Сценарий Дня поэзии в игровой форме для детей

Ведущий: Здравствуйте, ребята! 21 марта отмечается Всемирный день поэзии. Сегодня мне хотелось бы рассказать вам о некоторых любопытных

стихотворных жанрах. Но всё это будет проходить в игровой форме. Поэтому давайте разделимся на команды и попробуем вместе окунуться в мир поэзии.

Пока ребята делятся на команды, входит Поэзия

Поэзия: Я справиться со скрипкой не смогла,

Не научилась рисовать красиво.

Со мной творятся странные дела:

Рифмую целый день без перерыва.

«Скорее руки мой! Обед готов», –

Приносит мама мне тарелку супа.

«Нет! Лучше я пойду ловить котов!» –

Кричу я в рифму, хоть и знаю: глупо.

«Тебе уроки делать не пора?»

В ответ нахально заявляю маме:

«Я сделала их все ещё вчера!»

Ну да, неправда…Но зато стихами!

Здравствуйте, ребята! Надеюсь, вы догадались, кто я?

Ребята называют варианты ответов. Ведущий помогает отгадать, что это Поэзия.

Поэзия: Всё верно – я Поэзия! И появилась я здесь, потому что вы решили посетить мой мир. А я, как хорошая хозяйка, должна вас сопровождать и помогать вам во всем.

Ведущий: Ну, вот и отлично! Теперь мы точно справимся со всеми заданиями. Давайте же отдадим поэтам дань уважения и вспомним их фамилии.

Ведущий произносит имя отчество поэта, ребята должны назвать фамилию.

  1. Агния Львовна (Барто)
  2. Самуил Яковлевич (Маршак)
  3. Сергей Владимирович (Михалков)
  4. Корней Иванович (Чуковский)
  5. Александр Сергеевич (Пушкин)
  6. Сергей Александрович (Есенин)
  7. Михаил Юрьевич (Лермонтов)
  8. Иван Андреевич (Крылов)
  9. Василий Андреевич (Жуковский)
  10. Иван Алексеевич (Бунин)
  11. Пётр Павлович (Ершов)
  12. Фёдор Иванович (Тютчев)
  13. 13.Афанасий Афанасьевич (Фет)

Поэзия: Молодцы ребята!

Поэзия: А теперь мне бы хотелось почитать стихотворения поэтов. А вы мне в этом поможете.

Поэзия с ребятами читают стихотворения

Ведущий: Поэтов почествовали, поговорим о поэзии и её жанрах. Сейчас я каждой команде раздам стихотворение Николая Гумилёва, а вы, прочитав его, должны догадаться, кому оно посвящено.

Ангел лёг у края небосклона,

Наклонившись, удивляясь безднам:

Новый мир был синим и беззвёздным,

Ад молчал, ни слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,

Хрупких рук испуг и содроганье,

Миру снов досталось в обладанье

Ангела святое отраженье.

Тесно в мире, пусть живёт мечтая

О любви, о свете и о тени,

В ужасе предвечном открывая

Азбуку своих же откровений (Анна Ахматова)

Поэзия: Хочу немного подсказать вам: имя и фамилия этой женщины зашифрованы в самом стихотворении.

(Ребята отвечают)

Ведущий: Как вы догадались? (Ребята отвечают). Подобные стихи, в которых начальные буквы строк составляют слово или фразу, называются акростихами. Слово это пришло из Греции («акро» – крайний, «стихос» – стих). Говорят, давным – давно, в V в. До н.э., жил в городе Сиракузы древнегреческий поэт Эпихарм, и именно он придумал акростих. Зачем ему это было надо? Тогда не было принято подписывать свои произведения, а автору всё – таки хотелось, чтобы о нём узнали. Вот он и вписывал в акростихи своё имя.

Поэзия: Акростихи писали очень многие: и в Древней Греции, и в средневековой Европе, и в России начиная с XVII в. И какие только слова в них не прятали! Не только имя автора, но и имя того, кому эти стихи были посвящены, и тайные послания (да и хоть объяснения в любви!), и даже вели секретную переписку.

Ведущий: Теперь следующая загадка:

У них такой прелестный вид,

Когда их занимает чтение!

И каждый с книжкою сидит

В прекрасном настроении.

Поэзия: А отгадка, о ком идёт речь, и спрятана здесь в виде телестиха.

Ведущий: Найдите отгадку и попробуйте догадаться, что же это такое – телестих? (Отгадка: дети. Телестих – стихотворение, у которого последние буквы строк, составляют слово или фразу.)

Ребята отвечают

Ведущий: Ну а в этом стихотворении вам нужно будет отгадать не просто слово, а целую фразу:

<…>

Где Волга скажет «лю»,

Янцекиянг промолвит «блю»,

И Миссисиппи скажет «весь»,

Старик Дунай промолвит «мир»,

И воды Ганга скажут «я»…

<…>

В. Хлебников. Ладомир

Ребята отвечают

Поэзия: Ребята, вы всё лучше и лучше начинаете понимать поэзию! Действительно, получается «Люблю весь мир я». Когда слово или фраза складывается в середине из нескольких букв – это называется мезостих.

Ведущий: А сейчас я расскажу вам о пятистишиях, которые называются лимерики. Поэзия, прочти нам, пожалуйста, примеры лимериков.

Поэзия: Жила на горе старушонка, Учила плясать лягушонка.

Но на все «раз и два» Отвечал он «ква – ква!».

Ох и злилась же та старушонка!

Э. Лир «Жила на горе старушонка…»

Вот ещё одно стихотворение – лимерик:

Жил старичок между ульями,

От пчёл отбивался он стульями. Но он не учёл

Числа этих пчёл

И пал смертью храбрых меж ульями.

Э. Лир «Жил старичок между ульями…»

Ведущий: Посмотрите на примеры лимериков и ответьте на вопрос: по каким правилам они пишутся? (Первая строка рифмуется со второй и пятой, а третья с четвёртой, причём третья и четвёртая строчки короче остальных. Примерный сюжет лимериков: первая строчка описывает героя, а вторая, третья, четвёртая и пятая строки рассказывают о том, что с ним произошло. А происходит обычно что – то удивительное, абсурдное, бессмысленное и при этом смешное.)

Ребята отвечают

Поэзия: Лимерики начали сочинять ещё в XVII в. Говорят, что произошло это в ирландском городе Лимерике.

Ведущий: Теперь задание немножко посложнее. В пропущенные места вы должны подобрать рифмующиеся слова. Я буду читать стихотворение а вы попробуйте досочинить недостающие фрагменты.

Как то раз человек с кочергой Шёл по городу…(грязный такой);

Тем, кто лез с замечаньем, … (Отвечал он молчаньем) И лупил их своей кочергой.

Жил в Москве очень странный щенок, Кости просто …(терпеть он не мог)!

Ел перчатки, и шапки,

И… (ботинки), и …(тапки).

Вот такой… (бестолковый щенок!)

Ребята выполняют задание

Ведущий: Ну и напоследок познакомимся с тавтограммами. Вот послушайте:

Мой милый маг, моя Мария,

Мечтам мерцающий маяк,

Мятежны марева морские,

Мой милый маг, моя Мария,

Молчаньем манит мутный мрак…

Мне метит мели мировые

Мой милый маг, моя Мария,

Мечтам мерцающий маяк.

В. Брюсов. Мой маяк.

Ведущий: А теперь назовите правила написания тавтограммы. (Все слова начинаются с одной буквы).

Ребята отвечают

Поэзия: Правильно, ребята! Слово тавтограмма произошло от греческого «тавто» – тот же самый, «грамма» – запись, письмо.

Ведущий: На первый взгляд кажется, что это просто народное творчество вроде частушек или загадок. Но и серьёзные поэты тоже писали тавтограммы, как видите, ведь это отличный способ и самому развлечься, и читателя развлечь. Завершилось наше путешествие в стану поэзии, хотя рассказывать можно ещё очень долго.

Поэзия: Не все люди любят стихи и понимают их, и тем более могут сочинить. И иногда поэтом можно назвать не только человека, пишущего стихи, поэтами люди бывают по складу своей натуры, характера, люди, видящие необычное, прекрасное в обычных вещах, явлениях, мимо которых другие проходят, не замечая. И, как верно подметил поэт Николай Доризо:

<…>

Не тот поэт, кто сочиняет сам,

А тот, кто сердцем чувствует поэзию.

«Поэтов узнаю я по глазам…»

Ведущий: Думаю, что и среди вас есть такие поэтические натуры. И сегодня, я надеюсь, что хоть немного, но мы помогли вам раскрыться.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий