцене оперного театра… Шли годы. Русланова становилась опытной певицей. Ни сцены, ни публики она уже не боялась. Поступила в консерваторию.
Поняв, что академической певицей ей не быть, оставила учебу. Зрителям же несла свою душу, все то, чем полна была с детства – естественное, непосредственное, деревенское…
На сцене – свет. Русланова вместе с участниками художественной
самодеятельности исполняет песни: «ЗА ГОРОЮУ КОЛОДЦА». «ИЗ- ПОД ДУБА, ИЗ-ПОД ВЯЗА» Уходят.
Ведущая: Лидия Андреевна где только не выступала: в поле для тружеников села, в праздничных концертах в Большом театре и в Колон- ном зале Дома Союзов, на съезде знатных людей, в школах и в цехах заводов… Нередко приходилось за вечер участвовать в двенадцати кон- цертах – все хотели слушать Русланову, а она не могла отказать. Особо полюбились «ВАЛЕНКИ».
Звучит мелодия «ВАЛЕНОК». Выходит пожилой мужчина, (на фоне мелодии без слов)
Чтец: Я вновь воскрешаю забытое.
Собираю пластинки старательно. Россия росла под Русланову,
Под песни с хрипинкой, с царапинкой. Они многим с детства знакомы –
Забыть эти песни нельзя. Я сам в те далекие годы Русланову слушал,нося Не подшиты, стареньки…
Громко звучит один куплет песни «ВАЛЕНКИ». Вовремя текста, ведущей выступления чтеца – на сцене оформили землянку.
Ведущая: Когда началась Великая Отечественная война. Русланова стала участницей 1-й фронтовой бригады артистов. Всегда была на боевом
посту. С песней прошла всю войну, выступая в минуты затишья, под бомбоубежищами на опушке леса, в поле, в землянках и госпиталях. Нео- днократно пела в блокадном Ленинграде. Лидия Андреевна первой ис- полнила песню «КАТЮША».
Исполняется песня «КАТЮША», муз. М. Балтера, сл. М. Исаковского, в зале тоже поют. На сцене остается одна из участниц художественной самодеятельности – подруга Руслановой
Подруга: Русланова любила петь с простыми людьми, с хором. С особой теплотой и нежностью пела она для бойцов Красной Армии и с ними вместе. Солдаты всегда встречали певицу громом аплодисментов, утраивали овации, выражали слова признательности и особого уважения Как сейчас вижу такую картину: землянка, бойцы, я. Русланова и баянист.
Боец: (обращаясь к Руслановой). Видишь, какие мы чумазые после боя.
Но песней своей ты умыла нас как мать умывает детей своих. Великое спасибо! Сердце оттаяло. Спой еще!
Русланова: (поет) «Вот мчится тройка почтовая по Волге-матушке зимой. Ямщик уныло напевая, качает буйной головой».
Раздаются взрывы Бойцы уходят. Остаются только раненые. Один стонет.
Боец: Мама! Мама!
Русланова подходит к нему, садится рядом, берет его руки в свои и тихо напевает колыбельную.
Подруга: Поет, сама плачет, словно сын умирает. А раненый все стонет, мечется. Вскоре его увезли. Так и не узнала Лида – жив ли он. Наступила поздняя осень. Другой участок фронта. Снова концерт. Поет Русланова. Неожиданно к ней бросается боец с Золотой Звездой на гимнастерке.
Боец: Мама! Мама! Я узнал тебя по голосу, помню, вы мне пели, когда я умирал!
Подруга: Лида с ним встретилась и после этого случая в районе Сухиничей. Он снова был ранен.
Боец: Мама, теперь я верю, что доживу до Победы, если нашел вас, если раненый, дополз.
Подруга: Концерты! Концерты! Сотни! Тысячи! Но вот – конец войне. Русланова поет частушки. К ней бросается офицер. Вся грудь в орденах!
Офицер: Мама! Я выжил, выжил. Победа за нами! Мы победили, по- бедила и русская песня!
Русланова: Это ты, родной, победил! Даже на грани жизни и смерти ты верил в нашу победу. В твоей истории есть что-то легендарное. И наша троекратная встреча. И финальная радость . Вон ты какой красавец!
Герой! Живой, невредимый, весь в орденах!
Офицер: (кланяясь Руслановой). Это ваши песни спасли меня! Спасибо вам великое!
Подруга: Вспоминаю и такой случай. Прифронтовой госпиталь. Бойцы крутят «ЛИПУ ВЕКОВУЮ-… На сцене – та же землянка. Звучит фоног- рамма песни. Заходят артисты. Русланова в деревенской одежде: в те- логрейке, цветастом платке, в валенках.
Русланова: Отдыхаете?
Боец: Не, мы на посту.
Русланова: На посту, а патефон крутите.
Другой: Не твое дело, проходи дальше.
Русланова: (разыгрывая их). А кто же поет?
Третий: Ну и темная же ты женщина! Это поет знаменитая Русланова! Неужели не слыхал?!
Русланова: Как же не слыхала, когда я и есть Русланова.
Бойцы смеются.
Русланова: Не верите – могу документ оказать
Боец: Да документ у тебя может быть фальшивым
Русланова: Ну, тогда голос настоящий. Доказать?! Бойцы с недоверием смотрят на нее
Русланова: Что молчите? Могу продолжить прерванную песню. А лучше… (обращается к баянисту). Давай наши, саратовские!
Исполняются частушки из репертуара Л. А. Руслановой – см. в при- ложении. Бойцы благодарят певицу, извиняются, просят спеть еще.
Русланова:Только вместе с вами! Знаете «СТЕПЬ ШИРОКУЮ»?
Бойцы: (хором). Конечно!
Русланова: Тогда все вместе и споем!
Исполняется песня «СТЕПЬ ШИРОКАЯ». Раздаются взрывы.
Боец: Сейчас мы заткнем им глотки, песней, нашей, русской! Уходит за кулисы и возвращаете с каким-то оборудованием
Боец: Вот. начальник госпиталя дал нам походную радиостанцию. Только ради Руслановой. Он – ее давнишний поклонник.
Подруга: Голос Руслановой зазвучал на всю округу, где шел бой. Немцы даже заслушались и перестали стрелять. А в это время красноармейцы
совершили передислокацию. Концерт длился три часа. Вскоре певицу наградили орденом Красной Звезды за то, что она и русская песня внесли значительный вклад в победу над врагом. Визитной же карточкой выступлений Лидии Андреевны стали «ВАЛЕНКИ». Знаменитые руслановские «Валенки» дошли до Берлина! Их она пела на ступеньках дымящегося Рейхстага в сопровождении солдатского хора. Вместе с бойцами певица на его стенах оставила и свой автограф. Русские валенки прошагали по всей России и победоносно «взвились» над поверженным Рейхстагом!
Яркий свет на сцене и в зале. Выходят все участники театрализованного концерта. В центре – рядом с Руслановой, пожилой мужчина в военном костюме 40-х годов.
Ветеран: Не выдадим песню свою. Как мы отстояли навеки В Отечественную войну Отечественные реки.
Когда мы с «Ура!» хоровым
И с песнями в глотках рисковых Рванули вперед на Берлин
Из страшных снегов подмосковных
В валенках, в валенках,
В неподшитых, стареньких…
Громко звучит песня «ВАЛЕНКИ» в исполнении Л. А. Руслановой (фонограмма). Танцевальный коллектив Дома культуры исполняет веселую хореографическую композицию «ВАЛЕНКИ». После нее все участники поют последний куплет и два других со следующими словами: Песня русская лилась…
С ней мы воевали, –
В рукопашные не раз Немцам поддавали В валенках, валенках,
Неподшитых, стареньких…
Вперед выходит мужчина (ветеран).
Все поют: -Валенки, валенки, не подшиты, стареньки! Валенки, валенки, не подшиты, стареньки!..». Луч света направляется на портрет Л. А. Руслановой.
Автор: Л.И. Семенюк