Сценарий музыкального спектакля на 9 мая

Адрес у писем тот же

Сценарий для праздника День Победы  Адрес у писем тот же…

Действующие лица:

  • Анька;
  • Сережа – брат Аньки;
  • Елена Васильевна – Мама Сережи и Аньки;
  • Лиза – подруга Аньки;
  • Олег – одноклассник Аньки;
  • Гера – одноклассник Аньки;
  • Маша – жена Сергея;
  • Почтальонша;
  • Женщина.

Ход мероприятия Сцена 1

1941 год. В парке звучит музыка довоенных лет, на поляне играют в догонялки Анька и Олежка.

Анька. Проиграл, проиграл! Ну, ясно же, что проиграл!

Олег. Я нарочно медленно бежал!

Анька. Не ври! Это тебе мороженное не хочется покупать. (Тишина, садятся на поляну) А, правда, хорошо сегодня? Слышишь, какая тишина? (Ложится на колени к Олегу, улаживает руки под голову) Можно лежать и не о чем не думать, или наоборот, думать о будущем. (Мечтательно смотрит вверх) А ты думаешь о свое будущем?

Олег. Думаю, только оно у меня – наше.

Анька. Я мечтаю стать известной. Ты даже представить себе не можешь, как хочется стать известной…

Олег. Артисткой?

Анька. Не обязательно, просто чтобы тебя не забыли.

Олег.

  • Я не забуду, точно-точно не забуду, поверь мне (вскакивает и помогает подняться Аньке с травы).
  • Я даже не забыл, что обещал купить тебе мороженное.
  • Я бы его не покупал (рычит как тигр), но вдруг ты меня укусишь (смеется).

Анька. Что?! Ах, так… Ну, держись!

Гоняется за Олежкой по поляне, громко смеются, в это время на сцене появляется прохожая женщина, останавливается, рассматривает Аньку с Олегом и со злостью им говорит.

Женщина. Что носитесь то, как жеребцы? Видать креста на вас нет.

Анька и Олег замирают.

Женщина. У людей горе. А вам все радость, бегаете резвитесь.

Женщина пытается уйти, Анька кричит вдогонку.

Анька. Что случилось то?

Женщина. Война!

Анька и Олег обнимают друг друга.

Анька. (шепчет) Неправда! Это неправда!

ЗТМ. Звучит заявление от Советского информбюро о начале войны. Занавес закрывается, на аванс сцене хор.

Музыкальный номер: хор исполняет песню – «Священная война»

Сцена 2

Занавес открывается. Квартира. Сергей в военной форме ходит по квартире. Рядом на стуле сидит мама Елена Васильевна.

Елена Васильевна. Пора уже ехать, а собраться все никак не могу, все из рук валится. Хорошо, что хоть с тобой повидались.

Сергей. Ты за нас не переживай. Да, где же эта Анька? Наверное, не успею с ней повидаться.

Елена Васильевна. (плачет) Ты только себя береги, ты ведь у нас единственный мужчина. Бомбят проклятые, сильно бомбят, а вас к самой передовой.

Сергей. Мам, везде бомбят. Не плачь, у нас там не страшнее чем здесь у вас (успокаивает маму).

Елена Васильевна. А меня представляешь, повысили, то была завхозом роддома, а теперь фельдшер городской больницы… Приказ пришел в эвакогоспиталь переводят. Как приеду, сразу напишу. Анька одна останется, ты хоть изредка заезжай, проведай ее.

Сергей. Мам, ну, о чем же ты? Конечно, как только появится возможность, обязательно заскочу. (Нервно) Да где же эта Анька.

Вбегает Анька. Обнимет Сергея.

Анька: Сережа….

Сергей: Кроха ты наша (рассматривает ее, крутит за руку вокруг себя) Похудела то как. Я вот тут в тумбочке тебе продуктов оставил.

Анька. Зачем? Не надо? Мне-то ничего не надо. Я же у тебя как птичка, могу и воздухом питаться. Мам, а ты что плачешь? Что случилось?

Елена Васильевна. Уезжаю я, Анечка, через два часа отправка. С собой бы тебя взять.

Анька. Нет, мамочка. Я дома останусь. Вдруг Сережа заедет? А Олежка, Олежка вдруг письмо напишет, он же только этот адрес знает. И вообще мама, кто должен за домом присматривать. И вы мне пишите сюда, на наш адрес.

Елена Васильевна. Карточки — вот здесь на комод положу, здесь еще на три дня. Если потребуется – продай все, все и патефон тоже.

Анька. (присаживается на колени) Ну что ты мам, как будто прощаешься насовсем. Зачем расстраиваешься.

Елена Васильевна. (гладит Аньку по голове) Вы только пишите, умоляю вас, пишите. Сколько семей разлетелось, разбилось, но мы не должны, слышите не должны.

Слышится гудок машины.

Сергей. Все, мне пора.

Елена Васильевна. Давайте обнимемся.

Сергей. Мам, ты только не плачь, слышишь не плачь.

Елена Васильевна. Страшно мне…, за вас страшно

Анька. Мамочка, не надо. (обнимает маму) Давайте присядем на дорожку.

Елена Васильевна. (причитая) Заклинаю вас, только живите… Только выживите.

Гудок машины, Сергей, Анька и Елена Васильевна обнимаются, прощаются. Свет потихоньку гаснет.

Музыкальный номер: «Хотят ли русские войны»

Сцена 3

Все та же квартира. Входит Анька в телогрейке, теплом платке и валенках. В руках дрова. Кладет дрова к буржуйке, подкидывает в печь. Стук в дверь.

Лиза. (из-за кулис) Анька, открой это я! У меня к тебе разговор серьезный.

Анька открывает дверь, Лиза входит в дом.

Анька. Сейчас ведь не серьезных разговоров не бывает.

Лиза. Тебе письмо от Олега было?

Анька. Нет, а тебе от Герки?

Лиза. И мне не было.

Подруги садятся за стол, смотрят альбом и поют песню «Две березки».

Лиза. Ань, я вообще-то попрощаться зашла… (плачет, обнимает Аньку) Анька, прощай! Высылают всех немцев по спискам. Завтра с утра отправка. А за что, Анька, за что?

Анька. Не спрашивай Лизонька. Не с кем больше об этом не говори, не дай бог хуже будет.

Лиза. Куда же еще хуже. Нас в Сибирь ссылают, дальше то уже некуда.

Анька. Не плачь, Лизонька, не плачь. Мы обязательно еще увидимся.

Лиза. Я ничему и никому уже не верю. Кому же мы помешали. Папа на войне погиб, значит погибать за родину немцам можно, а здесь остаться нельзя? Я ведь тоже на фронт могу (плачет).

Анька. (обнимает Лизу) Лизонька, Ты самая хорошая, ты самая лучшая подруга.

Лиза. Меня мама в паспорте то русская записала, а вот фамилия то немецкая осталась. Немцы ведь еще Петру первому служили. А фашистов я больше всех ненавижу – за папу. А мама, мама она после смерти отца так постарела. Я бы сейчас убежала на фронт, но… (плачет)

Анька. Нет, не надо. На кого же ты маму бросишь? И документы у тебя забрали, а сейчас без них нельзя. Сейчас за все расстрелять могут. Вы как до места доедете, ты мне сразу напиши, слышишь сюда пиши, на этот адрес.

Лиза. Лишь бы возможность была. Ну почему все так, ведь я бы столько пользы могла принести.

Анька. Я тебя очень, очень люблю. Мы с тобой переживем эту войну, дождемся своих парней с войны, выйдем замуж, нарожаем детей и будем жить долго, долго и счастливо жить.

Лиза. А ты в это веришь?

Анька. Верю, Лизонька, верю!

Лиза. У меня к тебе еще просьба, пообещаем мне, это только если он сам спросит… Если вдруг ты увидишь, и Герман сам спросит, то дай ему мой адрес. Я его обязательно тебе сообщу, как только узнаю.

Анька. Конечно. Я буду очень ждать писем. Писем от всех: от тебя, от Олега, от Герки, от мамы и Сережи. Я буду жить назло всем врагам, не смотра на холод и голод. Буду жить здесь, чтобы вам было куда писать!

Лиза. Прощай Анька

Анька. Прощай!

ЗТМ. Слышится скрип закрываемой двери.

Музыкальный номер: Разлучила нас война

Сцена 4

Сцена затемнена, на столе горит керосиновая лампа. Анька подкидывает дрова в буржуйку, наливает воду в чайник, ставит на печь. Садится за стол писать письмо.

Анька. Здравствуй, Олежка. Пишу тебе каждый день утром, днем, когда иду на завод, в госпиталь и даже когда сплю. Олег, Олеженька! Прошла уже целая вечность, а писем от тебя нет и нет. Многих уже эвакуировали, но я никуда не уезжаю, жду писем от тебя, Сережи, мамы,

Лизы. Я стала очень некрасивая. Руки все в занозах, а ноги… хожу только в валенках. Как же там ты?? Ну, хоть бы весточку. Может быть, ты мерзнешь в окопах, а мы тут получаем

«сытую» карточку. Артистки из меня не получилось, учусь в медицинском институте. Когда же я тебя встречу? Фашисты уже рядом. Наверное, письма твои лежат в чьей-то почтальонской сумке. Я уже столько писем тебе написала, только письма все лежат на столе, я же не знаю твоего адреса. Где ты? Что с тобой?

Анька перестает писать, сняв валенки, ложится на кровать. Засыпает.

Музыкальный номер: В землянке

Сцена 5

Анька спит на кровати. Звук тревоги. Стук в дверь.

Почтальонша. (входит) Да есть тут кто или нет. Первый этаж, а не закрывают. Э-э-э есть кто живой. Тревога, бежать надо. Ну и ладно, как хотите.

Разворачивается, чтобы выйти из дома, за ней бежит Анька.

Анька. Стойте, стойте, не уходите.

Почтальонша. Ты что девонька не слышишь, тревога воет.

Анька. Черт с ней. Письма, письма есть?

Почтальонша. Есть, на весь подъезд. Только вот тревога. Бежим скорей.

Анька. Это всегда так. Сначала орет, потом стихает. Слышите, стихает. Все отбой. Это не обстрел, это так зажигалки.

Почтальонша. Ой, девонька, дай мне стул, а то ноги не ходят.

Анька. Садитесь поближе к буржуйке. Я сейчас ее растоплю. Я когда одна так не каждый раз ее топлю. Вы только письма, письма скорее смотрите.

Почтальонша. У тебя седьмая?

Анька. Да, это моя.

Почтальонша. Есть для тебя, хорошее треугольник.

Анька. Я знала, я знала. Давайте скорей. (выхватывает письмо)

Почтальонша. Тихонечко, порвешь же.

Анька. Это от мамы!

Почтальонша. Это хорошо, давай чайку то, у тебя и согреюсь.

Анька ставит на стол стаканы, наливает чай. Читает письмо мамы.

Анька. Милые Анечка и Сережа! Как вы там? Сердце болит, сил нет, переживаю я за вас. А у нас все хорошо, только раненые каждый день поступают. Хочу узнать: госпиталя эвакуируют за Урал, может, наш Сережа там? Анечка, пиши все, что знаешь о нем, о себе. Я не могу вас потерять. Я вас очень люблю. Мой адрес: Эвакогоспиталь 16014. Ваша мама.

Почтальонша. Ну, ожила? От голода, поди, падаешь?

Анька. Что вы, что вы я не голодная. У меня все, все есть. (достает из шкафа маленький пакетик из газеты) Вот сухарики, гречка и даже луковица есть. Хотите? Угощайтесь.

Почтальонша. (берет малюсенький сухарик) Ой, спасибо тебе, только вот запасы прибереги, они тебе точно понадобятся.

Анька убирает все обратно в шкаф. Почтальонша допивает чай.

Почтальонша. Спасибо тебе за чай, за сухарики. Ну, все согрелась я, пора мне. Ладно бы письма, а то похоронки – ноги прямо не идут. Скоро меня не жди. Приду только когда на всю улицу почту насобираю.

Анька. Я же сама могу к вам на почту бегать.

Почтальонша. Ну, пока, девочка. Письмо то, небось, не от мамки ждала.

Анька. Нет, нет от мамы, конечно. Но и еще….

Почтальонша. Ну, ясно, ничего одна хорошая весточка это уже хорошо.

Почтальонша уходит, Анька все прибирает со стола.

Музыкальный номер: Нежные мамы

Сцена 6

Анька сидит у окна, задумалась, на столе горит керосиновая лампа. Настойчивый стук в дверь. Анька бежит открывать. Входит Гера.

Гера. Что так долго не открывала? Я уже думал, что тебя нет.

Анька. Герка, родной! Как? Ты откуда? (осматривает его) А, красавчик, какой, прям, не узнать.

Гера. Все бросают нас в самое пекло, вернее сам решил. Разрешили домой съездить, попрощаться.

Анька. Значит, сам решил?

Гера. Конечно. Батька в пекле воюет, а у него рука правая сохнет. Стыдно мне на передовой сидеть. По возрасту я раньше не подходил, а сегодня в день рождение – ухожу.

Анька. День рождение? Как странно, я уже и забыла, что такой праздник бывает.

Гера. Бывает. Завтра в восемь утра сборы.

Анька. Гера, а как же мама?

Гера. Да, что ты меня за больное место теребишь? Болеет мамка, сильно болеет. А можно я у тебя покурю.

Анька. Кури, конечно, сейчас чайник поставлю, будем твой день рождение отмечать.

Анька ставит чайник на печь, ставит стаканы на стол, достает пакетик с сухарями. Герка курит нервно…

Гера. Ну, не могу я не идти, понимаешь, не могу!

Анька. Ладно, не кричи. У тебя же праздник все-таки. Давай отмечать лучше.

Гера достает из рюкзака сахар.

Гера. У меня сахар есть, Ты уж извини, мне еще тушенку выдавали, я ее маме отнес.

Анька. Живем! Только ты остальной сахар, тоже мамке отнеси. Хочешь, я к ней забегать буду?

Гера. Хочу, очень хочу

Анька. Вдвоем отмечать будем. Позвать совсем некого. Плохо, что Лизы нет.

Гера. Да, очень плохо.

Анька. Гера, представляешь, с завода многие домой не ходят, прям у станка и спят. А я все равно бегаю, это же мой дом, и кто-то в нем должен жить. И письма, письма только сюда носят.

Гера. (смотрит внимательно на Аньку) Я там, на фронте буду тебя вспоминать такую…

Анька. (перебивая Геру) Какую? Страшную, некрасивую?

Гера. Нет – добрую, милую вот у этой печки, за этим столом. Ты представить себе не можешь, как мне это необходимо.

Анька. (заводит патефон) Представляешь, а теперь на патефон ругаться не кому, дом то почти пустой.

Звучит музыка.

Гера. Разрешите пригласить вас на танец.

Музыкальный номер: Пела гармошка

Гера и Анька танцуют. Во время проигрыша

Анька. Плохо, что у меня даже подарка для тебя нет

Гера. А можно я тебя порошу?

Анька. Проси.

Гера. Поцелуй меня, пожалуйста. Мне это необходимо, вдруг меня убьют, и я тебя больше не увижу.

Анька долго смотрит на него, целует его в щеку и отбегает.

Гера. Ты переживаешь, что Олега обидела. Я ему так завидую, вот бы меня так кто-то ждал.

Анька. Милый Гера, а как же Лиза? Она тебя очень любит. (достает из шкафа письмо с адресом) Вот ее адрес. Напишешь?

Гера. Напишу.

Анька. А я буду жить здесь, и ждать писем. И от тебя обязательно буду ждать.

Гера: А он пишет? Да ты не переживай, они может в окружении, но это все временно… Я тебе точно говорю.

Анька. Ты можешь мне пообещать (вцепляется в Геру), пообещай мне вернуться живым. Слышишь, Живым!!!

Гера. (обнимает Аньку, успокаивает) Обещаю, конечно же, я обещаю.

Анька. (в слезах, почти кричит) Нет, ты обещай! Ты должен! Если ты мне пообещаешь, Я точно знаю, ты исполнишь обещание. Это так страшно ждать… каждый день ждать. Обещай! Гера. Я обещаю, обещаю!

Анька. А теперь иди (собирает ему сахар) к маме иди, поверь мне, ей еще хуже.

Гера уходит. ЗТМ.

Сцена 7

Анька сидит за столом, входит почтальонша.

Почтальонша. Эй, девчонка, спишь, поди? Когда же эта зима кончится?

Анька. Нет. Я вас ждала, как чувствовала, что вы сегодня придете.

Почтальонша. (протягивая письма) Держи, заранее подготовила. Все тебе.

Анька берет письма, целует их, разворачивает первое. Слышится голос Олега.

Голос Олега. Милая моя, Анечка! Сегодня 16 августа, два года и два месяца как идет война. Сейчас уже все позади. Мы вышли из окружения.

Анька. Они были в окружении, вот почему он так долго не писал.

Почтальонша. Да ты читай, милая, читай!

Анька. (читает письмо дальше) Немцы превосходят нас в вооружении, поэтому нам очень тяжело. Ребята в роте все молодые, мне кажется, что я с ними прожил другую жизнь. Он в окружении был, слышите?!

Почтальонша. Да слышу я милая, слышу. Вон треугольниками завалил. Ладно, пойду я. А ты жди, милая жди.

Анька. Спасибо вам огромное.

Почтальонша. Да ладно, что уж там. Не выручишь меня, письма на верх не снесешь?

Анька. Конечно снесу.

Почтальонша. Ну, пока.

Почтальонша уходит, Анька разворачивает следующее письмо. Слышится голос Олежки.

Голос Олега. 11 июля. На каждом письме буду ставить дату, чтоб ты могла понять последовательность событий. Писем от тебя пока нет. Это логично, ведь ты не знаешь куда писать. Анечка! Если бы ты знала как жарко. Сил нет писать, но кто знает, что будет после боя, может быть, это письмо будет последним. Уверенности нет не в чем, танки сжимают кольцо. Надеемся прорваться ночью. Прочтешь ли ты это? Ты только жди!

Анька. Это письмо было первым. Они вырвались. Все хорошо. Где же карандаш? Ты только жди…

Музыкальный номер: Ты только жди

Сцена 8

Анька за столом пишет письмо, заходит почтальонша.

Почтальонша. Ну, что ты девонька, не замерзла еще? Вот уже и весна. Солнышко пригревает.

Анька. Здравствуйте! Весна — это хорошо, теплее становиться. Вы письма несете?

Почтальонка. Дай-ка стул, деточка.

Анька. Что-то случилось?

Почтальонша. Давай стул мне говорю.

Анька стоит не шевелится.

Анька. Что случилось? Что случилось?

Почтальонша держит в руке письма, присаживается на стул.

Почтальонша. Посижу немножко у тебя, да пойду. Или с тобой посидеть.

Анька. Это мои? Это мои письма? Отдайте, пожалуйста.

Почтальонка протягивает письма Аньке. Анька разворачивает квадратное письмо. Читает.

Анька. Ваш сын, Сергей Николаевич – погиб 10 марта… Се-ре-жа!

Анька падает на кровать, плачет. Радом присаживается почтальонша, успокаивает ее.

Почтальонша. Плачь, плачь родная, а дальше прочту. Прочесть в любом случае надо… При артобстреле санитарный эшелон….

Анька. (перебивая) Мама, мамочка – Сережа!

Почтальонша. Второе-то открывать? (читает) Уважаемая Анна, пишет вам командир и друг Олега, он просил вам написать, если что-нибудь случится, как его жене. Он о вас всегда так говорил. Мне очень жаль, но это случилось. Во время танкового обстрела, когда наш батальон держал оборону…. Во время атаки, ваш муж геройски погиб.

ГЗК. Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придет никогда – помните!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!

Но тех, кто уже не придет никогда – пожалуйста, помните!

Звучит метроном. Минута молчания.

Музыкальный номер: Память

Почтальонша. Девонька, родная ты моя, ты другое прочти, может там ошибка какая?

За кулисами читает письмо Маша.

Голос Маши. Дорогая Анна! Пишет вам Маша, абсолютно незнакомая вам женщина, но вы мне очень близкий и родной человек, вы Анечка, и ваша мама Елена Васильевна. Вы только не думайте, я не на что не рассчитываю, когда пишу это письмо, и не чего не прошу у вас, но мы с Сергеем решили пожениться, а 10 марта нас бомбили. Я отвечала за вагон раненных, а он, Сергей, был в самом центре состава в операционной. В самом центре. И… так получилось… прямое попадание, они специально целились по нам у нас на крыше красные кресты… Наверное, так должно было случиться, что я осталась жива: у меня будет ребенок, Сережин ребенок. Не осуждайте меня, я очень любила вашего брата, точнее люблю. Я не знаю, как написать Елене Васильевне. Моя полевая почта 16214. Маша.

Анька лежит на кровати, плачет, Почтальонша гладит ее по голове. Наклоняется к Аньке, как бы вслушиваясь, что она бормочет.

Почтальонша. Как зачем жить? Жить обязательно надо, надо милая. У тебя же мама еще есть, ты ей обязательно напиши. Напиши про ребенка, это же ваша кровиночка. Вроде бы как новая жизнь начинается.

Музыкальный номер: Солдатка

На фоне песни, Анька собирается на войну. Уходит.

Сцена 9

Звучит сообщение от информбюро о победе. На сцену заходит Елена Васильевна с чемоданом. Ставит чемодан, зажигает свет. Садится на кровать, берет в руки стопку писем, читает.

Голос Аньки. Милая моя мамочка, ты только не волнуйся, я потеряла твой адрес. Конечно, я могла бы написать тебе в госпиталь, и оно нашло бы тебя, но я очень верю, что ты вернешься. У меня все хорошо. Ты не переживай за меня, я уже научились воевать. Весна, но солнца еще не видно, но запах весны мне кажется повсюду. Меня немного зацепило в ногу, но совсем чуть-чуть, врач говорит, что я даже танцевать смогу. Скоро будем фашистов гнать без остановки, не отстать бы здесь, в госпитале, от своих. Целую тебя, твоя Анька. 12 марта 1943 года.

Елена Васильевна плачет, разворачивает следующее письмо.

Голос Маши. Дорогая Елена Васильевна! Возможно, мое письмо найдет вас через год или два, но я все равно пишу. Не знаю, насколько это важно для вас, но я хочу сообщить, что у нас с Сережей родился сын появился на свет Сергей Сергеевич. Я просто не могла назвать его другим именем. У нас все хорошо. Я снимаю комнату, меня приютила бесплатно старушка- нянечка из госпиталя, и мы с Сереженькой в тепле у печки. Совсем засыпаю, с Сережей нянчимся по очереди с хозяйкой – Варварой Тимофеевной. Раздобыли ванночку, это и чудесная кроватка для него. Как только потеплеет, понесу его фотографироваться и обязательно вышлю вам фото. Прошу вас, напишите нам.

Елена Васильевна. Все-таки мы победили, но какой ценой. Столько семей разбилось и моя

(плачет, целует письма).

Музыкальный номер: Праздник великой победы

Во время песни на сцену заходит Анька с тростью, хромая. Затем заходит Маша с ребенком, Герка и Лиза – все обнимаются и подпевают финальную песню.

Конец

Автор: Пайль В.А.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий