Русский народный костюм, сценарий мероприятия для детей. Знакомство с историей старинного русского народного костюма.
Откройте для себя мир русского народного костюма через увлекательное мероприятие для детей! Сценарий, который познакомит с традициями и историей русской культуры: как одевались на Руси, из чего состоит русский костюм и особенности образа девушки в русском костюме. Погрузите детей в атмосферу русско народных праздников и прививайте любовь к богатейшему наследию!
- Народный характер,
- Народный напев,
- Народный костюм –
- Он для разных утех.
- В нем можно работать,
- В нем можно плясать,
- В нем песни России
- Родной – распевать.
В наши дни мы смотрим на старинный народный костюм с восхищением и недоумением.
Почему наши предки тратили столько труда и времени на свою одежду?
Почему они делали ее такой нарядной?
Как в курной избе крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, создавалось и жило «чудо чудное, диво дивное» – народный костюм?
Это была не просто одежда, а сказка. Хотите послушать?
Еле заметный свет мерцает в маленьком окошечке. Среди полной темноты и тишины он извещает о событии важном и таинственном – родился человек. Ласковые женские руки омывают его и завертывают беззащитное тельце в первый покров, в первый вид его одежды. Теперь малыш будет неразрывно связан с землей, будет на ней работать, отдавать ей свою силу, а она растить для него пищу и все то, без чего он не сможет существовать.
Первое чувство любви у матери появляется в желании защитить своё дитя. Сколько сердечного тепла вкладывала молодая мама в создании первой детской рубашки, выбирала тонкий хороший холст и начинала вышивать на нем узоры.
Узоры на рубашке были простые, как жизнь ребенка. Тонкие цветные полоски символизировали прямые и удачливые дороги его жизни. Волнообразные линии и различные зигзаги изображали воду. Легкие, перекрещивающиеся под углом стежки – ряд маленьких елочек. Неслучайно заботливая мать нанесла их на детскую рубашку. Ель – дерево жизни и добра, оно всегда должно охранять человека, помогать ему на жизненном пути.
Рубаха была основной часть костюма на Руси. Ее носили и дети, и женщины, и мужчины.
Женскую рубаху крестьянки шили из белого домотканого полотна. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными внизу рукавами.
На рукавах вышивали замысловатые, необыкновенной красоты узоры. Как вы думаете, с какой целью их вышивали? (Украшение и оберег).
Рассмотрите иллюстрации женских рубах.
- Где выполнены узоры?
- Что старались защитить женщины от злых духов?
Дети высказывают свои мнения.
Узором «ограждали» ворот, так как он примыкает к шее, а шея держит голову. Оберегали руки, они были главными работниками в крестьянском быту. Вышивался низ рукава, оплечье, ластовицы (подмышки). Подол рубахи расшивался, чтобы оградить ноги от зла и неудачи.
Узоры имели глубокий смысл. Ромбы и квадраты с точками посередине – символы засеянного поля, невиданные цветы и диковинные деревья – символы плодоносящей почвы; птицы и животные – символы тепла и солнца. Главной фигурой вышитых узоров является изображение женщины с поднятыми к небу руками. Это жест обращения к небу или солнцу.
- Слова старинной песни рассказывают, что изображала рукодельница на своей рубахе:
В первый раз вышивала,
Красно солнце с маревами,
Во второй раз вышивала
Сине небо с облаками,
В третий раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звездами…
В старину существовал обряд «чтения узоров». Хотите узнать о нем?
В одно из сел собирались из ближних и дальних мест девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах с затейливыми узорами. Пришедшие на празднество парни выбирали себе в провожатые старую женщину, которая поясняла им значение изображенных на девичьей одежде узоров. По вышивке парни судили о трудолюбии и способностях девушек и выбирали себе невесту.
- Чем же украшены рубахи? (Орнаментом).
- Какой цвет преобладал в орнаменте? Почему? (На Руси красный означал красивый).
Задание: Детям предлагается выполнить узоры на шаблонах женской рубахи. В конце работы проводится анализ выбранного цвета, узора и его расположения.
Может оказаться, что дети выполнят изображение растений и животных близко к натуральным. В этом случае необходимо пояснить, что в старину мастерицы не изображали натуралистические картины природы. Они владели специальным изобразительным языком.
Народ связывал с рубахой немало разных поверий. Считалось, например, что продавать ее нельзя – потеряешь счастье. А свадебная рубаха якобы обладала целебной силой.
- Как вы думаете, красиво выглядели будничные или праздничные рубахи? (Праздничные).
К праздничной одежде относились очень бережно. В самых лучших нарядах крестьяне даже не присаживались на лавку, боясь испачкать или помять их. Нередко случалось, что невесту в свадебном наряде под руки выводили к гостю и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.
Русская народная одежда различалась не только по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), но и по возрасту, семейному положению, месту жительства. В каждом уезде (районе), в каждом селе были свои особенности в одежде.
Для русского костюма характерны два основных типа: южный и северный. Это связано с разным экономическим развитием южной и северной территории России. Особенно заметны различия в женском костюме.
Женский костюм южного типа (понёвный комплект)
В южнорусском костюме самой главной деталью была понёва. Понёва – это прабабушка современной юбки. Она надевалась поверх рубахи. Понёва шилась глухой или распашонкой. Во время работы крестьянки обычно подворачивали полы распашной понёвы за пояс.
Как вы думаете, почему?
Понёву носили в основном замужние женщины, и в памяти народа она осталась как «вечный хомут и бабья кабала». Существовал обряд – «загонять в поньку» (понёву), когда в праздник на девушку при всех родных подруги надевали понёву. Теперь эту девушку можно было сватать.
Дополнял одежду крестьянки передник (запона, завеса, занавеска, нагрудник – так по-разному называли его в разных регионах России).
В некоторых районах замужние женщины носили навершник. Сейчас подобную одежду мы назвали бы демисезонной, поскольку одевали ее обычно осенью или весной. Навершник всегда старались украсить вышивкой, аппликацией из ткани, блестками.
Дети повторяют предметы южнорусской одежды, которые они запомнили.
Был ли сарафан в южнорусском костюме? (Нет).
Женский костюм северного типа (сарафанный комплект)
Сарафан являлся главной частью северорусского костюма. Его носили на Руси с 14 века. Наиболее распространенным был сарафан из однотонной ткани со швом посередине переда, отделанный узорными лентами, кружевом, медными и оловянными пуговицами.
Другой вид сарафана получил название москвич. Его шили из пестрой ткани, которая вверху собиралась мелкими складками.
Еще в северный костюм входили душегреи (епанечки, коротены) – коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики. В какой сказке А.С. Пушкина вы уже встречали это слово? («Сказка о рыбаке и рыбке»):
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею…
В ненастную погоду деревенские модницы надевали телогреи – кофты с воротником и длинными рукавами. По силуэту они напоминали маленькие шубки.
Душегрея, телогрея
- Как в русском языке называются такие слова? (Сложные).
- От каких слов они образованы? (Греть душу, греть тело).
- Ребята, посмотрите друг на друга, а теперь – на меня. Девочки, почему у вас повязаны на голове ленты, а у меня головной убор – кичка? (Так как вы замужем, а девочки – нет).
- Замужние женщины прятали волосы, заплетенные в две косы, от «дурного глаза» и от позора. Им нельзя было показываться на улице с непокрытой головой. До нас дошло слово опростоволосилась. Что оно значит? (Попала впросак, в нелепую ситуацию).
Молодые девушки оставляли волосы непокрытыми. Вспомните пословицу:
«Девичья коса – всему миру краса».
В связи с этим головные уборы русских женщин четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.
На доске – изображения головных уборов. Дети находят среди них девичьи и женские и объясняют свой выбор (открытая или закрытая теменная часть).
Кокошники (показывает) носили в основном в северных регионах России. Их богато украшали жемчугом, перламутром, бисером, серебряной и золотой нитью.
На головные уборы часто наносились солнце, звезды, композиции, связанные с небесным «ярусом» мира. Даже многие наименования женских головных уборов восходят к названиям птиц – существ, как бы связывавших землю и небо: сорока, кичка (утка), кокошник (от кокошь – курица).
Итак, головные уборы связаны с образом неба. Вспомните, что изображалось на рубахах? Узоры на рубахе, понёве выражали идею землю. А что же, по-вашему, символизировали длинные пояса, иногда украшенные головами ящеров? (Они символизировали подземно-подводный мир.)
Таким образом, одетая в праздничный наряд крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной. Это говорит о том, что русский человек ощущал себя необходимой частью мироздания.
Несмотря на многоообразие женского народного костюма, в нем есть много общего – величавость, пластичность, завершенность.
Вспомните эпитеты, которыми русский народ в поэзии награждал женщин. (Лебедушка, лебедь белая, пава, утушка, сера утица, голубка.)
И это неслучайно, ведь птицы – древнейший символ добра и благополучия.
Вспомните строки, в которых девушку сравнивают с павой: Красна девица идет,
Словно павушка плывет, На ней платье голубое, Лента алая в косе,
На головушке перо… А сама-то величава,
Выплывает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.
- Откуда эти строки? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».)
- А вот строки, где девушку сравнивают с голубкой, лебедушкой.
Гулял молодец
С красной девицею.
С красной девицею,
Со голубицею.
Девушки, вы, девушки,
Белые лебедушки!
Выйдите на улицу,
Ударьте в ладоши!
Снова вернемся к понёвному комплекту. Какой кажется вам женщина в этом костюме? (Она – приземистая, дородная, круглая, полная).
И это неслучайно, ведь полнота означала для крестьян здоровье, а здоровье – это и дети, и работа «до седьмого пота».
Мужской крестьянский костюм не имел значительных отличий.
Из чего он состоял? (Из рубахи и портов (штанов).
Рубаха шилась длиною до колена и подпоясывалась кушаком, к которому подшивали все необходимые в быту личные предметы: кошелек, кисет, гребешок. Почему так делали? (Карманов не было.)
Праздничную рубаху ярко украшали. Порты шили из темной ткани, иногда – в полоску.
Верхней одеждой крестьянам служили зипун или кафтан из домотканого сукна. В холодное время – свита.
А что надевали зимой крестьяне? (Теплую одежду чаще всего из овчины, мехом внутрь, с большим воротником и рукавами.)
Для чего делали большой воротник и длинные рукава? (Чтобы согреть шею, голову и руки.)
Такую одежду называли тулупом. Носили его и мужчины, и женщины. Посмотрите на иллюстрацию и скажите, чем женский тулуп отличается от мужского? (Женские полушубки украшались орнаментом из кусочков кожи и тесьмы.)
Какие старинные головные уборы мужчин вы знаете? (Обычно носили войлочный колпак с отворотом и без отворота.)
Позже появился картуз – фуражка с козырьком. Зимой носили треухи и меха
- прообраз будущей ушанки.
Посмотрите на тех молодых, красиво одетых людей. Какое настроение у них создавала эта одежда? (Веселое, задорное, радостное…)
А когда настроение веселое, радостное, что хочется делать? (Петь, танцевать.)
- Что вы знаете о старинной русской обуви? В чем ходили на Руси? (Веками самой типичной для России обувью были лапти.)
- Из чего плели лапти? (Из лыка.). А что такое лыко? (Подкорка липы.)
Иногда, правда, использовали дуб или березу. Лыко разных пород дерева придавало лаптям различные оттенки. Для того чтобы сплести одну пару лаптей, надо было содрать кору трех-четырех деревьев. Подошвы лаптей для крепости прошивали толстой веревкой. Внутрь для тепла и мягкости клали солому, а ноги обматывали онучами.
Что такое онучи? (Куски ткани, портянки.)
- Как лапти держались на ногах? (С помощью кожаных ремешков или веревок, обмотанных вокруг ноги.)
Всем хороши были лапти, вот только снашивались быстро. Зимой одна пара лаптей служила десять, а летом всего четыре-пять дней. Поэтому, отправляясь в дальний путь, приходилось брать с собой три-четыре пары.
Валенки появились на Руси намного позже. Они стоили дорого, поэтому в бедных крестьянских семьях на всех детей могла быть одна пара. Их надевали по очереди. И лапти, и валенки на Руси любили. Не зря о них сложили песни. Дети, давайте споем все вместе русскую народную песню «Валенки» (исполнение песни хором).
Шили на Руси и кожаную обувь: различные сапоги, чёботы, коты (женские туфли). Первую кожаную обувь делали одинаковой для обеих ног. Только в процессе ношения она приобретала нужную для правой и для левой ноги формую.
- На Руси говорили: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Объясните, дети. (Русский народ всегда отличался своей смекалкой и сообразительностью.)
- Сегодня нам иногда кажется, что народный костюм и современная одежда – совершенно противоположные вещи. Ведь старинная одежда тесно связана с обычаями и образом жизни старой деревни, а современный костюм привлекает своей новизной и отражает нашу шумную и стремительную жизнь. Но все чаще и чаще перенимаем мы то оборочку, то поясок, то узор и даже фасон старинного платья. Именно это вы показали в своих рисунках, когда рисовали современный костюм с элементами старины.
- Закончу наше занятие словами, смысл которых, я думаю, теперь понятен вам:
«Слава и мой низкий поклон безымянным русским женщинам прошлых времен, которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли в будущее свое искусство, название которому «русский народный костюм». Он является сегодня гордостью национальной культуры».
Автор: Петрова В. В.