Сценарий для детского мероприятия направленного на уважение к традициям своего народа, привитие любви к народной культуре
Входят дети под песню «Сидит ворон на дубу».
Делают круг и обыгрывают игру (поют и выполняют движения).
Воспитатель. Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети. Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель. Сегодня мы с вами окунемся в старину, когда жили добры молодцы и красны девицы.
Ребенок 1:
Как у нас давно уж повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни, шутки слагал.
Ребенок 2:
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили,
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь еще с колыбели.
Воспитатель. Посмотрите, изба здесь стоит. Подойдите ближе, что же в ней находится? Что для вас здесь знакомо, а что кажется диковинным?
Ребенок. Мне здесь знаком самовар. Его так называют, потому что он сам варит.
Воспитатель. Да, раньше он работал не от электричества. Внутрь насыпались угольки, они нагревали воду в нем.
Ребенок. А мне здесь знакомы ложки. Они нужны для еды.
Воспитатель. Раньше ложки изготавливались из дерева.
Ребенок. А мне знаком чугунок. Он нужен для приготовления пищи.
Воспитатель. Кто знает чем ставили чугунок в печь?
Ребенок. Ухватом!
Воспитатель показывает ухват.
На столе видят книгу.
Воспитатель. А посмотрите, какая диковинная книга с необычным названием «Фольклор». Ребята, а вы знаете, что такое «фольклор»?
Дети. Это устное народное творчество.
Воспитатель. А почему называется устное?
Дети. Потому что передавалось из уст в уста.
Воспитатель. А почему народное?
Дети. Потому что сочинял народ.
Воспитатель. Все верно. Но нам теперь надо все странички сложить в правильном порядке. Вот первая и на ней написано «Распевка».
Раньше в избах были русские печки, которые занимали половину комнаты, в них пекли булочки, пироги, калачи. Давайте станем с вами посвободнее и распоемся.
Русская народная прибаутка «Бай качи, качи, качи…».
А на второй странице вот какие слова читаем:
«Мы по кругу пойдем, Хоровод-игру заведем».
Русская народная игра-припевка «Летал, летал воробей…».
Что же нам приготовила следующая страница?
«Наши деды на Руси, У любого ты спроси – Эту ложку уважали, Из березы вырезали».
Музыкальный руководитель. Мы с вами знаем, что деревянные ложки можно использовать, как музыкальный инструмент.
Есть народные мастера, которые делают только музыкальные ложки. Их ложки отличаются несколько большей толщиной, а значит – прочностью и большой звучностью; они используют лучшие породы древесины.
Такие ложки называют «звончатые».
Посадка при игре. Для того, чтобы начать игру, необходимо сесть ровно, поставить обе ноги твердо на пол. Спина прямая, руки согнуты в локтях и немного отодвинуты от корпуса.
Нужно держать ложки за черенки и ударять друг о друга «щеками».
«Рукой левой мы возьмем, Рукой правой мы возьмем, Стукнем раз, стукнем два.»
Давайте вспомним, как называются приемы игры на деревянных ложках.
Показ и название.
Способ 1:
«Лады» – удары четвертями перед собой;
«Ладушки» – удары восьмыми перед собой.
Способ 2:
«Блины» – удары четвертями правой ложкой по левой;
«Оладушки» – тоже восьмыми.
Способ 3:
«Комары» – удары четвертными у правого уха, у левого уха;
«Комарики» – тоже восьмыми.
Способ 4:
«Колокол» – удары четвертями над головой;
«Колокольчики» – удары восьмыми над головой.
Способ 5:
«Большая радуга» – удары четвертями над головой слева направо;
«Маленькая радуга» – восьмыми.
Способ 6:
«Солнышко» – восьмыми по часовой стрелке (начиная слева); Против часовой стрелки (начиная справа).
Способ 7:
«Лошадка» – одна ложка лежит на ладони левой руки, выпуклой стороной вверх, ручкой от себя, второй ложкой поочередно ударять: по выпуклой стороне, по ручке.
А сейчас мы станем с вами ансамблем ложкарей и поиграем известными для нас способами.
Ансамбль «На горе-то калина».
Воспитатель. Ну что ж, ребята, вот мы и собрали с вами книгу. Но это не все. Мы будем ее постоянно пополнять.
Скажите, а как надо обращаться с книгами, чтобы этого больше не произошло. (Ответы детей.)
Воспитатель. Молодцы! Сегодня мы с вами гостили в русской избе. Мы здесь еще не все рассмотрели, не обо всем поговорили, но я вам обещаю, что мы сюда еще вернемся и узнаем много интересного.
Дети с воспитателем выходят из зала под русскую народную прибаутку «Ворон».
Автор: Епифанова Н.В.