Сценарий литературного вечера

Оформление зала: Портреты дам 18-19 в.; свечи; цветы.

Реквизит: Цветные карточки; газеты; яблоки; швабра; плакат с названиями танцев (полонез, мазурка, галоп, котильон, кадриль, вальс, экосез); плакат с названиями карточных игр.

Музыкальное оформление: Чайковский П.И. “Вальс цветов”, “Времена года (декабрь)”, ”Евгений Онегин” (полонез, мазурка); Шуман “Полонез”; Шопен “Мазурка”, “Полька”;

Штраус “На прекрасном голубом Дунае”; “Сказки Венского леса”; Дога Е. Вальс из к/ф “Мой ласковый и нежный зверь”; Музыка из к/ф “Обыкновенное чудо”; Романсы.

“Живое” оформление: Желательно рассказ о некоторых танцах сопровождать их исполнением, для чего можно пригласить 2-3 пары из коллектива бального танца.

Звучит вальс Штрауса. Гости проходят и рассаживаются. Музыка стихает.

1-й ведущий: Добрый вечер, дамы и господа! Мы рады видеть вас сегодня в этом зале!

2-й ведущий (на фоне тихо звучащего “Вальса цветов” Чайковского): Балы в жизни российского дворянства занимали значительное место, являясь не только развлечением, но и формой общения. Там создавалось общественное мнение, в непринужденной обстановке обсуждались государственные и дипломатические проблемы, завязывались знакомства.

1-й ведущий: Балы, особенно в столицах, имели строгую иерархию (начиная с придворных и кончая купеческими и мещанскими), в соответствии с которой составлялись их программы и списки приглашенных. Раут был строго регламентирован. Сегодня мы попытаемся воссоздать некоторые его элементы.

2-й ведущий: Дамы и господа! О балах в русской литературе написано немало прекрасных строк. Давайте вспомним произведения, в которых встречается описание бала. (“Евгений Онегин”, “Анна Каренина”, “Дубровский”, “Пиковая дама”, “Война и мир”)

Тихо звучит музыка Е.Доги.

1-й ведущий: Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные целыми обозами тащились в Москву со своими взрослыми дочерьми на “ярмарку невест”.

2-й ведущий: Для юной девушки, которую только начинали вывозить в свет, это повод для волнений – там ее увидят, там ее ждут новые знакомства, там она будет много танцевать и развлекаться. Среди бальных развлечений молодых барышень того времени были распространены альбомы. Хозяйка давала альбом кому-нибудь из присутствующих с просьбой написать стихи или посвящения. В19 веке сложилась форма девичьих альбомов с загнутыми уголками – секретами, где скрывалась надпись: “Кто прочтет секрет без спроса, тот останется без носа”, а еще с альбомами были связаны приметы: например, боялись писать на первом листе – существовало поверье, что тот, кто заполнит начало альбома, умрет.

1-й ведущий: Стихи в альбом – жанр особый, легкий, сродни мазурочной болтовне, им не пренебрегал и сам Пушкин. Попробуйте определить, какие из стихов были написаны Пушкиным в дамские альбомы.(Вниманию гостей предлагаются отрывки из стихотворений разных авторов, в том числе и Пушкина):

  1. Вот, Зина, вам совет: играйте,

Из роз веселых заплетайте

Себе торжественный венец –

И впредь у нас не разрывайте

Ни мадригалов, ни сердец. ( Пушкин – Е.Н.Вульф)

 

  1. Благословляю все, что было,

Я лучшей доли не искал,

О, сердце, сколько ты любило!

О, разум, сколько ты пылал! (А.Блок)

 

  1. Мне изюм

Нейдет на ум,

Цуккерборд

Не лезет в рот,

Пастила нехороша,

Без тебя, моя душа. (Пушкин – А.Керн)

 

  1. Я вас люблю так, как любить

Вас должно:

Наперекор, быть может, вас

Самих, томящих жизнь мою

Жестоко и безбожно.

Я вас люблю без страха,

Опасенья

Ни неба, ни земли, ни Пензы, ни Москвы

Я мог бы вас любить глухим, лишенным

Зренья…

Я вас люблю затем, что это вы! (Д.Давыдов)

 

  1. Когда-то (помню с умиленьем)

Я смел Вас нянчить с восхищеньем,

Вы были дивное дитя.

Вы расцвели – с благоговеньем

Вам ныне поклоняюсь я.

За Вами сердцем и глазами

С невольным трепетом ношусь.

И Вашей славою, и Вами

Как тетка старая, горжусь. ( Пушкин – кн. Абамелек)

 

  1. Любить иных тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Загадке жизни равносилен. ( Б.Пастернак)

 

  1. Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом…

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его, тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я. (А.Пушкин)

 

  1. О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе. (А.Блок).

 

2-й ведущий: Глухая полночь. Строем длинным

Осеребренные луной, стоят кареты на Тверской

Пред домом пышным и старинным.

1-й ведущий: Пылает тысячью огней

Обширный зал. С высоких хоров

Ревут смычки; толпа гостей;

Гул танца с гулом разговоров.

2-й ведущий: Танцы являлись основой любого бала и следовали в общепринятом порядке. Дамы и господа! Перед вами перечень танцев, наиболее распространенных и модных в 19 веке. Подумайте и постарайтесь правильно определить их очередность. (Представить плакат с названиями танцев )

1-й ведущий: Итак, дамы и господа, мы выяснили, что балы в эпоху Онегина открывались торжественным полонезом. (Звучит полонез из оперы “Евгений Онегин”, затем стихает, и на его фоне ведущий продолжает):

Полонез – это не танец, а нечто вроде процессии, состоящей из двух рядов танцующих. Когда все занимают свои места, оркестр играет музыку в величественном и медленном ритме, и процессия начинает движение; по мере движения к ней присоединяются новые пары: какой-нибудь господин отделяется от зрителей, подает руку даме, стоящей напротив, и пара пускается в путь, то замедляя, то убыстряя шаги.

2-й ведущий: После полонеза – вальс.(Тихо звучит вальс Штрауса “Сказки Венского леса”) Он вошел в моду в конце 18 – самом начале 19 века и сразу стал очень популярен. Вальс требовал надлежащей осторожности и соблюдения правил при сближении и соприкосновении особ обоего пола. Вальс нужно было танцевать не слишком близко друг к другу, чтобы не оскорблять приличия. Строгие нравы стареющих дам не одобряли вальс, а молодежь любила – за близость к “натуре” – и танцевала весьма естественно, легко и утонченно.

1-й ведущий: И, наконец, главный танец бала, его венец – мазурка.

2-й ведущий: Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком.

(Звучит мазурка из оперы “Евгений Онегин”, затем стихает, и на ее фоне ведущий продолжает):

Именно в мазурке во всем блеске проявлялось мастерство бального танцора. Это был танец-балет. Мазурку танцевали с многочисленными причудливыми фигурами. У мазурки был распорядитель, а каждый танцор должен был проявить изобретательность и способность к импровизации, при этом общий рисунок танца нарушать не разрешалось. Характеру танца соответствовала и беседа, “мазурочная болтовня”, то есть легкий разговор, непринужденные шутки, нежные, как бы невольные, признания.

1-й ведущий: Но несмотря на строгость великосветских балов, их традиции, порядок и дисциплинированность, программой бала были предусмотрены и развлечения. Поскольку публика по возрасту была самая разнообразная, то для молодежи и людей среднего возраста развлечением служили преимущественно танцы, а для пожилых – азартные игры, карты: Столы зеленые раскрыты:

Зовут задорных игроков

Бостон и ломбер стариков

И вист, доныне знаменитый…

2-й ведущий: Дамы и господа! Внимание сюда! (Ведущий обращает внимание гостей на плакат с перечнем карточных игр) Посмотрите, подумайте и скажите, какие из перечисленных игр были популярны на балах в 19 в. (Фараон, штосс, вист, бостон, ломбер)

1-й ведущий: В отличие от великосветских, домашние балы и музыкальные вечера допускали некоторые вольности. Молодежь играла, веселилась. Очень популярны были фанты. Попробуем и мы возродить эту традицию. Тяните фанты, господа!

Игра в фанты:

1-й фант: Этому фанту следует одним росчерком пера изобразить профиль дамы с прической начала 19 века.

2-й фант: Вам предлагается выбрать партнера и исполнить “яблочный танец” (Пара танцует, стараясь удержать яблоко между лбами)

3-й и 4-й фанты: Назовите полные имена, от которых образованы уменьшительно-ласкательные (мальчику предлагаются женские имена, девочке – мужские)

Нюра – Анна Кеша – Иннокентий

Лера – Валерия Леня – Леонид

Люся – Людмила Триша – Митрофан

Гутя – Августина Жора – Георгий

Груша – Аграфена Сева – Всеволод и т.д.

5-й фант: Вам надлежит исполнить “танец на островке” (На полу расстилается газета, начинается танец. Как только музыка останавливается,

газета сворачивается вдвое и так далее, пока газета не превращается в крошечный островок, на котором и устоять-то трудно.)

6-й фант: Этому фанту исполнить танец со шваброй.

(Тихо звучит полонез, на его фоне – слова ведущего)

2-й ведущий: Дамы и господа! Тема дуэли проходит через многие произведения русских писателей. Это и “Дубровский” Пушкина, “Евгений Онегин”, “Капитанская дочка”, “Выстрел”; “Герой нашего времени” Лермонтова и другие. Что же такое дуэль? Ее цель – восстановление задетой чести самих дуэлянтов или их близких в поединке. Памятуя о том, что балы нередко оканчивались дуэлями, мы также решили провести дуэль – литературную. Желающих сразиться прошу к барьеру, остальные присутствующие будут находиться в роли секундантов.

Литературная дуэль.

(Участникам предлагаются отрывки из произведений русских писателей с описанием балов. Необходимо определить автора и название произведения)

  1. “Зала ресторации превратилась в залу для бала. В девять часов все съехались. Княгиня с дочерью явились из последних, многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что княжна одевается со вкусом. Под окном в толпе народа стоял Грушницкий, она, проходя мимо, едва приметно кивнула ему головой. Танцы начались польским, потом заиграл вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились.” (Лермонтов, “Герой нашего времени”)
  2. “Скоро заиграла музыка, двери в залу отворились, и бал завязался. Хозяин (Кирила Петрович Троекуров) и его приближенные сидели в углу, выпивая стакан за стаканом и любуясь молодежью. Старушки играли в карты. Кавалеров, как и везде, было менее, нежели дам. Учитель между всеми отличался, он танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним очень ловко вальсировать. Несколько раз кружился он

с Марьей Кириловною, и барышни насмешливо за ними примечали. Наконец около полуночи усталый хозяин прекратил танцы.” (Пушкин, “Дубровский”)

  1. “Вот наш герой подъехал к сеням;

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням,

Расправил волоса рукой.

Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум и теснота;

Бренчат кавалергарда шпоры,

Летают ножки милых дам.

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры.

И ревом скрыпок заглушен

Ревнивый шепот модных жен. (Пушкин, “Евгений Онегин”)

1-й ведущий: Дамы и господа! Наш импровизированный бал подходит к концу. И пусть это чуть-чуть игра, чуть-чуть театр, но он помог нам заглянуть в историю; быть может, стать в чем-то лучше: девушкам нежнее и женственней, юношам галантнее и учтивей.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий