Сценарий мероприятия для педагогов – Молодо, но не зелено
1 ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы приветствуем Вас на совместном заседании клуба молодых педагогов «Молодо, но не зелено»и творческой лаборатории «Поиск».
Сегодняшняя наша интеллектуальная встреча посвящена одной из важнейших проблем в педагогической деятельности- культуре общения и поведения педагога и она будет состоять из трех важных тем: это культура общения, имидж педагога и педагогический этикет.
Культура педагогического общения
2 ведущий: Общение между преподавателем и обучающимся – это важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае- это «роскошь», а в другом профессиональная необходимость.
Способность к общению с учащимися должна основываться на любви к ним. Но научиться любить их нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам…
Все начинается с любви…
Твердят: вначале было слово…
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка,
Все начинается с любви!..
1 ведущий: Несомненно, возникает ряд трудностей при общении у обучающимися , особенно у молодых педагогов. Вопрос к членам клуба: какие трудности возникают у вас при общении со студентами?
2 ведущий: А какие рекомендации для начинающих педагогов могут дать наши опытные педагоги?
Вопрос для опытных педагогов: как поступить, если возникают трудности при общении со студентами.
Как следует себя вести?
Не секрет, что не только наши коллеги, но и многие педагоги вообще в своей речи используют не только неверные, но и иногда смешные выражения. О них нам расскажет:
Действительно, каждое слово, произнесенное педагогом отзывается в душе ученика, оно может не только поддержать, научить или пристыдить студента в какой-либо ситуации, но и заставить его рассмеяться. Вот несколько таких фраз, которые употреблять в своей речи все таки не стоит:
- -ну что, дети, сделаем перекур?
- -Прекратите разговаривать! Ти-хо! О господи! Пулемёт бы мне на стол!
- -Хватит болтать, а то весь класс пересажу на первую парту.
- -Ты весь урок смотришь на меня затылком.
- -Я не могу, когда на меня смотрят 25 глаз!
- -Студент, вы что, действительно такой умный? -Кто, я? -Ну не я же!
- -Вы что, первый раз с Луны свалились?
- -Нет ведь разума никакого у вас…
- -Опять доска не пишет!
1 ведущий: Итак, для преподавателя важны следующие коммуникативные умения. Обратите внимание на слайд:
-
- владение чтением «по лицу»,
- понимание личности учащегося, его психологического состояния,
- умение подавать себя в общении с обучающимися,
- -умение оптимально строить свою речь в психологическом плане.
2 ведущий: Важную роль играет и стиль общения. Обратите свое внимание на следующий слайд.
- Общение на основе увлеченности совместной деятельностью,
- Общение на основе дружеского расположения,
- Общение- дистанция,
- Общение – устрашение,
- Общение- заигрывание.
Вопрос аудитории: Какой стиль общения предпочитаете вы?
1 ведущий: Общаясь с обучающимися, преподаватель значительную часть информации получает не из слов студентов, а из их жестов, позы, взгляда, манеры слушать. Профессия учителя имеет много общего с профессией актера. Каждый урок учитель стоит перед классом, как на сцене, и его слушают и смотрят на него ежедневно десятки зрителей. Владение актерскими приемами может оказать педагогу помощь не только в педагогической деятельности, но и позволяет избегать нервных срывов.
В системе «преподаватель- студент» предпочтение отдается и невербальным средствам общения. Действительно ли так важны эти невербальные аспекты, или можно обойтись без них, используя только язык? Давайте порассуждаем.
Мимическая сторона общения крайне важна- по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов. Ряд исследований показывает, что учащиеся отдают предпочтение учителям с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности.
Другой канал невербального общения-прикосновение. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к студенту. Свободное передвижение учителя по классу облегчает использование этого приема.
Не прерывая занятия, он может вернуть к работе отвлекающегося студента, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный момент.
Немаловажное значение имеет и дистанция общения. Дистанция между обучающимися зависит от отношений между ними. Зона наиболее эффективного контакта- это первые 2-3 парты. Именно первые парты попадают в личную зону на протяжении почти всего урока.
В педагогическом процессе важную роль играет взгляд, которым преподаватель может выразить свое отношение к обучающемуся, его поведению, задать вопрос, дать ответит.д.
Воздействие взгляда тем сильнее, чем ближе к вам находится студент.
Особое место в системе невербального общения педагога занимает система жестов. Жест обладает свойством тайное делать явным, о чем педагог должен всегда помнить. Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе.
Если движения учителя порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей. Совместная деятельность педагога и обучающегося предполагает не только воздействие преподавателя, но и обратную связь. Именно с помощью жеста преподаватель часто «включает» её ( вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает её интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт.
Жесты педагога нередко становятся образцом для подражания, поэтому к культуре невербального поведения педагога следует предъявлять высокие требования.
1 ведущий: Итак, мы можем сделать вывод, что и речевые способности педагога, и его умение управлять своим поведением, помогают обеспечить полноценную передачу знаний на уроке.
2 Ведущий: Но важно не только знание культуры поведения педагога, но и имидж педагога это – своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, тем более , что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника. Вспомним поговорку: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным «банком данных» о человеке, и на этом основании они выстраивают свои отношения. И, чем точнее создан образ педагога, тем легче людям общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык со своими учениками. О том, как раньше одевались учителя нам расскажет
Как раньше одевались учителя
1900-1917 гг.: мундир и фуражка. В России для учителей гимназии-мужчин была обязательна единая форма, введенная Министерством просвещения: мундир, форменные брюки и фуражка.
1917-1930 гг.: костюм или гимнастерка. Единая форма для учителей отменена. Носить предлагалось: мужчинам строгие костюмы, белую сорочку, галстук, женщинам – строгие платья с кружевным или шелковым воротником.
1930-1950 гг.: широкие брюки и чулки “в резинку”. Военное обмундирование учителей-мужчин отходит на второй план, в моде двубортные костюмы, широкие брюки, закрытые шерстяные жилеты, добротные ботинки. У дам те же строгие платья с аккуратным воротничком и манжетами либо трикотажные жилеты поверх блузы и – никаких украшений и яркого маникюра. Особое внимание уделялось чулкам: тонкие, фильдеперсовые были под негласным запретом как элемент чуждого советскому учителю буржуазного строя. Норма – грубые коричневые чулки, которые рекомендовалось носить в воспитательных целях. После войны количество кителей и гимнастерок в классах возрастает, мода на учительские платья остается без изменений.
1960-1970 гг.: “двойки”, куртки и блузки. Костюм-двойка в союзе с вельветовыми куртками вытесняет военную форму окончательно, для учителей-женщин допускаются платья из легких тканей, трикотажные кофточки, шелковые блузки, однако каблуки по негласному правилу не превышают 4-5 см.
1980-1990 гг.: джинсы, мини, каблуки. Мужчины-учителя сбросили официальные костюмы, заменив пиджаки трикотажными свитерами, а брюки джинсами, у дам кое- где мелькают даже брючные костюмы и мини-юбки. Табу на прозрачные чулки и высокие каблуки снято, как и на модные стрижки, украшения и макияж.
2000-2007 гг.: все, только не дреды. Модно все, что на улице, но в разумных пределах: пирсинг, дреды, тату – основание для отказа при приеме на работу.
2007 – 2010 гг.: в Российском законодательстве никак и нигде не регламентируется имидж педагога. Эта политика полностью отдается в руки отдельно взятого образовательного учреждения, при приеме на работу будущий учитель должен предъявить лишь диплом с соответствующим образованием и квалификацией.
2 Ведущий: Вот так одевались учителя в ХХ, начале ХХI веков, а мы призываем вас не только следовать моде, но и помнить, что позитивный имидж – это профессиональное требование, предъявляемое обществом современному педагогу.
Этикет педагога
1 ведущий: Значительная роль этикета в жизни современного общества, а также в педагогической деятельности, объясняется рядом выполняемых им функций: опознавательной, коммуникативной, этической, эстетической, воспитательной.
Учитывая функции этикета, педагог имеет возможность разумно строить свое поведение, создавая благоприятные для педагогического общения условия, что
способствует повышению качества его деятельности, развитию доброжелательных отношений с коллегами, повышению его авторитета.
2 Ведущий: Нам бы хотелось затронуть тему поведения педагога на педсоветах и собраниях. К сожалению, довольно часто можно наблюдать, как педагоги, которые призваны учить своих студентов правилам этикета, сами не всегда выполняют эти правила. Как следует вести себя на собраниях? Об этом нам напомнит:
На собрание не стоит опаздывать, лучше прийти за 5-10 минут до его начала. Не стоит брать с собой для проверки тетради и журналы для заполнения. Цель собрания – решение и обсуждение важных вопросов, которые педагог может упустить из своего внимания. С уважением относиться к выступлениям коллег, не перебивать, давая возможность выступающему высказать свою мысль полностью. Во время выступления, докладов нельзя разговаривать с коллегами, попутно обсуждая услышанное, даже если вы не согласны с тем, что услышали. Все личные вопросы лучше задать в индивидуальном порядке, исключением может стать только то, если ваш вопрос или ситуация иллюстрирует обсуждаемую тему.
Во время выступления необходимо придерживаться регламента, но коллегам не стоит демонстративно посматривать на часы и выкрикивать с места, для этого есть ведущий собрания, который решает все организационные вопросы.
Во время реплик или выступлений с места необходимо встать и по возможности повернуться лицом к сидящим, чтобы коллеги разговаривали с Вами, а не со спиной. Сами выступления должны носить дружелюбный характер, высказывания должны быть тактичными. Во время собрания необходимо выключить мобильный телефон или убрать звук. После выступлений или собрания в целом необходимо поблагодарить коллег и организаторов собрания за подготовку. Если во время выступления коллега допускает стилистическую ошибку не стоит хором исправлять ее, ставя человека в неловкое положение, лучше также это сделать после собрания индивидуально.
1 ведущий: Это конкретная педагогическая ситуация, но одно дело когда вы находитесь среди коллег, а другое дело, когда возникают подобного рода трудности на уроке. Как поступить? Мы предлагаем нашим коллегам решить несколько педагогических ситуаций.
Ситуация 1.
Преподаватель русского языка: “А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу”. Из класса раздалось недовольное нытье: “Ну зачем”, “Вот еще!”, “Давайте не будем”, “Мы и так запомним”.
Учитель (озадаченно помолчав): “Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку”. Опять недовольные выкрики из класса: “Зачем?” “Давайте, лучше таблицу!” и т.д. Учительница: “Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать”.
Дайте оценку данной ситуации.
Оценка: Учитель демонстрирует ученикам свое слабоволие, неуверенность в себе и некоторый страх перед самими учениками. Может это еще и не осознается ребятами в полной мере, но любой из них способен это почувствовать.
Прогнозирование: Если подобные ситуации будут повторяться, ни о какой дисциплине в классе речи уже не будет, как нельзя будет говорить и об уважении к учителю. Такое открытое потакание желаниям ребят неоправданно и, в конце концов, скажется на самом учебном процессе, качестве обучения и отношении учеников к своему учителю.
Ситуация 2.
Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя. Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т.д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую).
Особенно выделяется один мальчик.
Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями.
Очередное задание – подготовить пересказ текста.
Через какое-то время учительница спрашивает самого шумного ученика, готов ли он к пересказу. Тот отвечает, что может пересказать только первое предложение.
Учитель: “Значит, я ставлю тебе два”. Ученик: “Нет, в таком случае я перескажу”. Учитель: “Поздно. Раньше надо было думать” Ученик: “Да я перескажу”.
Такая перепалка продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик, обругав ее матом, хлопает дверью.
Учитель, ничего не сказав, продолжает урок.
Оценка: Здесь имеет место целый букет педагогических ситуаций, причем видно, что отношения между учителем и учениками второй группы давно запушены. Но если говорить о последней, то учитель откровенно сорвал свою злость.
Несправедливость такого поступка заключается еще и в том, что вместо того, чтобы поставить «два» за поведение (что было бы, по крайней мере, честно), учитель предпочел поставить «два» за знания (вернее, за незнание), не дав ученику возможности даже ответить.
Наказание справедливо только тогда, когда, по крайней мере, является наказанием за реальный проступок. Учительница дала понять ученику, да и классу, что если она в чем-то и бессильна, то способна отыграться в другой ситуации, воспользовавшись своим положением.
Мальчишка ушел униженный, с чувством глубокой несправедливости, злясь на собственное бессилие и до глубины души ненавидя учителя. Урок всему классу: месть вполне приемлема и в ней хороши все средства.
Прогнозирование: Обоюдная ненависть учителя и данного ученика усилится еще больше. Такие ситуации будут повторяться и дальше. Уважения к учителю не будет ни у этого мальчика, ни у всего класса.
Решение: Учитель должен был спросить пересказ, если уж ученик решил попробовать. Успокоить же сильно мешающего уроку ученика можно, дав ему какое- нибудь достаточно сложное для него задание, за которое в конце урока он получит оценку.
1 ведущий: Итак, сделаем выводы: современному специалисту необходимо владение этикетом. Не бездумное его соблюдение просто потому, что так принято или выгодно. Необходимо знание сущности и содержания этикета, культуры речи и правил поведения педагога. И помните, чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому! Заключительное слово предоставляется…
2 ведущий: Мы благодарим членов клуба за участие и зрителей за внимание.
1 ведущий: До новых встреч!