Праздничные мероприятия для детей. Как подготовить детский праздник, написать сценарий, советы и рекомендации.
Праздничные мероприятия для детей
Праздничное мероприятие как одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребёнка представляет собой синтез практически всех видов искусств.
В процессе подготовки и проведения детского праздника используются разнообразные виды деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. Но, самое главное, мероприятие способствует развитию творческих способностей.
Цель массового детского мероприятия – не только организация содержательного свободного времени детей, удовлетворение их интересов посредством различных форм культурно-массовой работы, направленной на повышение воспитательных функций досуговой деятельности. В результате проведения мероприятия должны быть решены задачи, четко сформулированные организаторами.
До детей, вовлечённых в праздничные мероприятия, надо стремиться донести понимание того, в чём они участвуют. Несоблюдение традиций и ритуалов, неграмотное распределение их в праздничном торжестве значительно снижают его результативность. Новые праздники, привнесённые из другой культурной среды (например, Хэллоуин, День святого Валентина и др.), компенсируют неудовлетворённость содержанием, организацией и проведением массовых российских праздников.
Детская праздничная культура в её традиционном понимании начинает постепенно теряться, что не соответствует потребностям общества. Этого можно избежать, если обратиться к праздничному культурному наследию, которое было накоплено годами. Тогда праздники не просто соответствовали своей эпохе, но и были тесно связаны с социальными и духовными идеалами. Являясь важным инструментом воспитания, детский праздник при всех видоизменениях должен соответствовать коду культуры.
Одна из наиболее распространённых форм работы с детьми – игра
В ней формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир. Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений. И, конечно, игры носят воспитывающий характер, они направлены на развитие способностей и активности детей.
Повсеместно используются такие формы, как соревнование и конкурс. Они помогают детям становиться коллективом, способствуют развитию чувства командного духа, сопереживания и взаимопомощи, а также включению одного коллектива в отношения с другими коллективами.
Сейчас всё более популярными становятся длительные досуговые программы, включающие в себя несколько мероприятий, объединённых общей темой или темами, направленные на решение разнообразных задач в течение какого-либо времени. Примерами таких программ могут служить различные квесты.
При организации работы с детьми важно не только правильно выбрать форму мероприятия.
На решение поставленных задач огромное влияние оказывает и правильно подобранный материал. Очень часто в мероприятиях используются музыкальные композиции иностранных авторов. Причём организаторы не всегда осведомлены о содержании произведений, так как не интересуются переводом, не знают историю их создания, тогда как в нашей многонациональной стране очень много музыкальных произведений, созданных для детей. Это не только мелодии, ставшие классикой, но и современные, которые важно и нужно использовать при подготовке развлечений для детей.
Ещё один аспект, на который нужно обратить внимание, — это подбор героев для мероприятия. ТВ-произведения и интернет-игры внедряют культ героев, чуждых российскому обществу, несущих много негатива. Организаторы детских праздников, осознавая свою миссию, должны взять на себя ответственность и продвигать среди детей культ добра и света.
Одним из самых ярких, масштабных праздников для детей по праву стал Международный день защиты детей, который отмечается в первый день лета, 1 июня, во многих странах мира. Это — один из самых первых праздников, которые стали считаться международными и отмечаться в один день сразу во многих государствах.
Идея проведения Дня защиты детей прозвучала в 1925 году в Женеве на Всемирной конференции, посвящённой благополучию детей. Понимание того, что такой день необходим, возникло из-за множащихся опасностей, от которых дети нуждаются в защите. Праздник официально учредили в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин. А через год, в 1950 году, 1 июня впервые был проведён Международный день защиты детей, после чего этот праздник стал проводиться ежегодно.
У Международного дня защиты детей есть флаг.
На зелёном фоне, символизирующем рост, гармонию, свежесть и плодородие, вокруг знака Земли размещены стилизованные фигурки людей — красная, жёлтая, синяя, белая и чёрная. Эти человеческие фигурки символизируют разнообразие и терпимость. Знак Земли, размещённый в центре, — это символ нашего общего дома.
В России с 1 июня – Международного дня защиты детей – начинаются школьные каникулы, во время которых для детей устраивают весёлые праздники с раздачей угощений, конкурсами, играми, концертами, театрализованными представлениями и т.п.
Технология создания мероприятия для детей
Массовое мероприятие играет большую роль в жизни ребёнка, если оно интересно задумано и удачно проведено. Так какова же структура организации детского массового мероприятия? С чего начать тому, кто поставил цель организовать мероприятие для детей? Попытаемся сформулировать ответы на эти вопросы.
Всю организацию массового мероприятия можно разделить на четыре этапа:
- Конструирование.
- Подготовка.
- Проведение мероприятия.
- Анализ.
Каждый этап предусматривает серьёзную детальную проработку.
Конструирование мероприятия для детей
Организация мероприятия должна начаться с принятия решения о его проведении. А прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в его проведении. После того, как решение принято, и до того, как о нём узнают будущие участники, организатор должен:
- Чётко поставить цели и задачи.
- Определить тематику мероприятия.
- Определить форму проведения и содержание массового мероприятия.
- Придумать мероприятию яркое название.
- Согласовать юридические и административные вопросы проведения мероприятия.
- Написать подробную программу подготовки праздника.
- Разработать правила и условия проведения мероприятия, для чего определить:
- участников (команды или индивидуальные участники), их количество;
- продолжительность всего мероприятия и каждого конкурса;
- порядок выдачи заданий (на месте или предварительно);
- последовательность выступлений (по жребию, по готовности);
- возможность привлечения помощи со стороны взрослых или сверстников;
- возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.;
- перечень разрешённых и неразрешённых материалов, приспособлений, инструментов и т.д.;
- время на подготовку задания;
- критерии оценки;
- порядок определения победителя.
- Определить место и время проведения мероприятия.
- Тщательно подобрать задания для участников и, возможно, для болельщиков.
- Разработать положение о мероприятии.
Подготовка мероприятия для детей
Подготовительный этап начинается с чёткого распределения обязанностей среди участников организационной группы по подготовке и проведению мероприятия:
- Написание сценария.
- Проведение репетиций.
- Подготовка программы мероприятия.
- Размещение информации о проводимом мероприятии (довести положение до участников мероприятия, разработать, размножить и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты и приглашения и т.п.).
- Подготовка места проведения мероприятия (оформление согласно тематике мероприятия; подготовка атрибутов, декораций; подготовка места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего; определение места, где располагается оргкомитет мероприятия, переодеваются участники, раздеваются гости, подводит итоги жюри и т.д.).
- Подбор музыкального оформления (фоновая музыка, фанфары, сигнальная музыка и т.п.).
- Разработка светового оформления.
- Подготовка технического обеспечения мероприятия (микрофоны, звуковое оборудование, видеокамеры и т.п.).
- Подготовка реквизита (материал, необходимый для проведения конкурсов: карточки с вопросами, жетоны, фишки и т.п.).
- Выбор ведущего.
- Продумать, чем заполнить паузы (игры, музыкальные паузы).
- Подготовка призов.
Концовка, финальная точка отдельного конкурса или всего мероприятия имеют особое значение. Важно, чтобы победитель получил приз, пусть даже символический; не забудьте и проигравших, их нужно поощрить за участие, чтобы не пропало желание участвовать в последующих мероприятиях.
Проведение мероприятия для детей
Выполнение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешности его проведения. При проведении детского мероприятия рекомендуется придерживаться следующих правил:
- начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;
- все занятые в мероприятии участники должны хорошо знать, что и когда следует делать;
- мероприятие должно идти в мажорном ключе и по возрастающей.
Анализ детского мероприятия
Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведён анализ. В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей участников, комфортность и активность их участия в мероприятии.
Анализ мероприятия включает в себя следующие пункты:
- Цель.
- Кто присутствовал.
- Кто принимал участие, количество участников.
- Соответствие мероприятия уровню развития участников.
- Активность: в подготовительный период и во время проведения мероприятия.
- Какие функции выполняло мероприятие: познавательную, развивающую, воспитательную, организационно-управляющую.
- Поставленные задачи выполнены или не выполнены. Что удалось, а что следует улучшить.
Всё вышесказанное позволяет сформулировать следующие рекомендации для специалистов, работающих с детской аудиторией. Организация и управление вниманием детей осуществляется с помощью чётко выстроенной композиции праздника.
- Завязка праздника включает детей в действие, концентрирует их внимание, эмоционально захватывает.
- Развитие действия должно разнообразить эмоциональные впечатления и позволить детям активно проявлять себя.
- Кульминация отличается повышенной эмоциональностью и яркостью и должна объединять аудиторию.
- Финал праздника предполагает подведение смыслового итога всего действия.
И, конечно, при организации любого детского мероприятия нужно чётко помнить, что главная фигура в нём – ребёнок!
Автор: Н.М. Немыкина