День библиотек мероприятия в библиотеке
День библиотек 27 мая
Отмечаемый в нашей стране 27 мая Общероссийский День библиотек должен стать центральным событием в жизни каждой библиотеки. Призванный помочь поднять престиж библиотеки, библиотечной профессии, День библиотек дает еще один шанс каждой библиотеке продемонстрировать свои возможности, изменить общественное мнение о библиотеках, как архаичных учреждениях, о библиотекарях, “которые непонятно что делают”. Организованный на должном уровне День библиотек – прекрасная возможность привлечь внимание местной администрации к библиотечным нуждам и проблемам.
День библиотек приурочен ко дню основания Российской национальной библиотеки, поэтому одна из бесед цикла (или разделов выставки) посвящается этой крупнейшей библиотеке.
Ко дню библиотек желательно в каждой библиотеке иметь оформленный материал (витрину, выставку, альбом) по своей истории, а в ЦБ – дополнительно сводный материал об истории библиотек своего района или города (его желательно опубликовать в местной печати).
История библиотек – это история людей, история библиотекарей. ЦБ могут подготовить ряд статей в местной печать, для радио “Волшебницы в мире книг” о лучших библиотекарях, о ветеранах библиотечного дела.
День библиотек – это и праздник читателей
Поэтому заранее нужно выявить самых активных читателей, самые читающие семьи, улицы. Присвоение почетных званий “Самый читающий читатель” (а может быть даже “Самый читающий юноша”, “Самая читающая девушка”, “Самый читающий дедушка”, “Самая читающая бабушка”), “Самая читающая семья”, “Улица любителей книги” желательно организовать на центральном празднике.
Если среди читателей есть люди, занимающиеся литературным творчеством, то в этом случае в библиотеке можно оформить стенную газету (или даже выпустить небольшой сборник) “Творчество наших читателей” или “Литературные таланты наших читателей”. Многие читатели имеют интересные хобби. И об увлечениях читателей расскажет плакат (полка), а может и даже цикл встреч с читателями “Вы нам интересны”. Такие материалы о читателях очень приятны и читателям со стажем и впервые пришедшим в библиотек.
Если позволит материальная и печатная база ЦБ, желательно ко Дню библиотек выпустить “Библиотечное обозрение района (города)”, где поместить материалы: о готовящемся Дне библиотек, истории библиотек района, кратком обзоре деятельности библиотек, лучших библиотеках и библиотекарях, проблемах и перспектив. Его можно подготовить отдельным изданием или выпустить как приложение к местной газете.
Если библиотека еще не проводила или запланировала провести социологическое исследование по обслуживанию читателей, то его желательно организовать до Дня библиотек, чтобы по итогам исследования сделать отчет перед читателями. Итоги исследования желательно отразить наглядно на стенде информации.
Если провести предложенные мероприятия, то значительное количество жителей и читателей будут знать о предстоящем празднике.
На праздник читателям библиотеки можно послать или раздать приглашения, например: “Вас ждет библиотека”, “Вас приглашает библиотека”, “Вечер друзей библиотеки”, “У библиотеки – праздник”, в котором будет отражена программа праздника. В программе можно написать: “Нас поздравляют” (поздравления представителей администрации, спонсоров, читателей), “Вопрос-ответ” (краткая пресс- конференция коллектива библиотеки с читателями), “Самые, самые…” (присвоение званий “Самая читающая семья”, “Самый читающий читатель”, “Самая читающая улица”, “Лучший спонсор библиотеки”), и само мероприятие, которое по уровню подготовки должно стать мероприятием года. Форму и тему мероприятия определяет библиотека, исходя из своих возможностей и главное – интересов читателей. Это может быть: впервые проведенная в библиотеке игра “Поле чудес”, викторина “Папа, мама, я – читающая семья”, семейная викторина “Счастливый случай”, презентация новой или юбилейной книги, встреча с писателем-земляком, литературный вечер по творчеству писателя (поэта) – юбиляра, вечер литературного творчества читателей, тематический вечер, презентация отдела библиотеки, вечер юмора, литературный Бал и другие.
Выбор форм очень велик, главное чтобы мероприятие было зрелищным, запоминающимся.
В своем библиотечном кругу День библиотекаря, после официальных поздравлений, награждений, доступнее организовать как веселое “Библио-шоу”, с выбором “Мисс-библиотека”, занимательными конкурсами и розыгрышами. Не забудьте пригласить на свой праздник ветеранов библиотечного дела.
Из истории Дня библиотек
Ежегодно 27 мая отмечается профессиональный праздник – День библиотекаря, который официально называется день библиотек. Библиотеки в жизни, истории и культуре общества играют неоценимую роль. Библиотека – память человечества. И признание этого факта социумом – важнейшая задача современности. Ведь в ней хранятся знания многих веков и народов.
День библиотеки в России является еще и профессиональным праздником библиотекарей. Этот праздник был назначен Указом Президента России Б.Ельцина № 539 от 27 мая 1995 года «Об установлении общероссийского дня библиотек». Дата 27 мая выбрана не случайно, ее приурочили ко дню основания первой российской государственной библиотеки, которая была доступна всеобщему пользованию. Она открылась еще в 1795 году и называлась Императорской публичной библиотекой. А уже позже ее переименовали в Российскую национальную библиотеку. Но она была не первой. Самой первой библиотекой на Руси считается библиотека Ярослава Мудрого в Софиевском соборе, основанная 1037 году.
В этот день правительством РФ был выдан указ, чтобы в День библиотеки проводились мероприятия, направленные на повышение значимости роли книги в разных областях жизни населения России: исторической, культурной, политической и социальной. Также проводятся мероприятия ко дню библиотек, связанные с решением проблем российских библиотек.
На сегодня по всей России насчитывают больше 150 тысяч библиотек, а в них – тысячи библиотекарей с высокой квалификацией. Национальные библиотеки в Москве и Петербурге входят в пятерку самых больших в мире.
Библиотекарь многие века занимал важное место в духовной жизни общества. Может показаться, что его работа не столь полезна и значима, как работа учителя или пожарного, ведь конечный результат в этой профессии увидеть невозможно. На самом деле справится с огромным объемом литературы, издаваемой сегодня, может только книговед от Бога. Поэтому День библиотекаря – еще и праздник признания важности этой профессии. Этот праздник не только людей, работающих в библиотеках, но и тех, кто любит и уважает книги.
Мы в профессии люди неслучайные
Ведущий 1:
За страницею страница,
Раскрывая жизни суть,
В сердце каждого стремится
Книга, пробивая путь Доброте, надежде, правде…
Нет, не сбить ее с пути!
Рады жизни – жизни ради Мы поможем ей идти!
Ведущий 2: Если есть библиотеки, значит есть люди, служащие книге и читателю. «Библиотекари – вторые святые» – мудро заметил академик Д. С. Лихачев. Думается, комментарии здесь излишни.
Друзья мои, поприветствуем же присутствующих в зале ветеранов библиотечного дела и всех служителей дела книжного.
Ведущий 3: Библиотечное призвание… Это когда частью твоей жизни становятся люди и книги. Студенту – заочнику подобрать литературу к занятиям, с ребенком обсудить только что прочитанную сказку, убедить подростка прочитать ту или иную книгу, просто поговорить с читателем, просто выслушать человека… И помнить всех своих читателей…
Сегодня мы чествуем тех, кто посвятил этому на вид «простому и тихому», но отнюдь не легкому труду свою жизнь. Кто, придя в библиотеку, здесь остался, кто нашел в этом свое призвание.
Ведущий 1:
Библиотека… Тишина… Столетья… История и тысячи имен!
Благословляем вас на долголетье –
Всех тех, кто в труд прекрасный свой влюблен. Профессия стара, как мир и время,
От первых свитков до больших томов Вы любите и бережете верно Пылинки времени и заповедь веков. Счастливые… Вам тайны доверяли Толстой и Пушкин, Чехов и Крылов, И ваше сердце солнцем пронизали Джек Лондон, Маяковский и Светлов. Даете вы не книги под расписку…
Вы людям дарите великий мир. И в детских душах – Нераскрытых, чистых Рождается божественный кумир. Здесь мысли, чувства, тайны, Мудрость века.
Пусть дуют в мире ветры перемен, Храни свой ценный клад, библиотека! Пусть не коснется книг забвенья тлен!
Ведущий 2: Без всякого преувеличения можно сказать, что библиотекарь
Велик умом, Могуч уменьем,
Красноречив, улыбчив, мил, Он много знает, много видел, Он не щадит в работе сил.-
- Да где ж такие есть?
- Повсюду! Вопрос ваш неуместен тут. Везде такие есть, где люди
Уменье ценят, ум и труд.
Ведущий 3: Разными путями приходят люди к своей профессии. Одни с детства выбирают дело по душе и не изменяют ему до конца жизни, другие в поисках призвания не раз меняют профессию, пока не находят ту, единственную…
Читальный зал. Спокойный гул. Привычные дела.
И лишь один свободный стул Ютится у стола.
Библиотекарю не сесть:
«Вот, распишитесь здесь, Белинский? Есть. Некрасов? Есть. И Евтушенко есть».
…Загружен день ее сполна, Различных дел – гора,
Но как внимательна она, Тактична и добра!
(гости библиотеки дарят свой музыкальный номер) Ведущий 1:
Есть мудрые книжные полки Читален и библиотек,
И знаю я – долгий, не долгий, Но будет в них длиться мой век, Когда раскрывают мой томик На столике, в тишине,
Я душу кладу на ладони Пришедшему в гости ко мне.
Ведущий 2:
Нам грустить по штату не положено.
За порогом горечь оставляем.
Даже если сердце растревожено,
Мы в других уверенность вселяем.
Учим их сдружиться с книгой надолго,
Стать душою чище и добрее.
Пусть в их жизни чаще будет радуга,
Пусть надежда чаще сердце греет.
(музыкальный номер)
Ведущий 3: Библиотечная работа –
На вид простой и тихий труд.
Вдали от пышного почёта Библиотекари живут.
Но их спокойные владенья
Спокойной жизни не сулят.
Читателя пытливый взгляд
Им передал свое волнение.
Для разных вкусов, разных мнений
Нужна особая струна.
Нужна и быстрота движений,
И быстрота ума нужна.
То нужен разговор подробный,
То в знак согласия – кивок.
То людям ты советчик скромный,
А то серьёзный педагог.
Таится в книгах суть познанья.
Почти – страницы оживут.
Библиотечное призванье
На вид простой и тихий труд.
Большие книжки и совсем малютки, И старые издания дадут.
Библиотека – это вам не шутки, Любители чтива, здесь вас ждут!
И двери залов настежь открываются, Особенная атмосфера только тут!
Тебе, читатель, явно здесь понравится, Если заглянешь хоть на несколько минут. Красива, современна и доступна, Альтернативы повышенью знаний – нет!
Ведущий 1:
А теперь небольшая разминка для памяти – блиц – опрос:
- Назовите древнейшую рукописную русскую книгу. (Остромирово Евангелие. 11 век.)
- Назовите дату начала книгопечатания на Руси. (1 марта 1564 г. И Федоров «Апостол».)
- Назовите самую знаменитую печатную книгу в мире. («Библия». И гуттенберга.).
- С какого количества страниц брошюра считается книгой? (Более 48 страниц – книга.)
- Кто основал первую известную библиотеку на Руси? В каком году? (князь Ярослав Мудрый, 1037г.)
- Назовите знаменитых людей, которые работали библиотекарями. ( И. Загоскин – писатель, библиотекарь Императорской публичной библиотеки; В. Одоевский – писатель, заведующий Румянцевской публичной библиотекой; Н. Лобачевский – математик, директор Библиотеки Казанского университета; А Дельвиг – поэт, библиотекарь Императорской публичной библиотеки; И Крылов – писатель, заведующий отделом русских книг в Императорской публичной библиотеке; В. Стасов – критик, заведующий Публичной библиотекой в Петербурге и другие.)
Ведущий 2:
- В каком году принят Закон «О библиотечном деле». (1994 г.)
- Какая библиотека является первой государственной общедоступной библиотекой страны? (Россий2ская национальная библиотека.)
- Как называется вспомогательный аппарат к систематическому каталогу? (Алфавитно – предметный указатель.)
- Документ, в котором зафиксированы полные сведения о читателе. (Формуляр.)
- Стереотипное издание книги. (Репринт.)
- Лицо или организация, финансирующие какое – либо мероприятие. (Спонсор.)
Ведущий 3:
Вовсю шумит гроза весенняя, Но как не льет с небес вода, Нам от читателей спасения Уже не будет никогда.
Порой вздохнешь над картотекою, Корпя с утра и до темна, –
Ведь, как и всем, библиотекарю Зарплата, в общем – то, нужна.
Пусть от училища до пенсии С огромной книжною стопой, Конечно, женская профессия,
Но труд подчас вполне мужской.
Она и умница, и модница, Ей все на свете надо знать! Библиотечная работница Блоху сумеет подковать.
Работы есть на свете разные, Но знает каждый человек,
Что все мы здесь сегодня празднуем Общероссийский день библиотек!
Во всю шумит листва весенняя, Еще один промчался год…
И вот – итогов подведение, И лучшего награда ждет!
Ведущий 1:
Сейчас предстоит приятная церемония награждения библиотекарей по следующим номинациям:
- – я номинация: «Детство – состояние, в которое вернуться нельзя, но остаться в нем можно»: за работу с детьми и подростками почетными грамотами и ценными призами награждаются (перечисляются фамилии награжденных).
Девиз номинации:
Ваш мир – любопытные лица, Внимательные глаза,
Где дней промелькнула страница,
Звенят ребятни голоса,
Где был каждодневный ваш труд, Где любят вас, ценят и ждут.
- – я номинация: «Я душу кладу на ладони пришедшему в гости ко мне»: за чуткое, тактичное, профессиональное отношение к читателям награждается (перечисляются фамилия награжденных).
Девиз номинации:
Наперекор усталости, недугам, Заботам, следующим друг за другом, Пожертвовать собой, чтоб как – нибудь. Хоть каплю доброты
Переместить в другую грудь.
- – я номинация: «А я люблю свои места родные»: премия за работу с экологической и краеведческой литературой получают (перечисляются фамилия награжденных).
Девиз номинации:
Постой – ка, друг, и оглянись На эти небо, лес и горы:
Какие милые просторы! Ты в это чудо окунись!
Ведущий 2:
- я номинация: «Бедность – не порок, а стимул для творчества»: за нетрадиционные формы работы, за оригинальный стиль и дизайн библиотеки награждаются (перечисление награжденных).
Девиз номинации:
Эх, полным – полна головушка Всяких творческих идей, Применить в работе рады Мы Сонмы мыслей и затей!
- я номинация: «Вместе весело читать»: премию за работу по руководству семейным чтением вручаем (перечисление награжденных).
Девиз номинации:
Вместе весело шагать по просторам! И, конечно же, читать лучше хором!
- я номинация: «И очередь стоит в библиотеку»: за наибольшую нагрузку по числу читателей на одного библиотекаря, за выполнение сложных запросов и справок премия вручается (перечисление награжденных).
Девиз номинации:
Ах, читатели, уморили нас!
Хоть спасителей вызывай подчас!
Ведущий 3:
- я номинация: «А нам все нипочем!»: за работу в экстремальных условиях награждаются (перечисление награжденных).
Девиз номинации:
Профессий опасных немало:
Чекист, и шахтер, и пилот, А нашу работу опасной Вряд ли кто назовет.
Но мы с вами знаем точно, Что труд наш совсем не прост:
То крыша течет, то не топят
В безжалостный, лютый мороз. Бывает темно в подсобках
Иль книги порой с высоты упадут. Здесь надо быть очень неробкой, И сильные нам подойдут.
- я номинация: «Фигаро здесь, Фигаро там»: за инициативность и энергичность награждаются (перечисление награжденных)
Девиз номинации:
Выше! Быстрее! Сильнее! Ведущий 1:
Библиотека! Ты – созвездье книг, Свеченье мыслей, чувств и нравов разных И люди здесь, воспринимая их, Переживают настоящий праздник.
Ведущий 2: Друзья мои, хочу я вам сказать:
Хоть мы живем в эпоху атомного века,
Ни зал компьютеров, ни выход в Интернет Не смогут заменить общенье с человеком. Недаром говорят, кто в этом знает толк:
Коль одолела хворь телесная, беги в аптеку. А если вдруг душа болит,
Спеши, мой друг, в библиотеку!
Ведущий 3: А сейчас у нас – конкурс профессионалов. В жизни библиотекарей бывают разные ситуации, и нужно уметь быстро ориентироваться в них. Итак, ситуационный конкурс.
- Как бы вы поступили, если бы к вам в библиотеку пришел читатель, не владеющий русским языком?
- От депутата фракции коммунистов поступило требование на книгу военной тематики с названием «Обком звонит в колокол». Где вы будите ее искать? (Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол».)
- Однажды в библиотеку пришел озадаченный мужчина и, отозвав библиотекаря в сторонку, попросил помочь разрешить спор с женой, которая его, Георгия, называет то Юриком, то Жориком, то Егорушкой, то Гошей, а то и вовсе Ежиком и утверждает, что все6 это одно и то же. На чьей стороне вы будите?
- Семиклассник попросил найти ему книгу известного писателя – эколога Д. Фонвизина «Водоросль». Ваши действия?
- В библиотеку пришла группа молодых людей и попросила выдать книгу для реферата по истории «Княжна Наркоманова» Где вы будите ее искать? (Г. Данилевский «Княжна Тараканова».)
- Как выполнить запрос читателя, попросившего книгу «Былой Дунай»? и стихи поэта Мязенского? (А. Герцен «Былое и думы». П. Вяземский)
- Что делать, если утром, придя на службу, библиотекари обнаружили в читальном зале спящего человека?
- Представьте на мгновение, что в библиотеку пришел Пушкин: он хочет стать нашим читателем и взять книги домой. Подберите ему несколько книг, которые на ваш взгляд, были бы интересны поэту сегодня.
- Юноше очень хочется почитать рекомендованную ему друзьями книгу. Он достает листок и протягивает его библиотекарю. Там написано: «ПОКА ЧАВО «ДИКИЙ МЕРИН». Что хочет прочесть юноша? (Боккаччо «Декамерон».)
- Мама читательницы звонит в библиотеку и просит подобрать ей книгу либо Бианки, либо Пришвина – «Олеся». Библиотекарь озадачен. «Олеся» есть у Куприна, но, может быть, и у вышеназванных авторов встречается такое название рассказа? Увы. Что же требовалось подобрать девочке? (О лесе.)
- Школьники в библиотеке требуют дать им материал о реке Есенин и произведение М. Горького «Старуха Изергиль». Чего хотят дети?
Уважаемые коллеги, вспомните забавные примеры из своего профессионального опыта и поделитесь с нами!
Ведущий 1: Наша вечная головная боль – это задолжники. Наскоком и испугом их не возьмешь, измором тоже. Вот и приходится придумывать что-то оригинальное, как, например, письмо читателю-задолжнику, навеянное Пушкиным.
Я вам пишу четвертый раз, Вы стали призраком для нас. Как денди лондонский одеты, Лишь посылаете приветы.
Когда ж предстанете пред мною В своем обличье и с сумою?
В той сумке книги принесите, Что брали вы в прошедший год. И ясность между нас внесите, Читатель вы иль просто мот.
Даю вам сроку десять дней И жду от вас благих вестей!
Ведущий 2: А вот письмо в прозе – и тоже должнику: «Любезная Елизавета – свет – Петровна! Доставьте нам удовольствие своим посещением. Не соблаговолите ли вы принести книги, которые мы выдали вам в истекшем году? Будьте любезны, верните их нам. Наша воля – наказать вас или помиловать. За сим остаюсь покорным к услугам. Библиотекарь».
Или же вот такой вариант: «Смею утверждать вас своею искреннею просьбой почтить меня своим дорогим посещением…»
А как вы поступаете в подобных ситуациях?
(музыкальный номер)
Ведущий 3: А теперь, уважаемые коллеги, вопросы на знание мировой литературы.
- Имя героя повести Н. Гоголя «Шинель». (Акакий Акакиевич Башмачников.)
- Вместо этого литературного героя старел его портрет. (Дориан Грей.)
- От него мир узнал про Дерсу Узала. (В. Арсеньев.)
- Заключительная фраза драмы А. Пушкина «Борис Годунов». («Народ безмолвствует».)
- Как звали тетушку Тома Сойера? (Поли.)
- Кто подарил пушкинскому царю Дадону золотого петушка? (Звездочет.)
- В известном романе этот писатель рассказывает о появлении в Москве дьявола. (М. Булгаков.)
- Имя писателя Барбюса. (Анри.)
- Он собирался «отмстить неразумным хазарам». (Князь Олег.)
- Эту фамилию носили две замечательные женщины – мать и дочь. Одной из них Пушкин посвятил стихи, а ее дочери М. Глинка посвятил романс. (Керн.)
- Кому Пушкин посвятил строки «Товарищ, верь, взойдет она…?) (П. Чаадаеву.)
- Герой какого литературного произведения сказал: «Дух пустоты, надеюсь, надеюсь, схвачен мной»? (Фауст».)
- Памятник какому литературному герою из России стоит и в Одессе, и в Рио – де – Жанейро, и даже хотят, по слухам, поставить во Владивостоке? (Остапу Бендеру.)
- Кому принадлежит высказывание о женщинах: «Они живут около людей и очень на них похожи»? (И. Бунину.)
- О ком сказано: – это наше все!»? (О Пушкине.)
- Продолжите: «Нет повести печальнее на свете…» («Чем повесть о Ромео и Джульетте»)
- После 40 лет работ в Великобритании завершено строительство тематического парка развлечений, где восстановлен облик страны, который описан в произведениях этого писателя 19 века. Кто этот писатель? (Ч. Диккенс.)
Ведущий 1:
Бывает, надоест покой
И станет скучно человеку… Я в ситуации такой
Всегда иду в библиотеку. Вдыхаю, как пыльцу цветов Весь аромат уютных залов Часами странствовать готов
Я в мире сборников, журналов Воздушность легкая брошюр И груз солидных фолиантов – Дороже денежных купюр
И жемчугов, и бриллиантов.
В них прелесть нежную стихов Сулит есенинская лира.
В них шелест, жар былых веков, В них даль космического мира. Вот в этот я с давних пор Стремлюсь упорно и упрямо.
Всегда поддержат разговор
Со мной служительницы храма. Они, как нимфы, хороши
В своем бескрайнем книжном море. Бальзам чудесный для души
Найду я в нашем разговоре. Я б не ходить сюда не смог,
Я связан с книгами навеки. И в жизни я не одинок, Пока хожу в библиотеку.
Ведущий 2: Дорогие коллеги! В этот праздничный день хочется пожелать вам здоровья, удачи, счастья и непрекращающейся пульсации творческой жилки!
Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов.
(музыкальный номер.)
Ведущий 3: Объявляем самый долгожданный конкурс – кулинарных изысков и приглашаем всех к столу!
(Музыка, песни)
Профессия вечная – библиотечная
- ведущий: Добрый день, уважаемые судари и сударыни! Здравствуйте, дорогие гости! Как здорово, что пришла весна, распустились листочки на деревьях…
- ведущий: Ага, вытаял мусор, поднялись цены, сменился Президент…
1 ведущий: Ну, что ты такое говоришь! Мы собрались по такому замечательному поводу! 2 ведущий: Подумаешь, повод замечательный Какой, кстати?
- ведущий: Общероссийский День библиотек!
- ведущий: Ой, ну, подумаешь – День библиотек! Сейчас каких только Дней нет: и День секретаря, и День рыбака, и День пива, и даже всемирный День блондинок – на все вкусы, замучаешься праздновать!
- ведущий: Зато нам все приятно встретиться в нерабочей обстановке, когда не надо никуда торопиться, решать какие-то срочные вопросы, сдавать вечные планы, отчеты.
- ведущий: Ага, лишь бы не работать!
- ведущий: Мы собрались все вместе еще и для того, чтобы вспомнить историю наших библиотек, тех замечательных милых, тихоголосых женщин, которые когда-то в них работали, и тех, кто сегодня продолжает служить в Храме Знаний. И, может быть, мы все вместе откроем Большой библиотечный секрет!
- ведущий: Ну-ну! Попробуйте! Хотя лично я в этом очень сильно сомневаюсь. А вдруг и правда, у вас есть какой-то общий библиотечный секрет? Пожалуй, я тоже посижу здесь среди вас, да послушаю
(2 ведущий садится в зале) (Исполняется «Гимн библиотекарей»)
1 ведущий: Сегодня у нас праздник. И это здорово, что здесь собралось так много поклонников книги и библиотеки. Среди гостей… (перечислить гостей)
В этом зале прозвучит сегодня немало поздравлений, добрых слов и сердечных пожеланий. И сейчас я хочу предоставить слово… (администрации).
(Звучит один куплет песни-переделки на мотив песни «Большой секрет для маленькой компании»)
- ведущий: Интересно, в чем же все-таки заключается Большой библиотечный секрет?
- ведущий: А когда же вы успеете узнать этот секрет? Ведь каждая из вас – это лишь скромный недолгий эпизод в библиотечной жизни!
1 ведущий: Конечно, мы приходим и уходим, но ведь библиотека остается! А может быть, разгадку библиотечной тайны знают наши руководители?
(Ведущий предоставляет слово начальнику отдела культуры и другим)
- ведущий: Поздравления и похвалы музыкой льются в души библиотекарей. А сейчас зазвучит и настоящая музыка – подарок от работников РДК. Для всех нас поет… (Исполняется песня)
- ведущий: Ой, совсем вас захвалили! А за что хвалить-то? Работа не пыльная. Пришел, сел в удобное кресло, сидишь, читателя ждешь. Книжку ему запишешь – и опять сидишь, Даже, по-моему, вздремнуть можно… Красота!
- ведущий: Зря ты так говоришь! Знаешь, сколько тонн книг перетаскивает библиотекарь своими хрупкими руками? Сколько десятков километров наматывает изящными ножками между стеллажами? А работа с читателями? Принеси, унеси, запиши, замени, посоветуй, наставь, подклей. А массовые мероприятия? Сценарий напиши, выступающих подготовь, аудиторию собери, за проведение отчитайся. А уж о платных услугах и говорить не буду
- это отдельная тема. И все это с вежливой и радостной улыбкой. Мол, у нас все о’кей: денег девать некуда, забот никаких, трудностей тем более!
- ведущий: Вот я и говорю: что-то тут не так! Пусть библиотекари сами расскажут. 1 ведущий: А они и расскажут! А некоторые еще и покажут!
(Презентации, рассказы библиотекарей о своей библиотеке)
2 ведущий: Ой, хитрите вы что-то, скрываете. Я ведь считать умею! Библиотек у вас 12, а почему это презентаций было всего 9? В трёх-то библиотеках, наверное, вообще ничего не делают?
1 ведущий: Ты глубоко ошибаешься! Просто в некоторые библиотеки пришли работать молодые библиотекари. Надеемся, что они серьезно возьмутся за работу и поднимут родную библиотеку на недосягаемую высоту! Прошу вас, уважаемые коллеги, поднимитесь на сцену. Пожалуйста, знакомьтесь: Светлана Николаевна Теньковская – заведующая отделом обслуживания взрослых читателей, Гульнара Николаевна Антонова
- библиограф центральной районной библиотеки, Елена Максимовна Иванова – библиотекарь Калмакского филиала, Дарья Владимировна Клочко – библиотекарь Красноорловского филиала, Марина Александровна Зарубина – библиотекарь Ивановского филиала и Евгений Юрьевич Морозов – наш системный администратор.
(В коридоре слышится шум)
- ведущий: Пойду, посмотрю, что там случилось. (Возвращается). Странно. У меня галлюцинации какие-то. Наверное, сказок в детской библиотеке перечитала. Нет, представьте, Баба Яга привиделась…
(Заглядывает Баба Яга)
Баба Яга: Ну-ка, ну-ка, ну-ка… Носом чую, что-то важное происходит. А почему без меня? Почему меня не пригласили? Ух, ты! А это кто такие? (Подходит к молодым библиотекарям, осматривает их, ощупывает): Ничего, справненькие, свеженькие, молоденькие… Я таких люблю. Значит, из одной я шашлычок сделаю, из другой – супчик сварю, третью Змею Горынычу на день рождения подарю, еще двух про запас оставлю. А тебя, вьюнош, я на лопату положу и в печке зажарю, (меряет рост пальцами) если, конечно, на лопату влезешь.
- ведущий: Эй, эй, что ты себе позволяешь?
Баба Яга: Цыц! А то в лягушку превращу! Значится, так: Вот раз меня сюда не пригласили, я их к себе забираю! (Думает, чешет затылок): Хотя… Нет, пожалуй, моя ступа семерых не выдержит. Ладно, предлагаю компромисс: если они правильно ответят каждый на один вопрос, так и быть, пущай остаются. А если нет – тут же на ваших глазах и съем. Ну, что, сладенькие мои, готовы? Поехали!
(Баба Яга проводит мини-конкурс для молодых библиотекарей). Вопросы для мини-конкурса:
- Как Вы поступите, если к Вам в библиотеку зайдет читатель, не знающий русского языка?
- В библиотеку зашел читатель «под мухой»
- Семиклассница хочет взять «Камасутру»
- За пять минут до конца рабочего дня пришел студент. Ему надо подобрать материал для курсовой работы. Ваши действия?
- Утром, придя на работу, Вы обнаруживаете в библиотеке спящего человека.
1 ведущий: Ну, что, Бабулечка Ягулечка, ничего у тебя не вышло, а? Отправляйся-ка ты восвояси. Может, в другой раз тебе повезет.
(Баба Яга, ворча, уходит)
Молодые библиотекари зачитывают клятву:
«Вступая в славные ряды библиотекарей, перед лицом своих коллег, торжественно клянусь:
- Сеять разумно, доброе, вечное! Клянусь!
- Соблюдать олимпийский девиз: «Быстрее, выше, сильнее!» То есть: быстрее ветра между стеллажами не бегать, выше администрации не прыгать, сильнее атланта не быть и стопки книжек тяжелее 10 кг не поднимать. Клянусь!
- Не унывать и не падать духом перед неудачами. Клянусь!
- Учиться всегда, учиться всему, учиться везде! Клянусь!
- Работу свою любить и верность ей всегда хранить! Клянусь! Клянусь! Клянусь! Клянусь!».
- ведущий: Для молодых (и не только) библиотекарей звучит эта песня. (Песня-переделка на мотив песни Алсу «Зимний сон»)
- ведущий: (зевает): Ой, что-то скучно стало, молодые библиотекари! Не очень? А у вас, что, библиотекари до пенсии не доживают? Хотелось бы хоть одного аксакала библиотечного дела увидеть. У молодых спрашивать, в чем состоит великий библиотечный секрет, рановато. А вот у ветеранов – самое то!
1 ведущий: Пожалуйста! Вот они: (перечисляются ветераны библиотечного дела). Уважаемые ветераны, уж вы-то, наверное, знаете, в чем же состоит Большой библиотечный секрет?
1 ведущий: Всегда приятно послушать хорошую песню. Для вас поет………….
- ведущий: Ну, вот и узнали мы Большой библиотечный секрет. Так пусть, благодаря этому секрета, у нас будет больше хороших читателей, новых чудесных книг, умных молодых библиотекарей, опытных наставников, ярких интересных мероприятий!
Пусть скромен этот день календаря, Как и любой другой, — он быстротечен
Но ждем его, тепло весь год даря
Своим читателям, своей работе бесконечной. Пусть этот день подарит много славных лет, Успехов творческих, здоровья и достатка,
И неба высоту, и солнца свет,
И душ читателей, открытых без остатка!
- ведущий: Так пусть в этот день (и не только) – Читатели будут читающими,
Книги не очень тяжелыми, Компьютеры не зависающими,
Зарплаты большими (ОЧЕНЬ БОЛЬШИМИ), А библиотечный день – каждый день!
Я ремеслом своим горжусь
Театрализованное представление для открытия конкурса «Лучший по профессии». Действующие лица: Автор, Гефест, Юнона, Посейдон, Нимфы. На сцене горят свечи, звучит негромкая музыка.
Нимфа 1:
Подобно пламени,
Что слабо и ничтожно в своем начале, А лишь потом горит сильней,
Гефест родился хилым, и невзрачным, И непохожим на других детей.
Нимфа 2:
И сына безобразного стыдясь, Родная мать его Юнона Мгновенно от ребенка отреклась.
Юнона (входя):
Быть богом не его удел, Он не достоин этой чести. И на Олимпе нам не быть
С ним, хилым, нынче вместе. Пусть сброшен будет в бездну вод С вершин священного Олимпа.
Нет силы в нем, нет красоты Возвышенной и утонченной, присущей всем богам.
А посему и жить ему среди людей и только там.
(Сверкает свет, звуки раскатов грома, Юнона уходит.)
Нимфа 1:
Подобно бурному потоку вод, промчались годы.
И теперь Гефест уже не тот безропотный младенец. Нимфа 2:
В руках его горит огонь труда. И день, и ночь без отдыха и сна
Он мастерство свое оттачивал упорно. (Появляется Гефест.)
Гефест:
Спросите вы, о чем мечтает бог, живущий на земле?
Как равный смертному любому, Я вижу жизнь свою в труде.
Познал я истинное счастье, Когда безжизненный металл
В руках моих приобретал причудливые очертания И жизнь земную украшал.
(Появляется Посейдон.)
Посейдон:
Ха-ха-ха-ха, как он смешон,
Он верит в то, что нужен людям он. Важна лишь сила в этом мире.
Я говорю тебе — всевластный Посейдон.
Гефест:
Нет, Посейдон, с тобой я не согласен,
Хоть мир подводный весь тебе подвластен.
Посейдон:
Так ты решил гневить богов, Богов священного Олимпа?
Бросаешь вызов Зевсу-громовержцу? Так оставайся на земле.
Ты изгнан навсегда с божественных высот! И вряд ли кто-то из богов
Вновь на Олимп тебя возьмет!
(Гром, Гефест падает, музыка становится спокойнее, тише.)
Нимфа 1:
Очнись, Гефест, вернись к трудам своим. Не забывай, что ты силен
Своим умением и ремеслом И славен будешь только им.
Нимфа 2:
Обиду в сердце не таи, Работой твердо докажи Всем людям и богам,
Что нужен ты везде: и здесь, и там.
Гефест:
О, боги, я для вас трудился, Не покладая рук своих,
Без устали, не ради славы Ковал металл я за двоих!
Смотри, летит на колеснице бог солнца — Гелиос. А вот в полночной тишине Диана вышла на охоту. В ее руке моя стрела!
Трезубец Посейдону сковала та же все рука, И ярче золота горит корона Ариадны.
(Звучит торжественная музыка. Гефест расправляет плечи.)
Гефест:
Я снова на Олимпе, я рад безмерно,
Что признан, наконец, богами, нужен людям, На наковальню молот опуская верно.
И истиной такой готов я поделиться:
Постиг в трудах я мудрость,
Что счастлив тот на небе и земле,
Кто может ремеслом своим гордиться.
(Нимфы одевают на голову Гефесту венок из «золотых» листьев, процессия удаляется.)
Ты, я и информация
Звучит припев песни Т. Мяги “Спасите, спасите, спасите разбитое сердце мое.
Найдите, найдите, найдите ее”. Появляются два ведущих.
Ведущий 1: Вот именно с этого призыва начинается сложный процесс поиска…
Ведущий 2: Поиска такой необходимой, такой нужной, но такой недоступной…
Ведущий1: Поиска, который может завершиться и в течение минуты, а может продолжаться достаточно долго…
Ведущий 2: Поиска, который может перевернуть всю твою жизнь…
Ведущий 1: А может и не перевернуть, если речь идет об…
Вместе: Информации!
Ведущий2: И сегодня мы рады видеть в нашем уютном зале тех, кто имеет непосредственное отношение к информации, а значит, сообщает, разъясняет, передает, помогает искать то, что носит такое величественное имя…
Вместе: Информация!
Звучит начало песни “Если б не было тебя…” группы “Несчастный случай”.
Ведущий1: Конечно, было бы нелепо говорить о том, как трудно прожить без информации, ведь мы не проходим мимо даже объявления на заборе: а вдруг пригодится?
Ведущий 2: И кому, как не вам, библиотекарям, которые помогают быстро найти именно те сведения, которые необходимы, знать это!
Ведущий 1: И еще один исторический факт. В Древней Греции зажигали в горах цепочку костров и таким образом передавали необходимую информацию. У каждого из вас рядом со столовым прибором находится свеча. Какой столик первым зажжет по цепочке, т.е. от первой вторую, от второй третью, все свечи, тот и станет первым среди призеров.
Проводится игра, вручается приз.
Ведущий 2: Сразу как-то светлее стало на нашем празднике. Английский философ Фрэнсис Бэкон произнес ставшую известной фразу “Кто владеет информацией – владеет миром”.
Ведущий 1: На слове “информация” завязано все: политика, экономика, экология, наука и даже личная жизнь…
Ведущий 2: А чтобы убедиться в этом, давайте проведем необычный аукцион. Я произнесу две строки, а вам предстоит продолжить их, не забывая, в первую очередь, про рифму. Итак, В наш сложный век глобализации искал для дела информацию…
Проводится игра, участники которой дополняют строки, заканчивающие на слова созвучного звучания: от махинации и нации до стратификации и ассигнации. Последний, добавивший строку, получает приз.
Ведущий 1: Как много нам открытий чудных подарили эти несколько минут. Но еще больше открытий приходится делать информационно – библиографическому отделу.
Ведущий 2: Как не вспомнить тут сказки: срубили дракону одну голову, выросло на этом месте сразу три. Появился один закон, а к нему целых три письма, три разъяснения, три постановления, три решения…
Ведущий 1: Слово нашим библиотекарям, умело сражающимся… головами. Выступление библиотекаря ИБО с рассказом о специфике своей работы.
Ведущий 2: Что необходимо библиотекарю в первую очередь? Правильно, как чекисту, горячее сердце, холодная голова.
Ведущий 1: И отличная память!
Ведущий 2: Желательно, но не обязательно. Для этого существует техника, я, например, учил в свое время, что ЭВМ имеет память как основную, так и внешнюю: магнитные ленты, накопители на дисках…
Ведущий 1: Дисках? А бумажные тарелки подойдут? Итак, первый столик пишет на своих тарелках ответ на вопрос “Кто?”. Второй – “Что?”; третий – “В чем?”; четвертый – “По чему?”, например, по лесу, по дороге; пятый – “Кому?”; шестой – “Что делать?”. Седьмой дает ценное указание “Сделай это или то”, а восьмой вспоминает кого-то очень отрицательного и неприятного и также записывает на тарелках.
Ведущий 2: Информацию с этих, так называемых дисков, мы вводим в ЭВМ (собирают заранее разложенные бумажные тарелки по столикам, не путая их) и получаем интереснейшую заметку, годную для печати в средствах массовой информации.
Зачитывают рассказ, выбирая наугад тарелки из соответствующей стопки, и, возможно, комментируя по ходу несоответствия. Рассказ следующий (вместо вопроса в тексте зачитываются записи на тарелках): Шел (По чему?) хорошенький (Кто?), нес (В чем?) (Что?) своей (Кому?), чтоб с нею вместе (Что сделать?). Вдруг выползает (Отрицательный персонаж) и приказывает (Ценное указание от седьмого столика). И отбирает (можно выбрать новую запись с ответом на вопрос “Что?”, а можно назвать уже прозвучавшую ранее) и ударяет (читается еще одна запись с ответом на вопрос “Кто?”).
Ведущий 1: Я чувствую: в наших газетах, в разделе происшествий, используется такая же методика.
Ведущий 2: Не методика, а алгоритм. И пришло время передать слово тем, кто лучше нас разбирается в этом – отделу автоматизации.
Выступление отдела автоматизации.
Ведущий 1: Это так познавательно, жаль только, не понял, что же такое единица информации? А, может быть, подскажете, сколько надо вам получить единиц информации от меня, т.е. ответов “да” или “нет”, чтобы определить, в какой из этих 16 коробочек находится ваш приз?
Ведущий принимает ответы. Правильный ответ – 4. Далее игроки должны с помощью четырех вопросов найти приз. Цепочка вопросов строится следующим образом. После вопроса “В первых восьми коробках?” остается 8 коробок, после следующего вопроса “В первых четырех коробках?” остается 4. Затем после вопроса “В первых двух коробках?” остается
- И последний вопрос: “Приз в правой коробке?”
Ведущий 2: Настоящим специалистам справиться с такой пустяковой задачей не составило труда. Труднее пришлось бы отделу автоматизации, если бы они попробовали пустые коробки продать по цене полных.
Ведущий 1: Вот так незаметно мы перешли к проблемам отдела маркетинга и рекламы. Вам слово!
Выступление отдела маркетинга.
Ведущий 2: А знаете ли вы, что по инициативе отдела рекламы телекомпании Би-Би-Си теперь устраиваются ежегодные маскарады? Ведущий 1. Почему бы не попробовать и нам? Тем более, что уже готовы атрибуты главных действующих лиц.
Выбираются актеры для миниатюры и вручаются, например, черепахе – очки, панцирю – накидка в клеточку, кошельку – горсть монет и так далее.
Ведущий 2: Жила была Черепаха. Каждый шаг давался черепахе с огромным трудом, потому что тяжелый панцирь, который она таскала на спине, придавливал ее к земле. Но зато, когда из соседнего леса прибегала голодная Лиса, Черепаха прятала голову под панцирь и спокойно пережидала опасность. Лиса прыгала вокруг, пробовала панцирь на зуб, пыталась перевернуть Черепаху, короче говоря, применяла все приемы, присущие агрессору. Но Черепаха оставалась жива и благодарила за это панцирь. Однажды Лиса пришла с большим кошельком и предложила Черепахе купить у нее панцирь. Долго думала Черепаха, но в силу бедности фантазии была вынуждена отказаться.
Шло время, и в лесу появились телекоммуникационные технологии, а на дереве был повешен телевизионный экран. Черепаха впервые увидела в рекламе летающих черепах без панциря, а также эмоциональное выступление диктора на эту же тему. Через два дня диктор, захлебываясь от восторга, вновь поведал с экрана телевизора, что Лиса стала вегетарианкой. И Черепаха решилась. “Достаточно отказаться от панциря, и сразу станет легче”, – думала Черепаха. “Достаточно отказаться от панциря, и ее легче будет есть”, – думала Лиса, оплачивая из кошелька счет на очередную рекламу летающих черепах. И однажды Черепаха сделала свой первый шаг к свободе. Он же – последний.
Далее “актеры” самостоятельно показывают окончание истории.
Ведущий 1: Если отдел маркетинга так же мастерски занимается рекламой и сбытом, то впереди у фирмы очень хорошее будущее… даже без панциря.
Ведущий 2: Но, по-моему, в увиденном нами спектакле речь шла об информационной войне.
Ведущий 1: Тогда это не о нас, мы мирные люди, (поет) и наш бронепоезд стоит на запасном пути.
Ведущий 2: Но чаще все-таки людям приходится иметь дело с сотрудниками отдела обслуживания и продаж. Именно их умение ответить на вопросы, обучить процессу поиска информации…
Ведущий 1: Их компетентность, работоспособность, а также общительность привели к мысли, что успех компании зависит от того, сколько ярких личностей в ней работает.
Слово предоставляется сотрудникам отдела продаж.
Ведущий 2: С чем только ни приходится сталкиваться отделу обслуживания, без интуиции здесь не обойтись. А иначе как предугадаешь возможные действия клиента?
Ведущий 1: А еще важно в каждом случае найти индивидуальный подход, продемонстрировать знание психологии и эрудицию.
Ведущий 2: Но эти качества отличают всех сотрудников фирмы, они без труда подскажут “недописанные” слова следующего стихотворного опуса.
Ведущий 1: Жил да был чудак один,
Начинался он на “ин”. (Принимаются ответы: интеллигент, инженер, индивид, инвалид и другие)
Чтобы разогнать свой сплин,
Он всегда бродил по “ин”. (Интернет, инерции, инкогнито и другие) Хоть имел не высший чин,
Честно он искал там “ин”. (Информацию, интерес, инструмент, интеграл, инвентарь и другие)
Поиск тот – что витамин,
Но нажил герой наш “ин”. (Инфаркт, инсульт, инфекцию и другие)
Ведущий 2: Как только не передавали информацию за годы существования человеческой цивилизации: сигнальными флажками и с помощью гонцов…
Ведущий 1: Боем барабанов и посредством телеграфа…
Ведущий 2: Информация является почти, что синонимом телефона и радио…
Ведущий 1: Телевидения и Интернет…
Ведущий 2: И в многовековой истории передачи информации наша библиотека занимает небольшой отрезок и работа ее заключается в том, чтобы помогать нам всем жить.
Ведущий 1: Ведь, как сказал Н. Винер, отец кибернетики, “Действенно жить – это, значит жить, располагая правильной информацией”.
Ведущий 2: Успехов нашей библиотеке, новых достижений, дальнейшего процветания, понимания и поддержки тех, кто работает рядом. Что говорить – за сильной командой всегда было будущее.
Звучит “Я вижу тебя за дымкой тумана…” ансамбля “Здравствуй, песня”.
Ведущий 1: А напоследок хотелось бы напомнить, что пчелы передают информацию с помощью танца. Попробуем