День народного единства сценарий для детей
Ведущий. Велика и красива наша Родина. Богата событиями её история. Совсем недавно в календаре появился новый праздник. Какой же это праздник, ребята?
Дети. Праздник народного единства.
Ведущий. Давайте разберемся, что это за праздник и какова его история.
Ведущий. Да, ребята, страшное время тогда пришло для Руси. Изменники бояре впустили в Москву иноземцев- захватчиков и главой Русского государства провозгласили польского королевича Владислава. Москвичи стали сопротивляться, захватчики подожгли Москву, и она вся выгорела. Уцелели только каменные церкви и Кремль, где укрывались захватчики. Казалось, нашему государству пришёл конец. Но народ рассудил иначе.
1-й ученик. Он начал освободительную войну против польско-литовских захватчиков. А возглавил ее посадский староста Из города Нижнего Новгорода Козьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Козьма Минин был нижегородским посадским человеком. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде призвал народ собрать ополчение и освободить Москву. Он привлёк князя Д. Пожарского в качестве военоначальника.
2-й ученик. На церковном крыльце купец Козьма Минин обратился к народу и сказал громким голосом: «Православные люди! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу милую Родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города соединятся с нами, и Бог даст, мы прогоним врагов». Весь народ отозвался на эти добрые слова: богатые люди принесли Минину все свое имущество и каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. Наняли войско и начальствовать над ним поставили Дмитрия Пожарского, славного и храброго полководца.
3-й ученик. Под Москвой встретили русские поляков, была тут жестокая битва! Но в Москве был голод. Русские со стороны Пожарского начали вести подкоп к Китай-городу. Осаждённые, заметив это, ворвались в подкоп, перебили, кого нашли, взяли в плен и возвратились в Кремль. Кремль окружили со всех сторон. Там начался голод и поляки в конце концов изнемогли и сдались.
4-й ученик. В Москве на Красной площади героям поставлен бронзовый памятник. Справа – князь Пожарский. Он ещё болен, ещё страдает от ран, полученных в боях с захватчиками. Князь внимательно слушает Козьму Минина, который от имени народа пришел к нему как к опытному полководцу.
Ведущий. Ребята, а как вы понимаете, что это такое – единство? Давайте с вами создадим цветок единства.
У детей лепестки, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта.
Дети.
- Единство – это объединение всех людей.
- Единство – это согласие народа.
- Единство – это когда есть общая надежда.
- Единство – это мир и дружба.
- Единство – это доброта, понимание и прощение.
- На доске появляется цветок единства.
Ведущий. А где мы впервые встретились с проявлением согласия и единства?
Учащийся. В сказке «Репка». Именно благодаря согласию герои этой сказки оказались способными вытащить из земли огромную репку. В этой сказке, которую знают даже самые маленькие, заложена мудрость: общая надежда достигается при общем согласии.
Ведущий. А сейчас послушайте басню.
«Отец и сыновья».
«Отец приказал сыновьям, чтобы жили они в согласии: они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Сыновья легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит…
Ведущий. А как вы думаете, что сказал отец?
Если наш народ объединится, то его никто не победит. Так поступал наш народ много раз, когда беда подступала к нашей Родине.
В 1812 г. – русский народ объединился в борьбе с французами и победил.
В 1941 г. – в Великой Отечественной войне мы победили, потому что на борьбу поднялся весь народ от мала до велика.
И прозвучали слова:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой.
Учащиеся приводят примеры из истории Великой Отечественной войны.
Ведущий. В русском языке много пословиц о согласии. Давайте вспомним их.
Дети. «Согласие да лад – для общего дела клад», «Согласному стаду и волк не страшен».
Ведущий. А если не было согласия и единства, наступала беда. Об этом мудро написал И. А. Крылов. Что он говорил?
Ученик.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело – только мука.
Ведущий. Вы ещё дети. Но все-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству.
Дети. Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы – это маленькое общество.
Ведущий. Да, настоящая дружба крепка и нерушима. В одной старинной книге сказано: «Друг верный – прибежище и утешение». Как вы это понимаете? (Дети отвечают.)
Ведущий. О верной школьной дружбе прекрасно написал А. С. Пушкин.
Ученик (читает стихотворение).
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен…
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Ведущий. Дружба для поэта – это прекрасный союз, он неразделим и свободен. А что такое для вас дружба?
Учащиеся отвечают.
Ведущий. Праздник единства – новый молодой праздник, но, как и каждый праздник, он имеет свои отличительные признаки. Давайте представим, что мы попали на праздничное шествие. Встанем в круг, положим ладони на ладони и скажем, что мы можем услышать.
Дети передают по кругу: радостный смех, крики «ура», песни, музыку и так далее.
Ведущий. На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?
Дети.
- Я желаю людям нашей Родины дружбы и красоты.
- Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем.
- Я желаю жить в согласии со своей совестью.
- Я желаю единомыслия, толерантности.
- Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.
Ведущий. А теперь, ребята, я хочу высказать свои пожелания каждому из вас.
Живи красиво, весело и просто,
Люби людей светло и простодушно,
Ищи свою дорогу с малых лет.
Уверенно иди вперед сквозь годы.
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
Дети в круге поют песню.
Я, ты, он, она –
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове «мы» сто тысяч я –
Босоногих, озорных,
Белых, черных и цветных,
Шумных и веселых
В городах и селах.
Ведущий. В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем:
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горячим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!
Викторина ко дню народного единства
Ведущий: Мы узнали много нового, а сейчас давайте проверим, всё ли вы запомнили, и проведём небольшую викторину.
- Кто занял место царя Ивана Грозного? (его сын Федор)
- В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»? (конец 16 – начало 17 века)
- Кем был Кузьма Минин? (земский староста)
- Какую роль в ополчении играл князь Пожарский (он командовал народным ополчением)
- Какие враги были у России в «смутное время»? (поляки и шведы)
- Какие города удалось захватить врагам?
- Где происходила битва 24 августа? (в Москве)
- Кого решено было поставить на царство, чтобы прекратить беспорядки в стране? (Михаила Федоровича Романова, сына Федора Романова, которому в то время исполнилось 16 лет)
Ведущий: С чего начинается единство народа? С наших взаимоотношений с другими людьми, прежде всего – в семье, в школе, с друзьями. Все хотят быть хорошими друзьями. Давайте узнаем, удаётся ли это нам. Давайте ответим на вопросы теста о дружбе.
Тест Хороший ли ты друг?
- Вы знаете много забавных историй об одном из своих приятелей. Как вы поступите:
а) расскажете их другим людям;
б) расскажете, не назвав имен;
в) оставите при себе?
- Ваш друг часто берет что-либо взаймы, но никогда не возвращает взятую вещь. Сейчас он хотел бы взять дорогой прибор. Как вы поступите:
а) дадите его;
б) скажете, что его у вас нет;
в) откажете, объяснив причину?
- Друг случайно разбил ваши часы. Как вы поступите:
а) скажете, что и без того собирались купить новые;
б) попросите оплатить стоимость часов;
в) откажетесь от новых часов, но устроите маленький скандал?
- Ваш друг поддерживает отношения с человеком, которого вы не любите. В таком случае:
а) прекратите видеться с другом;
б) ничего не скажете и будете продолжать дружеские отношения;
в) скажете другу, что он должен выбрать между вами и другим?
- Чувствуете, что у вашего друга скоро будут большие неприятности. Тогда вы:
а) порвете отношения с ним, чтобы не пострадать самому;
б) откровенно поговорите с ним;
в) продолжите дружбу, как прежде?
- Считаете, что настоящий друг должен:
а) делиться с вами всем;
б) говорить только то, что хочет;
в) оставлять свои мысли и проблемы при себе?
- Вам известно, что другу нужны деньги, а у вас их достаточно, чтобы ему услужить. Вы говорите:
а) «Возьми их, доставишь мне удовольствие»;
б) «Вспомни, сколько раз ты мне помогал. Моя услуга ничто в сравнении с этим»;
в) «Перебьешься! Надо экономить!»
- Как поступите, если хотите занять деньги у друга:
а) намекнете издалека;
б) попросите взаймы;
в) ничего ему не скажете?
- Ваш друг купил одежду, которая, как вам кажется, ему не подходит. Тогда вы:
а) скажете, что она ему не идет;
б) скажете, что она ему не идет, и объясните почему;
в) ничего не скажете?
- Вы считаете, что ваш друг:
а) интеллигентнее вас;
б) менее интеллигентен, чем вы;
в) на том же интеллектуальном уровне?
Подсчет баллов
№ вопроса | а | б | в |
1 | 1 | 2 | 3 |
2 | 2 | 1 | 3 |
3 | 3 | 2 | 1 |
4 | 2 | 3 | 1 |
5 | 1 | 3 | 2 |
6 | 1 | 3 | 2 |
7 | 2 | 3 | 1 |
8 | 1 | 2 | 3 |
9 | 1 | 2 | 3 |
10 | 2 | 1 | 3 |
Результаты
- 21–30 баллов. Вы действительно хороший друг. Ваши друзья верят вам и восхищаются вами. С полным правом можете надеяться, что при необходимости они придут к вам на помощь. Разумеется, если и вы будете поступать так же.
- 15–20 баллов. У вас есть друзья, но, как большинство из нас, вы иногда не проявляете в отношениях должного понимания. Когда не знаете, как реагировать, попытайтесь поставить себя на место другого человека.
- 10–14 баллов. Склонны больше обращать внимания на себя, чем на окружающих. Эта ваша черта – барьер перед подлинной дружбой. Чтобы стать хорошим другом, нужно проявлять больше интереса к другим людям.
Ведущий: Сегодня мы говорили о празднике – Дне народного единства. Надеюсь, каждый из вас нашёл для себя что-то интересное и полезное. Запомните чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!