Праздничные мероприятия для детей. Как подготовить детский праздник, написать сценарий, советы и рекомендации.

Праздничные мероприятия для детей

Праздничное мероприятие как одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребёнка представляет собой синтез практически всех видов искусств.

В процессе подготовки и проведения детского праздника используются разнообразные виды деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. Но, самое главное, мероприятие способствует развитию творческих способностей.

Цель массового детского мероприятия – не только организация содержательного свободного времени детей, удовлетворение их интересов посредством различных форм культурно-массовой работы, направленной на повышение воспитательных функций досуговой деятельности. В результате проведения мероприятия должны быть решены задачи, четко сформулированные организаторами.

До детей, вовлечённых в праздничные мероприятия, надо стремиться донести понимание того, в чём они участвуют. Несоблюдение традиций и ритуалов, неграмотное распределение их в праздничном торжестве значительно снижают его результативность. Новые праздники, привнесённые из другой культурной среды (например, Хэллоуин, День святого Валентина и др.), компенсируют неудовлетворённость содержанием, организацией и проведением массовых российских праздников.

Детская праздничная культура в её традиционном понимании начинает постепенно теряться, что не соответствует потребностям общества. Этого можно избежать, если обратиться к праздничному культурному наследию, которое было накоплено годами. Тогда праздники не просто соответствовали своей эпохе, но и были тесно связаны с социальными и духовными идеалами. Являясь важным инструментом воспитания, детский праздник при всех видоизменениях должен соответствовать коду культуры.

Одна из наиболее распространённых форм работы с детьми – игра

В ней формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир. Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений. И, конечно, игры носят воспитывающий характер, они направлены на развитие способностей и активности детей.

Повсеместно используются такие формы, как соревнование и конкурс. Они помогают детям становиться коллективом, способствуют развитию чувства командного духа, сопереживания и взаимопомощи, а также включению одного коллектива в отношения с другими коллективами.

Сейчас всё более популярными становятся длительные досуговые программы, включающие в себя несколько мероприятий, объединённых общей темой или темами, направленные на решение разнообразных задач в течение какого-либо времени. Примерами таких программ могут служить различные квесты.

При организации работы с детьми важно не только правильно выбрать форму мероприятия.

На решение поставленных задач огромное влияние оказывает и правильно подобранный материал. Очень часто в мероприятиях используются музыкальные композиции иностранных авторов. Причём организаторы не всегда осведомлены о содержании произведений, так как не интересуются переводом, не знают историю их создания, тогда как в нашей многонациональной стране очень много музыкальных произведений, созданных для детей. Это не только мелодии, ставшие классикой, но и современные, которые важно и нужно использовать при подготовке развлечений для детей.

Ещё один аспект, на который нужно обратить внимание, — это подбор героев для мероприятия. ТВ-произведения и интернет-игры внедряют культ героев, чуждых российскому обществу, несущих много негатива. Организаторы детских праздников, осознавая свою миссию, должны взять на себя ответственность и продвигать среди детей культ добра и света.

Одним из самых ярких, масштабных праздников для детей по праву стал Международный день защиты детей, который отмечается в первый день лета, 1 июня, во многих странах мира. Это — один из самых первых праздников, которые стали считаться международными и отмечаться в один день сразу во многих государствах.

Идея проведения Дня защиты детей прозвучала в 1925 году в Женеве на Всемирной конференции, посвящённой благополучию детей. Понимание того, что такой день необходим, возникло из-за множащихся опасностей, от которых дети нуждаются в защите. Праздник официально учредили в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин. А через год, в 1950 году, 1 июня впервые был проведён Международный день защиты детей, после чего этот праздник стал проводиться ежегодно.

У Международного дня защиты детей есть флаг.

день защиты детей флаг

На зелёном фоне, символизирующем рост, гармонию, свежесть и плодородие, вокруг знака Земли размещены стилизованные фигурки людей — красная, жёлтая, синяя, белая и чёрная. Эти человеческие фигурки символизируют разнообразие и терпимость. Знак Земли, размещённый в центре, — это символ нашего общего дома.

В России с 1 июня – Международного дня защиты детей – начинаются школьные каникулы, во время которых для детей устраивают весёлые праздники с раздачей угощений, конкурсами, играми, концертами, театрализованными представлениями и т.п.

Технология создания мероприятия для детей

Массовое мероприятие играет большую роль в жизни ребёнка, если оно интересно задумано и удачно проведено. Так какова же структура организации детского массового мероприятия? С чего начать тому, кто поставил цель организовать мероприятие для детей? Попытаемся сформулировать ответы на эти вопросы.

Всю организацию массового мероприятия можно разделить на четыре этапа:

  1. Конструирование.
  2. Подготовка.
  3. Проведение мероприятия.
  4. Анализ.

Каждый этап предусматривает серьёзную детальную проработку.

Конструирование мероприятия для детей

Организация мероприятия должна начаться с принятия решения о его проведении. А прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в его проведении. После того, как решение принято, и до того, как о нём узнают будущие участники, организатор должен:

  1. Чётко поставить цели и задачи.
  2. Определить тематику мероприятия.
  3. Определить форму проведения и содержание массового мероприятия.
  4. Придумать мероприятию яркое название.
  5. Согласовать юридические   и   административные   вопросы   проведения мероприятия.
  6. Написать подробную программу подготовки праздника.
  7. Разработать правила   и   условия   проведения   мероприятия,   для   чего определить:
  • участников (команды или индивидуальные участники), их количество;
  • продолжительность всего мероприятия и каждого конкурса;
  • порядок выдачи заданий (на месте или предварительно);
  • последовательность выступлений (по жребию, по готовности);
  • возможность привлечения помощи со стороны взрослых или сверстников;
  • возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.;
  • перечень разрешённых  и   неразрешённых   материалов,  приспособлений, инструментов и т.д.;
  • время на подготовку задания;
  • критерии оценки;
  • порядок определения победителя.
  1. Определить место и время проведения мероприятия.
  2. Тщательно подобрать задания для участников и, возможно, для болельщиков.
  3. Разработать положение о мероприятии.

Подготовка мероприятия для детей

Подготовительный этап начинается с чёткого распределения обязанностей среди участников организационной группы по подготовке и проведению мероприятия:

  1. Написание сценария.
  2. Проведение репетиций.
  3. Подготовка программы мероприятия.
  4. Размещение информации о проводимом мероприятии (довести положение до участников мероприятия, разработать, размножить и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты и приглашения и т.п.).
  5. Подготовка места проведения мероприятия (оформление согласно тематике мероприятия; подготовка атрибутов, декораций; подготовка места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего; определение места, где располагается оргкомитет мероприятия, переодеваются участники, раздеваются гости, подводит итоги жюри и т.д.).
  6. Подбор музыкального оформления (фоновая музыка, фанфары, сигнальная музыка и т.п.).
  7. Разработка светового оформления.
  8. Подготовка технического обеспечения мероприятия (микрофоны, звуковое оборудование, видеокамеры и т.п.).
  9. Подготовка реквизита (материал, необходимый для проведения конкурсов: карточки с вопросами, жетоны, фишки и т.п.).
  10. Выбор ведущего.
  11. Продумать, чем заполнить паузы (игры, музыкальные паузы).
  12. Подготовка призов.

Концовка, финальная точка отдельного конкурса или всего мероприятия имеют особое значение. Важно, чтобы победитель получил приз, пусть даже символический; не забудьте и проигравших, их нужно поощрить за участие, чтобы не пропало желание участвовать в последующих мероприятиях.

Проведение мероприятия для детей

Выполнение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешности его проведения. При проведении детского мероприятия рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;
  • все занятые в мероприятии участники должны хорошо знать, что и когда следует делать;
  • мероприятие должно идти в мажорном ключе и по возрастающей.

Анализ детского мероприятия

Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведён анализ. В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей участников, комфортность и активность их участия в мероприятии.

Анализ мероприятия включает в себя следующие пункты:

  1. Цель.
  2. Кто присутствовал.
  3. Кто принимал участие, количество участников.
  4. Соответствие мероприятия уровню развития участников.
  5. Активность: в    подготовительный   период   и    во    время   проведения мероприятия.
  6. Какие функции выполняло мероприятие: познавательную, развивающую, воспитательную, организационно-управляющую.
  7. Поставленные задачи выполнены или не выполнены. Что удалось, а что следует улучшить.

Всё вышесказанное позволяет сформулировать следующие рекомендации для специалистов, работающих с детской аудиторией. Организация и управление вниманием детей осуществляется с помощью чётко выстроенной композиции праздника.

  1. Завязка праздника включает детей в действие, концентрирует их внимание, эмоционально захватывает.
  2. Развитие действия должно разнообразить эмоциональные впечатления и позволить детям активно проявлять себя.
  3. Кульминация отличается повышенной эмоциональностью и яркостью и должна объединять аудиторию.
  4. Финал праздника предполагает подведение смыслового итога всего действия.

И, конечно, при организации любого детского мероприятия нужно чётко помнить, что главная фигура в нём – ребёнок!

Автор: Н.М. Немыкина

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий