Сценарий огонь памяти, трогательный сценарий на 9 мая

ОГОНЬ НАШЕЙ ПА МЯТИ – ­ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ДЕТСТВА

Огонь памяти

Художественно-политическая акция

Действующие лица: ведущие – Первый, Второй; чтецы – Первый, Второй, Третий, Четвёртый, Пятый.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Рабочую площадку освещают два прожектора, один из которых направлен на ведущих, а другой – в центр на участников инсценировки.

На сцене участники с зажженными факелами выстраиваются шторкою под музыку песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

Тем временем за участниками с зажженными факелами выходят к боковым микрофонам ведущие. Дети-чтецы выстраиваются спиной к зрителям на фигуру из кубов, расположенную в центре сценической пло-щадки, и замирают. Участники с зажженными факелами расходятся по бокам сцены. На заднем плане цифры «1941–1945». Звучат позывные. Ак-цию продолжают ведущие. Далее смена музыки – «Реквием».

Первый. 22 июня 1941 года на нашу землю пришла беда.

Это был жаркий летний день, мальчики и девочки беззаботно играли во дворе… Но одночасье всё изменилось, никто и не подозревал, что этот день станет последним днём детства… Началась страшная, очень большая и бесконечная война.

Второй. Великая Отечественная война забрала 27 миллионов чело-веческих жизней.

Первый. 10 миллионов из которых – солдаты Великой Отечествен-ной войны.

Второй. 4 миллиона – пожилые люди и женщины.

Первый. И 13 миллионов – маленькие детские жизни.

Второй. Дети войны натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.

Звучит музыка.

Первый. Вихрем огненным, черным вороном

Налетела нежданно беда,

Разбросала во все стороны, детством их разлучив навсегда.

Второй.

Застилала глаза ночь кромешная,

Падал пепел опять и опять,

Но спасением и надеждою

Нам всегда была Родина-мать.

И. Резник

Первый. Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Война стала общей биографией целого поколения.

Второй. Дети воевали в партизанских отрядах.

Первый. Участвовали в уничтожении карательных вражеских подразделений.

Второй. Сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов.

 

Песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики». Продолжает звучать музыка Т. Альбиони на слова ведущих.

Первый. А тем временем голод, холод, болезни в два счета расправлялись с хрупкими маленькими жизнями.

Второй. В связи с гибелью родителей, родных и близких в стране появилось много беспризорных детей – 9 миллионов.

Первый. Для борьбы с безнадзорностью была организована и от-крыта сеть детских приемников и детских домов-интернатов…

На рабочей площадке звуки бомбежки. Дети разворачиваются ли-цом к зрителям и кричат: «Я ненавижу эту войну!», «Кто придумал эту войну?», «Зачем эта война?», «Я не хочу так жить!».

Звучит лиричная музыка.

Дети по одному выходят и рассказывают историю из своего счастливого детства и о том, как они теряли самых родных, близких и люби-мых им людей и оказались в детском доме.

Чтец первый (об отце). У меня было всё: игрушки, конфеты, краси-вое платье… Началась война.

Из счастливого детства я шагнула в смерть… Отец остался на оккупированной территории по заданию партии.

Если мы ночью слышали стук в дверь, у меня начинало дрожать сердце: это фа-шисты опять будут допытываться об отце.

Как-то поздно ночью пришел отец весь холодный, а я пылала жаром. Он сидел возле меня и не мог уйти.

Вдруг стук в дверь. В дом вломись немцы. Папа протянул ко мне руки, но его ударили и оттолкнули. Босиком я бежала за ним до самой речки и кричала: «Папочка, папочка!..» Дома причитала бабушка. Она не смогла пережить такое горе. Плакала все тише и тише, и через две недели умерла ночью на печке, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме нико-го больше не осталось. Вот так я и попала в интернат… Я ненавижу эту войну (разворачивается и становится на своё место).

Чтец второй (о сестре). Как я попала в интернат? Аня – это моя старшая сестра. В прошлом году она окончила медицинское училище.

Это была её мечта с детства – стать врачом. Я совсем не помню своих родите-лей, мы с Аней вдвоем росли… с нашей тетей Ритой… Аня всегда меня учила доброте, что нужно помогать слабым: сам погибай, а товарища вы-ручай. Когда началась война, Аня добровольно пошла на фронт медсестрой. Вспоминаю тот день, когда мою Аню забирали на фронт. Правда, я тогда не думала, что это будет в последний раз, когда я видела мою Аню, я просто старалась догнать поезд и кричала: «Аня, моя любимая Аня, я обе-щаю тебе слушаться тётю Риту, заботиться и помогать ей».

И я из послед-них сил бежала, становилось все труднее, но я бежала, пока были силы, а поезд бесконечно медленно отъезжал от перрона. Он все-таки ушел. Мигнул сигнальными огнями и исчез в тумане…

Аня погибла, спасая раненых, отстреливаясь, увела фашистов за собой… Когда враги её окружили, подпустила их близко к себе и взорвала гранату. Вместе с ней погибло и 10 фашистов. Вскоре тетя Рита заболела умерла, и меня распределили в детский дом. Я ненавижу эту войну…

(разворачивается и становится на своё место).

Чтец третий (о брате). До войны у меня было самое счастливое детство! А вы знаете, как я любила своего Гришу. Гриша – это мой стар-ший брат. Помню, как я боялась темноты, а он говорил мне о том, что я его принцесса и он всегда будет защищать меня. Помню, как он дразнил меня, я догоняла его… Как мы бегали в лес, как прыгали в реку одетыми, как носились по лужам под дождем…

До сих пор помню, что, когда он уходил на фронт, я отчаянно цеплялась за него, стараясь не отпускать его от себя. Осенью я должна была пойти в первый класс, и брат дал деньги мне на пальто. А жили мы скромно, дырок в семейном бюджете хватало. Но мама купила бы мне это пальто, раз брат просил. Ничего она не успела… ничего. Наш город стали бомбить немцы, убили и мою маму…

Гриша попал в окружение, и после блуждания по лесам и попытки выбраться к своим был схвачен немцами. Вот так я и осталась сиротой…

Ненавижу эту войну… (разворачивается и становится на своё место).

Чтец четвёртый (девочка с книгой о матери). Маму я потеряла в первые дни войны… Всю войну я думала о маме… Ну, где же сейчас моя мама? Она была такая красивая, у нее были самые теплые и нежные руки. Последнее, что я запомнила из мирной жизни – сказку, мама читала её на ночь. Мою любимую – о Золотой рыбке. Я всегда у Золотой рыбки что-нибудь да просила, но только не войны…

Мы спали, а наш город бомбили. Я выскочила из дома и закричала: «Мама! Мама! Где моя мама?» Повсюду бежали дети и их мамы, а моей мамы не было. Вдруг говорят: «Немцы в городе…», и что видели мою маму убитой.

Как и что дальше было, я не помню, как меня привезли в детский дом – не помню… Война забрала у меня всё… Я ненавижу эту войну… (разворачивается и становится на своё место).

Звучит музыка (звуки бомбежки), дети разворачиваются к зрите-лям и начинают маршировать на табуретах, одновременно хором кри-чат: «Я ненавижу эту войну!», «Кто придумал эту войну?», «Зачем эта война?», «Я не хочу так жить!» и т. д. Музыка обрывается.

Чтец пятый (о детском доме). Что же вы делаете?! Надо жить! Вот у вас у всех были мамы, папы, братья, сестры, а я с рождения в детском доме, каждый день одно и то же: утро, подъем, завтрак, полдник, обед, ужин, сон… Да лучше бы сейчас, как вы, сидеть и вспоминать своих родителей, надеяться и верить, что всё будет хорошо. Да не умерли они, они всегда будут жить! Вы слышите?! Слышите? Они будут жить в наших сердцах!

Склонив голову, стоит лицом к зрителям. Звучит музыка. К нему подходят остальные участники инсценировки. Выстраиваются и кладут руки на плечи впереди стоящего чтеца. На слова ведущих спускаются вниз и клином садятся на ступеньки, замирают, в руках у них свечи.

Песня «Дети войны». Звучит колокол.

Первый. Колокол мира! Звонче звени! Пусть затихают все войны! Сколько, Земля, ты впитала крови!.. Хватит, наверно, довольно.

Второй.  Льются дожди – слёзы всех матерей, Громом грохочет их горе.

Здесь сыновья прекратили свой бег, Спят они в вечном покое.

Первый.

Как васильковое поле шумит!

Дышит в молчании томно…

Люди земли! Научитесь любить!

Люди, живите достойно!

Второй.   Солнце, и небо, и весь земной шар…

Мы за всё это в ответе.

Люди земли, нам не нужен пожар,

Нужен нам мир на планете!

Т. Кохабидзе

Звучит музыка Т. Альбиони.

Первый. За долгие четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы.

Второй. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами. И никакое время не сможет вылечить раны войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…».

Первый.  Мы вечно будем помнить

Погибших тех ребят.

Нам факелы зажженные

Дорогу осветят.

Участники с зажженными факелами под музыку спускаются с ра-бочей площадки и направляются к памятнику для зажжения Вечного огня, все остальные участники факельного шествия движутся за ними.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

памятника воинам Великой Отечественной войны. Звучит музыка Т. Альбиони.

 Участники  факельного  шествия  выстраиваются  напротив памятника.

Первый. В память о героях Великой Отечественной войны зажечь Вечный огонь.

Звучит музыка, зажигают Вечный огонь.

Второй. Поклонимся же низко тем, кто положил свою жизнь на ал-тарь человечества. Вечная слава героям! Почтим минутой молчания их память.

Минута молчания.

Панихида.

Первый. Поставим свечи к обелиску павших в память о тех годах, что так дорого стоили нашему народу…

Второй. За тех, кого уже нет, но кто всегда в нашем сердце. Ведущие после того, как поставили свечи, продолжают.

Второй. Гори, свеча, гори, не затухай,

Непреходящей болью будь,

Пусть в пламени твоем встают

Все те, чей оборвался путь.

Кто из спокойных, мирных дней

Шагнул в наземный ад, кто до роковой черты Нес звание Солдат.

Первый.  Кто в восемнадцать с небольшим

Познал цену потерь,

Кто, за Россию жизнь отдав,

Открыл в бессмертье дверь.

Гори, свеча, не затухай,

Не дай нахлынуть тьме,

Не дай живым забыть всех тех,

Погибших на войне!

 

Н. Кузнецова

Песня «О земле» (сл. и муз. В. Высоцкого).

Второй. Художественно-политическая акция «Огонь нашей памяти», посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне, подошла к концу.

Работает свободный микрофон, выступают все желающие.

 

Составитель Л. Лузина

п. Абан Красноярского края

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий