Кинолектории сценарии мероприятия дети блокадного Ленинграда «Жила-была девочка»
Кинолекторий раскрывает события блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны через просмотр и обсуждение художественного фильма «Жила-была девочка» (реж. Виктор Эйсымонт).
Память о войне – это ответственность перед прошлым и будущим. Нашим прадедам мы обязаны мирным небом над головой и спасением от нацизма и фашизма. Молодое поколение обязано знать, какова цена свободы, благоденствия и процветания. Этому способствуют фильмы о войне.
Важно помнить, что кинолекторий – это целая система действий, начинающаяся с беседы о качествах или понятиях, с продолжением в обсуждении на примере тех ситуаций, которые показаны на экране, но это разговор не о кино, не обсуждение и разбор фильма.
В данном кинолектории «Жила-была девочка» студентам было предложено написать сочинение на тему, почему важно знать историческую правду.
Таким образом, социальная практика реализовывалась в индивидуальном порядке.
Практическая значимость состоит в том, что материал может быть использован в воспитательной работе образовательными организациями в честь памятной даты Санкт-Петербурга (Ленинграда) – 8 сентября – начало блокады города.
Изучать историю блокадного Ленинграда, вклада режиссера Виктора Эйсымонта и девочек-актёров в общее дело Победы в Великой Отечественной войне.
(На фоне музыки чтец читает стихотворение)
Чтец
Мне повезло, я позже родилась,
Не надо мной в осколки небо рвалось,
Когда земля под взрывами тряслась,
Не я в бомбоубежище кидалась.
Не мне ночами снился теплый хлеб,
Сводя с ума до судорог голодных,
И не за мной тянулся санок след
До ямы той, где хоронили мертвых.
Так почему же, в сытости, в тепле
Меня тревожит эта боль чужая
Отдавших жизнь за то, чтоб на Земле
Под этим небом я была – живая?
Какую жертву надо принести,
Какую цену заплатить – не знаю,
Чтоб девочку голодную спасти,
Хоть коркой хлеба удержать у края?!
О. Аникеева
Ведущий 1. В истории бесконечных войн, которые вело человечество, не найти более трагической страницы. 900 блокадных дней Ленинграда вместили в себя невиданную стойкость, немыслимые страдания и величайшую силу духа. Под тяжелыми артиллерийскими снарядами и авиационными бомбами плавился гранит на набережных Невы. Не сдались люди, имя которым – ленинградцы.
Ведущий 2. «Когда говорят пушки, музы молчат». Но в блокадном Ленинграде было место и подвигу искусства. Одним из ярких тому примеров стал художественный фильм Виктора Эйсымонта «Жила-была девочка».
Ведущий 1. Детский фильм военного времени повествует о советских детях, выдержавших наравне со взрослыми суровые испытания Великой Отечественной войны.
Ведущий 2. Ленинградский сценарист и кинокритик Владимир Владимирович Недоброво первую, самую страшную блокадную зиму пережил в своём родном городе. Над сценарием «Жила-была девочка» Недоброво работал в конце 1942 – начале 1943 года. И основной вопрос, на который он хотел ответить своим произведением, кинодраматург в дневнике формулирует так: «Почему вместо того, чтобы играть в куклы или лепить из песка пироги, ребёнок семи лет идёт строить дзот?».
Ведущий 1. Для этого фильма не понадобились ни декорации, ни спецэффекты. В это невозможно поверить, но он снимался в самый разгар войны – в 1943 году – в только-только освобожденном от блокады Ленинграде. Поэтому фильм Эйсымонта и нужно смотреть как хронику реального военного времени, в котором дети – самые стойкие солдатики.
Ведущий 2. Находясь в освобождённом от блокады городе, режиссёр вместе с оператором Грайром Гарибяном пригласил двух маленьких девочек из Москвы (множество детей и взрослых из города на Неве на тот момент были слишком истощены), которые должны были исполнить роли Настеньки и Кати – ими стали будущие звёзды советского кино Нина Иванова и Наталья Защипина.
Ведущий 1. 13 апреля 1943 г. состоялось обсуждение киносценария «Жила-была девочка» на заседании редколлегии сценарной студии Комитета по делам кинематографии при СНК СССР. «Вещь честная в высшей степени, и людям, которые наблюдали Ленинград, понятная», – охарактеризовал произведение С. Герасимов.
Ведущий 2. В фильме был воплощен суровый облик города-героя: разрушенные артиллерийским обстрелом дома, плакаты, призывающие к защите Ленинграда, женщины в ватниках, идущие за водой на Неву и строящие дзоты. И рядом голодные дети, лепящие из песка пирожные и мечтающие о настоящих пирожных, которые «съел Гитлер».
Ведущий 1. Премьера фильма в СССР состоялась 14 декабря 1944 года. Сильная во всех отношениях картина Эйсымонта, снятая в блокадном Ленинграде, произвела большое впечатление на зрителей. После окончания Второй Мировой войны лента была показана в США, Бельгии, Франции, Италии и Финляндии. Кроме того, фильм попал в программу Венецианского кинофестиваля, где получил Латунную медаль.
Сегодня мы посмотрим с вами фильм «Жила-была девочка». Советую во время просмотра сосредоточиться на сюжете фильма, основных персонажах, фразах и интересных фактах, чтобы в дальнейшем обсудить события и героев фильма.
Просмотр художественного фильма «Жила-была девочка»
Вопросы для обсуждения
- Подумайте и ответьте на вопросы: что такое фашизм?
- Какой вред несет фашизм людям?
- Почему он не должен возродиться?
Это форма авторитарного национализма; характеризуется диктаторской властью, насильственным подавлением оппозиции, сильной регламентированностью общества и экономики.
- Какие чувства и эмоции у вас возникли при просмотре?
- Как вы думаете, с какими чувствами режиссёр снимал этот фильм?
Виктор Эйсымонт снял кино о детях и в первую очередь для детей. Он рассказал простую историю о непростом времени. Фильм не о войне и не о взрослении. И даже не о тяготах и лишениях военного времени.
«Жила-была девочка» – это кино в чистом виде. Повествование о том, что было и как оно было. Режиссер сделал так, чтобы зритель наслаждался и переживал, чтобы помнил, даже через многие десятилетия.
- Кто из героев привлёк ваше внимание и почему? (Нина Иванова и Наталья Защипина, исполнительницы двух главных ролей Насти и Кати непосредственно, трогательно и на все сто процентов убедительно выполнили свою работу. Прожили, пережили перед камерой отрывки своего собственного детства. Их искренняя, без тени притворства игра погружает зрителя всего без остатка в фильм. Так, что кажется, что ты сам оказался действующим лицом всего произошедшего.)
- Какой эпизод вам больше всего запомнился и чем именно?
- Как вы думаете, нужно ли в наше время смотреть фильмы о Великой Отечественной войне и зачем? (Такого рода фильмы непременно стоит посмотреть для того, чтобы помнить и никогда не забывать того ужаса, который пережили жители блокадного Ленинграда. Помнить через века и поколения, чтобы этого никогда не повторить.)
Давайте почтим память жертв блокадного Ленинграда минутой молчания.
Нельзя забывать об уроках войны. Пусть каждый почувствует на себе строгий взгляд этих маленьких девочек, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью жителей блокадного Ленинграда. И пусть вопрос, достойны ли мы памяти павших, будет волновать нас.
Автор: Кочанова И.И.