Сценарий посиделок – Горшочек затей для младших школьников
Действующие лица (одеты в русские народные костюмы): Макарка — мальчик 9 лет
Ульяна — девочка 12 лет, сестра Макарки Тётка Наталья — мастер гончарного ремесла
Реквизит: осколки разбитого глиняного горшка, корзинка, акриловые краски для росписи глиняных изделий, кисти, ведёрки, фартуки, глина, вода, фигурки петушков из глины, гон- чарный круг, салфетки для рук, карточки с пословицами и пр.
Фойе оформлено в виде русской горницы (длинный стол, лавки, печка, утварь). Угол помещения оборудован под гончарную мастерскую (стеллаж с готовыми изделиями из глины, гончарный круг), но закрыт от зрителя откатной ширмой на колесах.
Ульяна. Добрый день, здравствуйте, гости дорогие!
Макарка. Добро пожаловать к нам в горницу! Сегодня, 14 ноября православная церковь празднует Кузьминки — первый зимний праздник, начало зимы.
Ульяна. Ещё в народе говорили: «Кузьминки — по осени поминки». Кузьма да Демьян — кузнецы, куют лёд на земле и на воде. В народе их считают покровителями ремёсел и жен- ского рукоделия.
Макарка. В народе рассказывают, что святые эти за ра- боту денег не брали ни с кого, а просили, чтобы их кормили кашей, поэтому иногда их именуют «кашниками». Вот и отмечают в их память праздник Кузьминки.
Ульяна. Скоро зима наступит — время посиделок при- шло. С осени до весны еще наши прабабушки всегда собирались в теплой горнице, да рукодельем и ремеслом занимались.
Макарка. А чтоб веселее было, между делом песни пели, забавы да затеи придумывали.
Ульяна.
Вот и пригласили мы вас, Чтобы с вами поиграть, Мастерство и умение показать Да потешки рассказать.
Макарка.
Потешек у нас большой запас! А для кого они? — Для вас!
Ульяна.
С чего будем начинать — Песни петь или играть?
Тащи, Макарка, наш горшок с затеями. Я его вон в ту корзинку положила.
Макарка достаёт корзину, но нечаянно её роняет, затем поднимает, а в ней разбитый горшок.
Ульяна. Вот незадача, горшок-то разбился. Эх ты, как же мы теперь без чудесного горшочка с ребятами играть-то бу- дем? Горшочек этот нам ещё от прабабушки достался…
Макарка. Подумаешь, старый горшок, а мы новый слепим ещё лучше.
Ульяна. А ты умеешь?
Макарка. Да чего там уметь-то? Глину замесил, раз, два — готово. Неси, Ульяна, глины, мы на днях с отцом печку маза- ли, там, в сенках, осталось ещё, да побольше неси! (Ульяна вы- ходит.) Пока Ульяна ходит, я вам загадки зимние загадывать стану, а вы отгадывайте.
Текло, текло и легло под стекло. (Вода и лед)
Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)
Чем больше верчусь, тем больше толстею. (Веретено)
Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок)
Безрукий, безногий старик через реку мост проложил.
(Мороз)
Гуляет в поле, да не конь, гуляет на воле, да не птица.
(Вьюга, метель)
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Шкаф большой, дверцы маленькие, кладут белое, выни- мают чёрное. (Печь и дрова)
Приходит Ульяна с ведёрком глины.
Ульяна. Вот целое ведро принесла. Давай показывай, как замешивать.
Макарка (трогает глину). Ульяна, а вода где? Как без воды-то глину месить? Пойду за водой (уходит).
Ульяна. А мы, пока он ходит, вот чем займёмся. Приготовила я для вас пословицы о рукоделии и ремесле, только они все перепутались, где начало, где конец — непонятно. Может, вы разберётесь? На карточках синего цвета написано начало пословиц, на карточках красного — окончание, ваша задача — верно собрать пословицы.
Идёт игра. Пословицы подбираются на усмотрение организаторов.
После окончания игры приходит Макарка с ведёрком воды.
Ульяна. Вот и Макарка пришёл. Показывай свое умение, глина есть, вода тоже.
Макарка. Да тут и уметь-то нечего. Глину месить — это тебе не песни голосить, особого умения не надо.
Наливает в ведёрко с глиной воду, пытается замесить, но у него не получается.
Ульяна. Да, Макарка, действительно, глину месить — это не песни голосить. Этому ремеслу учиться надо. Глина глине рознь, она бывает разного цвета, и цвет зависит от состава. Не всякая глина идет на гончарные изделия, и даже над хо- рошей глиной, прежде чем из неё горшок делать, надо по- трудиться. Её сначала нужно просеять, растереть, замесить, тщательно вымесить. Она и замешенная должна постоять несколько дней, и только потом с ней можно работать. А ты говоришь — раз, два и готово.
Макарка. Откуда ты это всё знаешь?
Ульяна. А я, в отличие от тебя, по улицам не бегала и лодыря не гоняла, а к нашей соседке тётке Наталье в гончарную мастерскую заглядывала да помогала ей. Вот и сегодня, видно, без её помощи нам не обойтись. Придётся на соседскую половину идти.
Откатывает ширму, открывая гончарную мастерскую, где за гончарным кругом работает Тётка Наталья.
Ульяна. Здравствуйте! Извините, что без приглашения пришли, нас к Вам беда заставила обратиться.
Тётка Наталья. Здравствуй, Ульяна, здравствуй, Макар. Да вы, я вижу, не одни, а с компанией. Здравствуйте, ребята, гостям я всегда рада. А про какую беду ты говоришь?
Ульяна. Макарка разбил прабабушкин горшочек с затея- ми (показывает осколки горшка), а мы ребят в гости на посиделки пригласили, и без него нам никак не обойтись. Может, вы нам поможете новый сделать? А мы Вам тоже чем-нибудь поможем: воды принести или глину просеять.
Тётка Наталья. Воды у меня достаточно, да и глину я уже подготовила, но от помощи не откажусь. Посмотрите (пока- зывает на стеллажи), сколько у меня работ нерасписанных накопилось. Поможете их разрисовать, а там и с вашей бедой справимся.
Макарка. Да, конечно, поможем. Вон нас сколько, прав- да, ребята? Садитесь все за стол, а я пока вам краски да кисти раздам.
Дети садятся за стол, Макарка, Ульяна и Тётка Ната- лья помогают детям надеть фартуки, раздают краски, ки- сти, готовые глиняные фигурки петухов.
Макарка. А что это за птички такие? Вроде где-то я их видел.
Ульяна. Конечно, видел, они у нас по двору ходят. Это же петушки.
Тётка Наталья. У древних славян, ребята, образ петуха считался настоящим оберегом. Изображения петуха помещались на крышах домов и флюгерах. Такие изображения, по поверьям, должны были защитить дом от огня, так как пе- тух считался покровителем дома, а ещё и от нечисти, потому что петух символ самого главного врага нечисти — Солнца. И я предлагаю вам расписать петушка для себя или ваших близких. И пусть эта птица тоже будет оберегом вашего дома.
Идёт мастер-класс по росписи игрушек.
Пока дети работают, Тётка Наталья рассказывает.
Тётка Наталья. Старожилы нашего села рассказывали, что у нас в Лугавском на зимних посиделках глиняные игрушки часто лепили для ребятишек. Вокруг села несколько место- рождений глины имеется: и красная глина, и белая, а места- ми и голубая попадается. Поэтому глина — самый дешёвый материал у нас. Летом запасали её, побольше, а зимними ве- черами молодёжь и ребятишки разные фигурки из неё лепи- ли — пластилина-то раньше не было. Самые удачные игрушки в русской печке обжигали, чтоб не рассыпались и не лома- лись, а потом расписывали, как мы с вами сейчас это делаем.
После мастер-класса.
Тётка Наталья. Молодцы, ребята, справились, вон ка- кие красивые у вас игрушки получились! Вы можете забрать их с собой, но пусть они пока высохнут.
Ульяна. Я знаю, что Кузьминки — это не только праздник мастеров и ремесленников, но его ещё и «курячьими имени- нами» называют. Чтобы птица водилась, в этот день обязательно нужно отведать блюдо из куриного мяса.
Макарка. А я одну игру знаю — «Петушок и курочки».
Предлагаю в неё поиграть.
Идёт игра. Дети выбирают Хозяйку и Петушка, все остальные — курочки. Петушок ведёт курочек гулять, зер- нышки поклевать. Выходит Хозяйка и спрашивает Петушка.
Хозяйка. Петушок, Петушок, не видал ли мою курочку?
Петушок. А какая она у тебя?
Хозяйка. Рябенькая, и хвостик чёрненький.
Петушок. Нет, не видел.
Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кыш! Кыш!» Ку- рочки бегут в дом, а Хозяйка ловит их, Петушок курочек защищает, широко раскрыв крылья, встаёт на её пути. Все пойманные курочки выбывают из игры. Для усложнения игры курочки по пути к дому преодолевают препятствия, перелетают через забор (перепрыгивают через натянутую ленту) или пробегают по мостику через ручеёк (скамейку).
Ульяна. Славно поиграли, настоящие посиделки получи- лись, но горшочек-то так и лежит разбитый.
Макарка. Ульяна, так мы и без прабабушкиного горшочка прекрасно обошлись.
Ульяна. Нет, Макарка, ты не прав. Ведь в мастерской у Тётки Натальи мы оказались благодаря горшочку, точнее, из-за того, что ты его разбил, и всё, чем мы сегодня с ребятами занимались и чему научились, тоже именно из-за этого про- изошло. Значит, действительно, горшочек затей.
Макарка. Я горшочек разбил и сам хочу эту беду исправить. (Обращается к Тётке Наталье.) Покажите, пожалуйста, как его сделать?
Тётка Наталья. Покажу, конечно, но учти, этому ремеслу за один раз не научишься, его годами осваивают.
Макарка. Возьмёте меня в ученики? Я всю работу делать буду, какую скажете.
Тётка Наталья. Конечно, возьму. И вы, ребята, если хоти- те, приходите ко мне в свободное время в гончарную мастер- скую ремеслу обучаться. А сейчас подсаживайтесь поближе к гончарному кругу, я покажу, как он работает и как из глины посуда «рождается».
Идёт мастер-класс за гончарным кругом со всеми желающими.
Автор: О. Муравьёва