День славянской письменности и культуры сценарий “Слово, что объединяет”
В этот волшебный день, когда солнце нежно касается земли, мы приглашаем Вас на праздник, который станет мостом между прошлым и настоящим, соединяя сердца и умы всех, кто ценит богатство славянской культуры. “Слово, что объединяет” — это не просто название, это призыв к единству, к погружению в мир, где каждое слово имеет свою историю, а каждая буква — свою душу.
-Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны. Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
-Как называется наша страна, где мы с вами живем? (ответы детей)
-Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь. А это значит, что славяне – славный народ.
-Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами.
Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.
-Давайте с вами отправимся в небольшое путешествие на паровозе в прошлое, чтобы узнать, как развивалась письменность.
Дети садятся в «поезд» и под песню едут на станцию.
1 станция. «Первобытная». Наскальные символы – буквы, иероглифы.
-Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
-Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
-Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.
-Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
Дети садятся в поезд и едут дальше.
2 станция. «Историческая». Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица
-Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь братья мудрые Кирилл с Мефодием. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло очень давно.
Педагог показывает кириллицу — славянскую азбуку, подчеркивая, что названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: «земля», «жизнь», «добро» и т. д. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди… Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди, покой. Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.
Входят буквы Аз и Буки. (заранее детей готовят к выступлению)
Аз. Здравствуйте, ребята! Угадайте, какая я буква? (Аз!)
Правильно, меня зовут Аз. Назовите слова, которые начинаются с меня. (Арбуз, Африка, аптека, аквариум и др.)
Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? (Буки)
Буки. Верно, меня зовут Буки. Вспомните, сколько вкусных слов начинаются с моей буквы. Назовите их. (Бублик, булочка, баранка, бутерброд, блинчик и др.)
Аз. А теперь назовите нас по порядку. (Азбука)
-Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала аз и буки, а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Ребята, вспомните
пословицы о пользе учения. («Ученье — свет, а неученье — тьма», «За одного ученого двух неученых дают, да и то не берут», «Век живи — век учись»)
–А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!
Веди. Здравствуйте, дети! Меня зовут Веди. Я все знаю, про все ведаю.
–Hy тогда слушай мою загадку. На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (Березы)
Дети встают в хоровод и поют русскую народную песню «Во поле березонька стояла».
–Продолжим знакомство со славянской азбукой.
Глаголь. Здравствуйте, дети! Я буква Глаголь.
–Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? (Говорить)
–Верно, глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и тебе, уважаемая Глаголь, надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ.
Заплатка на заплатке,
А ни одного стежка. (Капуста)
-Смотрите, к нам спешит еще одна буква!
Добро. Добрый день, дети! Меня зовут Добро.
Ведущий 2. Какое у тебя хорошее имя! Доброта — лучшая черта характера человека.
Чтец 1. Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Только надо очень добрым быть, Чтоб в беде друг друга не забыть. И народы будут жить дружней, Если будем мы с тобой добрей.
Чтец 2. Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет. Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит, Радуются взрослые и дети.
-А к нам из азбуки идет новая гостья!
Люди. Здравствуйте, Дети! Я буква Люди. Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части, И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
Дети поют песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского).
-А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).
В ту пору книги писали от руки , одну книгу писали несколько лет. Многим хотелось почитать книги, но их было очень мало, поэтому люди стали думать, как бы упростить этот процесс.
-А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Захотелось ему сделать печатную машину, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Заглавные буквы были красиво украшены.
Отправляемся на следующую станцию.
3 станция. «Музыкально – игровая». Народные игры.
-Да, какими же красавицами богата земля русская: длинные косы, яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.
-Проводится музыкальная игра «Передай платок» по выбору
У кого остался платочек становится в круг и танцует, остальные повторяют. Песня «У моей России»
Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы
А мы с вами отправляемся на следующую станцию.
4 Станция «Сказочно – загадкино».
1) 33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)
2)Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)
3)Первую книжку, где буквы ты изучаешь,
Как ты ее называешь? (Букварь) Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова. И напевна и стройна, Музыкой звучит она.
Так восславим эти буквы! Пусть они приходят к детям, И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит. Пословицы, ЧИТАЮТ ДЕТИ
- Ум без книги, как птица без крыльев.
- Что писано пером, не вырубишь топором.
- Не красна птица пером, красна умом.
- Хорошую книгу читать не в тягость..
- Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
- Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
- Хлеб питает тепло, а книга питает разум.
-Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.
- Какие вы сказки знаете? А давайте проверим?
1)Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла. Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла. Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
2)Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой! Артемон, Пьеро, Мальвина – Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный, Моё имя … (Буратино)
3)Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
4) В лесу тёмном на опушке, Жили дружно все в избушке. Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
5)Исполнила три желания,
Но старику в наказание За старухины три ошибки
Все обратно взяла (Золотая рыбка)…
-Ребята, а сейчас я вам предлагаю нарисовать любую букву из славянского алфавита.
–Молодцы, ребята! Вот ребята, и закончилось наше сказочное путешествие, я предлагаю сесть на свои места и отправиться обратно в школу. Наш праздник закончен. До свидания!