Написать сценарий игровой программы
Театрализованное игровое представление какой сценарий праздника можно написать
В предлагаемом варианте сценарной конструкции упор делается, главным образом, на приеме «провокации», как основном двигателе действия.
Игра и зрелище – два вида развлечений, различие между которыми очевидно не только для специалиста, но и для самого неискушенного участника.
- В первом случае вы лицо действующее – поете, танцуете, лезете на столб за сапогами и предаетесь другим ребячествам.
- Во втором – только наблюдаете за другими, бурно сопереживаете им или остаетесь холодными, но не делаете никаких попыток как-то повлиять на их существование.
Игровое театрализованое представление сталкивает игру и зрелище.
Зритель получает возможность напрямую участвовать в действии, оказывать влияние на происходящее на сцене.
Однако то, что должно происходить «играючи», составляет большую головную боль для сценаристов.
Как включить зрителей в действо, происходящее на сценической площадке, как вовлечь их в представление – согласно канве сценария’?
Как сделать так, чтобы самодеятельность зрителей не разрушала, а развивала сюжет в рамках, задуманных автором?
Попробуем создать канву сценария.
Канва сценария
В данном случае это – «кощеи», «василисы», «иванушки», но могут быть и «бармалеи», «айболиты», «старики-хоттабычи» или «колобки», «шапокляки», «гномы» и т.п.
Итак, на сцене появляется нехороший Кощей Бессмертный, который заявляет, что никакого праздника детям не будет, поскольку он украл волшебный ларец Василисы Прекрасной.
Исходное событие (кража ларца), происшедшее до начала представления, является таким образом провокацией, направленной на то, чтобы дети приняли сторону Василисы и в дальнейшем оказали ей помощь.
Сообщить о первом узелке сюжета и устроить первую провокацию не обязательно должен сам Кощей. Мы можем узнать это и от Василисы и от какого-нибудь пробегающего зверька. Еще лучше, если исходное событие случится на глазах у зрителей, причем, в игровой форме. Например, если до начала представления «добрый и озорной» Кощей устроит в фойе состязание на ловкость и смекалку, в результате которого дети помогут ему умыкнуть ларец – они ведь ещё не знают правды, не могут предположить, к каким последствиям приведет их игра. В этом случае провокация Кощея будет иметь очень сильные последствия, так как дети становятся соучастниками «преступления», хотя и невольными.
В обоих вариантах формируется отношение к Кощею и создаются предпосылки для сплочения той силы, которая будет противостоять злым и недобрым персонажам. Кощей, оказавшись в оппозиции к зрителям, вынужден строить свои действия на провокационных игровых приемах, позволяющих ему обманывать и дурачить публику, и тем самым втягивать её в противостояние себе. Эту особенность существования Кощея надо учитывать сценаристу и актеру, воплощающему образ.
Сценарист может использовать тут любые сценические приемы, от дразнилки до обидных шуток и куплетов в адрес зрителей и Василисы. Уместен также и традиционный «злодейский» монолог, в котором раскрываются коварные замыслы и задаются «обманные загадки», которые должны доказать, что дети «глуповаты» и «несообразительны». Главное, чтобы Кощей добился у детей желания выступить против него. Вот тут, как бы в азарте, он может «проговориться» о том, при каких условиях его можно победить. Эта оговорка провоцирует последующие действия зрителей. Подобные провокации облегчают работу сценаристу. Например, он «проговаривается», что стоит только Василисе прикоснуться до «вон того дерева», как к ней тут же вернется ларец.
Дети, естественно, передадут эту информацию Василисе Конечно, Василиса эту помощь примет, до дерева дотронется и превратится… в Бабу-ягу, например: это второй обман Кощея (новая «провокация»)!
Основное событие: Василиса, которая могла помочь – больше не помощница!
Таким образом, интрига обостряется: теперь детям надо и спасать Василису и возвращать ларец.
Чувство вины, которое испытывают дети, активизирует их «антикощейские» действия. Дети будут вынуждены искать пути спасения Василисы, способы спасения и героев, способных помочь в этом. Положим, выбор падает на Иванушку. Каким должен быть этот герой? Если сценарист сделает его супергероем, то дальнейшее драматургическое развитие не состоится. Иванушка легко победит Кощея, а значит, и незачем было затевать сказку. Победу, трудную и заслуженную, должны одержать дети, и первую победу они должны одержать над Иванушкой. Ведь Иванушке, в лучших традициях русских сказок, ничего не хочется делать, ничего не надо да и вообще лень. Не исключено, что он и побаивается Кощея. Вот и придется детям сплачиваться, соединять свою волю и энергию, чтобы убедить Иванушку, подвигнуть на борьбу и помочь ему.
Итак, мы подошли к центральному событию: у зрителей создан максимальный настрой на победу, есть герой, готовый бросить вызов Кощею.
Задача сценариста – подвести это «войско» к победе. Что может помочь детям-зрителям одолеть противника?
Первое: излишняя самоуверенность Кощея.
Второе: знание «болевых» точек врага.
Например, азартность Кощея, которая помогла ему выиграть ларец в начале представления в фойе, теперь может оказать ему плохую услугу.
Нужно ли вовлекать детей в игровую борьбу с Кощеем? Безусловно! Конечно, самый простой путь – запрограммировать схватку, где Иванушка победит противника. Но тогда надо тут же заканчивать представление и распускать зрителей по домам, так как ничего оно детям уже дать не сможет Педагогическая ценность такого представления будет близка к нулю. Гораздо лучше дать детям шанс самим исправить ошибки, которые они сделали в начале. Тогда дети узнают вкус победы, а одно только это дорогого стоит.
К тому же мы сохраняем интригу борьбы. Кощей сильный соперник, он может победить, если дети будут плохо «воевать», не проявят воли, упорства, смекалки. Конечно же, раз у нас игровое представление, то борьба в нем должна быть на основе игр, конкурсов, забав, потех. Задачи этой игровой борьбы самые разные: отвлечь Кощея (или его сподвижников) от охраны ларца, спровоцировать Кощея на действия, в результате которых будет расколдована Василиса, другие задачи, продиктованные фабулой.
В поисках форм этой борьбы сценаристу должны помочь его эрудиция, в том числе знание игр, конкурсов, «приколов», розыгрышей и т.д., его фантазия (умение придумать новые формы игр и видоизменять старые), другие профессиональные навыки, например, умение переносить признаки, присущие одному предмету или явлению, на другие, лежащие в иной плоскости наших представлений и т.д.
Кощей, безусловно, включится в эту борьбу и увлечется ею Понятно, что исполнитель роли должен владеть всем арсеналом массовика – затейника, шоумена, организатора. Иванушка будет одолевать злодея с помощью детей, а Кощею будут помогать его приспешники и слуги.
Финальное событие – спасение Василисы – должно произойти в результате самой трудной и напряженной игровой борьбы.
Хорошая пьеса не та, которая заканчивается с последней точкой автора, а та, которая продолжает развиваться в сознании зрителей, уже давно покинувших зрительный зал. Ради того, чтобы это случилось, «безмолвствует» народ у Пушкина, застывают в немой сцене чиновники в «Ревизоре» Николая Гоголя.
Но у нас сценарий игрового представления для детей. Когда спасена Василиса и возвращен ларец, должен состояться праздник – главное событие.
Ведь своими действиями против злых сил дети этот праздник заслужили.
Тут сценарист вправе предложить самые разнообразные варианты: веселый концерт, сказочную дискотеку, мультфильмы или еще что-то очень интересное.
Приведенная выше система игровых принципов – не для теоретического исследования, а для практического использования.
Приведенные в данной работе игровые принципы – не бывают в чистом виде. Они все переплетены друг с другом. И именно в этом единство такого явления, как Игра.
Именно вокруг народных, светлых праздников, как вокруг костров, и собираются наши Боги и наши Предки (что, впрочем, – одно и то же) и греются нашими Чувствами, и нашей Радостью, грустят под наши Песни, любуются нашими Плясками, переживают когда мы состязаемся.
И, поэтому, выходя к людям, Вы – Мастера Хорошего Настроения – обязаны знать законы и приемы создания и созидания Праздника, и применять их на деле…