О Русской избе, внутреннее убранство, печь, кухонная утварь, чугунок, ухват, люлька, вышитые полотенца, сценарий для детей
Входит купец (воспитатель) с товаром.
Купец:
Налетайте, покупайте!!!
Есть гребешки и ложки платки и матрешки.
Воспитатель: А сколько стоит твой товар?
Купец: А вы загадки отгадайте и покупки забирайте.
1.Всех лохматых расчесать, кудри в косы заплетать.
Делать модную прическу, помогает нам… (расческа).
2.В разнаряженной девице, перепрятались сестрицы…(матрешка).
- Не лопата, не совок, что захватит, то в роток.
Кашу, суп или окрошку.
Вы узнали? Это…(ложка).
Воспитатель: Откуда ты пришел к нам, в таком наряде?
Купец: Я купец – молодец, продаю товар. Давным-давно на Руси люди жили по-другому, не так, как сейчас. А вы хотите посмотреть? Вот у меня есть блюдечко с наливным яблочком.
Воспитатель: «Катись, катись, яблочко по блюдечку. Покажи нам Русь – матушку.
Воспитатель: Мы попали с вами избу русскую.
Изба – это такой же дом, как у нас с вами? (ответы детей). Обратить внимание на сундук. А это что такое? Давайте посмотрим. Воспитатель вместе с детьми рассматривает содержимое. Платки, ленточки и т.д. Дети наряжаются. Что за чудо в избе стоит? (печь).
Давайте подумаем, для чего нужна печь? (в печи готовили еду, на ней спали, ею обогревали жилище.) Про нее народ потешки складывал и загадки.
То печет блины, то показывает сны? (печка).
Воспитатель: Посмотрите, необычная кастрюля, без ручек? Как же ее достать из печи? Чтобы достать чугунок (его так называли), люди придумали ухват (металлический обруч с деревянной ручкой), он помогает не обжечься (показ иллюстрации). Разжигали печь дровами и ставили на угли чугунок с кашей, со щами и ждали, когда сварится, вынимали и кушали всей семьей. А ели ложками.
Купец: А вот ложки расписные и маленькие и большие. Красота и внешний вид вызывают аппетит.
Воспитатель: Кушали детки, а матушка приговаривала: «Умничка, Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную пушистую, мягкую, душистую». Еще на ложках умели играть. Давайте попробуем.
(Под музыку «Ах вы сени…», дети играют на ложках).
Воспитатель: Семьи были большие. По пять и больше детей. Родители работали в поле. Старшие дети помогали, присматривали за маленькими. Ухаживали за домашними животными. По утрам выгоняли коровушку пастись.
Купец: (выводит коровушку) приговаривает: «Рано, рано по утру, пастушок ту-ру-ру-ру-ру! А коровка в лад ему, затянула «Му-му-му!».
Воспитатель: «Ты коровушка ступай, в чисто поле погуляй, а вернешься вечерком, нас напоишь молочком!
Русские люди умельцы были, мастерили все своими руками. Вышивали, игрушки делали для детей: кукол, свистульки (воспитатель обращает внимание детей на выставку). А вечером, укладывает матушка деточек спать и напевает колыбельные песенки.
- «Ой, люли люленьки, баеньки – баюшеньки. Сладко спи по ночам, да расти по часам.
- «Баю, бай, баю, бай. Ты, собачка не лай, белолапа не скули, мою дочку не буди».
Воспитатель: (показывает детям гребешок) Кто запомнил? Что это такое? (ответы).
Чтобы волосы были длинные, матушка расчесывала гребешком и приговаривала:
«Чешу, чешу волосенки, расчесываю косоньку, Расти коса до пояса, не вырони ни волоса. Расти косонька до пят, все волосенки в ряд. Расти коса не путайся, маму дочка слушайся.
А сыночку, приговаривала.
«Ай, лады, лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, маме улыбаемся.
А вам мама говорит, когда умываетесь?
Дети: Водичка, водичка, умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: В выходные, все ездили на ярмарки. Катались на каруселях, делали покупки, ели сладости, веселились.
Под музыку Калинка малинка дети танцуют, а гости подыгрывают на балалайках.
Воспитатель предлагает детям украсить свою балалайку.
(дети садятся за столы, украшают балалайку).
Купец: (угощает сладостями, приговаривает)
– «Любят маленькие детки все возможные конфетки. Кто грызет, а кто глотает, кто за щечкою катает».
Воспитатель: Пряники печатные, до чего приятные. Мы не сразу их съедим, а сначала разглядим (звучит музыка).