О родине о мужестве о славе сценарий театрализованный ко Дню Победы – Фотоальбом прадедушки

Фотоальбом прадедушки ВОВ

Театрализованный сценарий ко Дню Победы “О родине, о мужестве, о славе”.

Постановки, которые помогут передать дух времени, воспоминания о подвиге солдат и значимость победы для будущих поколений. Поможет создать незабываемое мероприятие, которое объединит людей и вдохновит на сохранение памяти о великой истории.

Действующие лица: дети — Влад, Аня, Данила, Катя.

Оформление сцены: две скамейки на фоне декораций, изображающих парк.

На сцену под современную музыку выходят дети Влад и Аня.

Влад. Аня, привет! Ну что, идём играть?

Аня. Конечно, Влад, что‑ то только Катя задерживается и Данилу нужно позвонить. Звонит.

Влад. Ну, где же они?

Аня. Да‑а, пока их дождёшься, и уже и вечер настанет!

Выходит Данил со старым потрёпанным фотоальбомом в руках.

Влад и Аня. Ну, наконец, ты, что так долго?

Данил. Привет, ребята! Вы только посмотрите, что я нашёл!

Аня. Ух ты! А что это? Разглядывает обложку.

Данил. Это альбом моего прадедушки.

Влад. Так, интересно, а давайте заглянем в него.

Открывают первую страницу, и раздаются звуки взрывов, песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева–Кумача).
На фоне песни проходят солдаты, перемещаются на задний план, изображая «застывшую» фотографию.

Аня. Что случилось? Нам это показалось или…

Влад. Кажется, это доносится из альбома…

Аня. Как страшно…

Данил: Смотрите, ребята, какие маленькие дети на этой фотографии.

Аня: Ой, какие они грустные, наверное, у них, что‑то случилось. И где же их мама?

СЦЕНКА МАЛЮТКА

Действующие лица: Мама, дочки — Оля и Света

За столом сидят 2 девочки (старшая и младшая) и играют с лоскутной куклой или просто перебирают тряпочки, младшая всхлипывает

Оля (старшая). Не плачь, не бойся, скоро мамочка с работы придёт, нас с тобой накормит.

Света (младшая). Боюсь не скоро! У неё в больнице работы много, слышала, как там говорят, рук не хватает?

Оля. А мы с тобой сейчас сядем, будем папе письмо на фронт писать, как живём, как добрались с мамой до места, как нас здесь встретили все хорошо…

Света. Вот только домой всё же хочется! А надо папе писать, что мама плачет? Вопросительно смотрит на Олю (пауза), старшая сестра отрицательно качает головой. Оля. Не надо. Я тоже это заметила. Мама думает, что я сплю, а я всё слышу.

Света. (прижимается к старшей сестре, личики на зрителя) Олечка, я домой очень хочу! Знаешь, почему? Ты только не смейся, ладно?

Дома у меня осталась моя любимая кукла, мы так быстро уезжали и мою Лялю забыли… А она такая была — ни у кого такой не было!

Тихонько входит мама (в руках у нее узелок, в узелке еда — хлеб, картошка в мундире, соль). Оля. Ой, мама пришла!

Мама. Доченьки, как вы тут без меня? Я на минутку забежала, покормлю вас и опять к раненым… А почему Светочка такая грустная?

Света: Папу вспомнила. И Лялю…

Мама: Папа наш на фронте бьётся, нас с тобой защищает и всю страну. А Ляля… не грусти, не рас‑ страивайся, дочка. Вот заработаем денег и купим тебе новую куклу.

Оля: Да, и у нас со Светой немножко накопилось…

Оля: Мама, а ты о чём думаешь?

Мама: О папе, как он на танке воюет…

Света: А сколько стоит танк? Я не хочу куклу, лучше я куплю танк и пошлю его папе на фронт.

Мама: Ах, ты моя выдумщица! Дорого, дочка. Не хватит всех наших денег.

Оля: А если все мальчики и девочки отдадут из копилок свои деньги, на них можно будет купить танк?

Мама: Ну, если все, то можно. (Развязывает свой узелок, кладёт вареную картошку, хлеб). Кушайте доченьки, это вам подарок от зайчика.

Оля. Какой зайчик, мама? Я уже не маленькая. Опять свой паек нам с фабрики принесла?

Мама. Да ела я, девочки, ела. Это вам.

Оля. Тогда пополам (разламывает картофелину и протягивает матери). Вот, ешь! (Мать смотрит на нее)

Оля. Ешь, ешь, а то и я есть не буду! (мама улыбается, и откусывая маленькие кусочки ест. Оля, подождав пока мама откусит первый кусочек, тоже начинает есть).

Молча едят. Мать встает.

Мама. Ну все, доченьки, пора мне. (Целует каждую и уходит)

Оля (Свете). Свет, а знаешь, что я придумала?

Света. Что, Оленька?

Оля. Давай напишем письмо в газету, попросим всех детей в нашей стране собрать деньги на совет‑ ский танк!

Света. Давай! (Девочки уходят)

Смена декораций, мирное время. Дети снова переворачивают страницу альбома.

Аня: Ребята, смотрите, сколько детей на этой фотографии.

Данил: Наверное, такие же дружные, как и мы, но почему то очень грустные

Влад: Интересно, а где это они?

СЦЕНКА 2 — ИНТЕРНАТ

Действующие лица: Лена, Таня, Даша, Маша, Настя, Катя, Оля, Ян, Миша — дети интерната.

На сцене декорация комнаты интерната, в углу буржуйка, на ней стоит чайник.

Лена: — Холодно (кашляет).

Таня: Лена, снова заболела? Подожди, я тебе кипятку принесу.

Даша: Смотрите, какое красивое гусиное перышко. Если бы у меня были чернила, я бы написала письмо…

Ян: Смотрите, мы раздобыли дрова.

Миша: Сегодня нам будет тепло (общее ликование и радость по этому поводу).

Даша: А я люблю рисовать, только темно.

Маша: А ты рисуй возле буржуйки.

Лена: А почему печку назвали буржуйкой? Потому что её буржуи придумали?

Настя: Нет. Потому что дров жрёт много, а тепла от неё мало!

Катя: Таня! А ты чего больше боишься — Гитлера или крыс? Я — крыс. Их теперь стало так много.

Таня: Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!

Катя: Не продержимся. Я вот все время есть хочу.

Маша: А я сегодня видела, что медсестры варили студень из столярного клея. Жаль, что у нас клея нет!

Таня (ставит кружку на стол): Ты кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!

Даша: А я раньше молоко не любила с пенкой… Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпила бы! Маша: Кастрюлю? Ты же лопнешь!

Даша: Не лопну… Девочки дерутся.

Лена: Не могу больше, не могу…

Оля: Потерпи ещё чуть‑чуть. Я слышала, что наши победят. Они обязательно победят!

Лена: Нет сил уже больше. Слышите. Мамочка, как хочется тебя увидеть. Обнять. Да просто хочу, чтобы ты была рядышком. Ты слышишь, мамочка? (плачет).

Танец на стульях. Девочки то сидят, то встают, то ложатся и так по кругу.

Далее звучит грустная музыка, и они ложатся спать.

Смена декораций, мирное время. Дети снова переворачивают страницу альбома.

Влад: Аня, смотри, а на этой фотографии девочка, такая же, как и ты.

Данил: Точно, очень на нашу Аню похожа.

Аня: Наверное, она в школу пошла, у нее в руках букварь.

СЦЕНКА 3 — «КАТЮША»

Действующие лица: девочка Катя, женщина‑дознаватель.

На авансцене девочка Катя в нищенских лохмотьях, Катя разговаривает, обращаясь к зрителям.

Катя: Как же я люблю тебя, букварь: ты всё время со мной, как мать убили немцы за то, что корову не хотела отдавать, а бабушка с маленьким братишкой померли с голоду. Осталась одна. Потом дерев‑ ню спалили. Бродяжничаю я, и в букваре пометки всякие делаю не хуже взрослых: азимут устанавливаю, план местности делаю — вот удивятся в штабе, когда покажу! И видно всё хорошо, ведь карандаш мне подарили отличный: химический, не сотрётся ничего… Вот сейчас только занесу новый мост, который фрицы поставили в камышах, и начну нашим знаки подавать, чтобы подходили…

Слышен лай собак, крики на немецком языке «Хальт! Хэнде хох!», автоматные очередь). Игра света… Появляется декорации комнаты допроса. Стол, за которым сидят офицер и женщина. На столе компас и букварь с раскрытой страницей Катиного плана… Женщина одевает очки, высморкалась в маленький кружевной платочек.

Женщина. Поди сюда, девочка, и отвечай на все мои вопросы. Ты меня поняла? Я буду тебя спрашивать, а ты отвечай… Не так ли? Договорились?

Катя стоит, с улыбкой, покачиваясь, со связанными руками.

Я развяжу тебе руки, если ты обещаешь исправиться. Надеюсь, ты больше не будет драться с наши‑ ми солдатами, и кусать их. Не так ли, девочка?

Немка развязывает Кате руки, но она стоит, низко опустив голову.

Женщина: А теперь… девочка, подойди ко мне поближе. Не бойся меня. Я только буду тебя спрашивать, а ты только будешь мне отвечать. Не так ли? Итак, скажи мне, кто ты такая, как тебя зовут, где ты живёшь, кто твои родители и зачем ты очутилась в этом укреплённом районе?

Катя (угрюмо, не поднимая глаз): Я ничего не знаю. Чего вы от меня хотите? Я вас не трогала. Я коня своего искала. Насилу нашла. Целый день и целую ночь моталась. Заблудилась. Села отдохнуть.

А ваши солдаты стали меня бить. За что?

Женщина: Ну, ну, девочка. Не следует так грубо разговаривать. Солдаты исполняли свой долг. Кто ты такая, откуда, где твои родители — отец, матушка.

Катя: Я сирота.

Женщина: О! бедный ребёнок! Твои родители умерли, не так ли?

Катя: Они не умерли. Их убили. Ваши же и убили. (Страшная, застывшая улыбка на ее лице, она пристально смотрит на немку, она не выдерживает и вытирается платочком)

Женщина: Да, да. Такова война. Это очень печально. Бедная девочка. Но ты не горюй. Мы дадим тебе образование и воспитание. Мы поместим тебя в хорошее детское учреждение. Ты этого хочешь, не так ли? Итак, девочка, ты видишь сама, что я тебя люблю и желаю тебе блага. Скажи мне, откуда ты получила этот компас? Кто его тебе дал? Отвечай.

Катя: Никто.

Женщина: А откуда он у тебя?

Катя: Нашла

Женщина: Хорошо. Я тебе верю. Допустим, ты говоришь правду. Но в таком случае скажи, кто нау‑ чил тебя рисовать такие прекрасные рисунки?

Катя: Чего рисунки? Я не понимаю, про что вы спрашиваете. (Утирает рукавом нос).

Женщина: Подойди‑ка сюда. Поближе. Не бойся. Я ведь тебя не бью. Кому принадлежит эта книга?

Катя: Чего принадлежит? (захныкала) чего вы меня спрашиваете, не пойму!

Женщина (теряя терпение): Чья это книга, паршивка???

Катя: Букварь‑то?

Женщина: Да. Букварь. Чей он?

Катя: Мой.

Женщина: А рисовал на нём кто?

Катя: Чего рисовал, я не понимаю вас.

Женщина: Эй, девочка, ты не прикидывайся! Кто делал эту схему?

Катя (хнычет): Какую схему? Я не знаю никакой вашей схемы. Я потеряла лошадь. Днём и ночью моталась. Отпустите меня, тётенька! Что я вам сделала?

Женщина (кричит): Иди сюда, девчонка, говорю тебе! (Она хватает Катю за плечо, рывком тычет его лицо в букварь.) Вот это. Кто рисовал? (Катя молчит). Кто это рисовал?

Катя: Не знаю.

Женщина: Зато, теперь мы знаем! Итак, девочка, я тебя буду спрашивать, а ты отвечай. Не так ли? Кто тебя научил делать топографические схемы, где находятся эти люди, и как их найти? Ты меня по‑ няла? Ты получишь трёх опытных провожатых и покажешь им дорогу. Катя стоит вплотную, накло- нившись над книгой.

Катя: Я не знаю, про что вы меня спрашиваете.

Женщина (тихо): Говори, говори живо!

Катя (ещё тише): Не скажу… (Катю бьют и волокут, звуки ударов и борьбы, затемнение)

Смена декораций, мирное время. Дети снова переворачивают страницу альбома.

Влад: А вот эта тетенька на мою маму сильно похожа, она у меня тоже в больнице работает, уколы ставит.

Аня: А здесь не одна тетенька, а много и они не уколы ставят, а тряпочки сворачивают.

СЦЕНА «САНИТАРОЧКИ»

Действующие лица: 4 медсестры.

Декорация привал, девушки медсестры сворачивают белье, бинты

Медсестра 1: Сегодня опять тяжелораненых привезли. Без слёз не могу смотреть на них. До сих пор помню, как ночью несла носилки с молоденькой девушкой, у которой было осколочное ранение в грудь.

Медсестра 2: Как я устала! Сколько бессонных ночей! А дома мама, братишка маленький.

Медсестра 3: Ничего, ведь если жить только своими заботами, то от прожитого не останется и следа.

Медсестра 4: Да, если живёшь для других, то они сберегут то, чему служишь ты, чему отдаёшь силы.

Медсестра 3: Я всего лишь медсестра. В большой войне от меня мало что зависит.

Медсестра 2: Пусть дело твоё маленькое, но оно станет большим, если ему верна.

Медсестра 1: Мне пока мало что удаётся. Хочу на фронт. Как я ненавижу фашистов за то, что они бомбят и жгут города и сёла, отобрали нашу счастливую жизнь.

Медсестра 4: Самое главное в жизни — доброта. Пусть теплота твоей души вернёт к жизни защит‑ ников нашей Родины. Ты нужна здесь.

Медсестра 1: Мы ещё так молоды, так хочется быть счастливой!

Медсестра 4: Счастье находит того, кто стремиться сделать счастливым другого. На время нужно забыть о себе, о своей усталости. С Победой, нашей общей Победой придёт и счастье! Давайте лучше споем девочки.

Медсестра 2: Давайте, может наши бойцы поправятся быстрее.

(запевают ПЕСНЮ)

Смена декораций, мирное время. Дети снова переворачивают страницу альбома.

Данил: А это, что за мальчишка? И дудка у него какая‑то не понятная.

Влад: Да это не дудка, а труба. Я такую у нас в школьном музее видел.

СЦЕНА В ВОЕНКОМАТЕ

Действующие лица: мальчик и военком.

Военком за столом, перед ним мальчик.

Мальчик: Дяденька военком, вы не смотрите на меня, что я маленький. Я сильный. Я по физкультуре на одни пятерки учусь!

Военком: Вот и продолжай учиться. В армию после восемнадцати лет призывают.

Мальчик: А я хочу Родину защищать. Батька мой под Москвой в 41 погиб и старший брат тоже. Я смогу снаряды носить, и наблюдателем… Мне бы только бинокль выдать…

Военком: Мал ты еще, сынок, куда тебе в такое пекло! Молоко на губах не обсохло, а ты снаряды носить собираешься!

Мальчик: А еще я на трубе играть умею. Может быть пригодится?!

Военком (думает): Куда ж такой годится маленький? Ну, разве только в трубачи?! (пауза) Ну, хорошо, в трубачи, так в трубачи. Иди, собирайся!

Мальчик: Спасибо, товарищ командир. Не подведу!

Дети переворачивают страницу в альбоме.

Аня (всхлипывает): Ой, мальчишки, а что же с этим дяденькой случилось, у него нога бинтами пере‑ вязана? Больно ему.

Влад: А вот это, наверное, его дочка.

Данил: (ухмыляется) А почему у нее на шее красный галстук? Интересно, зачем он ей нужен?

Сцена. Госпиталь.

Действующие лица: Таня и раненый боец

Таня: Здравствуйте, дядя Василий. Я вот вам лепёшек принесла. Поешьте. Вкусно. Как Ваши раны? Полегче вам?

Раненый: Ох, Танюшка! Не раны болят, а сердце ноет. Как я теперь с такой ногой‑то? Хозяйство большое, а у моей Ульяны детишек семеро по лавкам. Не помощник я ей теперь.

Таня: Что вы говорите, дядя Василий. Вас дома ждут и жена, и ребятишки. Вырастут, подмогой Вам станут. А мы им сейчас письмецо напишем

Таня вытаскивает карандаш и листок. Боец ей диктует.

Раненый: Здравствуй, разлюбезная жена моя, Ульяна и детки: Петруша, Коленька, Маруся, Варвара, Федюшка, Шура и Катюша. Кланяюсь вам, ваш муж и батька. Сообщаю, что я жив, нахожусь на излечении в госпитале, зацепило маленько ногу. Скучаю по вам, мои родные. Петруша и Маруся, мамке помогайте, за малыми приглядывайте, чтоб не шалили. Ну, написала?!

Таня: Написала, дядя Василий. Сейчас в конверт положу, запечатаю. Диктуйте адрес.

В палату входят артисты.

Таня: Товарищи бойцы легко и тяжелораненые. Начинаем наш пионерский концерт.

Исполняется попурри из песен.

Таня: Дядя Василий, а может быть и вы нам споете, чтобы ваша гитара не запылилась.

Василий: Эх, так уж и быть, разбередили вы мои раны душевные.

Достает гитару и поет песню.

Смена декораций, мирное время. Дети снова переворачивают страницу альбома. Главные герои перед последним листом в альбоме. Появляется девочка Катя

Катя: Так… Что это означает? Почему никого нет? Где народ? Ау, ребята. Вы где? А это что такое?

(Она читает записку, которая лежит на скамейке) «Мы ушли на фронт». Какой ужас.

В комнату влетает Влад с игрушечным автоматом. Он изображает перестрелку.

Катя: Это ещё что такое?

Влад: Привет, Катя. Бах, бах…

Катя: Здравствуй, Влад. Что значит «бах»?

Влад: Бах! Ты убита. Понарошку. В принципе, можешь не падать…

Катя: Что это?

Влад: Мы играем в войну. Бах, бах, бах…

Катя: А зачем вы играете в войну?

Влад: Чтобы было весело. Бух, бух, бух.

Катя (хватает его за руку): Остановись.

Влад: Ну что ещё?

Появляется Данил с игрушечным автоматом. Он тоже изображает стрельбу.

Данил: Бух, бух, бух. Ты убит… ты убит. Понарошку. Можешь не падать… А‑то с кем же тогда я буду играть?

Катя: Прекратите, ребята, война –это плохо. Это очень плохо.

Данил: Но ведь взрослые всё время воюют.

Катя: К сожалению, взрослые тоже не всегда бывают правы. Кое‑чему им следует поучиться у детей.

Данил: Взрослым поучиться у детей? Нет, Катя, на такое они не пойдут.

Влад: Знаешь, Данил, наверное, Катя права, война — это такая нехорошая штука. Вдруг придут враги и выгонят нас из нашего дома или даже с нашей дачи, понимаешь?

Данил: За что?

Влад: Потому что кому‑то захочется там поселиться.

Данил: Но это же не справедливо!

Катя: Нужно всегда уметь договариваться мирным путем.

Данил: Что‑то мне уже не хочется играть в войну.

Влад (бросая автомат): И мне. Появляется Аня с игрушечным автоматом.

Аня: Бах! О. Привет Катя, а мы играем.

Влад: Аня, мы больше не играем в войну.

Данил: Мы решили обо всём договариваться мирно.

Аня: Вот, здорово! А мне совсем, совсем нисколечко не хотелось в войну играть.

Катя обращает внимание на лежащий на скамейке альбом. Она берет его в руки и внимательно рассматривает.

Катя: Что это, ребята.

Данил: Это альбом моего прадедушки. (переворачивают последнюю страницу) А вот и он сам, мой герой‑ мой прадедушка.

Дети закрываю альбом.

Влад: Сколько же людей погибло в той жестокой войне!

Аня: Ребята! Да ведь это не просто фотоальбом с фотографиями, это часть истории нашей великой страны!

Данил: Это судьбы людей!

Катя: Это великий подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне!..

Данил: А этот старенький потрёпанный альбом мы будем хранить и беречь.

Влад: Чтобы все знали, какой ценой досталась та Победа!

Занавес закрывается.

Авторы: Баранова О. В., Павликова Е.А.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий