Русские народные музыкальные инструменты, сценарий мероприятия для детей
Дети входят под русскую народную песню «Пойду ль я, выйду ль я», играют на ложках и встают полукругом. По окончании песни кланяются.
Воспитатель: Дети, давайте скажем нашим гостям, здравствуйте.
(Воспитатель собирает у детей ложки и предлагает сесть на стульчики).
Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы на нем видите?
Дети: Музыкальные инструменты (называют их).
Воспитатель: А кроме музыкальных инструментов, что еще вы видите на экране?
Дети: Нарисованы нотки.
Воспитатель: С помощью таких ноток композиторы записывают музыку, чтобы потом можно было сыграть ее любому музыканту.
Вы знаете, за нашими нотками скрываются музыкальные инструменты. А вот какие, мы с вами сейчас узнаем.
(Воспитатель делает вид, что ищет пульт).
Куда же он делся? Я ведь на этот стол его положила! А теперь его нигде нет. Что же делать?
(Слышится голос Петрушки).
Петрушка: Здравствуйте. Уважаемые, вы не это потеряли?
Воспитатель: Здравствуйте. Да, я ищу этот пульт. Как же он у тебя оказался?
Петрушка: Да вот шел, шел и нашел. Думал игрушка какая-то. А это оказывается пульт.
Воспитатель: Дети, вы узнали нашего гостя?
Дети: Это Петрушка.
Воспитатель: Правильно. Вы видите, Петрушка нашел наш пульт. (Обращается к Петрушке)
Петрушка, отдай его нам, пожалуйста, а то мы не сможем узнать, какие инструменты скрываются на экране за этими нотками.
Петрушка: Жалко, конечно, отдавать такую игрушку. Тут ведь даже кнопочки есть.
Эх, ну да ладно, берите. А то как-то некрасиво получается. Я буду один играть, а все будут скучать.
Воспитатель: Петрушка, я разрешаю тебе нажать на самую первую кнопочку.
Петрушка: Вот спасибо, нажимаю.
(На экране появляются музыкальные инструменты – ложки, трещотки).
Воспитатель: Дети, что вы видите на экране?
Дети: Это ложки и трещотки.
Воспитатель: Что можно о них сказать?
Дети: Это русские народные музыкальные инструменты.
– Ложки и трещотки – это ударные инструменты.
Воспитатель: Молодцы, вы все правильно сказали. Как звучат ложки, вы знаете.
Послушайте теперь, как звучат трещотки.
(Воспитатель играет на трещотках).
Петрушка, нажимай на вторую кнопочку.
Петрушка: Чтобы нажать на вторую кнопочку и узнать, какой же инструмент скрывается за второй ноткой, надо прежде отгадать загадку.
Воспитатель: Мы внимательно слушаем тебя.
Петрушка:
Он под шапочкой сидит, не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен будет перезвон: «Дили – дон, Дили –
дон».
Дети: Колокольчик.
Воспитатель: Посмотрите на экран. На нем появился …..
Дети: Колокольчик.
Воспитатель: Правильно, колокольчик. Значит, загадку отгадали правильно. Какие еще вы видите музыкальные инструменты?
Дети: Бубенчики и погремушки.
Воспитатель: Попробуйте на нашей выставке погремушку и бубенчики. Возьмите их и поиграйте. Слышите, как нежно они звучат. (Дети находят инструменты и играют на них по очереди).
Петрушка: Посмотрите, на моей шапке тоже есть такие бубенчики. Вот как они звенят.
(Петрушка качает головой).
Мне очень хочется нажать еще раз на кнопочку, но для этого вам нужно отгадать следующую загадку, только тогда мы увидим, что за инструмент скрыт за третьей нотой.
Воспитатель: Слушаем тебя.
Петрушка: Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка – будет музыка слышна.
Подумайте минуточку …. Что же это?
(Дудочка)
Воспитатель: Теперь можно нажать кнопочку и посмотреть, правильно ли дети отгадали загадку.
Петрушка: Нажимаю.
(На экране появилась дудочка).
Воспитатель: Вот видишь, Петрушка, дети правильно отгадали загадку.
Петрушка: Да, да. Они просто молодцы.
Воспитатель: Дети, послушайте, как звучит дудочка.
(Воспитатель играет на дудочке).
Петрушка: Ой, ой, ой.
Воспитатель: Что случилось, Петрушка?
Петрушка: Я кое-что вспомнил. Мне надо срочно уйти. Но я еще обязательно вернусь.
Возьмите, пожалуйста, у меня пульт. (Воспитатель берет у Петрушки пульт).
Воспитатель: Ну что ж. Если надо, значит надо. Мы тебя будем очень ждать.
Возвращайся.
(Петрушка скрывается за ширмой).
Дети, Петрушка куда-то убежал, а мы попробуем посмотреть, что же там скрыто за четвертой ноткой. Посмотрите, нотка открывается. Ой, а здесь нет никакого инструмента.
А просто музыкальный знак. Может быть, кто-то из вас знает, как он называется?
Дети: Это скрипичный ключ.
Воспитатель: Правильно. А это означает, что у нас сейчас музыкальная пауза.
Засиделись мы немножко
Уж пора размять нам ножки.
В полукруг скорей вставайте
И заданье выполняйте.
Если заиграют ложки?
Дети: Будем хлопать мы в ладошки!
Воспитатель: Если затрещат трещотки?
Дети: Будут топать наши ножки!
Воспитатель: А услышишь погремушки?
Дети: Тогда потрем мы свои ушки!
(Трое детей играют по очереди на инструментах по указанию воспитателя).
Воспитатель: Дети, садитесь на свои места, нас ждет следующая нотка и следующая загадка. Слушайте внимательно.
В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная, русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут ее? (гармонь)
Дети: Гармонь.
Воспитатель: Правильно. Ой! Что-то здесь не так! Почему-то на экране появилось много инструментов, а не один. Наверное, нам надо назвать все эти инструменты, чтобы остался один, который нужен нам. Какой первый инструмент вы видите?
Дети: – Ложки
– Дудочка
– Колокольчик
– Погремушка
– Бубенчики
Воспитатель: Какой инструмент остался?
Дети: Гармошка.
Воспитатель: Правильно. Это один из самых любимых в народе инструментов.
Послушайте, как он звучит.
У нас остались не открытыми еще две нотки. Смотрим, какой же инструмент мы увидим следующим. Ой, да тут не один, а сразу два инструмента. Как они
называются?
Дети: Гусли, балалайка
Воспитатель: Какие это инструменты?
Дети: Русские народные.
Воспитатель: К какому виду инструментов они относятся?
Дети: Это струнные инструменты.
Воспитатель: Сейчас дети покажут, как они звучат.
(Воспитатель вызывает по очереди двоих детей, и они играют на гуслях и балалайке).
Пора открыть последнюю нотку.
Петрушка: Подождите, подождите! Без меня не открывайте!
Воспитатель: Кто это кричит?
Дети: Да это же я, Петрушка!
(Петрушка выбегает из-за ширмы).
Петрушка: Кажется, не опоздал. Разрешите мне еще раз воспользоваться пультом.
Воспитатель: Пожалуйста.
(Петрушка открывает последнюю нотку).
Воспитатель: Петрушка, я что-то не знаю таких инструментов.
Петрушка: Это варган и окарина. Я был на севере, и привез эти инструменты.
Воспитатель: Прекрасно, только что-то я их не вижу.
(Петрушка достает из кармана варган).
Петрушка: Да вот же он. Послушайте, какое интересное у него звучание.
(Петрушка играет).
Воспитатель: Да, действительно звучание этого инструмента очень интересное. А где же второй инструмент?
Петрушка: Посмотрите, вот же он. (Показывает на свой «амулет»). Называется окарина. Это духовой музыкальный инструмент.
Воспитатель: Петрушка, можно я попробую на нем сыграть?
Петрушка: Да, конечно!
(Петрушка отдает окарину воспитателю).
Воспитатель: Дети, послушайте, как звучит этот необыкновенный инструмент
(Воспитатель играет на окарине).
Петрушка: Вот вы и познакомились с инструментами, на которых играют народы Севера. Вы знаете, у меня есть очень давняя мечта.
Воспитатель: Какая мечта? Скажи нам, пожалуйста!
Петрушка: Очень хочется послушать ансамбль народных инструментов. Но я вижу, у вас есть только ложки. Хотелось бы еще услышать погремушки.
Воспитатель: Дети, давайте исполним мечту
Петрушки и сделаем погремушки для оркестра.
Дети: Мы согласны сделать погремушки.
Петрушка, ты нам поможешь?
Петрушка: Да, конечно. А что нужно делать?
Воспитатель: Все очень просто. Дети и Петрушка, слушайте меня внимательно. Вот здесь на столе лежат части погремушек. Их можно соединить (соединяет, пробует погреметь), но почему-то она не гремит. Как вы думаете, почему?
Дети: В нее надо что-то положить.
Воспитатель: Правильно, вот посмотрите, я беру фасоль и немного насыпаю в погремушку. Очень много насыпать не надо, так как тогда она будет звучать глухо.
Давайте послушаем, как она звучит. (Воспитатель играет).
А теперь все дети и ты, Петрушка, подходите и начинайте делать погремушки.
(Дети наполняют погремушки разными мелкими предметами: бусинки, фасоль, пуговицы и др.
Потом, по просьбе воспитателя, по очереди играют на погремушках).
Воспитатель: Ну, что ж, погремушки получились у нас славные. Как прекрасно звучат! А теперь вставайте в полукруг и давайте исполним русскую народную песню.
(Дети под аудиозапись русской народной песни «Из-под дуба, из-под вяза» в исполнении оркестра русских народных инструментов играют на ложках и погремушках).
Петрушка: Мне очень понравилось, как вы исполнили русскую народную песню «Из-под дуба, из-под вяза». Молодцы! Я бы еще послушал, но мне пора уходить.
(Петрушка прощается и уходит).
Воспитатель: Наше занятие закончилось. Давайте скажем нашим гостям до свидания