Сценарий мероприятия ко дню Матери в библиотеке – О, вера наших матерей!..
Библиотекарь. Что может быть на свете священнее имени матери! Есть в русской поэзии и прозе одна святая страница, дорогая и близкая любому сердцу, любой не потерявшейся душе – это рассказ о маме.
Ведущий. У меня в руках книга священника Артемия Владимирова «Учебник жизни». Откроем ее страницы. Мама…Именно это слово первым произносят младенческие уста. И немудрено. Ведь мать составляет с ребенком единый организм: не из рук, а от груди материнской мы питаемся первые месяцы нашей жизни, находясь в полной зависимости от родившей нас.
Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы не стали, как бы далеко жизнь не увела нас от родительского крова, мама всегда останется для нас мамой, а мы – ее детьми, слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем она. И никто, конечно, не сумеет пожалеть, а вместе с тем и пожурить нас так, как это делает мама. Выговаривая нам, она желает не обидеть нас, но исправить. Вот почему даже мамины шлепки мы вспоминаем с благодарностью, ибо и гневается она на нас всегда с любовью.
Людмила Татьяничева
Мама
Как часто невниманьем обижаем
Мы в юности отцов и матерей
Домой из института приезжая,
К своим друзьям торопимся скорей.
На завтра отложив все разговоры,
Едва успев костюм дорожный снять,
В заречные зовущие просторы
Стремглав летим мы детство догонять.
В своих подруг бросаем мы цветами,
Забыв нарвать для матери букет.
А мать всё ждёт. Живёт и дышит нами,
Обновы шьёт, готовит нам обед.
Нас держит лес, не отпускает Волга,
Уже темно, поужинать и спать.
И лишь во сне мы повторяем: «Мама»,
И наши сны оберегает мать.
Виктор Коротаев
О, вера наших матерей,
Вовек не знающая меры,
Святая, трепетная вера
В нас, подрастающих детей.
Ёё, как свет в березняке,
Не вытравит ничто на свете:
Ни единицы в дневнике,
Ни злые жалобы соседей.
Уж матери – такой народ –
Вздохнут, нас долгим взглядом смеря:
«Пусть перебесятся. Пройдёт»,-
И снова верят, верят, верят.
Как верят матери одни,
Взыскательно и терпеливо.
И – не крикливые – они
Не почитают это дивом.
А просто нипочём года
Их вере, трепетной и нежной,
Вот только мы-то не всегда
Оправдываем их надежды.
Ведущий. Чем мы можем отплатить, воздать даме за её любовь, пронесённую, словно горящая свеча, через все годы её жизни? Чем воздадим матери за бессонные ночи, проведённые около нашей кроватки в борьбе с недугами и хворями, которые столь часто выпадают на долю детей?
Девочка (читает прозу русского писателя Бориса Зайцева). «Когда маленький человек заболел, на лицо мамы ложится тень. Она спокойна, сдержана, но волнуется. Посоветовавшись с фельдшером, она дает хины, ставит компресс согревающий, меряет температуру – под ее умелыми руками не может болезнь не поддаться. А глухой ночью, когда от жара начинается кошмар, она наклонится в белой кофточке, возьмет к себе на постель, и при ней духи тьмы не осмелятся приблизится. И первая, кому радуется и кого любит выздоравливающий ребенок, это тоже мама. По ее лицу он видит, что прошло тяжелое, и вновь пойдут утра и игры, ясные зимние дни, коньки, лыжи, белые морозы и иней».
Ведущий. Кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе и столь незаметный труд матери по дому, по хозяйству? И все ради нашей пользы и нашего блага: лишь бы дети были сыты, чисты и опрятны, лишь бы детство осталось самой счастливой порой жизни. А ведь многие мамы работают, значит и встают намного раньше своих детей, и ложатся позже, и при этом все успевают: и завтрак собрать, и постирать и приготовить чистую одежду, чтобы никто не назвал сына или дочку неряхой и замарашкой. Воздать маме мы не сможем достойно ничем, только благодарностью – никогда не оскудевающей, но возрастающей. Благодарностью, явленной и в словах, и в делах, и в молитвах. Именно об этом и говорит Господь в своей заповеди: «Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет и да долголетен будешь на земле».
Ведущая в русском народном костюме читает «Семейный быт Древней Руси».
Ведущая. Издревле в русских семьях воспитание детей в основном лежало на женских плечах. Именно им подобало «нрав детиный исправливати», «блюсти чад своих». Церковь требовала от женщин воспитания в детях послушания, терпения, уважения к старшим: «Младу отрочати перед старым молчати».
Церковные поучения требовали от детей и уважения к матери. «Вечно матери своее не забудь, вспомяни, яко тою родил еси». «Не забывай материя труда, еже о чадах печаль и болезнь. Можели о ней поболети, яко же она о тебе. Тем же страхом раболепным послужи ей». (13-15 век.)
Пренебрежение и забвение памяти родителей: «Пакы насмехася отцю и укоряюще старость матернюю…» (если насмехается над отцом и укоряет мать ее старостью) – резко осуждались: «…и восплачется тогда, но никто не услышит его…» Глубоко по сути и требование: «Аще охудеет разумом в старости отец ваш или мать ваша – то не безчествуйте их, не укоряйте».
С поучениями, которые мы встречаем в текстах церковных сборников, перекликаются свидетельства некоторых гражданских актов и летописей, которые также характеризуют отношения родителей и детей в древнерусских семьях. Князь Константин Всеволодович (начало 13 века), чье «Наставление о детях» дошло до нас в изложении историка Татищева В. Н. (1686-1750), так обращается к своим чадам: «Почитайте мать, сохраните поведения ея, учредите покой ей и довольство, чтоб не терпела недостатка…» Роль мудрого влияния матери неоднократно подчеркивалась летописцами при описании многих значительных поступков в жизни князей и бояр – главных действующих лиц летописей. Так, например, Анна, жена великого князя Всеволода Ярославича, убеждает сына Владимира Всеволодовича прекратить усобную борьбу со Святополком Изяславичем (11 век). Великая княгиня Мария Ярославна благословила сына Ивана III на борьбу с ханом Ахматом в 1480 году, а результатом ее, как известно, было свержение ордынского ига на Руси.
В древнерусских семьях, описанных в летописях, отличительной чертой внутрисемейного микроклимата были доброта, внимание, забота о женщинах. Почтительное отношение к матери – приметная черта и древнерусского фольклора: «Что ни белая береза к земле клонится, ни шелковая трава расстилается, уж как сын перед матерью кланяется…» Такова степень уважения былинного героя Добрыни Никитича к матери.
«Свет-государыня, матушка!», «Госпожа моя, родна матушка! – таковы обращения детей к матери в русских песнях и былинах. Так признается в любви своей матери другой былинный богатырь – Василий Буслаевич. С этими былинными строками перекликаются слова великой княгини Ольги, сказанные ею сыну Святославу Игоревичу: «Аще кто матери не послушает – в беду впадает».
А вот Дмитрий Донской: «Аз приказал есмь детей своих княгине. А вы, дети мои, слушайте своее матери во всем, из ее не выступайтеся ни в чем. А который сын мой не имеет слушати матери, а не будет в ее воли, на том не будет моего благо Словения».
Ведущий. Понятия «мать» и «материнство» святы. И пусть мама сама считает себя несовершенной или грешной – в глазах детей она должна оставаться всегда прекрасной и, может быть, даже святой. Во всяком случае, недопустимо маме делать упреки и замечания, уместные лишь в устах взрослых по отношению к подрастающему поколению. Иные современные юноши и девушки по душевной слепоте и в гордости даже укоряют родителей в своих собственных недостатках, приписывая их просчетам в воспитании. Нет большей неблагодарности, чем эта, заслуживающая только наименования черной! К сожалению, наши дети ныне так увлечены всевозможными играми, что у них все меньше и меньше времени остается на маму. Ах, как жаль, что дети в наше время почти разучились обращаться к маме с различными ласковыми наименованиями!
Не обнимут, не поцелуют, не скажут с любовью: «Мамочка моя хорошая, дорогая..,» А подойдут и лишь отрывисто: -Мам, есть есть?» – предоставляя ей расшифровывать это своеобразное вопрошение.
Библиотекарь читает отрывок из поэмы С. Острового «Мать»
Сын из дома ушел!
И когда он вернется теперь?
И потянутся дни.
И слезы материнской не спрячут,
Ах, зачем между жизнями возникает закрытая дверь?
И детей провожая, зачем наши матери плачут?
Мать, я землю изъездил. Я многие знал города,
И Добро повидал, и война по мне смертью строчила.
Но друзей своих, мать, не бросал я в беде никогда,
И не лгал никогда. Это ты меня так научила,
Ты меня научила не прятать у сердца обид. (Сердцу трудно и так, ДЛИ чего ему тяжесть такая?)
Если слово ты дал – это, значит, навеки. Гранит.
Если в гору идешь – поднимайся, других не толкая.
Ах, завет материнский, и что тебя в мире мудрей?
Ты нас к звездам ведешь даже в темные ночи глухие.
Я берусь утверждать: в мире мало плохих матерей!
Отчего же тогда появляются люди плохие?
Отчего же тогда по земле еще ползает зло?
И смердит себялюбство? И сушит сердца скопидомство?
А ведь как на планете бы сделалось людям светло,
Если б всех матерей своих слушаться стало потомство.
Ты прости меня, мать! Я при жизни твоей не сказал
Половины того, что теперь не дождется ответа.
Жизнь не холмик пологий. Не картинами убранный зал.
Жизнь – вершина. Огонь. Праздник мысли и яркого света.
Вот за это за все – я твой сын! И пока я живу,
Мама, имя твое я несу через жизнь, как святыню,
Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву,
Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню,
Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.
Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой.
А тебя уже нет… Ты уже не откроешь дверей…
Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!
Настоящая Мать – человеку дается однажды.
Ведущий. Многие ли из наших читателей могут сказать, какие у мамы глаза? Нет, я не имею в виду цвет – карие или голубые, это, слава богу, мы помним. Мамины глаза… В них – вся наша жизнь, в них – мы сами в настоящем, прошедшем и будущем. Иногда в маминых глазах прочитаешь мир и покой. Они подобны озеру, не колеблемому ни единым дуновением ветерка.
Когда смотришь в эти глаза, уходит беспокоЙСТВО И тревога, сердце освобождается от страхов и опасений, и веришь: все будет хорошо, потому что рядом – мама. А иногда эти глаза темнеют, как темнеет воздух перед грозой, и глаза превращаются в очи грозные, через них исходит правда, и ты сознаешь себя маленьким и грешным, и тебе стыдно за свой презренный гаденький поступок…
Иван Бунин
Мать
Далеко хутор мой родной…
Давно прошли те дни и ночи,
Когда я видел пред собой
Ее заплаканные очи.
Но не забыть их никогда!
Во тьме житейского несчастья,
В часы раздумья и труда
Я вспоминаю их как счастье.
Как радость детства моего,
Как утешенье пред разлукой,
Как ласку нежную того,
Кто дал мне жизнь своею мукой!
Ведущий. А что мы знаем о маминых руках – многозаботливых, не ведающих ни усталости, ни покоя, то стряпающих, то штопающих, то стирающих? Мы верим и знаем, что руки мамины чудотворны. Вот почему, едва лишь что-то заболит у нас или мы поцарапаем руку, занозим, ушибем, мы сразу бежим к ней с громким воплем: «Ма-ма!» И – о чудо! – едва лишь мама прижмет нас к себе, погладит там, где болит, приголубит – и боль уже вполовину меньше, а то и совсем пропала.
Библиотекарь (читает рассказ А. Глебова «Щека матери»). «Я не помню сейчас рук своей матери, какие они были: маленькие или большие, шершавые или гладкие? Я хорошо помню ее лицо: доброе и красивое, с упругими прохладными щеками. И когда, ударившись о что-нибудь твердое, я набивал себе на лбу шишку или молотком отбивал палец, только она могла унять мою боль. Прижмется, бывало, к больному месту прохладной щекой – и боли как не было <…> Ну, а теперь, когда горе или несправедливая обида сожмет сердце, никто, как она, уже не утешит тебя…»
Ведущий. Чем немощнее с годами будет становиться мама, тем большее внимание и попечение нам должно проявлять по отношению к ней. Для того она лелеяла и растила нас, чтобы в какой-то день ее немощь восполнилась нашей силой, ее болезнь – нашим здоровьем, ее скудость – нашим изобилием. Деятельная любовь к матери никогда никого не унизила, даже самых великих людей, напротив, сделала их еще более благородными и достойными уважения. Пренебречь родителями, оставить их без попечения – то же самое, что зачеркнуть все доброе, когда бы то ни было нами сделанное, и отречься от Бога, а хуже этого ничего нет.
«Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я», – эту песню знает каждый. И слова песни не обманывают нас: мама будет всегда! Но не всегда она будет рядом. Вот почему необходимо сейчас, с сегодняшнего дня учиться любить маму так, чтобы эта любовь насытила ее и наше сердце и связала нас такими тесными узами, которые окажутся сильнее самой смерти.
Библиотекарь (читает отрывок из прозы Ивана Гончарова). «Не изменяет и не охладевает любовь матери, ее ни уменьшить, ни подкупить нельзя. Век свой одна и та же. Мать любит без толку и без разбору. Велики вы, славны, красивы, горды, переходит имя ваше из уст в уста, гремят ваши дела по свету – голова старушки трясется от радости, она плачет, смеется и шепчет: «Это мой!» А затем затеплит лампадку перед образом Спасителя и молится долго и жарко. А чадо большею частью, и не думает поделиться славою с родительницею. Нищи ли вы духом и умом, отметила ли вас природа клеймом безобразия, точит ли жало недуга ваше сердце и тело, наконец, тяготеет ли над вами общее презрение, отталкивают ли вас от себя люди, и нет вам места между ними, – тем более места в сердце матери. Она сильнее прижимает к груди уродливое, неудавшееся чадо и молится еще долее и жарче».
Матери
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Бывало, раздевает няня ил полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что Он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?
Иван Бунин
О матери Уляжется ночь у порога,
Уставится в окна луна…
И вот перед образом
Бога Она остается одна.
Туманный квадратик иконы,
Бумажного венчика тлен…
И долго роняет поклоны
Она, не вставая с колен…
Анатолий Передреев
Лишь сердце мое отзовется,
Сожмется во мраке больней…
Никто никогда не вернется
с кровавых безмолвных полей…
Не будет великого чуда
Никто не услышит молитв…
Но сплю я спокойно, покуда
Она надо мною стоит!
Александр Яшин
Молитва матери
Заступница, дай мне большую душу,
Сердце доброе,
Око недремлющее,
Голос мягкий, отходчивый, ласковый,
Руки крепкие, незлобивые, –
Очень трудно матерью быть!
Не власти прошу,
Не за деньги стою,
Вдохни, Сердобольная, в грудь мою
Столько любви и силы,
Чтоб до могилы На всю семью –
На мужа, на сына, на дочерь мою, –
На каждый характер хватило,
На все сомнения И смятения
На спотыкания и причуды
На завихрения и увлечения
На заблуждения и остуды
Только любовь раскрывает сердце
Лишь перед ней отступает горе,
Мне нужно очень много любви,
меня понимаешь…
Ведущая. Ребята, это стихотворение А. Яшина, которое называется «Молитва матери».
Автор: Пехтелева Н.К., Чешуина М.Н.